Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2017
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Содержание № 05, 2017
Культурология и cultural studies
Воробьев А.М. - Надзор и религиозная цензура в Царскосельском лицее в 1811–1826 гг. c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24481

Аннотация: Предметом данного исследования является практика контроля над чтением лицеистов литературы религиозного характера. Данный контроль выступал в качестве составной части общей системы надзора, применяемого в Царскосельском лицее. Чтение, в том числе не только учебной литературы, воспринималось как важный элемент воспитания. Педагогическая цензура широко применялась в качестве регулирования практики чтения воспитанников учебных заведений российской империи. На материале фондов библиотеки Царскосельского лицея были проанализированы принципы, определявшие политику просвещения в данный период. В работе использовались исторический, книговедческий методы, а также концепция роста значения надзора в культуре Нового времени М. Фуко. Изучение истории формирования фонда библиотеки Царскосельского лицея в первые годы его существования позволило впервые в отечественной науке подробно проанализировать вопрос использования цензуры в качестве механизма формирования круга чтения воспитанников элитного учебного заведения, чьи выпускники должны были обеспечить потребность империи в высокообразованных чиновниках. Привлечение ранее почти не затрагиваемого материала позволило показать, как государственная политика в области образования в период правления Александра I отразилась на библиотеке светского учебного заведения.
Культура и наука
Кимеева Т.И., Миненко Г.Н. - Художественное этническое наследие и его смысловое поле c. 13-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24671

Аннотация: В качестве объекта в данной статье рассматривается художественное этническое наследие как явление культуры. Опредмеченные результаты художественных ремесел, имеющих место в традиционных культурах, в условиях современности утрачены в среде бытования и сохраняются преимущественно в музейных собраниях. Исследование базируется на результатах изучения музейных коллекций коренных малочисленных народов Сибири – шорцев и бачатских телеутов в 23-х музеях России полевых исследований, проводимых одним из авторов статьи в местах компактного проживания этих народов. Предметом исследования является определение специфики структуры художественной культуры шорцев и бачатских телеутов в рамках анализа предшествующей теоретической традиции. На основе структурно-функционального метода художественная этническая культура, коррелируемая с разными формами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Сибири, анализируется с позиций следующих измерений: информационного (духовно-содержательного), институционального (организационно-структурного) и морфологического (зонально-видового). Основными выводами проведенного исследования является следующее: в связи с руинированием технологий производства в среде бытования предметов, характеризующих художественную этническую культуру, формулируется понятие «объект художественного наследия»; обозначаются методы презентации объектов художественного наследия в современном социокультурном пространстве, включающие интерпретацию смыслового содержания декора и технологий декорирования, их реконструкцию и трансляцию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"