ГЛАВНАЯ
> Журнал "Человек и культура"
> Содержание № 05, 2013
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-10-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 05, 2013
Теоретическая культурология и теория культуры |
Розин В.М. - Размышления об архитектуре (диалог, инициированный Александром Раппапортом) |
|
c. 1-34
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.5.9491
Аннотация: Статья посвящена обсуждению происхождения и сущности архитектуры, а также её теоретическому осознанию. Подвергается сомнению тезис Александра Раппапорта о том, что архитектура появилась уже в древнем мире. Автор показывает, что в становлении архитектуры можно различить три основные этапы. На первом в древнем мире создавались сакральные сооружения, позволяющие общаться с богами или жить в загробном мире. На втором в культуре Нового времени складывается собственно архитектура в трех её основных ипостасях - как вид искусства, направление проектирования (архитектурное проектирование) и средства прикладной науки. На третьем этапе, который относится уже к нашему времени, обсуждается кризис архитектурной мысли, не в последнюю очередь связанный с неопределенностью и реальности и будущего. Характеризуется сущность архитектуры, поддерживается концепция А.Г. Раппапорта, относящего новую теорию архитектуры к антропологическим и кульурологическим дисциплинам.
Берсенева Т.П. - Синергия. Синергетика. Диалектика |
|
c. 35-46
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.5.9526
Аннотация: В статье высказана гипотеза, что использование категории синергии может обеспечить единый взгляд на человека и культуру в целом и преодолеть имеющуюся разобщенность между тремя основными подходами в антропологии: естественнонаучным, философским и теологическим. Исходя из заявленной проблемы, рассматривается категория синергии, которая, с точки зрения автора, имеет «общую территорию», включающую, во-первых, православное богословие, так как синергия – это концепт мистико-аскетической православной традиции исихазма. Во-вторых, синергетику, так как синергия и синергетика, имея общий корень и определяясь словами «совместность» и «энергия», внутренне связаны. В-третьих, диалектику, так как синергия по сути дела является формой диалектического противоречия, акцент в котором смещен с момента борьбы на момент сотрудничества, "соработничества". Предлагается определение синергии как совместного действия, взаимодействия различных потенций или энергий, имеющего общую направленность к идеалу, с одновременным достижением синергийного эффекта.
Социология культуры, социокультура |
Kanasz T. - Роль надежды и оптимизма в современной культуре |
|
c. 47-69
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.5.10114
Аннотация: В статье рассматриваются философские, психологические и социологические подходы к пониманию социокультурных феноменов надежды и оптимизма в современной культуре. Целью статьи является изучение универсальных, а также специфических аспектов надежды и оптимизма в контексте польской культуры и общества. На основе эмпирических социологических исследований анализируется значимость и специфика надежды и оптимизма в системе ценностей и ментальности поляков. В ней подчеркивается, какие формы надежды и оптимизма преобладают в польском обществе и каковы причины способствующие развитию оборонительного и экспансивного оптимизма. В период трансформации специфика надежды в польском обществе имеет определенные схожества с надеждой в других странах Центральной и Восточной Европы. Оптимизм/пессимизм неразрывно связан с социальной структурой общества, политической и экономической ситуацией. Значение оборонительного оптимизма возрастает для людей в трудной жизненной ситуации. И наооборот, для более обеспеченных людей, имеющих работу, хорошее состояние здоровья, важнее экспансивный оптимизм, направленный на успех в достижении жизненных целей.
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная повседневность в образах массового искусства 1960–1980-х: гендерные особенности аксиологики труда |
|
c. 70-89
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.5.9784
Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной повседневности 1960–1980-х гг. в искусстве данного периода. В сферу хозяйственной повседневности входит производство и потребление, домашнее хозяйство и общественное производство, индивидуальные ценностные ориентации, мотивирующие хозяйственную деятельность субъекта культуры, а также их предметно-телесная закрепленность; восприятие официальной культуры массами; проявления ментальности в хозяйственной деятельности; восприятие официальной культуры массами – адаптирование специализированных форм хозяйственной культуры в повседневные формы. Цель исследования – выявить гендерные особенности аксиологики труда, отраженные в художественных образах советского массового искусства 1960–1980-х гг. Методология исследования: системный, исторической типологии и компаративный методы, семиотический и герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в советской социалистической культуре индустриального общества развитие инноваций противоречиво соединялось с усилением традиционных ценностных ориентаций и новыми формами традиции. От времени «оттепели» к «семидесятым» значение социалистических ценностей в обществе неуклонно снижалось. Ценностные ориентации смещались от социалистических к традиционным и общечеловеческим ценностям, а также к ценностям рыночной экономики и общества потребления. В период «оттепели» и в «семидесятые» искусство образно воплощало всю полноту реального ценностного мира субъекта советской культуры.
Винников А.В. - Тайные языки. Отношение к власти |
|
c. 90-158
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.5.7121
Аннотация: Тайные языки традиционно являются признаками этнических девиантных групп и служат им для внутреннего сплочения и защиты особого (маргинального или криминального) образа жизни. Национальные языки цыган и евреев являются этимологическими донорами блатных жаргонов. Условие возникновения тайного языка – конфликт между соответствующей социальной или этнической группой и властью. В современных условиях черты тайных приобретают национальные языки этнической преступности и миграции, а также русский жаргон «феня». Криминальный тайный язык «феня» входит в обиход элит и обывателей как выражение отрицания ими официального закона и власти и стремления к жизни «по понятиям».
|