|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Жабский М.И., Тарасов К.А.
Развитие киноведения в институционально-контекстуальной перспективе
// Культура и искусство.
2015. № 1.
С. 16-31.
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.1.13481 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13481
Развитие киноведения в институционально-контекстуальной перспективе
Жабский Михаил Иванович
доктор социологических наук
зав. отделом, Всероссийский государственный университет кинематогафии имени С.А. Герасимова
129226, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, оф. 1-3
Zhabskie Mikhail Ivanovich
Doctor of Sociology
129226, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Vil'gel'ma Pika, 3, of. 1-3
|
m.zhabsky@gmail.com
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
Тарасов Кирилл Анатольевич
доктор культурологии
доцент, кафедра социологии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ
119454, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 76, оф. ком. 4163
Tarasov Kirill Anatolievich
Doctor of Cultural Studies
119454, Russia, Moscow oblast', g. Moscow, ul. Prospekt Vernadskogo, 76, of. kom. 4163
|
k.tarasov@inno.mgimo.ru
|
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.1.13481
Дата направления статьи в редакцию:
29-10-2014
Дата публикации:
13-01-2015
Аннотация:
Предмет исследования – перспективы российского киноведения в свете причинно-следственных зависимостей внутри структурно-функциональной связки «Киноведение – Российское кино – Государственная поддержка». Конкретно анализируются следующие вопросы: уровень развития национального кино как предпосылка развития национального киноведения, объективная потребность государства в финансировании киноведческих поисков в зависимости от уровня зрительской востребованности национальных фильмов, актуальные направления корректировки проблематики киноведения, этапы и факторы его эволюции в советский и постсоветский периоды, современные вызовы самоопределению киноведения, потребность в переосмыслении его объекта и предмета, поиск теоретического консенсуса между наукой об экранной культуре и государственным аппаратом в вопросах о природе и миссии киноискусства, актуальность развития исследовательской практики в направлении создания внутренне интегрированной многодисциплинарной «большой науки о кино» (Н. Лебедев), значимость используемых интеллектуальных ресурсов для поиска эффективного стратегического направления развития российской киноиндустрии. В теоретико-методологическом отношении анализ обозначенной проблематики базируется на представлении, что любое национальное киноведение может развиваться лишь при наличии необходимых для этого объективных предпосылок: у него есть автохтонный и развивающийся объект исследований, т.е. кинопроцесс, растущий из ствола национальной культуры; государство материально и морально стимулирует киноведческие поиски; само киноведение полезно национальной экранной культуре и своему инвестору — государству. Эти объективные предпосылки как бы упакованы в реалии взаимодействия трех институтов — российского кино, киноведения и государства, их поддерживающего. Теоретическая и социально-практическая отдача киноведения, возможности его развития зависят от адекватного понимания и учета причинно-следственных зависимостей в этом треугольнике. Перспективы развития национального киноведения в обозначенной структурно-функциональной связке в российской науке рассматриваются впервые. Авторы приходят к выводу о необходимости решительного сдвига исследовательских интересов в сторону жгучих проблем национального кино. Нынешняя весьма скромная доля российских фильмов на рынке — это объективная угроза существованию в крупных масштабах и национального фильмопроизводства, и системы подготовки кинокадров высшей квалификации, и национальной науки о кино. Угрозу эту необходимо устранять скоординированными действиями государства, кинематографа и науки. От киноведения требуется активизация междисциплинарного изучения кинопроцесса в целом. Дисциплинарное самоограничение исследователя, отказ от выхода на сопредельные территории, ведущий к освящению дисциплинарных перегородок, во многом обрекает киноведение на холостое функционирование. Крайне важно развитие в направлении «большой науки о кино». Именно такая наука адекватна задачам рационализации господдержки национального кино и обретения им востребованной обществом конкурентоспособности и социальной значимости.
Ключевые слова:
экранная культура, национальное киноведение, предпосылки развития, российское кино, доля на рынке, картина мира, культурная идентичность, государственная кинополитика, кинопроцесс в целом, наука о кино
Библиография
1. Бурдье Пьер. Социология политики. М., 1993. – 333 с.
2. Лебедев Николай. Внимание: кинематограф! М., 1974. – 436 c.
3. Жабский М. И. Социодинамика кинематографической жизни общества. М., 2015. – 496 с.
4. Трубочкин В. Д. Культурная политика. Диалог власти и культурного сообщества / Культура России. 2000-е годы. СПб., 2012. – С. 23–30.
5. Higson, A. The Consept of Natoional Cinema // Screen, 1989. № 4. – P. 36–46.
6. Bourdieu, P. The Field of Cultural Production. Cambridge, 1993. – 322 p.
7. Gomery, D. Alternative film analysis // Journal of Communication. 1988. № 3. – P. 130–141.
8. Mai, M., Winter, R. Kino, Gessellschaft und soziale Wirklichkeit: Zum Verhältnis von Soziologie und Film // Das Kino der Gessellschaft — die Gessellschaft des Kinos. Interdisziplinäre Positionen, Analysen und Zugänge / Hrsg. von M. Mai, R. Winter. Köln, 2006. – 136 S.
9. Moeschler Olivier. Der Schweizer Film. Kulturpolitik im Wandel: der Staat, die Filmschaffenden, das Publikum. Aus dem franzoesischen von Claudine Kallenberger. Marburg, 2013. –138 S.
10. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур // NB: Философские исследования. - 2013. - 10. - C. 183 - 244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html
References
1. Burd'e P'er. Sotsiologiya politiki. M., 1993. – 333 s.
2. Lebedev Nikolai. Vnimanie: kinematograf! M., 1974. – 436 c.
3. Zhabskii M. I. Sotsiodinamika kinematograficheskoi zhizni obshchestva. M., 2015. – 496 s.
4. Trubochkin V. D. Kul'turnaya politika. Dialog vlasti i kul'turnogo soobshchestva / Kul'tura Rossii. 2000-e gody. SPb., 2012. – S. 23–30.
5. Higson, A. The Consept of Natoional Cinema // Screen, 1989. № 4. – P. 36–46.
6. Bourdieu, P. The Field of Cultural Production. Cambridge, 1993. – 322 p.
7. Gomery, D. Alternative film analysis // Journal of Communication. 1988. № 3. – P. 130–141.
8. Mai, M., Winter, R. Kino, Gessellschaft und soziale Wirklichkeit: Zum Verhältnis von Soziologie und Film // Das Kino der Gessellschaft — die Gessellschaft des Kinos. Interdisziplinäre Positionen, Analysen und Zugänge / Hrsg. von M. Mai, R. Winter. Köln, 2006. – 136 S.
9. Moeschler Olivier. Der Schweizer Film. Kulturpolitik im Wandel: der Staat, die Filmschaffenden, das Publikum. Aus dem franzoesischen von Claudine Kallenberger. Marburg, 2013. –138 S.
10. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Natsional'no-kul'turnaya identichnost' v kontekste filosofskoi traditsii dialoga kul'tur // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 10. - C. 183 - 244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|