по
Man and Culture
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Rubric "Philosophy of culture"
Philosophy of culture
Faritov V.T. - Hermeneutics and Transgression in Modern Cinematograph pp. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.13391

Abstract: In article specific characteristics of an esthetics of modern cinema art on the example of the philosophical analysis of the movie of David Lynch "Malkholland Drayv" are considered (2001). Two opposite ways of reading of the movie are investigated: hermeneutics and transgression. The first way assumes the interpretation reducing heterogeneous subject lines to both the uniform semantic and subject center. The second way assumes refusal of possible interpretations and the statement of openness, plurality and a transgressivnost of work. Philosophical and esthetic justification of the second approach was carried out by such authors as M. Bakhtin and Zh. Delyoz. Along with traditional methodology in article the methodological arsenal of nonclassical philosophical thought is used: semiotics, post-structuralism and deconstruction.Advantage of transgression before germenevtichesky approach for research of an esthetics of a modern cinema locates in article. The hermeneutics sends to opposition "the meaning - meant", to representation and, finally, to metaphysics and a transtsendention. Lynch's movies are based on an esthetics of other character: on the transgression eliminating an order of representation and opening plurality of heterogeneous lines, irreducible to unity. These lines are constantly crossed with each other, pass one into another, forming a difficult contrapuntal pattern. Lynch's art places us in transgressive space of true singularities and events.
Tsendrovskiy O. - Cultural and Worldview Grounds for the Global Network Society of the XXIst Century pp. 1-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16316

Abstract: The subject of the present research is the socio-economic and, mostly, worldview prerequisites for a totally new society that was formed at the turn of the XXIst century - the society that is post-industrial in terms of its material resources and post-modernistic from the point of view of its cultural code. The author of the article examines the new civilization paradigm, compares it to the industrial and agricultural models, discovers and describes the main systems thereof (technosphere, sociosphere and infosphere) and underlying institutions and ideologemes. Special emphasis is made on studying a totally new, horizontal network social communication in the age of globalization, explosion of pop culture and convergence of mass media. The methodology and at the same time the novelty of the present researchis caused by the fact that based on the analysis of the rich scientific legacy, the author makes an attempt to provide a general picture of social processes and their genetic relation to preceding civilization models instead of just describing particular aspects and spheres of such processes. From a substantive point of view, the author bases his research on the classical division of the historical process into the three parts: premodernity - modernity - postmodernity; and agricultural - industrial - post-industrial civilizations. The main scientific contribution made by the author is the summary and analysis of the results of almost half of the century of researches on a new civilization paradigm. As a result of his research, the author concludes that the post-industrial information society is based on the pluralistic doctrine of post-modernistic philosophy in the form of a decentralized network structure. In such a structure the flow of information is not controllable by authoritative agencies because it is fed by a great number of various sources and the dominating user content can be spread through viruses. Economy, all markets and systems are welded into a universal supersystem and driven by the sum of hardly predictable actions of actors from all over the world. 
Siyukhova A.M. - The problematics of the concept of 'night' in the discourse of scientific analysis pp. 13-60

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.192

Abstract: This article describes the issues underlying the concept of 'night' in modern cultural, philosophical and art research. It examines the scientific development of the concept of 'night' as a psychological phenomenon, as a natural-cultural factor in the socialization of individuals, and as a broad field in the formation of cultural archetypes of the collective unconscious. The article also identifies patterns of alternating historical periods (beginning with prehistory and ending with the Modern Period), which in turn is dominated by 'day' and 'night' types of social consciousness. This alternation is projected to replace the artistic styles of the 18th to 20th centuries, and at its point of greatest acceleration it provides the basis for the formation of postmodern forms of culture and artistic and aesthetic practices.
Vasilev A.A. - 'National Soil' in F. M. Dostoevsky's, A. A. Grigoriev's and N. N. Strakhov's Philosophy pp. 16-42

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.2114

Abstract: The article is devoted to the image of 'national soil' in F. M. Dostoevsky's, A. A. Grigoriev'sand N. N. Strakhov's philosophy. The author of the article shows traditionalism of pochvennichestvo. According to the author, they managed to reveal sacral grounds of the Russian culture - Mother Land. Followers of pochvennichestvo believed that Russian intelligentsia who had received European education must be united with the national 'soil' - the truth. 
Matveenko V. - Specificity of the philosophical thought within the Shinto tradition pp. 23-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17197

Abstract: The subject of this research is the Japanese Shinto intellectual tradition before introduction into it of the European philosophical terminology and accompanying disciplines in order to determine its philosophical foundations. The author suggests understanding Shinto not as a doctrine, but rather the principle of human relations with the sacred established in the Japanese culture, as well as the complex of Japanese national religious and cultural practices. Precisely through the presence of this core it becomes possible to explain not the character of the penetrating into the culture derivations, but the processes that affected them during integration into the comprehensive Japanese culture, which plays a much bigger role in understanding of the philosophical component of Shinto. Basing on the question of presence in Shinto of a cultural phenomenon of the written intellectual tradition, the author examines a number of theoretical expressions of the Shinto thought. The main conclusion consists in the fact that by understanding Shinto as a principle of formation of doctrines, which results in the ethical principles of an everyday life, we can remember that the Western philosophy in its very appearance in the Ancient Greece, also emerged as an art of living; thus, this confirms the existence within Shinto of the philosophical tradition.                 
Demin I.V. - The problem of unity of history in the philosophical-culturological concepts of K. Jaspers and S. L. Frank pp. 27-40

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.19201

Abstract: This article examines and compares the philosophical-culturological concepts of Frank and Jaspers. Main attention is turned to the problem of unity of the world history and culture. The author determines the place of historiosophical problematic in the context of metaphysics of unitotality of Frank and existential philosophy of Jaspers. Rejecting the teleological way of structuring the meaning of world history, Frank does not doubt the very possibility of philosophical contemplation of the eternal and universal in culture (socio-historical existence) and the need for determination of the timeless aspects of social life. Jaspers, in turn, believes that the historical scope of the final human existence is always limited, and unity of mankind can be apprehended as just the postulate of philosophical faith. The unity of world history in the concepts of Frank and Jaspers cannot be cognized through the assignment to all nations and cultures of a single and universal fore them purpose. Both concepts consider history as a path to suprahistorical. History (culture) as a specific reality is possible due to the correlation of a human with suprahistorical. A man can create the history and exist within history, because experience the “dissatisfaction with history” and desire to go beyond its boundaries.
Chindin I.V. - Transending Mind: Philosophy, Science Fiction or Holistic Myth Perception? pp. 35-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.5010

Abstract: The article is devoted to the question about transrationality in Russian religious philosophy at the end of XIX - early XX century. The desire to overcome 'abstract concepts' is typical not only for V. Soloviev's philosophy but also for other famous philosophers of the religious renaissance.  
Berseneva T.P. - Synergy. Synergetics. Dialectics pp. 35-46

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9526

Abstract: The author of the article makes a hypothesis that the usage of the term 'synergy' can unable a common vision of the human and culture in general as well as cover the gap between the three main approaches to anthropology: natural scientific, philosophical and theological. Based on the aforesaid problem, the author of the article analyzes the definition of synergy. According to the author, the term 'synergy' has a wide scope which includes, first of all, Orthodox theology because synergy is the concept of the mystical ascetic Orthodox tradition of Hesychasm. Secondly, it includes the term 'synergetics' because both of these words have the same root meaning 'common'and 'energy'. Thirdly, it inludes dialectics because synergy is basically a form of the dialectic contradiction. The author of the article offers a definition of synergy as the joint action or interaction of different potentials and energies that share the common orientation at the ideal and achieve the synergetic effect.  
Aleksandrov N.N. - Three stages of engineering style of design of the XX century pp. 42-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19159

Abstract: This article is dedicated to the question of periodization of design history of the XX century, precisely the period between 1920 and 1960.  It is marked as a special “engineering style” with its own distinctive features that are revealed in the text. Within the framework of engineering style, the author highlights three manners that consistently replace each other – archaic, classical, and decadence. On this lowere level of cycles, the regularity is determined that is associated with the 11-year sun cycles explored in A. L. Chizevsky’s heliotaraxy. By the virtue of this mean, design correlates with the history of culture, politics, and evolution of mentality. Thus, a new periodization in the XX century history of design is being established, and the reviewed period serves as its first stage. The author’s main contribution into this work lies in formulation of new periodization in the history of design of the XX century, in other words, a universal technical inter-style with a starting point in 1920 and completion in 1953. It is demonstrated that within the engineering style, have existed and consistently replaced each other the three distinct manners. In addition to this, the author underlines that the most recent manner was postponed for 5 years due to the war, which took all the resources and paralyzed the market competitiveness.
Iakovleva E. - Absurd in the glamorous social pp. 49-62

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18665

Abstract: The subject of this research is the analysis of the absurd as a spatial constant of glamorous social from the perspective of philosophical reflection. In modernity, absurd turned into a universe by capturing all of the spheres of social and subjecting human life to its logic. Having claimed itself ontologically, the absurd affected the gnoseological and axiological constants of the being of personality, which significantly transformed both, the subjective and objective. In the social we can observe dual strategies, where the priority belongs to the Nothing. Moreover, the ideology of glamor itself turns out to be absurd because of postulating the endlessness of beauty, youth, and wealth within the limits of human life. The author determines that the absurd has many modi of manifestations in modernity, being born in the gaps of being between the Something and the Nothing. The existence of the absurd has initially been set; however in a positive aspect, illustrating the Nothing, it contributes into development (by contradiction), while in negative aspect – leads to chaos, nonsense, and crisis. Glamorous format of the absurd encourages essences and actions, covering them with an alluring fleur, which results in the failures in the functionality of the consciousness and a routine situation of the eternal. The analysis of the absurd demonstrated its multifacetedness and expanding scale, which allows speaking about a universe of the absurd in the space of the glamorous. The subjective and objective of the absurd are dialectically connected with each other, as well as they justify each other. The paradoxicality of this situation consists in the fact that the Nothing in a form of the absurd acquires a status of the real, beginning to live its own life.
Strizhov A.Y. - The role of “special” in society pp. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14568

Abstract: Human societies are not similar, although in its development subject to the general laws. However, a separate social organism lives in the unique concrete historical environment - as a result, he produce specific forms of adaptation to the environment. This feature we can see in the specific characters of the people in the forms of industrial relations in a particular technique. Systematic amendments contributes peculiar aspect of society’ life in specific circumstances to the development. It is the subject of our research.The special aspects of human life in society consist of the historical memory, values, development strategies, etc. We should see how all these elements of culture and politics develop a specific aspect of life of all social classes. The basis for research on the role of political and cultural superstructure taken the concept of cultural "hegemony" of Antonio Gramsci.The specifics of the social development is expressed in the motivating forces that allow people together, regardless of their social status, to consolidate certain tasks. “Special” in the collective life lives always. However, while it is not meaningful, it is simply a synthesis of “Common” and “Single”. “Special” is becoming an effective force when there is a creative interpretation of it. This is emergency of ideology, the balance between value systems of different classes. In times of crisis stories “special” becomes a force for significant changes in the social structure.
Krasikov V.I. - Ordinary and extraordinary pp. 66-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19707

Abstract: The object of this research is the processes of meaning-making, which emerge in the existentially important life situations. The subject of this research is the emotions, contemplation, and self-esteem of a person, which are marked as “ordinary” and “extraordinary”. The author attempts to determine the place of ordinary and extraordinary in human life, as well as define their importance for existential wellbeing and meaning-making. He claims that all most serious and extraordinary transforms into ordinary and absurd, in are constantly renewed by one and the same existential subject. In the conclusion the author determines the following: the meanings of ordinary and extraordinary in human life, as well as their importance for existential wellbeing;The author reveals and describes the causes and dynamic of routinization of the meanings in the daily existence of a human;the phenomenon of “extraordinary” in its objective and subjective dimensions. 
Samokhina N. - Agni Yoga Ideas and Philosophical Symbolism of N. Roerich' Paintings. pp. 102-133
Abstract: This article is devoted to the art of outstanding Russian artist Nicholas Roerich (1874 -1947). The author analyzes the main philosophical ideas of N. Roerich’s paintings. One of the main purposes of article – a comparative analysis of the stories of Roerich’s pictures and some ideas of Agni Yoga teachings, which was established by Roerichs’ family in collaboration with the Indian philosopher Mahatma Moriah in 1924-1938. Author of the article concludes that the pictorial art of N. Roerich is close to some ideas of Agni Yoga teachings.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Философия культуры"
Философия культуры
Фаритов В.Т. - Герменевтика и трансгрессия в современном кинематографе c. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.13391

Аннотация: В статье рассматриваются специфические характеристики эстетики современного кинематографического искусства на примере философского анализа фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» (2001). Исследуются два противоположных способа прочтения фильма: герменевтика и трансгрессия. Первый путь предполагает интерпретацию, сводящую гетерогенные сюжетные линии и единому смысловому и сюжетному центру. Второй путь предполагает отказ от возможных истолкований и утверждение открытости, множественности и трансгрессивности произведения. Философское и эстетическое обоснование второго подхода было осуществлено такими авторами, как М. Бахтин и Ж. Делёз. Наряду с традиционной методологией в статье используется методологический арсенал неклассической философской мысли: семиотики, постструктурализма и деконструктивизма. В статье обосновывается преимущество трансгрессии перед герменевтическим подходом для исследования эстетики современного кинематографа. Герменевтика отсылает к оппозиции «означающее-означаемое», к репрезентации и, в конечном итоге, к метафизике и трансценденции. Фильмы Линча основаны на эстетике иного характера: на трансгрессии, устраняющей порядок репрезентации и раскрывающей несводимую к единству множественность гетерогенных линий. Эти линии постоянно пересекаются друг с другом, переходят одна в другую, образуя сложный контрапунктический узор. Искусство Линча помещает нас в трансгрессивное пространство чистых сингулярностей и событий.
Цендровский О.Ю. - Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в. c. 1-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16316

Аннотация: Предметом данного исследования являются социально-экономические и, главным образом, мировоззренческие предпосылки складывания на рубеже XX – XXI вв. принципиально нового типа общества: постиндустриального по своей материальной базе и постмодернистского с точки зрения культурного кода. Автор подробно исследует новую цивилизационную парадигму, сопоставляя ее с индустриальной и аграрной моделями, вычленяет и описывает её основные системы (техносфера, социосфера, инфосфера) и лежащие в их основе институты и идеологемы. Особый акцент делается на изучении новой, горизонтальной и сетевой по своей геометрии социальной коммуникации в условиях глобализации, расцвета масс-культуры и конвергенции масс-медиа. Методология и в то же самое время новизна данной работы состоит в том, что в ней на основе осмысления богатого научного наследия делается попытка представить общую картину происходящих в социуме процессов и их генетическую связь с предшествовавшими цивилизационными моделями, а не описать лишь отдельные его сферы и аспекты. С содержательной точки зрения, автор основывает работу на ставшем уже классическом трехчленном делении исторического процесса: премодерн – модерн – постмодерн; аграрная – индустриальная – постиндустриальная цивилизация. Основной научный вклад автора состоит в сведении воедино и анализе результатов, полученных в течение почти половины столетия исследований новой цивилизационной парадигмы. В результате, был сделан вывод, что постиндустриальное, информационное общество реализует плюралистскую доктрину постмодернистской философии в своей сетевой, децентрализированной структуре. Поток информации в нем не контролируется авторитарными формациями. Он наполняется из бесчисленного множества различных источников, а доминирующий теперь пользовательский контент распространяется вирусным образом. Экономика, все ее рынки и системы спаяны теперь в единую суперсеть и движутся за счет почти непрогнозируемой суммы действий акторов со всего земного шара.
Сиюхова А.М. - Проблематика концепта ночи в дискурсе научного анализа c. 13-60

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.192

Аннотация: В статье раскрываются вопросы исследования концепта ночи в современной культурологической, философской и искусствоведческой науке. Анализируется научное освоение концепта ночи как психологического феномена, как природно-культурного фактора социализации индивидов, как обширное поле формирования культурных архетипов коллективного бессознательного. Выявляется закономерность чередования исторических эпох (начиная с первобытности и заканчивая Новым временем), в которых поочередно преобладают «дневной» и «ночной» типы общественного сознания. Подобное чередование проецируется на смену художественных стилей XVIII–XX вв., максимальное убыстрение которого дает основу формированию постмодернистских форм культуры и художественно-эстетической практики.
Васильев А.А. - Национальная почва в мировоззрении Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева и Н.Н. Страхова c. 16-42

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.2114

Аннотация: Статья посвяшена изучению образа народной почвы в мировоззрении Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева и Н.Н. Стррахова. Автор показывает традционализм мышления почвенников, расрытие ими сакральных основ русской культуры - родной матери Земли. Почвенники предполгали, что европейски образованная русская интеллигенция должна соединиться с народной почвой - правдой.
Матвеенко В.А. - Специфика философской мысли в синтоистской традиции c. 23-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17197

Аннотация: Предметом исследования является японская интеллектуальная традиция до привнесения в нее европейской философской терминологии и сопровождающих ее дисциплин с целю выявления в ней философских оснований. Автором предлагается понимать синто не как учение, а как сам принцип взаимоотношений человека со священным, сложившийся в японской культуре, и рассматривать синто в качестве комплекса японских национальных религиозно-культурных практик. Именно через наличие этого ядра становится возможным объяснить не характер проникающих в культуру заимствований, а процессы, происходившие с ними во время интеграции в целостную японскую культуру, что играет гораздо большую роль в понимании философской составляющей синто. Основываясь на вопросе о наличии в синто как культурном феномене письменной интеллектуальной традиции, автор рассматривает ряд теоретических выражений синтоистской мысли. Основным выводом является то, что понимая, таким образом, синто как принцип формирования учений, выливающийся в этические принципы повседневной жизни, мы можем вспомнить, что философия при самом своём появлении в древней Греции западная философия тоже возникла как искусство жить, отвечая , таким образом, на вопрос о наличии в синто философской традиции, несомненно, утвердительно.
Дёмин И.В. - Проблема единства истории в философско-культурологических концепциях К. Ясперса и С. Л. Франка c. 27-40

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.19201

Аннотация: Рассматриваются и сопоставляются философско-культурологические концепции Франка и Ясперса. Основное внимание уделяется проблеме единства всемирной истории и культуры. Выявляется место историософской проблематики в контексте метафизики всеединства Франка и в экзистенциальной философии Ясперса. Франк, отрицая телеологический способ конструирования смысла всемирной истории, не ставит под сомнение саму возможность философского созерцания вечного и всеобщего в культуре (социально-историческом бытии) и необходимости выявления вневременных аспектов общественной жизни. Ясперс же исходит из того, что исторический кругозор конечного человеческого существа всегда ограничен, а единство человечества может мыслиться лишь в качестве постулата философской веры. В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. Единство всемирной истории в концепциях Франка и Ясперса не может быть постигнуто через приписывание всем народам и культурам одной, общей для них цели. В обеих концепциях история понимается как путь к надысторическому. История (культура) как специфическая реальность возможна благодаря соотнесённости человека с надысторическим. Человек способен творить историю и существовать в истории благодаря тому, что он испытывает «неудовлетворённость историей», стремится выйти за её границы.
Чиндин И.В. - Трансцендирующий разум: философия, фантастика или целостность мифовосприятия? c. 35-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.5010

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о трансрациональности в русской религиозной философии конца 19-го – нач.20-го веков. Желание преодолеть «отвлеченные начала» характеризует не только философию Вл.Соловьева, но и других ярких представителей русского «религиозного ренессанса».
Берсенева Т.П. - Синергия. Синергетика. Диалектика. c. 35-46

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9526

Аннотация: В статье высказана гипотеза, что использование категории синергии может обеспечить единый взгляд на человека и культуру в целом и преодолеть имеющуюся разобщенность между тремя основными подходами в антропологии: естественнонаучным, философским и теологическим. Исходя из заявленной проблемы, рассматривается категория синергии, которая, с точки зрения автора, имеет «общую территорию», включающую, во-первых, православное богословие, так как синергия – это концепт мистико-аскетической православной традиции исихазма. Во-вторых, синергетику, так как синергия и синергетика, имея общий корень и определяясь словами «совместность» и «энергия», внутренне связаны. В-третьих, диалектику, так как синергия по сути дела является формой диалектического противоречия, акцент в котором смещен с момента борьбы на момент сотрудничества, "соработничества". Предлагается определение синергии как совместного действия, взаимодействия различных потенций или энергий, имеющего общую направленность к идеалу, с одновременным достижением синергийного эффекта.
Александров Н.Н. - Три фазы инженерного стиля дизайна ХХ века c. 42-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19159

Аннотация: Статья посвящена проблеме периодизации истории дизайна ХХ века. В тексте рассмотрен период с 1920 по 1960 годы. Он обозначен как особый «инженерный стиль» у которого есть свои отличительные признаки. Эти признаки раскрываются в тексте.В рамках инженерного стиля обозначены три манеры, которые закономерно сменяют друг друга архаическая, классическая и декаданс. На этом нижнем уровне циклов выявлена закономерность, связанная с 11-летними солнечными циклами, рассмотренными в гелиотараксии А.Л. Чижевского. Данным способом дизайн соотносится с историей культуры, политики и эволюцией менталитета.Тем самым в итоге устанавливается новая периодизации истории дизайна ХХ века, а рассмотренный этап выступает как ее первая фаза. Общей методологией исследования является системогенетика, частной — теория циклов (циклогенетика). Использован авторский вариант и того, и другого — экзистенциальная системогенетика и циклогенетика. Основным вкладом автора является установление новой периодизации истории дизайна в ХХ веке. Речь идет о едином техническом интерстиле с точкой отсчета в 1920 году и завершением в 1953 году.Продемонстрировано, что внутри инженерного стиля существовали и закономерно сменили друг друга три различающиеся манеры.Кроме того установлен эффект отложенности последней манеры на 5 лет в связи с войной, которая отобрала все ресурсы и парализовала рыночную конкуренцию.
Яковлева Е.Л. - Абсурд в гламурном социальном c. 49-62

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18665

Аннотация: Предметом исследования является анализ абсурда как пространственной константы гламурного социального с точки зрения философской рефлексии. В современности абсурд превратился во вселенную, завладев всеми сферами социального и подчинив своей логике жизнедеятельность человека. Абсурд, заявив о себе онтологически, повлиял на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, что в значительной степени трансформировало не только субъективное, но и объективное. В социальном начинают высвечиваться двойные стратегии, где первенство принадлежит Ничто. Более того, сама идеология гламура оказывается абсурдной ввиду постулирования вечности красоты, молодости и богатства в пределах человеческой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в гламурном социальном на субъективном и объективном уровнях. Выявлено, что абсурд в современности имеет множество модусов проявления, рождаясь в зазорах бытия между Нечто и Ничто. Существование абсурда диалектически задано изначально, при этом в позитивном аспекте он, иллюстрируя Ничто, способствует развитию (от противного), а в негативном аспекте – приводит к хаосу, бессмыслице и кризису. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать бунт в виде включенности в бытие, характеризуемой рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Научная новизна: анализ абсурда показал его многогранность и расширяющуюся масштабность, что позволяет говорить о вселенной абсурдного в пространстве гламурного. Субъективное и объективное абсурда диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью. Практическая значимость: Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в различных сферах современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура.
Стрижов А.Ю. - Роль «особенного» в жизни общества c. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14568

Аннотация: Человеческие общества не похожи друг на друга, хотя в своем развитии подчиняются общим законам. Однако отдельный социальный организм всегда находится в неповторимой конкретно-исторической среде – как следствие, вырабатывается специфическая форма приспособления к окружающему пространству. Эта особенность закрепляется в характерах людей, в формах производственных отношений, в конкретной технике. Систематические поправки, которые вносит в процесс развития общества особенная сторона его жизни в конкретных условиях, - являются предметом нашего исследования. Поскольку особенная сторона жизни людей в обществе связана с их исторической памятью, ценностями, стратегиями развития, необходимо рассмотреть как все эти элементы культуры и политики становятся специфической стороной жизни всех социальных классов. За основу исследования роли политической и культурной надстройки взята концепция культурной «гегемонии» А. Грамши. Специфика развития общества выражается в тех мотивирующих силах, которые позволяют людям совместно, вне зависимости от социального положения, консолидироваться для решения определенных задач. «Особенное» в жизни коллектива существует всегда. Однако пока оно не осмысленно, оно остается просто синтезом общего и частного. «Особенное» становится действенной силой, когда происходит его творческое осмысление. Так рождается идеология, воплощающая в себе баланс между ценностными ориентирами различных классов. В кризисные периоды истории «особенное» становится силой для значительных изменений в социальном устройстве.
Красиков В.И. - Заурядное и незаурядное c. 66-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19707

Аннотация: Объектом исследования в статье полагаются процессы смыслообразования, которые возникают в экзистенциально значимых жизненных ситуациях. Предметом исследования являются переживания, осмысления и самооценки человека, обозначаемые маркерами "заурядное" и "незаурядное". Автор пытается выявить место заурядного и незаурядного в человеческой жизни, определить их значимость для экзистенциального самочувствия и смыслообразования. Он утверждает, что все самое серьезное и незаурядное превращается, при своем постоянном возобновлении одним и тем же экзистенциальным субъектом, в заурядное и фарс. В статье используется ряд методологических средств. Это рефлексия субъективного опыта, экзистенциально-аналитический и феноменологический методы, аксиологический подход. Основными результатами исследования можно признать следующее:- определены смыслы заурядного и незаурядного в жизни человека, их значимость для экзистенциального самочувствия;- выявлены и описаны причины, динамика рутинизации смыслов в повседневности человеческого существования;- описан феномен "незаурядного" в его объективном и субъективном измерениях.
Самохина Н.Е. - Идеи Агни Йоги и философский символизм живописи Н. К. Рериха c. 102-133
Аннотация: Cтатья посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н. К. Рериха. Одной из главных целей статьи — сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. Рериха с философской проблематикой учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 1924–1938 гг. Автор делает вывод о том, что тематика живописного творчества Н. К. Рериха весьма близка философским идеям учения Агни Йоги, а философский символизм художественных произведений живописца тесно связан с основными положениями данного учения. Для анализа избранной тематики автором использовался метод методологической рефлексии. Результаты проведенного в статье исследования могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих и культурологических исследованиях художественного и литературного творчества Н. К. Рериха, а также в изучении отдельных аспектов философского учения Агни Йоги.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"