по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue № 06/2017
Contents of Issue № 06/2017
Culture and science
Ondar A.B. - Tuvan folk costume: problems of examination in the museum space pp. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.24898

Abstract: Examination and preservation of the Tuvan national culture at the present time is one of the relevant directions in the cultural policy of the Tyva Republic and Russian Federation. Analysis of the scientific discourse has determined that the Tuvan culture, particularly the tradition of folk costume, remains insufficiently studied. The article makes an attempt to view the Tuvan ethnographic collections of clothes in the museums of Saint Petersburg, as well as provides the data on the history of formation of such collections and peculiarities of their examination based on the chronological method. The traditional costume complex of Tuvans is considered as a complex cultural phenomenon that contains the dichotomies on the grounds of the material and spiritual. The author substantiates that the authentic objects of historical-cultural heritage in form of the elements of Tuvan costume are retained in the museum collections of Russia, which reflects the modern sociocultural situation with noticeable ruination of the traditional manufacturing technologies of the costume components – clothes, headgear, shoes, and decorative elements, as well as loss of the knowledge on the décor semantics. The article suggests the periodization of formation of the Tuvan ethnographic collections of the late XIX – early XX centuries in the Russian museums that exhibit the elements of costume complex.
Culture and cultures
Mammadov R. - Hybrid genre of Azerbaijan music: mugham-opera pp. 7-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.19231

Abstract: This article examines the specificity of synergy between the classical opera and the mugham genre. As a result of such synthesis, the Azerbaijani composers have created a hybrid mix – mugham-opera. All examples of this unique genre are substantiates by the specificity of creative thinking and artistic-aesthetic perception of the composers. The described below analysis of the selected mugham-operas will be helpful in determining the level of genre hybridity in these compilations, in other words, the level of synergy between the mugham and classical opera principles of development, potential application of such specific and inherent to the national folk music methods as mode, metro-rhythm, improvisation, ornamentation, timbre, and others. Methodology of the research is based on the comprehensive approach that combines the methods of history of music, ethnography, theory of musical genres and forms. The scientific novelty consists in the fact that the genres of the contemporary professional creative work of Azerbaijani composers are divided into the generally accepted classical (symphony, opera, ballet, cantata, oratory, concert, suite, sonata, etc.), and innovatory hybrid genres – mugham-opera, created as a result of active genre integration with the traditional musical art of Azerbaijan.
Culture and Cult
Sokolova A.N., Khotko B.S. - Forms of manifestation of sacred thinking in the culture of modern Abkhazians pp. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21629

Abstract: The concept of "sacred thinking" is examined in the context of terminological problems of contemporary science and the phenomenon of sociocultural practice of modern Abkhazians. The subject of this research is the sacred thinking in the discourse of national and foreign science. The authors suggest a hypothesis of the existence of distinct "sacred gene" as an ontological feature and sign of formation of the value-normative social markers of any human community. The conducted analysis allows determining the two components of "sacred thinking of the Abkhazians: religious and sociocultural, oriented towards preservation of ethnos and its adjustment to any historical metamorphoses. The article applies the method of comparative analysis of the notions of “sacred” and “sacred thinking” used in the contemporary scientific practice, as well as the method of generalization of empirical data that actualize the sacred thinking. The scientific novelty lies in assertion of the purposefulness of using the concept of “sacred thinking” in the modern scientific discourse due to its reference to the scientific subject. Therefore, the notion of “sacred thinking” manifests as a functional term that explains and specifies the examined phenomenon (action). At the same time, the present material can be perceived as a call for active collaboration of the experts of various “disciplinary fields” in search for the so-termed “sacred gene” participating in formation and development of any culture.
Sociology of culture, social culture
Khoroshikh P.P. - Social motives in art of British band “The Beatles” pp. 26-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.20331

Abstract: This article raises a question about the social issues of British society, which were reflected in art of “The Beatles” band. Emergence of “The Beatles” have impetus to the development of protest movement of the British youth. The lyrics demonstrated not only the moods of the separate social groups, but also covered the general problems of the entire British society, which made the art of “The Beatles” one of the most relevant at the time. Moreover, attention to the lyrics of the band was caught by the fact that the examined problematic often grasped all social strata of the country. The author conducts an informative analysis of the lyrics dedicated to the aforementioned problematic. A conclusion is made that songs of “The Beatles” can be considered an incentive to the development of social protest movement in Great Britain. Analysis of the lyrics allowed suggesting that the art of “The Beatles” band not only actualized the attention of British population towards the social processes within and outside the United Kingdom, but also have become a driving force for the domestic social protest movement, which having received an impulse during the times of “The Beatles”, remains present today.
Culture of the mundane
Govar N. - In the mirror of time»: theme and genre diversity of the piano miniature in Russian culture of the XIX – early XX centuries pp. 34-41

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.22041

Abstract: The subject of this research is the Russian piano miniature of the XIX – early XX centuries viewed in its amateur segment. The originality of pieces consists in the distinctive interpretation within the national musical environment of Biedermeier traditions that found their reflection in the themes and genres of piano oeuvres of small forms. Attention is also paid to the musical dilettantism as a specific phenomenon of Russian culture prevalent throughout the indicated timeframe. The works of dilettante composers, diverse in its essence, on one hand, refer to the constant elements of culture. However, it can serve as a forerunner of new trends, including in the genre field, that vividly demonstrates the earlier manifestation of the “European ragtime” within the amateur environment. The theme of piano pieces, popular Amateur practice[WU1] , demonstrates the ability[WU2]  of miniature to become a distinct “chronicle of the era”, capturing multiple significant events of modernity within its panorama. The following conclusions were made: the traditions of piano music-making in many ways are associated with the Biedermeier art; the dilettante composers who create an entire cluster of pieces of different genres and themes, play a noticeable role in the Russian piano culture at the turn of centuries; piano miniature in its amateur segment not only serves as a source of lyrical expressions, but also represents a distinct “chronicle of time” reflecting the most crucial events of modern times; miniature  as the most communicative genre of music art plays an important role in formation of the national cultural traditions.
Audiovisual culture and art
Beliakov V. - Accuracy and staging effect in the historical newsreel pp. 42-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21822

Abstract: The article deals with the question of how accurate is one or another filmed event, as well as its correspondence with the realities of time. Having analyzed a number of archival chronicle film footage, the author can be assured that multiple scenes were filmed using the staging elements, and some of them staged. This becomes noticeable in working with the early national newsreel of the World War I period. Although, separate scenes are authentic. The author attempts to identify which criterion and knowledge form the accuracy of the footage. The source of such knowledge usually imply the ordinary experience of the audience, previously seen films, books, and other types of mass media. In addition, in shooting the chronicle material, the camera operators try to follow the certain moral and ethical norms of the historical period. Staging elements in the early newsreel are traced not only on the example of the World War I period, but also the so-called imperial documentaries and film magazines of the era. It is noted that in separate cases, the camera operators during the film editing, used not only the linear methods, but also acquired the skills of essential film editing, which was inherent to the later period. It is concluded that the historical newsreel not always demonstrates the objective truth of an event; the filmed images often carry the organizational and prearranged character, beginning from staging separate scenes, ending with following to the established ritual of one or another ceremony.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2017
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 07-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2017
Культура и наука
Ондар А.Б. - Тувинский народный костюм: проблемы изучения в пространстве музея c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.24898

Аннотация: Изучение и сохранение тувинской национальной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений культурной политики как Республики Тыва, так и Российской Федерации. Анализ научного дискурса выявил, что тувинская культура, в частности традиции народного костюма тувинцев, остается не полностью изученной. В статье предпринята попытка обзора тувинских этнографических коллекций одежды в музеях г. Санкт-Петербург. Приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. На основе хронологического метода приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. В данной статье традиционный костюмный комплекс тувинцев рассматривается как сложное культурное явление, в котором не наблюдается дихотомии по признаку материального и духовного. Обосновывается, что подлинные объекты историко-культурного наследия в виде элементов тувинского костюма сохраняются в музейных собраниях России. Что отражает современную социокультурную ситуацию, когда в среде бытования наблюдается руинированиетрадиционных технологий производства составляющих костюма – одежды, головных уборов, обуви и их декоративных деталей, а также утрата знаний о семантике декора.Предлагается периодизация комплектования тувинских этнографических коллекций конца XIX–начала XXвв. в российских музеях, в которых представлены элементы костюмного комплекса.
Культура и культуры
Мамедов Р.Т. - Гибридный жанр азербайджанской музыки - мугамная опера. c. 7-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.19231

Аннотация: В статье исследуется специфика взаимодействия классического оперного и мугамного жанров. В результате данного синтеза азербайджанскими композиторами был создан гибридный микст - мугамная опера. Все образцы этого уникального жанра обусловлены спецификой творческого мышления и художественно-эстетического восприятия композиторов. Представленный ниже анализ избранных мугамных опер поможет определить степень жанровой гибридности в этих сочинениях, то есть определить уровень взаимодействия мугамных и классических оперных принципов развития, потенциальные возможности использования в них таких специфических и характерных народно-национальной музыке средств, как ладовость, метро-ритмика, импровизационность, орнаментика, тембральность и другие. Методология исследования базируется на комплексном подходе, объединяющем методы истории музыки, этнографии, теории музыкальных жанров и форм. Новизна исследования заключается в том, что жанры современного профессионального творчества Азербайджанских композиторов, подразделяются на общепринятые классические (симфония, опера, балет, кантата, оратория, концерт, сюита, соната и т.д.), и новаторские гибридные жанры - «мугамная опера», созданный в результате активной жанровой интеграции с традиционным музыкальным искусством Азербайджана.
Культура и культ
Соколова А.Н., Хотко Б.С. - Формы проявления сакрального мышления в культуре современных абхазов c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21629

Аннотация: Понятие «сакральное мышление»рассматривается в контексте терминологических проблем современной науки и как явление социокультурной практики современных абхазов. Предмет исследования - сакральное мышление в дискурсе отечественной и зарубежной науки. Авторы выдвигают гипотезу существования своеобразного "сакрального гена", как онтологического признака и знака сформированности ценностно-нормативных социальных ориентиров любого человеческого сообщества. Проведенный анализ позволил выделить две составляющие «сакрального мышления» абхазов: религиозную и социокультурную, ориентированные на сохранность этноса и его адаптацию к любым историческим метаморфозам. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа понятий "сакральное" и "сакральное мышление", используемые в современной научной практике, а также метод обобщения эмпирических данных, актуализирующих сакральное мышление. Научная новизна исследования заключается в утверждении целесообразности использования понятия «сакральное мышление» в современном научном дискурсе в силу его соотносимости с научным предметом. Следовательно, понятие «сакральное мышление» выступает рабочим термином, объясняющим и уточняющим изучаемое явление (действие). В то же время настоящий материал можно воспринимать как призыв к активному сотрудничеству специалистов из разных «дисциплинарных полей» в поисках так называемого «сакрального гена», участвующего в формировании и конструировании любой культуры.
Социология культуры, социокультура
Хороших П.П. - Cоциальные мотивы в творчестве британской группы "Битлз" c. 26-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.20331

Аннотация: В статье поднимается вопрос о социальных проблемах британского общества, которые получили свое отражение в творчестве группы «Битлз». Появление "Битлз" дало толчок для развития протестного движения британской молодежи. Тексты честко отражали не только настроения отдельных социальных групп, но и освещали общие проблемы всего британского общества, что делало творчество группы "Битлз" одним из самых актуальных для того времени. Кроме этого, внимание к текстам группы "Битлз" вызвано так же и тем, что рассмативаемая проблематика зачастую охватывала все слои населения страны. Авторами проведен содержательный анализ текстов песен, которые посвящены данной проблематике. На основе анализа авторы делают вывод о том, что песни «Битлз» можно считать толчком для развития социального протестного движения в Великобритании. Анализ текстов позволил авторам предположить, что творчество британской группы "Битлз" не только актуализировали внимание населения Великобритании к социальным процессам внутри и за пределами Соединенного королевства, а также стали движущей силой для социального протестного движения внутри страны, которое, получив импульс в период существования группы "Битлз", существует и в наше время
Культура повседневности
Говар Н.А. - «В зеркале времени»: тематика и жанровое своеобразие фортепианной миниатюры в русской культуре XIX - начала XX вв. c. 34-41

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.22041

Аннотация: Предметом исследования является отечественная фортепианная миниатюра XIX-начала XX вв., рассматриваемая в её любительском сегменте. Своеобразие пьес заключается в самобытном преломлении в отечественной музыкальной среде традиций бидермейера, нашедших отражение в тематике и жанрах фортепианных сочинений малой формы. В статье уделяется также внимание музыкальному дилетантизму как специфическому явлению русской культуры, широко распространённому в данный период времени. Творчество композиторов-дилетантов, неоднородное в своей основе, с одной стороны, относится к константным элементам культуры. Вместе с тем, оно может служить предвестником новых веяний, в том числе и в жанровой сфере, что наглядно отражает раннее появление в любительской среде «европейского регтайма». Тематика фортепианных пьес, распространённых в любительской практике, демонстрирует способность миниатюры становиться своеобразной «хроникой эпохи», фиксируя в своей панораме множество значимых событий современности. Методы, применяемые в работе, включают в себя системный, жанровый и герменевтический подходы, позволяющие наиболее адекватно отразить предмет исследования. Основными выводами проведённого исследования являются следующие положения: традиции фортепианного музицирования во многом связаны с искусством бидермейера; в русской фортепианной культуре рубежа веков заметную роль играют композиторы-дилетанты, создающие целый пласт пьес различных жанров и тематики; фортепианная миниатюра в её любительском сегменте не только служит источником лирических высказываний, но являет собой своеобразную «летопись времени», отражающую наиболее значимые события современности;миниатюра как наиболее коммуникативный жанр музыкального творчества играет важную роль в формировании отечественных культурных традиций.
Экранная культура и экранные искусства
Беляков В.К. - Достоверность и эффект постановочности в исторической кинохронике c. 42-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21822

Аннотация: При использовании архивной ранней кинохроники часто возникает вопрос, насколько достоверным является то или иное событие, запечатленное на пленку, соответствуют ли снятые кадры реалиям времени? Проанализировав ряд архивных хроникальных киноматериалов, с уверенностью можно сказать, что многие кадры снимались с использованием постановочных элементов, а отдельные сцены режиссировались. Это становится заметным уже при работе с ранней отечественной кинохроникой времён Первой мировой войны. Хотя отдельные сцены и являются подлинными. Но каким образом формируется критерий подлинности киносъёмки, на основе какого знания? Источниками такого знания, как правило, выступают обыденный жизненный опыт зрителя, ранее виденные фильмы, книги, другие виды средств массовой информации. Кроме всего прочего, при съёмке хроникального материала операторы стараются следовать определённым нравственно-этическим нормам исторического периода. Привнесение элементов постановочности в ранней кинохронике прослеживается не только на примере съёмок периода Первой мировой войны, но также в так называемой царской кинохронике и киножурналах той поры.Отмечается, что в отдельных случаях операторы при монтаже использовали не только линейные приёмы, но и овладевали смысловым монтажём, присущим более позднему времени. В качестве вывода можно сказать следующее: историческая кинохроника не всегда демонстрирует нам объективную правду запечатлённого факта. Отснятые кинокадры зачастую носят организованный, постановочный характер. Сами элементы постановочности могут носить разный характер: начиная от режиссирования отдельных сцен и заканчивая следованием установившемуся ритуалу той или иной церемонии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"