по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Memory studies"
Memory studies
Атанесян Г. - Судьба памятников Великой Отечественной войны в постсоветской Армении. c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26168

Аннотация: В статье рассматриваются механизмы сохранения многочисленных памятников Великой Отечественной войны на территории постсоветской Армении и процессы переосмысления их символического значения в коммеморативных практиках последних лет. Вскоре после обретения независимости, в Армении начался процесс переоценки традиционных советских ключевых событий, результатом которого стала борьба против советских памятников. Памятники ВОВ единственные из советских памятников Армении, которые продолжают интерпретироваться в прежнем контексте. Однако, многочисленные памятники ВОВ не только потеряли свою прежнюю роль в символическом ландшафте постсоветской Армении, но и вовсе были заброшены. В постсоветские годы многочисленные памятники жертвам Арцахской войны, Спитаксого землетрясения были установлены на территориях памятников Отечественной войны, формируя пантеоны. На основе рассмотрения памятников, возведенных в советский период, посвященных жертвам и героям Отечественной войны, утверждается, что эти монументы и их территории были преобразованы не только на физическом, но и на символическом уровне. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия этих символов жителями городов постсоветской Армении при празднованиях Дня Победы. После того как уже более двадцати лет 9 мая параллельно с Днем Победы в Армении также отмечают День освобождения Шуши и День формирования Армии обороны, память о Великой Отечественной войне приобрела национальное содержание и потеряла свое прежнее доминирующее символическое значение в общественной памяти. С другой стороны, благодаря появлению новых пантеонов на территориях памятников Отечественной войны, многие из них возродились, привелись в порядок и стали активными субъектами коммеморативных практик последних лет.
Васильев А.Г. - Традиция и культурная память в контексте социальных инноваций c. 72-91

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.14767

Аннотация: В статье рассматривается проблема традиции в том виде, как она была поставлена теоретической мыслью Запада в XVII-XVIII вв., а затем подвергалась переосмыслению на протяжении всего XX столетия ведущими представителями культурной (социальной) антропологии, социологии, cultural studies, memory studies и др. Особенное внимание уделяется трансформациям в понимании традиции, произошедшим в конце XX – начале XXI века, в числе которых отмечается выход в 1983 году в Кембридже антологии «Изобретение традиции», под редакцией Э.Хобсбаума и Т.Рейнджера. В статье используются методы теоретической культурологии, а также привлекается генетический метод, позволяющий дать характеристику явлению, исходя из особенностей его происхождения, и отчасти компаративистский подход. Новизна исследования заключается в том, что в автором впервые проводятся корреляции между «традициологией» и memory studies как представляющих собой, по сути, одну и ту же область комплексного исследования феномена передачи культурной информации и постоянно развертывающегося процесса реконструкции культуры. Помимо этого, делает вывод о том, что концепт традиции в современном социально-гуманитарном знании трансформируется в направлении, сближающим его с понятием культурной (социальной) памяти.
Грязнова Е.В. - Социальная память как элемент культуры c. 92-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16366

Аннотация: Предметом данного исследования является социальная память в системе культуры. Цель исследования - выявление места и роли социальной памяти в системе культуры. Данная цель реализуется путем решения ряда задач:1. Анализ понятия социальной памяти.2. Исследование типологии социальной памяти.3. Определение места и роли социальной памяти в системе культуры. В работе дается обзор и анализ различных подходов к изучению социальной памяти. Основной акцент в работе сделан на типологизации социальной памяти на основе информационного подхода. В качестве основных методов исследования использовался метод анализа, обобщения, типологизация, структурно-функциональный метод, информационный подход, деятельностный подход. Основными выводами проведенного исследования являются:1. Изучение понятия "социальная память" показало, что его содержание различается в зависимости от подхода, применяемого в исследовании.2. Применение информационного подхода в изучении социальной памяти как понятия и как феномена позволило определить:- социальная память является носителем культуры;- наиболее полной типологией социальной памяти оказывается типология, построенная на основе информационного подхода, где она рассматривается как вид социальной информации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"