Статья 'К вопросу о смысловой самонавигации. Идея антропоидного картоида' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

К вопросу о смысловой самонавигации. Идея антропоидного картоида

Смирнов Сергей Алевтинович

доктор философских наук

ведущий научный сотрудник, Отдел философии, Институт философии и права СО РАН

630090, Россия, Новосибирская Област область, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8, оф. 403

Smirnov Sergei Alevtinovich

Doctor of Philosophy

Leading Scientific Associate, the Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

630090, Russia, Novosibirskaya Oblast oblast', g. Novosibirsk, ul. Nikolaeva, 8, of. 403

smirnoff1955@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.6.16629

Дата направления статьи в редакцию:

12-10-2015


Дата публикации:

1-5.14285714286-2015


Аннотация: В статье вводится представление о карте личности посредством категории «антропоидного картоида». Автор предлагает рассмотреть проблему построения и развития личности через призму составления карты-путеводителя, которую составляет человек в рамках своего личностного развития. В статье описывается ситуация востребованности и одновременно проблематичности составления подобной карты. Последнее связано с тем, что современный человек переживает ситуацию, получившую название ситуации «после Освенцима», культурной паузы, то есть той поры, когда уничтожаются или радикально проблематизируются многие ранее принятые в качестве базовых культурные символы и образцы. Показывается, что культурной формой передачи культуры в такой ситуации становится свидетельство того, кто осуществляет на себе предельный антропологический опыт. Автор указывает на сложность и чреватость такого опыта свидетельствования в ситуации «после…». В статье вводится ряд принципов, на которых базируется антропоидный картоид, отличающийся от привычной карты тем, что он является одновременно как внешним инструментом по личностной самонавигации, так и дневником, бортовым журналом и частью органона самой личности составителя этой карты. Введение в оборот понятия "антропоидного картоида", отличающегося от известного понятия и инструмента, карты территории. Картоид вводится для удержания специфики работы, связанной с личностной траекторией человека. Новизна работы связана с введением как смыслового понятия антропоидного картоида, так и введением ряда базовых принципов, на основании которых строится антропопрактика по составлению антропоидного картоида. В работе показан связь актуальности и необходимости перехода к работе по составлению антропоидных картоидов - это ситуация ухода символического горизонта культуры, ситуация, получившая название "после Освенцима". Автор заостряет проблему передачи опыта от поколения к поколению в этой ситуации, которая характеризуется онтологическим опустыниванием и принципиальной невозможностью передачи опыта и культурных образцов. В такой ситуации возникает реальная проблема составления карты личности, устроенной по иным принципам, нежели привычные индивидуальные траектории индивидуального развития.


Ключевые слова:

карта личности, ситуация человека, смысловая самонавигация, антропоидный картоид, эгональ, свидетельство, после Освенцима, проводник в культуре, тьютор, символический горизонт

Abstract: The author of the article introduces the idea of the personality map by using the category of "anthropoid cartoid". The author suggests that we should consider the problem of personal development from the point of view of a guide/map created by a person in the process of his personal development. The researcher underlines the need for creating such a map and at the same time stresses out how difficult it is to develop it.  The latter is due to the fact that modern man is experiencing the "after Auschwitz" situation, a cultural pause, i.e. the time when previously adopted basic cultural symbols and patterns are either destroyed or fundamentally changed. The author demonstrates that a form of cultural transmission in such a situation is the testimony of one who has the ultimate anthropological experience. The author emphasizes the complexity and fraught with such experience in witnessing the 'after' situation. The author of the article introduces a number of principles forming the basis of the anthropological cartoid that differs from the usual personality map because it is both an external tool for personal self-navigation and a diary/part of personality of a person who creates the map. The intruduction of the term 'cartoid' allows to point out peculiarities of personal development. The novelty of the article is caused by the fact that the author offers a definition of anthropoid cartoid and describes a number of the basic principles the anthropopractical method of creating the anthropoid cartoid is based on. The author emphasizes the need to work on creation of such anthropoid cartoids as the sitution of recession of the symbolic horizon of culture, i.e. the situation that was called The After Auschwitz Situation. The author stresses out the problem for transferring experience throughout generations in the after auschwitz situation characterized with the ontological emptiness and fundamental inability to transmit experience and cultural patterns. This emphasizes the need for creating a personality map that would be based on different principles rather than usual individual development pathways. 


Keywords:

personality map, situation of human being, semantic self-navigation, anthropoid kartoid, egonal, evidence, after Auschvitz, conductor culture, tutor, symbolic horizon

Библиография
1. Примо Леви. Канувшие и спасенные. – Москва: Новое издательство. – 2010. – 196 с.
2. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. – М.: Европа, 2012. – 192с.
3. Шаламов В.Т. «Новая проза». Из черновых записей. 70-х годов. О моей прозе // Новый мир. – 1989. – № 12. – С. 3-71.
4. Родоман Б.Б. География: методологический портрет. // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. – № 1. – 1996.
5. Смирнов С.А. Чёртов мост. Введение в антропологию перехода. Новосибирск. Офсет. 2010. – 491 с.
6. Смирнов С.А. Форсайт: от прогноза к социальной инженерии. // Вестник НГУЭУ. – 2014. – № 3. – С. 10-30.
7. Розин В.М. Осмысление концепции «форсайт» или новый тип социального действия в современной культуре. URL: http://cult-cult.ru/conceptualization-of-foresight-or-a-new-type-of-social-action-in-modern-culture/ (дата обращения 13.10.2015 г.)
8. Панаттони Р. Антропологические направления значений горизонтальности и вертикальности. // Мы все в заботе постоянной… Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г.В.Иванченко. Часть I. – М.: Канон+, 2015. – С. 407-414.
9. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании. // Вопросы образования. 2011. №2. – С. 163-180
10. Степанов С.А. Проблема институционализации образовательных форм самонавигации в школе (методологический аспект). // Философия образования, № 6(57). 2014. – С. 166-178.
11. Степанов С.А. Антропология тьюторства. К вопросу о самонавигации. // Человек.RU. Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2015. – С. 134-140
References
1. Primo Levi. Kanuvshie i spasennye. – Moskva: Novoe izdatel'stvo. – 2010. – 196 s.
2. Agamben Dzh. Homo sacer. Chto ostaetsya posle Osventsima: arkhiv i svidetel'. – M.: Evropa, 2012. – 192s.
3. Shalamov V.T. «Novaya proza». Iz chernovykh zapisei. 70-kh godov. O moei proze // Novyi mir. – 1989. – № 12. – S. 3-71.
4. Rodoman B.B. Geografiya: metodologicheskii portret. // Kentavr. Metodologicheskii i igrotekhnicheskii al'manakh. – № 1. – 1996.
5. Smirnov S.A. Chertov most. Vvedenie v antropologiyu perekhoda. Novosibirsk. Ofset. 2010. – 491 s.
6. Smirnov S.A. Forsait: ot prognoza k sotsial'noi inzhenerii. // Vestnik NGUEU. – 2014. – № 3. – S. 10-30.
7. Rozin V.M. Osmyslenie kontseptsii «forsait» ili novyi tip sotsial'nogo deistviya v sovremennoi kul'ture. URL: http://cult-cult.ru/conceptualization-of-foresight-or-a-new-type-of-social-action-in-modern-culture/ (data obrashcheniya 13.10.2015 g.)
8. Panattoni R. Antropologicheskie napravleniya znachenii gorizontal'nosti i vertikal'nosti. // My vse v zabote postoyannoi… Kontseptsiya zaboty o sebe v istorii pedagogiki i kul'tury. Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii pamyati filosofa, sotsiologa, psikhologa G.V.Ivanchenko. Chast' I. – M.: Kanon+, 2015. – S. 407-414.
9. Kovaleva T.M. Oformlenie novoi professii t'yutora v rossiiskom obrazovanii. // Voprosy obrazovaniya. 2011. №2. – S. 163-180
10. Stepanov S.A. Problema institutsionalizatsii obrazovatel'nykh form samonavigatsii v shkole (metodologicheskii aspekt). // Filosofiya obrazovaniya, № 6(57). 2014. – S. 166-178.
11. Stepanov S.A. Antropologiya t'yutorstva. K voprosu o samonavigatsii. // Chelovek.RU. Gumanitarnyi al'manakh. – Novosibirsk: NGUEU, 2015. – S. 134-140
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.