по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2023
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 31-12-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2023
Этнология и культурная антропология
Семенова О.В., Адам Ю.И. - Речь и половой диморфизм: история вопроса в свете современных теорий происхождения речи и экспериментальных данных c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.68961

EDN: ZLFFIR

Аннотация: В данной теоретической статье авторы обращаются к анализу исследований, объясняющих происхождение и выявляющих функции и значение устной речи человека в рамках эволюционного подхода. Прежде всего авторов интересует влияние полового отбора на развитие вербального мастерства в разных половозрастных группах. В этой связи особый интерес представляют данные истории жизненного цикла человека, которые указывают на то, что овладение языком как инструментом воздействия и манипулирования мнением окружающих приближается к продвинутому уровню владения лишь к моменту полового созревания, и речь, таким образом, начинает играть важную роль в межполовой конкуренции. Стремительно развивающиеся с наступлением половой зрелости способности к перформативным ярким выступлениям, отстаиванию своей позиции, а также к ведению дебатов на публике, по всей видимости, могут быть направляемы силами полового отбора, в связи с чем, они должны проявляться ярче у мужчин, нежели у женщин. Предполагается, что вербальное мастерство может служить средством активного привлечения внимания в целях саморекламы и повышения социального статуса оратора. Методологической основой нашей работы во многом стал анализ этнографических источников. В статье авторы приводят обширный этнографический материал, подтверждающий связь высокого социального статуса c ораторскими способностями. Авторы также обращаются к новейшим исследованиям, которые анализируют различия в перформативной речи между мужчинами и женщинами. Экспериментальные работы показывают, что в беседе с привлекательной женщиной, мужчины, как правило, более творчески подходят к выбору слов и выражений. Некоторые работы рассматривают связь различных аспектов речи с привлекательностью оратора, его маскулинностью и адаптивностью. Большой интерес вызывают исследования, изучающие связь музыкальных способностей и привлекательности, а также работы, анализирующие артикуляционные особенности устной речи и их связь с принадлежностью к определенной социальной среде или социальному классу. Все приведённые в обзоре особенности речи с большой вероятностью могли быть сформированы давлением сил полового отбора. В связи с этим, изучение полового диморфизма представляется одним из важнейших направлений в исследованиях перформативной речи.
Одегова К.И., Быкова Е.В. - Синкретичность язычества и православия в марийской и удмуртской культурах: конфессиональные маркеры в природном ландшафте c. 19-28

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69176

EDN: WLJGSI

Аннотация: Для России как многонациональной страны, с богатой историей и традициями, а также специфическим укладом жизни, актуальной и по сей день является тема двоеверия. Предметом исследования являются конфессиональные маркеры двоеверия в марийской и удмуртской культурах в современных поселениях южных районов Кировской области. Цель работы – анализ репрезентации и визуализации синкретичности язычества и православия в марийской и удмуртской культурах через конфессиональные маркеры в природном ландшафте южных районах Кировской области. Эмпирической базой исследования служат материалы экспедиций 2017-2023 гг. в Кизьмезский и Малмыжский районы Кировской области, где проживают марийцы и удмурты, которые занимают третье и четвертое место по численности населения Кировской области. Основываясь на методах анализа особенностей религиозных и этнокультурных взаимодействий этих народов и анализа сакральных объектов, вписанных в природный ландшафт, авторы применяли методы историко-культурного сравнения и анализа текстовых материалов. Были выявлены новые объекты сакрального природного ландшафта у марийцев и удмуртов, в которых существует обожествление природы. Оно проявляется в таких конфессиональных маркерах как священные рощи и поля, где поклонялись языческим божествам, духам леса. Кроме того, сакральный смысл несли в себе святилища героев и места, связанные с душами умерших, вписанные в природный ландшафт местности. Новизна исследования заключается в уточнении особенностей проведения некоторых обрядов, дополнении информации о верованиях удмуртов и марийцев, введением в научный оборот новых объектов сакрального культурного ландшафта, который обозначен как нематериальное культурное наследие народов Вятского края. Авторы приходят к выводу, что некоторые фрагменты языческих верований и обрядов у марийцев и удмуртов бытуют поныне и тесно связаны с природным ландшафтом и воспоминаниями о культовых местах, исторической памятью народа. При этом глубокие корни и прочные корни пустило православие серди этих народов. Но историко-сравнительное изучение религиозных верований и обрядов показывает, что самобытная синкретичность православия и язычества марийцев и удмуртов южных районов Кировской области служат средством этнической идентификации в формировании сакрального культурного и природного ландшафта.
Изобразительные искусства
Шоличева А.Г. - Интертекстуальность визуальных и вербальных произведений наивной художницы Надежды Спириной c. 29-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69131

EDN: XEAMBD

Аннотация: В современной гуманитаристике принято рассматривать наивное искусство и наивную литературу как два отдельных явления. Исходя из этого подхода исследование наивного изобразительного искусства отдается на откуп искусствоведению, а изучение наивной литературы остается в рамках филологии и лингвистики. Культурология исследует культуру как исторический и социальный опыт людей, который может проявляться в их творчестве и истолковывается в «культурных текстах» искусства. В данной статье актуализирована потребность в переходе от узконаправленных исследований к комплексному подходу: контекстному изучению визуальных и вербальных произведений наивных художников. Объектом данного исследования являются картины и стихотворения наивной художницы Надежды Ивановны Спириной (Ивановская область, город Южа). Предмет исследования – эстетика и поэтика интертекстуальности работ наивного художника. Целью работы является анализ стилистики и композиции картин в комплексе с поэтическими текстами автора. Задачи – поиск интертекстуальных отсылок и реминисценций в произведениях Н. И. Спириной, раскрытие в ее произведениях различных практик авторской саморефлексии, проверка гипотезы о расширении статуса произведения наивного художника в качестве культурного текста, с учетом смысловых особенностей вербального высказывания для восприятия и прочтения визуального текста, то есть интертекстуальности произведений наивного искусства.  Методы исследования базируются на комплексном анализе культурно-исторических явлений и комплексном междисциплинарном подходе. Используются синхронистический, сравнительно-сопоставительный, биографический, психологический, семиотический, культурно-исторический анализ. Научная новизна исследования заключается в анализе стилистики и композиции картин наивного художника в комплексе с поэтическими текстами автора, что дает возможность точнее интерпретировать миссию художника, которая формирует его наивное высказывание. Выдвинутая гипотеза о расширении статуса произведения наивного художника с учетом интертекстуальности его работ частично подтверждена. Нами проанализирована стилистика и композиция нескольких картин в комплексе с поэтическими текстами автора. Удалось решить ряд задач, обозначенных в начале работы. Перспектива исследования, начатого в данной статье, видится нами в обширном изучении биографий, личностей и творчества наивных художников Ивановской области 1990-2020-х годов в контексте исторических, общественно-политических и социокультурных явлений в регионе и стране на рубеже ХХ-XXI веков.
Социология культуры, социокультура
Ху В. - Влияние художественных обществ Шанхая на развитие изобразительного искусства начала ХХ века c. 51-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69198

EDN: XDEQOU

Аннотация: Объектом исследования статьи является художественная жизнь Шанхая начала XX века, в которой наиболее пристальное внимание уделяется изучению деятельности художественных обществ с целью научной реконструкции творческого процесса Шанхая прошлого столетия. Темой исследования является вклад художественной ассоциации в культурную жизнь города. Их деятельность направлена на внедрение европейских техник живописи и модернистских тенденций в визуальную культуру страны. Особое значение в статье придается уникальному характеру города, толерантному и открытому к экспериментам в области изобразительной культуры. В работе описывается три вектора развития искусства через деятельность художественных обществ: отстаивание основ традиционной живописи Китая, активное включение европейского изобразительного языка и синтез этих двух, казалось бы, взаимоисключающих потоков. С помощью исторического метода автор анализирует деятельность художественных обществ, которые значительно повлияли на формирование нового сценария развития изобразительной культуры Шанхая первой трети XX века. Во-первых, в начале прошлого столетия этот мегаполис стал крупнейшим экономическим и культурным центром Китая. Во-вторых, большинство местных художников, вступавших в общественные организации, получили западное образование. В-третьих, деятельность художественных обществ значительно обогатила и расширила творческие возможности мастеров, привлекла внимание населения к изобразительному искусству, модернизировала живописные традиции Китая. Автор статьи осмысляет влияние русских художников на культурную жизнь Шанхая, а также делает акцент на появление и развитие «женского» искусства в китайской культуре в изучаемый период. Эти сведения, некоторые из которых впервые вводятся в научное пространство, обладают не только теоретической ценностью, но и практической значимостью, позволяя определить сценарий развития китайского изобразительного искусства на современном этапе.
Теория коммуникации и медиалогия
Хэ Я. - Практические аспекты использования чат-ботов для обучения русскому языку в рамках межкультурной коммуникации c. 60-75

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69151

EDN: WHHTFU

Аннотация: Чат-бот на основе искусственного интеллекта является комплексным научно-исследовательским и учебным инструментом для преподавателей русского языка и китайских студентов, изучающих русский язык и культуру. Данная статья посвящена вопросу интеграции чат-бота в учебный процесс в рамках изучения русского языка китайскими студентами. Рассматриваются возможности использования чат-бота в аспекте РКИ в очном и дистанционных форматах, а также выявляются его преимущества и недостатки в приобретении конкретных практических навыков, в частности, при изучении русских чисел. Цель данного исследования заключалась в изучении возможностей использовании чат-бота для выявления значения языковых единиц и корректности грамматических конструкций, а также культурных особенностей в процессе обучения русскому языку как иностранному. Методом исследования является анализ корректности и полезности ответов чат-бота (ChatGLM) на вопросы, связанные с русским языком и культурой. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении практических аспектов использования чат-бота для изучения русского языка и культуры. Результаты данного исследования показывают, что чат-бот является полезным инструментом и позволяет осуществлять языковую практику, задавать вопросы на русском и китайском языках и получать ответы от системы. Чат-бот в ограниченной степени может исправлять ошибки, подсказывать правильные фразы и помогать студентам улучшать свои навыки межкультурной коммуникации на иностранном языке. Методы и технологии машинного обучения, такие как чат-бот, при разумном к ним отношении могут быть использованы для улучшения навыков владения иностранным языком и знакомства с культурой в контексте межкультурного общения. Результаты могут быть использованы при создании методических разработок в сфере русско-китайской межкультурной коммуникации, а также в процессе обучения соответствующим языкам.
Музыка и музыкальная культура
Круглова Е.В. - Выразительные свойства украшений в вокальной музыке первой половины XVIII века c. 76-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69245

EDN: VFNAVS

Аннотация: В современном исполнительстве старинной музыки одной из центральных задач певцов является стремление к самостоятельному декорированию мелодии. Принимая во внимание отсутствие у отечественных исполнителей знаний и навыков барочной импровизации, применяемые украшения зачастую представляют, по сути, только технический элемент, с которым необходимо справиться. В данном случае художественной ценности орнаменты не имеют, звучат блекло, бессодержательно в отношении экспрессии, не соответствуя главному предназначению – подчеркиванию аффекта и усилению его выразительности, о чем настоятельно писали старинные мастера. Предлагаемая статья направлена на решение актуальных проблем в области барочного исполнительства, связанных с вокальной орнаментацией и передачей аффекта сочинения. В современном отечественном музыкознании данная тема не получила еще своего освещения. Автор статьи приводит исторические данные о характеристике мелизмов и их направленности на выражение определенных аффектов, что и определяет научную новизну исследования. Методология исследования базируется на историческом подходе. Особое значение имеют также методы анализа и синтеза, благодаря которым при изучении разрозненных данных удалось воссоздать историю орнаментального искусства во взаимосвязи с оперными традициями первой половины XVIII века. Позиция автора заключается в том, что любой вид орнаментации в старинных ариях должен применяться в мелодической линии с целью подчеркивания и усиления аффекта исполняемого сочинения. Певцу при исполнении сочинений рассматриваемого времени важно понимать значение декорирования мелодии, как одного из главных средств выразительности и в соответствии с этим руководствоваться выбором украшений. Автор делает выводы о взаимосвязи и взаимовлиянии орнаментики и аффекта в музыке эпохи барокко. Материал статьи и выводы будут полезны певцам, исполняющим старинную музыку, для стилистически верной ее интерпретации, а также в учебных курсах истории вокального исполнительства на исполнительских отделениях в музыкальных колледжах и факультетах вузов.
Этнология и культурная антропология
Сулейманов А.А. - «Доместикация» холода русским населением Якутии во второй половине XIX – первой половине ХХ вв. c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69272

EDN: SXOAGO

Аннотация: Целевой установкой статьи является выявление основных направлений и реконструкция практик использования криогенных ресурсов (холод, снег, лед, «вечная мерзлота») и в целом – «одомашнивания» холода русским населением Якутии в течение сер. XIX – cер. ХХ вв. Источниковой базой для написания работы послужил комплекс разрозненных этнографических сведений, представленных в опубликованных работах и документах из фондов Государственного архива Иркутской области (г. Иркутск), Научного архива Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск), Архива Российской академии наук (г. Москва) и его Санкт-Петербургского филиала. Кроме того, целый ряд сведений был получен в ходе проведения автором в течение 2017-2023 гг. полевых исследований в ряде сельских населенных пунктов Якутии. Методологически основой подготовки статьи послужили принципы, заложенные в криософию, которые предполагают изучение холодных материй Земли посредством повышенного внимания к их роли в качестве активного элемента мироздания, а также – в антропологию холода. В рамках антропологии холода формирование традиционной культуры аборигенных этносов Арктики и Субарктики рассматривается через призму господства в регионе природного холода, криогенных процессов и явлений, как фундаментальных, средообразующих факторов. В этой связи в статье показаны практики эксплуатации русским населением Якутии криогенных ресурсов в ското- и коневодстве, земледелии, при обеспечении функционирования жилых и хозяйственных построек, организации хранения и приготовлении продуктов питания и др. Отмечено, что они имели определенную специфику внутри различных групп русских поселенцев, вызванных конкретными природно-географическими особенностями ареалов их проживания, а также характеристикой межэтнических связей. В этой связи зафиксирована отличия между, например, приленской и арктической группами русского старожильческого населения. Выделены ключевые векторы «одомашнивания» холода русским населением Якутии.
Архитектура и дизайн
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Модерн в архитектуре южнобережных вилл и дворцов как вклад выдающихся личностей их владельцев и архитекторов в культурный ландшафт Крыма c. 96-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69201

EDN: SFFMWB

Аннотация: Стиль модерн в архитектуре конца XIX-первой трети ХХ в. отличался синтезом всех предшествующих стилей и свободной вариативностью композиции как основных архитектурных объемов, так и их декора. В зависимости от преобладания в конкретном здании того или иного стиля его причисляют к подстилям, например, неоготика, необарокко, неоренессанс, нео-рюсс и т.д. Характерной особенностью модерна также является использование архитекторами разнообразных этнических элементов. Предметом статьи является культурологическая характеристика вилл и дворцов Южного берега Крыма и отраженный в них архитекторами индивидуальный характер в соответствии с требованиями заказчиков, их национальной и профессиональной принадлежностью, интересами и увлечениями. Особым вкладом авторов является анализ приведенных примеров архитектуры и ее декора не абстрактно, а в тесной связи с личностью их владельцев и заказчиков.  В статье применены методы историзма и компаративистский метод в анализе принадлежности архитектурного объекта к тому или иному стилю; методы анализа и синтеза в характеристиках стилей как отдельных частей архитектурных памятников, так и всего здания в целом. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем авторами впервые описаны виллы и дворцы Южного берега Крыма не только с историко-архитектурной и историко-искусствоведческой точек зрения, а с точки зрения соответствия стилей зданий индивидуальным особенностям личностей их владельцев. Выводы. 1. Стиль модерн распространился в Западной и Восточной Европе, в том числе и в Крыму, с конца XIX в., и просуществовал на полуострове вплоть до 1930-х гг. Нарядный характер загородных вилл и дворцов, преимущественно белых, был особенно актуален в Крыму, контрастируя с синим небом и морем и яркой растительностью, создавая типичный южный колорит курортной местности. 2. Культурный ландшафт Крыма составляет пестрое разнообразие этнических культур, наследия государственных образований, а также выдающихся личностей, внесших в него свой вклад. В этом смысле неповторимые здания и их связь с личностями их владельцев представляют собой одну из характерных черт историко-культурного ландшафта Крыма.
Этнология и культурная антропология
Федорова А.Р., Гоголев А.И. - Трансформация зимнего костюма в Якутия в эпоху модернизации конца XIX – середины ХХ вв. c. 114-129

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69142

EDN: RIPYDX

Аннотация: В настоящей статье рассматривается процесс изменения повседневной одежды в Якутии конца XIX – середины ХХ вв. на примере зимнего костюма. Данный исторический период ознаменовывался активными модернизационными процессами в регионе, что отразилось и на материальной культуре населения. Актуальным в этом ключе является вопрос адаптации жителей крайнего севера к новым экономическим условиям: как происходил переход от традиционного уклада к советской культуре. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что культура и технологии традиционного пошива одежды из меха и кожи сохранились в изучаемый период именно из-за необходимости населения самообеспечивать себя зимней одеждой в условиях нехватки товаров и сырья. Хронологические рамки исследования охватывают период конца бытования традиционного якутского костюма и заканчиваются серединой ХХ века.  Для изучения зимнего костюма ХХ задействованы фотоматериалы, на которых запечатлены образцы повседневной одежды. Рассмотрены фотографии из фотофондов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, куда входят снимки как из государственных, так и частных коллекций. Кроме того, для дополнения данных проводились консультации с информантами. Настоящая тема еще не становилась предметом специального изучения, поскольку костюм этого периода уже не является этническим. Тем не менее на наш взгляд она является интересной в контексте изучения адаптации народных традиций к модернизационным процессам. С использованием визуальных и полевых источников рассмотрена трансформация повседневной одежды в Якутии изучаемого периода. Авторы статьи пришли к выводам, что в эпоху модернизации произошла резкая смена уклада жизни, которая отразилась и на материальной культуре жителей Якутии. Унификации в гардеробе граждан советского государства первой половины ХХ века не всегда могли покрывать потребности жителей специфических климатических зон, в том числе и жителей северных республик. Это способствовало сохранению традиционных технологий ручного производства зимней одежды.
Гоголев А.И., Федоров С.И. - «Дефицит холода» и деградация многолетнемерзлых грунтов как фактор трансформации охотничьей деятельности у якутов c. 130-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69081

EDN: RLNCPT

Аннотация: Одной из важнейших международных проблем XXI века является общепланетарное изменение климата. С каждым годом в одних частях света фиксируется снижение годового уровня осадков и температуры, в других, наоборот, повышение. Эти колебания могут вызвать засухи, наводнения и деградацию многолетнемерзлых грунтов. Дальнейшее изменение климата может нанести непоправимый ущерб традиционным способам ведения сельского хозяйства и отрицательно сказаться на жилищных условиях во многих регионах земного шара. Таким образом, изменение климата может осложнить и нарушить устоявшийся порядок жизни и деятельности населения Республики Саха (Якутия). В настоящей работе освещается проблема, которая ранее не была специально изучена, и которая касается всех охотников республики, а именно влияние климатических изменений на ведение охотничьей деятельности. Работа основана на полевых материалах, собранных Вилюйском и Таттинском районах. Полевые материалы были собраны путем аудио, фото и видео фиксации, глубинного интервьюирования и включенного наблюдения во время полевых работ в Вилюйском и Таттинском районах Республики Саха (Якутия). Ранее в научных трудах исследования проводились отдельно по теме влияния изменения климата на повседневную жизнь и хозяйственную деятельность якутов, в настоящей же работе была рассмотрена охотничья деятельность. Охотники, участвовавшие в исследованиях, различными способами адаптируются к меняющемуся климату: увеличивают ареал поиска дичи, снаряжают выезды на большие расстояния чем ранее, учатся заново считывать изменения погодных условий, изготавливать и применять различные приспособления для охоты и хранения. Основными выводами проделанной работы является то, что, климатические изменения прямо или косвенно влияют на охотничью деятельность в исследованных районах: рядовые охотники-любители отмечают, что меняется ареал обитания животных, разрушаются дороги, деградирует почва охотничьих угодий, появляется опасность распространения различных заболеваний.
Художественная культура и творчество
Качай И.С. - Онтологическое, гносеологическое и антропологическое измерения творчества в контексте классической европейской философии c. 137-152

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69277

EDN: DTEPPZ

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает творчество как культурфилософский феномен. Предметом работы являются онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества, раскрывающиеся в концептуальном пространстве классической европейской философии. Цель данного исследования заключается в выявлении способов осмысления творчества как культурфилософского феномена сквозь призму воззрений крупнейших представителей европейской философской мысли. При рассмотрении сущностных оснований творчества особое внимание уделяется онтологической, гносеологической и антропологической природе творчества, акцентирующейся в концептуальных построениях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта и В.Ф.Й. Шеллинга. Помимо этого, в работе артикулируется тенденция дифференцирования подлинных и мнимых творческих интенций субъекта, в явном или имплицитном формате наличествующая в смысловом поле классической европейской философии. Актуальность исследования детерминируется современной тенденцией подмены творчества как свободного и вдохновенного процесса формирования нового бытия механистическими и алгоритмическими актами комбинаторного конструирования продукта с целью удовлетворениях сугубых прагматических интересов. Теоретической основой данного исследования являются оригинальные работы представителей классической европейской философии, а также современные исследования в области философии творчества. Методологическим фундаментом работы выступают компаративистский анализ и метод контекстуального видения творчества. Основным результатом проведённого исследования является артикуляция понимания феномена творчества в контексте классического периода развёртывания европейской философской мысли с позиций онтологического, гносеологического и антропологического подходов. На основе выявленных аспектов искомого культурного феномена представлено исторически детерминированное понятие творчества. Научная новизна исследования также заключается в обнаружении и акцентировании как явных, так и имплицитных стремлений классиков европейской философии к сущностному размежеванию подлинных и мнимых интенций творческого субъекта. Выявленные интенции вкупе с концептуализированными онтологическими, гносеологическими и антропологическими воззрениями европейских мыслителей относительно природы творчества позволили разработать рабочую дефиницию мнимого творчества. В этом отношении онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества в перспективе могут образовать систему критериев, позволяющих дифференцировать подлинные и мнимые творческие интенции.
Искусство и искусствознание
Абрамкин И.А. - Роль аксессуара в женском интерьерном портрете М.-Э. Виже-Лебрен c. 153-163

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69108

EDN: DVDBJM

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению женских интерьерных портретов, созданных М.-Э. Виже-Лебрен (1755–1842) во время пребывания в России (1795–1801 годы). Целью исследования является выявление роли аксессуара в портретной концепции французской художницы, которая отличается пристальным вниманием к предметной составляющей живописи и разнообразным деталям. Актуальность работы обусловлена тем, что внимательное изучение данной группы произведений, представляющих модель в поясном срезе, способствует как сравнению с портретами, которые изображают фигуру в поколенном срезе или в полный рост и акцентируют объемно-пространственные аспекты в ее трактовке, так и выявлению специфики творческого подхода М.-Э. Виже-Лебрен при создании различных вариантов интерьерного портрета в России. Методология исследования основана на сочетании формального, сравнительно-исторического и контекстуального анализа для определения характерных черт интерьерного портрета в творчестве мастера. Проведенное исследование позволяет прийти к выводам о том, что аксессуар в портретной концепции французской художницы не только показывает увлечения модели и ее семейные добродетели, но и усиливает выразительность произведения и индивидуальность портретируемой. При этом следует отметить, что трактовка аксессуаров демонстрирует скорее знаки некоторого действия, чем активную вовлеченность в него, и тем самым имеет условный характер, типологически соответствуя распространенному варианту полупарадного мужского портрета в виде государственного деятеля. Кроме того, подход М.-Э. Виже-Лебрен к данному типу интерьерного портрета обладает рядом характерных черт, к числу которых относятся убедительность и компактность позы, яркий колорит, интенсивное освещение, значительное внимание к написанию костюма и особая роль аксессуаров для индивидуализации облика модели.
О поэзии и прозе
Шашнева Е.Н., Валькевич С.И., Маслов В.Г., Михайлов А.А., Ершова Л.В., Астахов О.Ю., Романова К.Е., Океанская Ж.Л. - Восточные мотивы и образы в творчестве К.Д. Бальмонта: культурологический аспект. c. 164-176

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69360

EDN: GDNETP

Аннотация: В статье рассматриваются восточные мотивы и образы в творчестве поэта серебряного века К.Д. Бальмонта. Культурное значение творчества К.Д. Бальмонта несомненно для идей серебряного века. Целью исследования является анализ творчества поэта и выявление восточных образов и мотивов: Просветленный Будда, пустыня, сфинкс, Коран, Аллах, милосердный. Объектом и материалом исследования стали стихотворные тексты К. Бальмонта: «Боро-Будур» из сборника «Горящие здания», «Сфинкс» из сборника «Тишина», «Милосердный» из сборника «Жемчужный коврик». Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрении мотивов и образов в качестве важной составляющей образной картины мира и поэтического мировосприятия К.Д. Бальмонта. Выявлен и обоснован культурологический аспект восточной тематики в творчестве поэта.  Методологией исследования явилась компаративная методика сравнения и сопоставления текстов К. Бальмонта с определенным корпусом литературы Востока. Сделан вывод о том, что культура Востока вдохновила К.Д. Бальмонта на написание стихотворений, путевых записок, писем, эссе. Сформированы такие восточные идеи и мотивы, новые образы в его творчестве, как: просветленный Будда, нирвана, пирамиды, пустыня, сфинкс, мотивы Корана, Аллах, милосердный и др. В 1909 – 1912 годах К.Д. Бальмонт совершил кругосветное путешествие. Египет, Индонезия, Индия совершенно покорили поэта. Бальмонт изучил огромное количество научных работ по религии, философии и мифологии Востока. К.Д. Бальмонт написал множество писем, стихотворений, путевых записок, эссе, очерков о культуре Востока.Переводческая деятельность поэта занимает особую нишу в его творчестве. Он перевел с санскрита Ашвагоша «Жизнь Будды», драму Калидасы «Сакунтала», «Малявика и Агнимитра» и «Мужеством добытая Урваши», а с арабского он перевел «Коран». Фольклор и мифология Индии, Китая, Японии, Ирана собраны в сборнике «Зовы древности». Материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества К.Д. Бальмонта, в преподавании культурологии и русской литературы XX века, семинарских и практических занятиях в средних специальных и высших учебных заведениях.
Memory studies
Гоголев А.И., Егоров А.Ф., Руфов Д.Е. - Хомус в исторической памяти Якутии c. 177-183

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69313

EDN: BAIHKA

Аннотация: Формированием новой исторической памяти с преобразованием коммеморативных практик в Республике Саха (Якутия) можно и назвать современным состоянием исторической памяти в регионе России, что в первую очередь направлено на переосмысление старых практик и введение новых механизмов памяти. Данный процесс начался в конце ХХ века повсеместно на всей территории Российской федерации. Отметим, что помимо начала формирования новой общероссийской исторической памяти, формируются местные проявления памяти, связанные с местными народами и их культурой. В данной статье мы попытаемся рассмотреть данный в процесс изменения исторической памяти, используя методы конценпции мест памяти, с одним из ярких примеров коммеморации – якутским хомусом, который можно считать одним из национальных символов Якутии. Основным методом в данной работе выступают методы исследования исторической памяти, а именно методы изучения мест памяти. В данной работе впервые дается попытка объяснить через концепцию мест памяти Пьера Норы, какое место в исторической памяти Республики Саха (Якутия) занимает хомус, который является одним из основных музыкальных инструментов народа Саха. У якутов музыкальный инструментарий не такой обширный, по сравнению с народами Алтая, Центральной Азии, якуты богаты устным народным и песенным творчеством, что делает хомус одним из главных музыкальных инструментов народа. Хомус являясь варганным инструментом, один из древнейших видов музыкальных инструментов, прошел через века и практически не изменил свой внешний вид, будет изменены только технологии и методы производства. Коммеморативные процессы которые происходят с хомусом весьма интересны для изучения и рассмотрения учеными.
Экранная культура и экранные искусства
Добрынин О.В. - Трансформация режиссерского замысла применительно к построению структуры виртуального пространства в кинематографе c. 184-198

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.68916

EDN: INXDPS

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является процесс творческого замысла режиссёра, который претерпевает изменения при переходе от традиционного кинематографического пространства к миру виртуальной реальности. Особая роль отведена технической составляющей VR-кинематографа. Важность этой темы несомненна, так как она затрагивает основы кинематографического искусства, а также представляет интерес для широкого круга специалистов в области кино и виртуальной реальности. Она актуализирует вопросы творческой свободы, технологических возможностей и новых форм взаимодействия автора с аудиторией. Целью работы является рассмотрение того, как изменяется роль режиссера в контексте создания виртуальных миров, и как новые возможности, которые предоставляют авторам технические инновации, влияют на структуру и восприятие кинематографических произведений. Основываясь на методах сравнительного анализа, в работе проведена попытка понять трансформацию режиссерского замысла в контексте виртуального пространства. Новизна работы определяется тем, что в ней выявлены различия традиционного и виртуального подходов в кинематографе, а также дан предположительный прогноз развития VR-кинематографа, описана роль искусственного интеллекта и машинного обучения в сюжетной составляющей кинематографа. Поскольку виртуальная реальность несет в себе потенциал кардинальных изменений в режиссуре, в работе затронуты такие аспекты как повествование и стилистика в классическом и VR-кинематографе, роль зрителя, контроль зрительского восприятия со стороны режиссера, эмоциональное влияние VR и классического кинематографа, особенности визуализации, а также психологические аспекты, отличающие классический и инновационный подходы. Будущее виртуального кинематографа обещает расширение границ возможного в киноповествовании. Режиссерам предстоит стать не просто рассказчиками, но и инженерами человеческого опыта, способными создавать и управлять сложными эмоциональными и сенсорными ландшафтами. С ростом технологических возможностей режиссеры будут исследовать новые формы повествования, где виртуальные среды предоставят неограниченные пространства для творчества. Однако, вместе с новыми возможностями приходят и новые вызовы, включая необходимость учитывать этические аспекты и психологическое воздействие виртуальных сценариев на зрителей. Режиссеры будущего виртуального кинематографа будут стоять на переднем крае этих перемен, направляя развитие искусства в новые, еще неизведанные регионы человеческого опыта.
У Ц. - Изобразительное искусство как фактор развития современной художественной анимации Великобритании c. 199-209

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69307

EDN: IOZMBO

Аннотация: Предметом исследования является специфика художественно-изобразительных приемов, которые используют британские создатели мультипликационных фильмов на современном этапе на примере картин «Барашек Шон» и «Ван Гог. С любовью, Винсент». Объект исследования –художественная анимация Великобритании начала XXI века. В статье посредством анализа элементов визуального ряда мультфильмов, созданных с использованием выразительных средств классического искусства, выявляются тенденции британской анимации последних лет. Рассматриваемые в статье работы демонстрируют авторские подходы современных режиссеров Великобритании в отношении художественного-образного решения мультфильмов, связанных с разными видами изобразительного искусства, например, со скульптурой в пластилиновой анимации и масляной живописью. Цель состоит в выявлении и характеристике изобразительных приемов в британских мультфильмах начала XXI века.   Методология исследования представляет наибольшую трудность, так как она не разработана в полной мере в отношении характеристики художественно-изобразительной специфики анимационных фильмов, но при этом открывает возможности для междисциплинарного анализа. В ходе исследования используется искусствоведческий анализ, в частности структурное изучение сюжетных и композиционных особенностей анимации. Новизна исследования обуславливается тем, что в российской науке заявленная проблематика остается практически не изученной. Впервые картины «Барашек Шон» и «Ван Гог. С любовью, Винсент» рассматриваются с точки зрения средств художественной выразительности и в плане смыслообразования. По результатам анализа делается вывод о том, что современная британская анимация идет путем создания фильмов, в которых активно задействованы средства изобразительного искусства. Это задает высокий уровень исполнения картин, т.к. требует от авторов безупречного владения изобразительной грамотностью, позволяющей достичь максимальной выразительности образов. Вероятно, что в дальнейшем опора на художественный язык классического искусства и ручной труд мультипликаторов продолжит формироваться в качестве специфической черты британской анимации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.