Статья 'Неоклассик-авангардист Э.Ионеско в Московском театре на Таганке. Культурные универсалии в художественно-эстетических практиках' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Неоклассик-авангардист Э.Ионеско в Московском театре на Таганке. Культурные универсалии в художественно-эстетических практиках

Кагарлицкая Светлана Яковлевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра культурологии, Московский педагогический государственный университет

125319, Россия, г. Москва, ул. Красноармейская, 25

Kagarlitskaya Svetlana Yakovlevna

PhD in Philosophy

125319, Russia, g. Moscow, ul. Krasnoarmeiskaya, 25

skager@inbox.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.1.13691

Дата направления статьи в редакцию:

16-11-2014


Дата публикации:

13-01-2015


Аннотация: Статья посвящена театральной интерпретации пьесы "Король умирает" классика французской абсурдистской драмы Эжена Ионеско на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке. Премьера 2012 г. Режиссер-постановщик знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси. В главной роли - народный артист России Валерий Золотухин, сыгравший в спектакле свою последнюю роль. Спектакль был снят из репертуара, но остался открытым вопрос о мере взаимопонимания со зрителями, к которым он был обращен в надежде на соавторство. Автор статьи акцентирует внимание на том, как театр, опираясь на накопленный за века широкий арсенал сценических средств коммуникации, стремился помочь зрителям выйти за пределы "частного случая" в пространство общечеловеческого. Внимание привлечено к современному поиску универсального языка искусства как способа вовлечения зрителей в диалог, построенный на использовании таких культурных универсалий, как время, пространство, вера, дом, любовь и т.д. - вечных экзистенциальных констант человеческого бытия, и, что не менее важно, - на перенесении в спектакле акцента со слова на визуальный ряд. Режиссер спектакля К.Занусси переосмыслил концепцию "абсурда" как жанра, и преодолел характерную для постановок 196о-х годов прошлого века безысходность. Трагический финал становился началом освобождения духа, он таил в себе надежду. Главной темой спектакля стало исследование способности отдельного человека ориентироваться в мире, если "культура больше не образует осмысленной истории, а переживания и события не могут быть включены в органическую смысловую взаимосвязь поколений культуры" (П. Козловски). Пьеса неоклассика-авангардиста открывала дорогу и для подобного прочтения.


Ключевые слова:

театр абсурда, культура, культурные универсалии, интерпретация, коммуникация, миф, герой, визуальный ряд, зритель, диалог

Библиография
1. Алпатов М. Композиция в живописи: исторический очерк. М., 1940.
2. Брук П. Нити времени. М., 2005.
3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного // Актуальность прекрасного. М. 1991.
4. Ионеско Э. Носорог. Пьесы и рассказы. М., 1991.
5. Ионеско Э. Как всегда в авангарде // Как всегда в авангарде. М., 1992.
6. Занусси К. Программа спектакля «Король умирает» Московского театра драмы и комедии на Таганке. М., 2012.
7. Кассирер Э. Человек и культура // Хрестоматия по истории философии: [в 2 т.] Т.2. М.1994.
8. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
9. Пави П. Словарь театра. М., 1991.
10. Элиаде М. Мирское и священное. М., 1994.
11. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур // NB: Философские исследования. - 2013. - 10. - C. 183 - 244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html
References
1. Alpatov M. Kompozitsiya v zhivopisi: istoricheskii ocherk. M., 1940.
2. Bruk P. Niti vremeni. M., 2005.
3. Gadamer G.-G. Aktual'nost' prekrasnogo // Aktual'nost' prekrasnogo. M. 1991.
4. Ionesko E. Nosorog. P'esy i rasskazy. M., 1991.
5. Ionesko E. Kak vsegda v avangarde // Kak vsegda v avangarde. M., 1992.
6. Zanussi K. Programma spektaklya «Korol' umiraet» Moskovskogo teatra dramy i komedii na Taganke. M., 2012.
7. Kassirer E. Chelovek i kul'tura // Khrestomatiya po istorii filosofii: [v 2 t.] T.2. M.1994.
8. Kozlovski P. Kul'tura postmoderna. M., 1997.
9. Pavi P. Slovar' teatra. M., 1991.
10. Eliade M. Mirskoe i svyashchennoe. M., 1994.
11. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Natsional'no-kul'turnaya identichnost' v kontekste filosofskoi traditsii dialoga kul'tur // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 10. - C. 183 - 244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.