Ёлектронный журнал „еловек и культура - є5 за 2014 год - —одержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - »здательство NotaBene
по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue є 05/2014
Contents of Issue є 05/2014
Culture and cultures
Khokon S.E., Siiukhova A. - Circassian Ethnic Costume in the Socio-cultural Situation of the Modern Multi-ethnic Region pp. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14593

Abstract: The subject of this study is the existence of ethnic costume of Circassians in modern conditions the multi-ethnic region, which is the Republic of Adygea. On the basis of historical, ethnographic and sociological data structure functions, symbolic content, aesthetic principles of the Adyghe ethnic costume are detected. Noted a close correlation between the structure of a traditional costume with a moral complex of "Adyghe the xabz" requiring a person to be physically fit, moderate in food, to care about his body as the greatest value. The role of ethnic costume in the minds and practice of modern Circassians is presented. The method of structural-functional analysis, ethnographic method, and the method of survey used to understand the cultural role of Circassian costume as a means of marking the nation and also how positive intercultural communication. The result of this survey, the fact that sustainable conservation of ethnic costume in a festive and ritual practice of ethnic group, and also the appearance of a new function attribute-ideological are detected. Culture-creating role of the Adyghe ethnic costume in modern social and cultural situation of the multi-ethnic region, as well as its role as a source of maintaining ethnic and cultural identity of modern Circassians is proved.
Culture and authority
Popova O.V. - Sociocultural construction of a military man (on the example of pp. 32-49

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14499

Abstract: This article analyzes the process of socio-cultural construction in a military environment. The author has shown to demonstrate the evolution of the formation of human identity in a military environment and pointed the role military hazing in the process.Purpose of work is to demonstrate the conflict between the humanistic values of modern culture and values and archetypes, which are hidden behind the informal hazing (accepted in Russian reality a form of "dedovshchina").
Philosophy of culture
Strizhov A.Y. - The role of УspecialФ in society pp. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14568

Abstract: Human societies are not similar, although in its development subject to the general laws. However, a separate social organism lives in the unique concrete historical environment - as a result, he produce specific forms of adaptation to the environment. This feature we can see in the specific characters of the people in the forms of industrial relations in a particular technique. Systematic amendments contributes peculiar aspect of society’ life in specific circumstances to the development. It is the subject of our research.The special aspects of human life in society consist of the historical memory, values, development strategies, etc. We should see how all these elements of culture and politics develop a specific aspect of life of all social classes. The basis for research on the role of political and cultural superstructure taken the concept of cultural "hegemony" of Antonio Gramsci.The specifics of the social development is expressed in the motivating forces that allow people together, regardless of their social status, to consolidate certain tasks. “Special” in the collective life lives always. However, while it is not meaningful, it is simply a synthesis of “Common” and “Single”. “Special” is becoming an effective force when there is a creative interpretation of it. This is emergency of ideology, the balance between value systems of different classes. In times of crisis stories “special” becomes a force for significant changes in the social structure.
Sociology of culture, social culture
Bakumenko G.V. - The concept of socio-cultural process of symbolizing success pp. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14491

Abstract: The subject of this research is the model of socio-cultural process of symbolizing success, expanding notions of cultural mediation of social dynamics. If the category of socio-cultural process, the process of symbolization and success concept firmly established in the scientific and philosophical discourse, the concept of derivative sociocultural process of symbolization of success is used by us to actualize a new vision of dynamic phenomena. Thus, the purpose of this article is updated by the author's point of view on the cause of cultural dynamics, which is based on generated in the process of survival in the environment of genetically property culture - symbolizing success.At the heart of our research is a systematic approach to cultural phenomena. In which we describe the multi-function model of socio-cultural process of symbolizing success, it is proposed for further tested in the most pressing areas of cultural studies.The main contribution of the author in the study of cultural dynamics is a reinterpretation of modern ideas about cultural mediation sociogenesis based on a hypothetical situation causes of specific ways of mankind's survival in the environment. This method is implemented as a system of symbolization of the positive experience of the individual with the aim of social integration. The same way as a multifunctional model of behavior allows social actors through social communication to navigate the environmental and socio-cultural environment.
Culture of the body
Pogontseva D.V. - Cultural and historical dynamics of female beauty representations pp. 67-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14612

Abstract: The author examines the phenomenon of beauty through the prism of the history of fashion and costume. This is due to the concept of fashionable clothes as a way of disclosure of human dignity and the presentation of his body from the perspective of ideas of beauty at a given time in a given area. As a whole category of "beauty", in relation to a person, often used to describe and categorize women, as representations of a beautiful woman, their dynamics of change at different moments in history. The paper presents a theoretical analysis of the problem, building on difficult by cultural studies, art history, theory of fashion and costume. The main conclusion of the work is a statement of the phenomenon of the beauty of the body in terms of its dynamism. Throughout all the ages, there were several female characters who succeeded each other: the image of the girl - teenager (thin, sometimes even painfully thin, with angular figure); the second image based on a sports figure, and the third image of a beautiful woman - bursting with "healthy body" (like on paintings of B. Kustodiev or P. Rubens). The phenomenon of "feminine beauty" is inherently socio-cultural, its interpretation varied depending on the status of women in society, from existing in a certain era of gender relations. Feminine beauty in its many interpretations paired with age, is associated with youth, it is attributed to the fragility.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 03-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Культура и культуры
Хокон С.Э., Сиюхова А.М. - Адыгский этнокостюм в социокультурной ситуации современного полиэтничного региона c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14593

Аннотация: Предметом настоящего исследования является бытование этнокостюма адыгов в современных условиях полиэтничного региона, каким является Республика Адыгея. На основе исторических, этнографических и социологических данных выявляется структура функций, символическое содержание, эстетические принципы адыгского этнокостюма. Отмечается тесная взаимосвязь структуры традиционного костюма с морально-этическим комплексом "Адыгэ хабзе", предписывающим адыгу быть физически развитым, умеренным в пище, проявлять постоянную заботу о своем теле как величайшей ценности. Выявляется роль этнокостюма в сознании и практике современных адыгов. Используются метод структурно-функционального анализа, этнографический метод, метод социологического опроса, позволяющие осмыслить культурологическую роль адыгского костюма как средства маркирования нации, а также способа позитивной межкультурной коммуникации. В результате проведенного исследования выявляется факт устойчивого сохранения этнокостюма в празднично-обрядовой практике этноса, а также появления новой функции - атрибутивно-идеологической. Обосновывается культуротворческая роль адыгского этнокостюма в современной социокультурной ситуации полиэтничного региона, а также роль этнокостюма как источника поддержания этнокультурной идентичности современных адыгов.
Культура и власть
Попова О.В. - Социокультурное конструирование человека военного (на примере анализа неуставных отношений в армии) c. 32-49

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14499

Аннотация: Статья посвящена анализу процесса социокультурного конструирования в военной среде (армии). Основное внимание в статье уделяется демонстрации эволюции процесса формирования идентичности человека «военного» и анализу влияющих на этот процесс социокультурных факторов, в частности, лиминальных переходов, ритуализированных практик и неуставных отношений в целом. В статье рассматривается конфликт между гуманистическими ценностями современной культуры (такими, как автономия, права человека) и ценностями и архетипами, которые скрываются за неформальными неуставными отношениями (принимающими в российской действительности форму «дедовщины»). Автор использует в своем исследовании социально-этический и историко-культурный анализ, междисциплинарный и проблемоцентричный подходы, Автор приходит к выводу о том, что закрепление неформальных традиций, таких характеристик армейской субкультуры, которые бы обеспечивали интеграцию ее членов, невозможно сформировать без усиления мотивации к исполнению воинского долга. Эта проблема обращена к проблеме столкновения различных ценностей современной культуры. Путь создания военизированного сообщества, в котором бы осуществлялась поддержка идей строгой иерархии, ярко выраженной маскулинности, четкой регламентации тела и дисциплины, жестких социальных ролей (что характерно для локальных микроструктур власти, примером которых является "дедовщина" в армии), очевидно, противоречит основополагающей посылке современной культуры. составляющими которой являются идеи ненасилия и автономии человеческой личности, наделенной с рождения определенными правами.
Философия культуры
Стрижов А.Ю. - Роль «особенного» в жизни общества c. 50-58

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14568

Аннотация: Человеческие общества не похожи друг на друга, хотя в своем развитии подчиняются общим законам. Однако отдельный социальный организм всегда находится в неповторимой конкретно-исторической среде – как следствие, вырабатывается специфическая форма приспособления к окружающему пространству. Эта особенность закрепляется в характерах людей, в формах производственных отношений, в конкретной технике. Систематические поправки, которые вносит в процесс развития общества особенная сторона его жизни в конкретных условиях, - являются предметом нашего исследования. Поскольку особенная сторона жизни людей в обществе связана с их исторической памятью, ценностями, стратегиями развития, необходимо рассмотреть как все эти элементы культуры и политики становятся специфической стороной жизни всех социальных классов. За основу исследования роли политической и культурной надстройки взята концепция культурной «гегемонии» А. Грамши. Специфика развития общества выражается в тех мотивирующих силах, которые позволяют людям совместно, вне зависимости от социального положения, консолидироваться для решения определенных задач. «Особенное» в жизни коллектива существует всегда. Однако пока оно не осмысленно, оно остается просто синтезом общего и частного. «Особенное» становится действенной силой, когда происходит его творческое осмысление. Так рождается идеология, воплощающая в себе баланс между ценностными ориентирами различных классов. В кризисные периоды истории «особенное» становится силой для значительных изменений в социальном устройстве.
Социология культуры, социокультура
Бакуменко Г.В. - Концепт социокультурного процесса символизации успеха c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14491

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает модель социокультурного процесса символизации успеха, расширяющая представления о культурной опосредованности социальной динамики. Если категории социокультурного процесса, процесса символизации и концепт успеха прочно вошли в научно-философский дискурс, то производное понятие социокультурного процесса символизации успеха используется нами для актуализации нового видения динамических явлений. Таким образом, целью данной статьи является актуализация авторской точки зрения на причину культурной динамики, в основе которой лежит выработанное в процессе выживания в окружающей среде генетическое свойство культуры – символизация успеха. В основе исследования лежит системный подход к явлениям культуры. В рамках которого мы описываем многофункциональную модель социокультурного процесса символизации успеха, предполагающую ее дальнейшую апробацию в наиболее актуальных направлениях культурологии. Основным вкладом автора в исследование культурной динамики является переосмысление современных представлений о культурной опосредованности социогенеза, основанное на гипотетическом положении причинности специфического способа выживания человечества в окружающей среде. Этот способ реализуется как система символизации положительного опыта индивида с целью его социальной интеграции. Этот же способ, как многофункциональная модель поведения, позволяет социальному субъекту посредством социальной коммуникации ориентироваться в окружающей природной и социокультурной среде.
Культура тела
Погонцева Д.В. - Культурно-историческая динамика представлений о женской красоте c. 67-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14612

Аннотация: Автор рассматривает феномен красоты через призму истории моды и костюма. Это обусловлено представлением о модной одежде как о способе раскрытия достоинств человека и презентации его тела с позиции представления о красоте в данный момент времени, в данной местности. Так как в целом категория «красота», применительно к человеку, чаще используется при описании и категоризации женщин, то в рамках данной работы рассматриваются представления о красивой женщине, их динамика изменения в разные моменты истории. В работе приведен теоретический анализ проблемы, с опорой на трудны по культурологии, искусствоведению, теории моды и костюма. Основным выводом работы является констатация феномена красоты тела с позиции его динамичности. На протяжении всех эпох существовало несколько женских образов, которые сменяли друг друга: образ девушки – подростка (худощавая, порою даже болезненно-худая, с угловатой фигурой); второй образ основан на спортивной фигуре, и третий образ красивой женщины – пышущая «здоровьем» красавица («Кустодиевская» или «Рубеновская»). Феномен «женская красота» является по своей природе социо-культурным, его трактовки менялись в зависимости от статуса женщины в обществе, от существующих в определенную эпоху гендерных отношений. Женская красота во многих ее интерпретациях сопряжена с возрастом, ассоциируется с молодостью, ей приписывается недолговечность.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"