Электронный журнал Человек и культура - №5 за 2013 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue № 05/2013
Contents of Issue № 05/2013
Theoretical culturology and the theory of culture
Rozin V.M. - Thoughts of Architecture (the Dialogue Initiated by Alexander Rappaport pp. 1-34

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9491

Abstract: The author of the article discusses the origin and essence of architecture as well as its theoretical interpretation. The author disputes with Alexander Rappaport's statement about architecture being created already in the ancient world. According to the author of the article, the process of architectural development has passed the three main stages. At the first stage ancient people created sacral monuments allowing them to 'talk' to the gods or live in the afterworld. The second stage (the Early Modern Period) was the formation of architecture as it is as a kind of art, direction of designing  (architectural design) and applied science. The third stage (modern times) has led to the crisis of the architectural thought partly caused by the uncertaint reality and future of the mankind. The author also describes the nature and the main purpose of architecture and supports Alexander Rappaport's concept according to which the new theory of architecture should be viewed as the anthropological and culturological discipline. 
Philosophy of culture
Berseneva T. - Synergy. Synergetics. Dialectics pp. 35-46

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9526

Abstract: The author of the article makes a hypothesis that the usage of the term 'synergy' can unable a common vision of the human and culture in general as well as cover the gap between the three main approaches to anthropology: natural scientific, philosophical and theological. Based on the aforesaid problem, the author of the article analyzes the definition of synergy. According to the author, the term 'synergy' has a wide scope which includes, first of all, Orthodox theology because synergy is the concept of the mystical ascetic Orthodox tradition of Hesychasm. Secondly, it includes the term 'synergetics' because both of these words have the same root meaning 'common'and 'energy'. Thirdly, it inludes dialectics because synergy is basically a form of the dialectic contradiction. The author of the article offers a definition of synergy as the joint action or interaction of different potentials and energies that share the common orientation at the ideal and achieve the synergetic effect.  
Sociology of culture, social culture
Kanasz T. - The Role of Hope and Optimism in Modern Culture pp. 47-69

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.10114

Abstract: The article is devoted to philosophical, psyhological and sociological approaches to understanding socio-cultural phenomena of hope and optimism in modern culture. The purpose of the article is to study both universal and specific aspects of hope and optimism in terms of Polish culture and society. Based on practical sociological researches the author analyzes the significance and peculiarities of hope and optimism in the Polish system of values and mentality. The author makes an emphasis on manifestations of hope and optimism dominating in the Polish society and explains the reasons contributing to the development of defensive and 'expansive' optimism. During the transformation period experienced by the Polish society, hope was very similar to that in other countries of Central and Eastern Europe. Optimistm or pessimism has been closely related to the social structure of the society as well as the political and economic environment. The role of defensive optimism is usually growing for people who are experiencing a difficult life situation. On the contray, well-to-do people who have a good job and don't have any health issues are more concerned about the expansive optimism as it is aimed at achieving life success. 
Gender studies
Sidorova G.P. - Soviet Economic Everyay Life in Images of Popular Art of the 1960 - 1980th: Gender Features of the Axiology of Labour pp. 70-89

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9784

Abstract: Object of research is representation of the Soviet economic daily occurrence of the 1960-1980th in art of this period. Production and consumption, household and social production, the individual valuable orientations motivating economic activity of the subject of culture, and also their subject-corporal fixedness falls within the scope of economic daily occurrence; perception of official culture masses; mentality manifestations in economic activity; perception of official culture masses – adaptation of specialized forms of economic culture in daily forms. Research objective – to reveal gender features аксиологики the work, reflected in artistic images of the Soviet mass art of the 1960-1980th. Research methodology: system, historical typology and komparativny methods, semiotics and germenevtichesky analysis of works of art. Research showed: in the Soviet socialist culture of industrial society development of innovations is inconsistent connected to strengthening of traditional valuable orientations and new forms of tradition. From "thaw" time to the "seventieth" value of socialist values in society steadily decreased. Valuable orientations were displaced from socialist to traditional and universal values, and also to values of market economy and a consumer society. In the period of "thaw" and in the "seventieth" art figuratively embodied all completeness of the real valuable world of the subject of the Soviet culture.
Symbol, word, speech, language
Vinnikov A.V. - Secret Languages. Attitude to the Government pp. 90-158

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.7121

Abstract: Secret languages are traditional signs of ethnic deviant groups. They create the unity and protect a special (marginal or criminal) life style. National Jipsy and Jewish languages etimologically provide words for the non-standard dialect. The necessary condition for a secret language to be created is the conflict between the existing social or ethnic group and the government. In this day and age national languages of etchnic criminal unions and migration as well as the Russian slang 'Fenya' are acquiring the feautures of secret languages. The criminal secret language 'Fenya' is often used by the elite or usual people when they want to express their negative attitude towards the effective law or government. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2013
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-10-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2013
Теоретическая культурология и теория культуры
Розин В.М. - Размышления об архитектуре (диалог, инициированный Александром Раппапортом) c. 1-34

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9491

Аннотация: Статья посвящена обсуждению происхождения и сущности архитектуры, а также её теоретическому осознанию. Подвергается сомнению тезис Александра Раппапорта о том, что архитектура появилась уже в древнем мире. Автор показывает, что в становлении архитектуры можно различить три основные этапы. На первом в древнем мире создавались сакральные сооружения, позволяющие общаться с богами или жить в загробном мире. На втором в культуре Нового времени складывается собственно архитектура в трех её основных ипостасях - как вид искусства, направление проектирования (архитектурное проектирование) и средства прикладной науки. На третьем этапе, который относится уже к нашему времени, обсуждается кризис архитектурной мысли, не в последнюю очередь связанный с неопределенностью и реальности и будущего. Характеризуется сущность архитектуры, поддерживается концепция А.Г. Раппапорта, относящего новую теорию архитектуры к антропологическим и кульурологическим дисциплинам.
Философия культуры
Берсенева Т.П. - Синергия. Синергетика. Диалектика. c. 35-46

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9526

Аннотация: В статье высказана гипотеза, что использование категории синергии может обеспечить единый взгляд на человека и культуру в целом и преодолеть имеющуюся разобщенность между тремя основными подходами в антропологии: естественнонаучным, философским и теологическим. Исходя из заявленной проблемы, рассматривается категория синергии, которая, с точки зрения автора, имеет «общую территорию», включающую, во-первых, православное богословие, так как синергия – это концепт мистико-аскетической православной традиции исихазма. Во-вторых, синергетику, так как синергия и синергетика, имея общий корень и определяясь словами «совместность» и «энергия», внутренне связаны. В-третьих, диалектику, так как синергия по сути дела является формой диалектического противоречия, акцент в котором смещен с момента борьбы на момент сотрудничества, "соработничества". Предлагается определение синергии как совместного действия, взаимодействия различных потенций или энергий, имеющего общую направленность к идеалу, с одновременным достижением синергийного эффекта.
Социология культуры, социокультура
Kanasz T. - Роль надежды и оптимизма в современной культуре c. 47-69

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.10114

Аннотация: В статье рассматриваются философские, психологические и социологические подходы к пониманию социокультурных феноменов надежды и оптимизма в современной культуре. Целью статьи является изучение универсальных, а также специфических аспектов надежды и оптимизма в контексте польской культуры и общества. На основе эмпирических социологических исследований анализируется значимость и специфика надежды и оптимизма в системе ценностей и ментальности поляков. В ней подчеркивается, какие формы надежды и оптимизма преобладают в польском обществе и каковы причины способствующие развитию оборонительного и экспансивного оптимизма.В период трансформации специфика надежды в польском обществе имеет определенные схожества с надеждой в других странах Центральной и Восточной Европы. Оптимизм/пессимизм неразрывно связан с социальной структурой общества, политической и экономической ситуацией. Значение оборонительного оптимизма возрастает для людей в трудной жизненной ситуации. И наооборот, для более обеспеченных людей, имеющих работу, хорошее состояние здоровья, важнее экспансивный оптимизм, направленный на успех в достижении жизненных целей.
Гендерные исследования
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная повседневность в образах массового искусства 1960–1980-х: гендерные особенности аксиологики труда c. 70-89

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9784

Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной повседневности 1960–1980-х гг. в искусстве данного периода. В сферу хозяйственной повседневности входит производство и потребление, домашнее хозяйство и общественное производство, индивидуальные ценностные ориентации, мотивирующие хозяйственную деятельность субъекта культуры, а также их предметно-телесная закрепленность; восприятие официальной культуры массами; проявления ментальности в хозяйственной деятельности; восприятие официальной культуры массами – адаптирование специализированных форм хозяйственной культуры в повседневные формы. Цель исследования – выявить гендерные особенности аксиологики труда, отраженные в художественных образах советского массового искусства 1960–1980-х гг. Методология исследования: системный, исторической типологии и компаративный методы, семиотический и герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в советской социалистической культуре индустриального общества развитие инноваций противоречиво соединялось с усилением традиционных ценностных ориентаций и новыми формами традиции. От времени «оттепели» к «семидесятым» значение социалистических ценностей в обществе неуклонно снижалось. Ценностные ориентации смещались от социалистических к традиционным и общечеловеческим ценностям, а также к ценностям рыночной экономики и общества потребления. В период «оттепели» и в «семидесятые» искусство образно воплощало всю полноту реального ценностного мира субъекта советской культуры.
Знак, слово, речь, язык
Винников А.В. - Тайные языки. Отношение к власти. c. 90-158

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.7121

Аннотация: Тайные языки традиционно являются признаками этнических девиантных групп и служат им для внутреннего сплочения и защиты особого (маргинального или криминального) образа жизни. Национальные языки цыган и евреев являются этимологическими донорами блатных жаргонов. Условие возникновения тайного языка – конфликт между соответствующей социальной или этнической группой и властью. В современных условиях черты тайных приобретают национальные языки этнической преступности и миграции, а также русский жаргон «феня». Криминальный тайный язык «феня» входит в обиход элит и обывателей как выражение отрицания ими официального закона и власти и стремления к жизни «по понятиям».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"