Электронный журнал Человек и культура - №3 за 2015 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue № 03/2015
Contents of Issue № 03/2015
Natural science, technology and culture
Potaturov V.A. - Informatization of Education as a Cultural Issue pp. 1-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15247

Abstract: In the presented work as object of research the fundamental contradiction between culture and a civilization which began to be shown especially sharply at a stage of transformation of industrial society in the information phase acts, one of sides of manifestation of this contradiction is process of informatization of society and in particular, in the field of the higher education.Object of research is studying of quality of education, especially humanitarian block connected with introduction in educational process of modern information, computer technologies. In research the special attention is paid to the culturological analysis of the reasons and factors, those negative tendencies which take place at the higher school in connection with wide use of informatization and a computerization in educational process. As practice shows these results in many respects contradictory and even the negative. In work the author concentrated the attention, first of all, on the analysis of the objective reasons which lead to such results. Using, mainly culturological approach, the author estimates results of work of the higher school in the sphere of informatization through a prism of criteria of culture. That, in our opinion, allows to see not only these results including negative, but to understand the nature of these reasons. As the main method of research the dialectic method of consideration and the analysis of the contradictions arising in the course of interaction of culture and a civilization including in its such aspect where the culture and a civilization interact in a particular treatment - in education where today means of informatization and computer technologies are widely used was used. On the basis of the analysis of the available facts the author comes to a conclusion about that, education this that area of human, cultural space where means of civilization impact on the person are not always adequate to his nature, and before in the sphere of knowledge, knowledge and formation of outlook and the cultural environment. Therefore absolutization of means of electronic influence and information support in education aren't always useful, and in the sphere of humanitarian preparation yield negative results. Oblivion of traditional methods of work with students, absolutization of the knowledge paradigm, to the detriment of the principles of education, narrows formation at future citizens of the country of human qualities. Without development human in the person - development of society is impossible. Eventually, not equipment and technology have to operate the world, and the person.Novelty of work consists in a new foreshortening of consideration of a problem, in those culturological approaches and criteria which will help to understand better the burning issues connected with improvement of quality of modern education. The criteria of culture which are initial in an assessment of university graduates allow to find the new methodological and methodical tools promoting development of more effective technologies in educational process.
Sociology of culture, social culture
Bakumenko G.V. - Sociocultural process of symbolization success as a subject of study pp. 41-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15338

Abstract: In the present article to your attention the sociocultural process of symbolization success as a subject of study is defined as an objective of the dynamic phenomena in the framework of social communication, which has been reflected in historical eventful and cultural artifacts of human activity. Based on the generated ideas about the phenomenon of success in cultural and philological studies, we stress the need to study the procedural nature of the designated object. Hypothetically, we believe that the dynamics of the process of symbolization success reflects patterns of social and cultural development of mankind as a global system of non-hereditary information in the interaction of its constituent elements.We remain in positions of general scientific system of philosophical and analytical method to summarize the accumulated theoretical and empirical material of modern science.Although we conclude the feasibility to develop their own analytical method would not only reveal the detailed sociocultural phenomenon being studied, but also enrich the methodological basis of analysis of Cultural Studies. We believe that cognitive and perceptual components of the perception of the individual social and cultural environment are mediated by the same culture and equally participate in its cybernetic model in the form of atomic semantic structures
Theory and methodology of communication
Sineokii O.V. - The Early Eastern European Rock Journalism as a Special Information & Cultural Channel (Modern View On the Problem) pp. 56-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15277

Abstract: The results of the documentary research publications about pop and rock music, performed by the authors from Eastern Europe in the period of socialism are presented in this article. The unsufficiently explored pages of history of Eastern European music journalism in the sociocultural context of the origin and evolution of rock culture are outlined. The social information and cultural communication role of rock publications of foreign authors in Russian for soviet readers is revealed. The number of publications about Eastern European pop music in the Soviet magazined during the period from 1958 to 1982 are analyzed. The author used comparative-historical and cultural methodes. The journalistic texts from newspaper and magazine soviet periodicals, as well as musical and journalistic literature of Eastern Europe are used as an empirical basis.The main conclusion is that in the times of socialism Eastern European rock journalism stood for Soviet rock fans a special information and cultural channel. The history of Eastern European rock music and the current state of the music industry in the former «socialist community» in all modern editions of Russian rock covered in a minimum volume.
Historical culturology and the history of culture
Kandaurova T.N. - The Russian businessmen of XIX – the beginning of the XX centuries: whether the encyclopedia of one family is possible? pp. 86-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15244

Abstract: The object of research is the families of the Russian businessmen (Aprikosov, Botkin, Bakhrushin, Tretyakov, Mamontov, etc.) who were involved not only in the field of industrial production, trade and banking, but also in the sphere of development of Russian culture and social sphere of the post-reform period. In the article the possibility of formation of encyclopedias of one family which made the significant contribution to development of Russian culture is considered. Such kind of encyclopedic practice can be of interest as in respect of preparation of reference works, and widening of information field of historical and cultural research. The methods of historical cultural research were used. The principle of historicism and separate elements of the comporative method were used as well. The author's contribution was the analysis of format of the encyclopedic edition devoted to families of the Russian merchants and businessmen including the analysis of possibilities of representation of various information massifs, sections and blocks which will allow to reflect the main stages of life and activity of big families and their certain representatives. Teoretical and methodological bases of possibility of the encyclopedic edition devoted to a separate family were proposed.
Cultural heritage, tradition and innovation
Faritov V.T. - Pushkin and Nietzsche: Perspectives of comparative literary and philosophical studies pp. 100-125

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15186

Abstract: This article discusses the prospects and trends of comparative literary and philosophical study of creative legacy A.S. Pushkin and F. Nietzsche. The parallels to the world outlook of the Russian poet and the German philosopher identified by comparing the facts of life and work; attitude to antiquity, atheism, paganism and Christianity; views on human rights and modern culture. The purpose of the comparative study is explication of the philosophical significance of Pushkin's poetic world in the context of Nietzsche's ideas as the founder of the non-classical paradigm of modern philosophy. The article used the methodological principles and guidelines of such approaches as comparative literature, deconstruction and hermeneutics. The result of the study is the explication of common motifs in the outlook of Pushkin and Nietzsche. The philosophical significance of Pushkin's poetry is revealed not only on the basis the national philosophical thought (Soloviev, V. Rozanov, D. Merezhkovsky, etc..) but also in the context of European philosophy. Thus, disclosed prospects for identifying global significance of Pushkin.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 24-05-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
Естествознание, техника и культура
Потатуров В.А. - Информатизация образования как проблема культуры c. 1-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15247

Аннотация: В представленной работе объектом исследования выступает фундаментальное противоречие между культурой и цивилизацией, который стал особенно остро проявляться на этапе трансформации индустриального общества в свою информационную фазу, одним из граней проявления этого противоречия является процесс информатизации общества и в частности, в области высшего образования.Предметом исследования является изучение качества образования, особенно гуманитарного блока, связанного с внедрением в учебный процесс современных информационных, компьютерных технологий. В исследовании особое внимание уделено культурологическому анализу причин и факторов, тех негативных тенденций, которые имеют место в высшей школе в связи с широким использованием информатизации и компьютеризации в учебном процессе. Как показывает практика сами эти результаты во многом противоречивые и даже негативные. В работе автор сосредоточил свое внимание, прежде всего, на анализе объективных причин, которые приводят к таким результатам. Используя, главным образом культурологический подход, автор оценивает результаты работы высшей школы в сфере информатизации сквозь призму критериев культуры. Что, на наш взгляд, позволяет видеть не только сами эти результаты, в том числе и негативные, но понять природу этих причин. В качестве основного метода исследования был использован диалектический метод рассмотрения и анализа противоречий, возникающих в процессе взаимодействия культуры и цивилизации, в том числе и в таком его аспекте, где культура и цивилизация взаимодействуют в особом режиме - в сфере образования, где сегодня широко используются средства информатизации и компьютерные технологии. На основе анализа имеющихся фактов автор приходит к выводу о том, образование эта та область человеческого, культурного пространства, где средства цивилизационного воздействия на человека являются не всегда адекватными его природе, и прежде в сфере познания, знания и формирования мировоззрения и культурной среды. Поэтому абсолютизация средств электронного воздействия и информационного обеспечения в сфере образования не всегда полезны, а в сфере гуманитарной подготовки дают негативные результаты. Забвение традиционных методов работы со студентами, абсолютизация знаниевой парадигмы, в ущерб принципам воспитания, сужает формирование у будущих граждан страны человеческих качеств. Без развития человеческого в человеке - развитие общества невозможно. В конечном счете, не техника и технологии должны управлять миром, а человек.Новизна работы заключается в новом ракурсе рассмотрения проблемы, в тех культурологических подходах и критериях, которые помогут лучше понять острые проблемы, связанные с повышением качества современного образования. Критерии культуры, являющиеся исходными в оценке выпускников вузов, позволяют находить новые методологические и методические инструментарии, способствующие разработке более эффективных технологий в образовательном процессе.
Социология культуры, социокультура
Бакуменко Г.В. - Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования c. 41-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15338

Аннотация: В предлагаемой Вашему вниманию статье социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования определяется в качестве объективного динамического явления в рамках социальной коммуникации, имеющего отражения в исторической событийности и в артефактах культурной деятельности человека. Опираясь на сформированные представления о феномене успеха в культурологических и филологических исследованиях, мы подчеркиваем необходимость изучения процессуальной природы обозначенного предмета. Гипотетически мы полагаем, что динамика процесса символизации успеха отражает закономерности социокультурного развития человечества как глобальной системы ненаследственной информации во взаимодействии составляющих ее элементов. Мы остаемся на позициях общенаучного системного философско-аналитического метода, позволяющего обобщить накопленный теоретический и эмпирический материал современной науки. Хотя приходим к выводу о целесообразности выработки собственного аналитического метода, позволившего бы не только детальнее раскрыть изучаемое социокультурное явление, но и обогатившее бы методологическую базу аналитической культурологии. Мы исходим из того, что когнитивные и перцептивные составляющие восприятия личностью социокультурной среды равно опосредованы культурой и в равной мере участвуют в ее кибернетической модели в форме атомарных смысловых структур
Теория коммуникации и медиалогия
Синеокий О.В. - Ранняя восточно-европейская рок-журналистика как особый информационно-культурный канал (современный взгляд на проблему) c. 56-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15277

Аннотация: Представлены результаты документального исследования о публикациях о поп- и рок-музыке, выполненных авторами из стран Восточной Европы в период социализма. Освещены малоизученные страницы в истории восточно-европейской музыкальной журналистики в социокультурном контексте возникновения и эволюции рок-культуры. Раскрывается социально-информационная и культурно-коммуникационная роль рок-публикаций зарубежных авторов на русском языке для советских читателей. Проведен сравнительный анализ соотношения публикаций о восточно-европейской поп-музыке в советских журналах за период с 1958 по 1982 гг. Применялся сравнительно-исторический и культурологический методы. В качестве эмпирической базы выступают журналистские тексты из газетной и журнальной советской периодической печати, а также музыкальная информационно-справочная и публицистическая литература стран Восточной Европы. Основным выводам является то, что во времена социализма восточно-европейская рок-журналистика выступала для советских любителей рока особым информационно-культурным каналом. История восточно-европейской рок-музыки и современное состояние музыкальной индустрии в бывших странах «социалистического содружества», во всех современных русскоязычных рок-изданиях освещено в минимальном объеме.
Историческая культурология и история культуры
Кандаурова Т.Н. - Российские предприниматели XIX – начала XX вв.: возможна ли энциклопедия одной фамилии? c. 86-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15244

Аннотация: Объектом исследования являются семьи российских предпринимателей (Абрикосовых, Боткиных, Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых, и др.), которые много сделали не только в области развития отечественного промышленного производства, торговли и банковского дела, но и в сфере развития отечественной культуры, и в социальной сфере пореформенного периода. В статье рассматривается возможность создания энциклопедий одной семьи, внесшей значительный вклад в развитие отечественной культуры. Подобная энциклопедическая практика может представлять интерес как в плане подготовки справочного издания, так и расширения информационного поля историко-культурных исследований. При проведении исследования использовались методы исторической культурологии, привлекался принцип историзма и отдельные элементы метода компаративистики. Вкладом автора в исследование темы выступает произведенный анализ формата энциклопедических изданий, посвященных семьям российских купцов и предпринимателей, включая анализ возможностей представления различных информационных массивов, разделов и блоков, которые позволяют отразить основные этапы жизни и деятельности больших купеческих и предпринимательских семейств и их отдельных представителей. Предлагается теоретико-методологическое обоснование возможности энциклопедического издания, посвященного отдельной предпринимательской фамилии.
Культурное наследие, традиции и инновации
Фаритов В.Т. - Пушкин и Ницше: перспективы сравнительного литературно-философского исследования c. 100-125

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15186

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются перспективы и направления сравнительного литературно-философского исследования творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше. Параллели в миросозерцании русского поэта и немецкого философа выявляются на основе сопоставления фактов жизни и творчества; отношения к античности, атеизму, язычеству и христианству; взглядов на человека и современную культуру. Целью сравнительного исследования является экспликация философской значимости поэтического мировоззрения Пушкина в контексте идей Ницше как основоположника неклассической парадигмы современной философской мысли. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Результатом исследования является экспликация общих мотивов в мировоззрении Пушкина и Ницше. Философская значимость поэзии Пушкина раскрывается не только на основе отечественной философской мысли (В. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский и др.), но и в контексте европейской философии. Тем самым раскрываются перспективы для выявления мирового значения творчества Пушкина.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"