Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Философия культуры"
Философия культуры
Фаритов В.Т. - Герменевтика и трансгрессия в современном кинематографе c. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.13391

Аннотация: В статье рассматриваются специфические характеристики эстетики современного кинематографического искусства на примере философского анализа фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» (2001). Исследуются два противоположных способа прочтения фильма: герменевтика и трансгрессия. Первый путь предполагает интерпретацию, сводящую гетерогенные сюжетные линии и единому смысловому и сюжетному центру. Второй путь предполагает отказ от возможных истолкований и утверждение открытости, множественности и трансгрессивности произведения. Философское и эстетическое обоснование второго подхода было осуществлено такими авторами, как М. Бахтин и Ж. Делёз. Наряду с традиционной методологией в статье используется методологический арсенал неклассической философской мысли: семиотики, постструктурализма и деконструктивизма. В статье обосновывается преимущество трансгрессии перед герменевтическим подходом для исследования эстетики современного кинематографа. Герменевтика отсылает к оппозиции «означающее-означаемое», к репрезентации и, в конечном итоге, к метафизике и трансценденции. Фильмы Линча основаны на эстетике иного характера: на трансгрессии, устраняющей порядок репрезентации и раскрывающей несводимую к единству множественность гетерогенных линий. Эти линии постоянно пересекаются друг с другом, переходят одна в другую, образуя сложный контрапунктический узор. Искусство Линча помещает нас в трансгрессивное пространство чистых сингулярностей и событий.
Цендровский О.Ю. - Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в. c. 1-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16316

Аннотация: Предметом данного исследования являются социально-экономические и, главным образом, мировоззренческие предпосылки складывания на рубеже XX – XXI вв. принципиально нового типа общества: постиндустриального по своей материальной базе и постмодернистского с точки зрения культурного кода. Автор подробно исследует новую цивилизационную парадигму, сопоставляя ее с индустриальной и аграрной моделями, вычленяет и описывает её основные системы (техносфера, социосфера, инфосфера) и лежащие в их основе институты и идеологемы. Особый акцент делается на изучении новой, горизонтальной и сетевой по своей геометрии социальной коммуникации в условиях глобализации, расцвета масс-культуры и конвергенции масс-медиа. Методология и в то же самое время новизна данной работы состоит в том, что в ней на основе осмысления богатого научного наследия делается попытка представить общую картину происходящих в социуме процессов и их генетическую связь с предшествовавшими цивилизационными моделями, а не описать лишь отдельные его сферы и аспекты. С содержательной точки зрения, автор основывает работу на ставшем уже классическом трехчленном делении исторического процесса: премодерн – модерн – постмодерн; аграрная – индустриальная – постиндустриальная цивилизация. Основной научный вклад автора состоит в сведении воедино и анализе результатов, полученных в течение почти половины столетия исследований новой цивилизационной парадигмы. В результате, был сделан вывод, что постиндустриальное, информационное общество реализует плюралистскую доктрину постмодернистской философии в своей сетевой, децентрализированной структуре. Поток информации в нем не контролируется авторитарными формациями. Он наполняется из бесчисленного множества различных источников, а доминирующий теперь пользовательский контент распространяется вирусным образом. Экономика, все ее рынки и системы спаяны теперь в единую суперсеть и движутся за счет почти непрогнозируемой суммы действий акторов со всего земного шара.
Сиюхова А.М. - Проблематика концепта ночи в дискурсе научного анализа c. 13-60

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.192

Аннотация: В статье раскрываются вопросы исследования концепта ночи в современной культурологической, философской и искусствоведческой науке. Анализируется научное освоение концепта ночи как психологического феномена, как природно-культурного фактора социализации индивидов, как обширное поле формирования культурных архетипов коллективного бессознательного. Выявляется закономерность чередования исторических эпох (начиная с первобытности и заканчивая Новым временем), в которых поочередно преобладают «дневной» и «ночной» типы общественного сознания. Подобное чередование проецируется на смену художественных стилей XVIII–XX вв., максимальное убыстрение которого дает основу формированию постмодернистских форм культуры и художественно-эстетической практики.
Васильев А.А. - Национальная почва в мировоззрении Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева и Н.Н. Страхова c. 16-42

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.2114

Аннотация: Статья посвяшена изучению образа народной почвы в мировоззрении Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева и Н.Н. Стррахова. Автор показывает традционализм мышления почвенников, расрытие ими сакральных основ русской культуры - родной матери Земли. Почвенники предполгали, что европейски образованная русская интеллигенция должна соединиться с народной почвой - правдой.
Матвеенко В.А. - Специфика философской мысли в синтоистской традиции c. 23-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17197

Аннотация: Предметом исследования является японская интеллектуальная традиция до привнесения в нее европейской философской терминологии и сопровождающих ее дисциплин с целю выявления в ней философских оснований. Автором предлагается понимать синто не как учение, а как сам принцип взаимоотношений человека со священным, сложившийся в японской культуре, и рассматривать синто в качестве комплекса японских национальных религиозно-культурных практик. Именно через наличие этого ядра становится возможным объяснить не характер проникающих в культуру заимствований, а процессы, происходившие с ними во время интеграции в целостную японскую культуру, что играет гораздо большую роль в понимании философской составляющей синто. Основываясь на вопросе о наличии в синто как культурном феномене письменной интеллектуальной традиции, автор рассматривает ряд теоретических выражений синтоистской мысли. Основным выводом является то, что понимая, таким образом, синто как принцип формирования учений, выливающийся в этические принципы повседневной жизни, мы можем вспомнить, что философия при самом своём появлении в древней Греции западная философия тоже возникла как искусство жить, отвечая , таким образом, на вопрос о наличии в синто философской традиции, несомненно, утвердительно.
Дёмин И.В. - Проблема единства истории в философско-культурологических концепциях К. Ясперса и С. Л. Франка c. 27-40

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.19201

Аннотация: Рассматриваются и сопоставляются философско-культурологические концепции Франка и Ясперса. Основное внимание уделяется проблеме единства всемирной истории и культуры. Выявляется место историософской проблематики в контексте метафизики всеединства Франка и в экзистенциальной философии Ясперса. Франк, отрицая телеологический способ конструирования смысла всемирной истории, не ставит под сомнение саму возможность философского созерцания вечного и всеобщего в культуре (социально-историческом бытии) и необходимости выявления вневременных аспектов общественной жизни. Ясперс же исходит из того, что исторический кругозор конечного человеческого существа всегда ограничен, а единство человечества может мыслиться лишь в качестве постулата философской веры. В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. Единство всемирной истории в концепциях Франка и Ясперса не может быть постигнуто через приписывание всем народам и культурам одной, общей для них цели. В обеих концепциях история понимается как путь к надысторическому. История (культура) как специфическая реальность возможна благодаря соотнесённости человека с надысторическим. Человек способен творить историю и существовать в истории благодаря тому, что он испытывает «неудовлетворённость историей», стремится выйти за её границы.
Чиндин И.В. - Трансцендирующий разум: философия, фантастика или целостность мифовосприятия? c. 35-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.5010

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о трансрациональности в русской религиозной философии конца 19-го – нач.20-го веков. Желание преодолеть «отвлеченные начала» характеризует не только философию Вл.Соловьева, но и других ярких представителей русского «религиозного ренессанса».
Берсенева Т.П. - Синергия. Синергетика. Диалектика. c. 35-46

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9526

Аннотация: В статье высказана гипотеза, что использование категории синергии может обеспечить единый взгляд на человека и культуру в целом и преодолеть имеющуюся разобщенность между тремя основными подходами в антропологии: естественнонаучным, философским и теологическим. Исходя из заявленной проблемы, рассматривается категория синергии, которая, с точки зрения автора, имеет «общую территорию», включающую, во-первых, православное богословие, так как синергия – это концепт мистико-аскетической православной традиции исихазма. Во-вторых, синергетику, так как синергия и синергетика, имея общий корень и определяясь словами «совместность» и «энергия», внутренне связаны. В-третьих, диалектику, так как синергия по сути дела является формой диалектического противоречия, акцент в котором смещен с момента борьбы на момент сотрудничества, "соработничества". Предлагается определение синергии как совместного действия, взаимодействия различных потенций или энергий, имеющего общую направленность к идеалу, с одновременным достижением синергийного эффекта.
Александров Н.Н. - Три фазы инженерного стиля дизайна ХХ века c. 42-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19159

Аннотация: Статья посвящена проблеме периодизации истории дизайна ХХ века. В тексте рассмотрен период с 1920 по 1960 годы. Он обозначен как особый «инженерный стиль» у которого есть свои отличительные признаки. Эти признаки раскрываются в тексте.В рамках инженерного стиля обозначены три манеры, которые закономерно сменяют друг друга архаическая, классическая и декаданс. На этом нижнем уровне циклов выявлена закономерность, связанная с 11-летними солнечными циклами, рассмотренными в гелиотараксии А.Л. Чижевского. Данным способом дизайн соотносится с историей культуры, политики и эволюцией менталитета.Тем самым в итоге устанавливается новая периодизации истории дизайна ХХ века, а рассмотренный этап выступает как ее первая фаза. Общей методологией исследования является системогенетика, частной — теория циклов (циклогенетика). Использован авторский вариант и того, и другого — экзистенциальная системогенетика и циклогенетика. Основным вкладом автора является установление новой периодизации истории дизайна в ХХ веке. Речь идет о едином техническом интерстиле с точкой отсчета в 1920 году и завершением в 1953 году.Продемонстрировано, что внутри инженерного стиля существовали и закономерно сменили друг друга три различающиеся манеры.Кроме того установлен эффект отложенности последней манеры на 5 лет в связи с войной, которая отобрала все ресурсы и парализовала рыночную конкуренцию.
Яковлева Е.Л. - Абсурд в гламурном социальном c. 49-62

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18665

Аннотация: Предметом исследования является анализ абсурда как пространственной константы гламурного социального с точки зрения философской рефлексии. В современности абсурд превратился во вселенную, завладев всеми сферами социального и подчинив своей логике жизнедеятельность человека. Абсурд, заявив о себе онтологически, повлиял на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, что в значительной степени трансформировало не только субъективное, но и объективное. В социальном начинают высвечиваться двойные стратегии, где первенство принадлежит Ничто. Более того, сама идеология гламура оказывается абсурдной ввиду постулирования вечности красоты, молодости и богатства в пределах человеческой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в гламурном социальном на субъективном и объективном уровнях. Выявлено, что абсурд в современности имеет множество модусов проявления, рождаясь в зазорах бытия между Нечто и Ничто. Существование абсурда диалектически задано изначально, при этом в позитивном аспекте он, иллюстрируя Ничто, способствует развитию (от противного), а в негативном аспекте – приводит к хаосу, бессмыслице и кризису. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать бунт в виде включенности в бытие, характеризуемой рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Научная новизна: анализ абсурда показал его многогранность и расширяющуюся масштабность, что позволяет говорить о вселенной абсурдного в пространстве гламурного. Субъективное и объективное абсурда диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью. Практическая значимость: Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в различных сферах современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура.
Стрижов А.Ю. - Роль «особенного» в жизни общества c. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14568

Аннотация: Человеческие общества не похожи друг на друга, хотя в своем развитии подчиняются общим законам. Однако отдельный социальный организм всегда находится в неповторимой конкретно-исторической среде – как следствие, вырабатывается специфическая форма приспособления к окружающему пространству. Эта особенность закрепляется в характерах людей, в формах производственных отношений, в конкретной технике. Систематические поправки, которые вносит в процесс развития общества особенная сторона его жизни в конкретных условиях, - являются предметом нашего исследования. Поскольку особенная сторона жизни людей в обществе связана с их исторической памятью, ценностями, стратегиями развития, необходимо рассмотреть как все эти элементы культуры и политики становятся специфической стороной жизни всех социальных классов. За основу исследования роли политической и культурной надстройки взята концепция культурной «гегемонии» А. Грамши. Специфика развития общества выражается в тех мотивирующих силах, которые позволяют людям совместно, вне зависимости от социального положения, консолидироваться для решения определенных задач. «Особенное» в жизни коллектива существует всегда. Однако пока оно не осмысленно, оно остается просто синтезом общего и частного. «Особенное» становится действенной силой, когда происходит его творческое осмысление. Так рождается идеология, воплощающая в себе баланс между ценностными ориентирами различных классов. В кризисные периоды истории «особенное» становится силой для значительных изменений в социальном устройстве.
Красиков В.И. - Заурядное и незаурядное c. 66-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19707

Аннотация: Объектом исследования в статье полагаются процессы смыслообразования, которые возникают в экзистенциально значимых жизненных ситуациях. Предметом исследования являются переживания, осмысления и самооценки человека, обозначаемые маркерами "заурядное" и "незаурядное". Автор пытается выявить место заурядного и незаурядного в человеческой жизни, определить их значимость для экзистенциального самочувствия и смыслообразования. Он утверждает, что все самое серьезное и незаурядное превращается, при своем постоянном возобновлении одним и тем же экзистенциальным субъектом, в заурядное и фарс. В статье используется ряд методологических средств. Это рефлексия субъективного опыта, экзистенциально-аналитический и феноменологический методы, аксиологический подход. Основными результатами исследования можно признать следующее:- определены смыслы заурядного и незаурядного в жизни человека, их значимость для экзистенциального самочувствия;- выявлены и описаны причины, динамика рутинизации смыслов в повседневности человеческого существования;- описан феномен "незаурядного" в его объективном и субъективном измерениях.
Самохина Н.Е. - Идеи Агни Йоги и философский символизм живописи Н. К. Рериха c. 102-133
Аннотация: Cтатья посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н. К. Рериха. Одной из главных целей статьи — сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. Рериха с философской проблематикой учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 1924–1938 гг. Автор делает вывод о том, что тематика живописного творчества Н. К. Рериха весьма близка философским идеям учения Агни Йоги, а философский символизм художественных произведений живописца тесно связан с основными положениями данного учения. Для анализа избранной тематики автором использовался метод методологической рефлексии. Результаты проведенного в статье исследования могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих и культурологических исследованиях художественного и литературного творчества Н. К. Рериха, а также в изучении отдельных аспектов философского учения Агни Йоги.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"