Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 03-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Культура и культуры
Хокон С.Э., Сиюхова А.М. - Адыгский этнокостюм в социокультурной ситуации современного полиэтничного региона c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14593

Аннотация: Предметом настоящего исследования является бытование этнокостюма адыгов в современных условиях полиэтничного региона, каким является Республика Адыгея. На основе исторических, этнографических и социологических данных выявляется структура функций, символическое содержание, эстетические принципы адыгского этнокостюма. Отмечается тесная взаимосвязь структуры традиционного костюма с морально-этическим комплексом "Адыгэ хабзе", предписывающим адыгу быть физически развитым, умеренным в пище, проявлять постоянную заботу о своем теле как величайшей ценности. Выявляется роль этнокостюма в сознании и практике современных адыгов. Используются метод структурно-функционального анализа, этнографический метод, метод социологического опроса, позволяющие осмыслить культурологическую роль адыгского костюма как средства маркирования нации, а также способа позитивной межкультурной коммуникации. В результате проведенного исследования выявляется факт устойчивого сохранения этнокостюма в празднично-обрядовой практике этноса, а также появления новой функции - атрибутивно-идеологической. Обосновывается культуротворческая роль адыгского этнокостюма в современной социокультурной ситуации полиэтничного региона, а также роль этнокостюма как источника поддержания этнокультурной идентичности современных адыгов.
Культура и власть
Попова О.В. - Социокультурное конструирование человека военного (на примере анализа неуставных отношений в армии) c. 32-49

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14499

Аннотация: Статья посвящена анализу процесса социокультурного конструирования в военной среде (армии). Основное внимание в статье уделяется демонстрации эволюции процесса формирования идентичности человека «военного» и анализу влияющих на этот процесс социокультурных факторов, в частности, лиминальных переходов, ритуализированных практик и неуставных отношений в целом. В статье рассматривается конфликт между гуманистическими ценностями современной культуры (такими, как автономия, права человека) и ценностями и архетипами, которые скрываются за неформальными неуставными отношениями (принимающими в российской действительности форму «дедовщины»). Автор использует в своем исследовании социально-этический и историко-культурный анализ, междисциплинарный и проблемоцентричный подходы, Автор приходит к выводу о том, что закрепление неформальных традиций, таких характеристик армейской субкультуры, которые бы обеспечивали интеграцию ее членов, невозможно сформировать без усиления мотивации к исполнению воинского долга. Эта проблема обращена к проблеме столкновения различных ценностей современной культуры. Путь создания военизированного сообщества, в котором бы осуществлялась поддержка идей строгой иерархии, ярко выраженной маскулинности, четкой регламентации тела и дисциплины, жестких социальных ролей (что характерно для локальных микроструктур власти, примером которых является "дедовщина" в армии), очевидно, противоречит основополагающей посылке современной культуры. составляющими которой являются идеи ненасилия и автономии человеческой личности, наделенной с рождения определенными правами.
Философия культуры
Стрижов А.Ю. - Роль «особенного» в жизни общества c. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14568

Аннотация: Человеческие общества не похожи друг на друга, хотя в своем развитии подчиняются общим законам. Однако отдельный социальный организм всегда находится в неповторимой конкретно-исторической среде – как следствие, вырабатывается специфическая форма приспособления к окружающему пространству. Эта особенность закрепляется в характерах людей, в формах производственных отношений, в конкретной технике. Систематические поправки, которые вносит в процесс развития общества особенная сторона его жизни в конкретных условиях, - являются предметом нашего исследования. Поскольку особенная сторона жизни людей в обществе связана с их исторической памятью, ценностями, стратегиями развития, необходимо рассмотреть как все эти элементы культуры и политики становятся специфической стороной жизни всех социальных классов. За основу исследования роли политической и культурной надстройки взята концепция культурной «гегемонии» А. Грамши. Специфика развития общества выражается в тех мотивирующих силах, которые позволяют людям совместно, вне зависимости от социального положения, консолидироваться для решения определенных задач. «Особенное» в жизни коллектива существует всегда. Однако пока оно не осмысленно, оно остается просто синтезом общего и частного. «Особенное» становится действенной силой, когда происходит его творческое осмысление. Так рождается идеология, воплощающая в себе баланс между ценностными ориентирами различных классов. В кризисные периоды истории «особенное» становится силой для значительных изменений в социальном устройстве.
Социология культуры, социокультура
Бакуменко Г.В. - Концепт социокультурного процесса символизации успеха c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14491

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает модель социокультурного процесса символизации успеха, расширяющая представления о культурной опосредованности социальной динамики. Если категории социокультурного процесса, процесса символизации и концепт успеха прочно вошли в научно-философский дискурс, то производное понятие социокультурного процесса символизации успеха используется нами для актуализации нового видения динамических явлений. Таким образом, целью данной статьи является актуализация авторской точки зрения на причину культурной динамики, в основе которой лежит выработанное в процессе выживания в окружающей среде генетическое свойство культуры – символизация успеха. В основе исследования лежит системный подход к явлениям культуры. В рамках которого мы описываем многофункциональную модель социокультурного процесса символизации успеха, предполагающую ее дальнейшую апробацию в наиболее актуальных направлениях культурологии. Основным вкладом автора в исследование культурной динамики является переосмысление современных представлений о культурной опосредованности социогенеза, основанное на гипотетическом положении причинности специфического способа выживания человечества в окружающей среде. Этот способ реализуется как система символизации положительного опыта индивида с целью его социальной интеграции. Этот же способ, как многофункциональная модель поведения, позволяет социальному субъекту посредством социальной коммуникации ориентироваться в окружающей природной и социокультурной среде.
Культура тела
Погонцева Д.В. - Культурно-историческая динамика представлений о женской красоте c. 67-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14612

Аннотация: Автор рассматривает феномен красоты через призму истории моды и костюма. Это обусловлено представлением о модной одежде как о способе раскрытия достоинств человека и презентации его тела с позиции представления о красоте в данный момент времени, в данной местности. Так как в целом категория «красота», применительно к человеку, чаще используется при описании и категоризации женщин, то в рамках данной работы рассматриваются представления о красивой женщине, их динамика изменения в разные моменты истории. В работе приведен теоретический анализ проблемы, с опорой на трудны по культурологии, искусствоведению, теории моды и костюма. Основным выводом работы является констатация феномена красоты тела с позиции его динамичности. На протяжении всех эпох существовало несколько женских образов, которые сменяли друг друга: образ девушки – подростка (худощавая, порою даже болезненно-худая, с угловатой фигурой); второй образ основан на спортивной фигуре, и третий образ красивой женщины – пышущая «здоровьем» красавица («Кустодиевская» или «Рубеновская»). Феномен «женская красота» является по своей природе социо-культурным, его трактовки менялись в зависимости от статуса женщины в обществе, от существующих в определенную эпоху гендерных отношений. Женская красота во многих ее интерпретациях сопряжена с возрастом, ассоциируется с молодостью, ей приписывается недолговечность.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"