Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-2-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
Естествознание, техника и культура
Лиманская Л.Ю. - Натурфилософские и художественно-эстетические аспекты теории цветового зрения М.В.Ломоносова c. 1-12

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.282

Аннотация: В статье рассматриваются натурфилософские взгляды Ломоносова на свет и цвет, исследуется его отношение к оптическим идеям Ньютона, Декарта и их последователей середины XVIII века. Особое внимание в статье уделяется открытой Ломоносовым теории трехкомпонентного цветового зрения и его научным и художественным экспериментам с цветными стеклами. В результате показывается тесная взаимосвязь научных экспериментов ученого и его художественных опытов в области мозаики.
Философия культуры
Сиюхова А.М. - Проблематика концепта ночи в дискурсе научного анализа c. 13-60

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.192

Аннотация: В статье раскрываются вопросы исследования концепта ночи в современной культурологической, философской и искусствоведческой науке. Анализируется научное освоение концепта ночи как психологического феномена, как природно-культурного фактора социализации индивидов, как обширное поле формирования культурных архетипов коллективного бессознательного. Выявляется закономерность чередования исторических эпох (начиная с первобытности и заканчивая Новым временем), в которых поочередно преобладают «дневной» и «ночной» типы общественного сознания. Подобное чередование проецируется на смену художественных стилей XVIII–XX вв., максимальное убыстрение которого дает основу формированию постмодернистских форм культуры и художественно-эстетической практики.
Социология культуры, социокультура
Сидорова Г.П. - Ценность профессии в советской хозяйственной культуре и образах массового искусства 1960–1980-х c. 61-91

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.291

Аннотация: Профессия – одна из базовых ценностей хозяйственной культуры. В статье на основе системного подхода, метода исторической типологизации, культурно-исторического, семиотического и герменевтического анализа художественных текстов выявляются особенности репрезентации профессии как ценности хозяйственной культуры в советском массовом искусстве 1960–1980-х. В художественных репрезентациях выявляются особенности разных профессий в аспекте их ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». Через образы профессий в искусстве получили отражение советская хозяйственная культура, советское общество и субъект культуры – человек всех социально-профессиональных групп и разных аксиологических типов. Художественные репрезентации профессии в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» показывают рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов об этой ценности, мотивирующей хозяйственную деятельность субъекта культуры.
Гендерные исследования
Толстокорова А.В. - Роль пространственной эмансипации в формировании гендерной идентичности украинских образованных женщин (конец XIX - начало XX вв.) c. 92-146

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.316

Аннотация: Данная статья посвящена изучению независимой пространственной мобильности украинских образованных женщин с исторической точки зрения и с позиций гендерно-ориентированного анализа. В работе показано, что процесс освоения женщинами общественной сферы способствовал формированию новых социальных ценностей поколения «новых женщин», отрицавших принцип «место женщины – в доме» и стремившихся к пространственной и интеллектуальной эмансипации как условиям экономической независимости. Проведенный в работе гендерный анализ институациализации украинских женщин в общественном пространстве позволил определить основные способы достижения ими пространственной эмансипации, которыми являются социальная, профессиональная и географическая мобильность и новые виды телесно-физических практик. Выявлены основные предпосылки, способствовавшие расширению пространственного контекста жизнедеятельности женщин и достижения ими пространственной свободы в публичной сфере: экономические, морально-этические, социо-культурные и дидактические. Работа продемонстрировала, что одним из эффективных методов недекларируемого социального контроля физической свободы женщин является мода, либерализация которой в конце XIX – начале XX столетий в явилась результатом интеграции украинских городских женщин в публичное пространство и рынок труда и их пространственной эмансипации, что в значительной степени предопределило гендерную демократизацию телесно-физического имиджа украинских образованных женщин.
Культурное наследие, традиции и инновации
Кеня И.А. - Диалог культур русской и французской цивилизации: имена и судьбы c. 147-165

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.523

Аннотация: Статья посвящена знаковым фигурам в диалоге культур русской и французской цивилизации. Это писатели и поэты: Ф.Тютчев, А.Толстой, И.Бунин; политические деятели: М.Стахович, В.Тенишев; философ-богослов С.Булгаков, меценаты и просветители супруги Тенишевы. Их деятельность была связана с брянско-орловским краем, а позднее с Францией. В статье отражен их вклад в развитие русско-французского сотрудничества в культурной, научной и общественно-политической сфере.
Музыка и музыкальная культура
Синеокий О.В. - Томми Болин. Фонографический дискурс и цифровая эпитафия c. 166-220

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.350

Аннотация: В статье представлено исследование, посвященное одному из самых выдающихся и загадочных гитаристов второй половины ХХ столетия – Томми Болину. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям становления гитариста в музыкальном бизнесе. Анализ его истории жизни в рок-музыке до сих пор порождает многочисленные версии раннего трагического конца. Автор рассматривает неожиданную версию ошибки бренда как одно из обстоятельств, которые косвенным образом на психологическом уровне стали причиной прогрессирующей наркозависимости гитариста. Кроме этого, представлен детальный обзор многих фонографических раритетов с участием Томми Болина, в том числе и нелегально изготовленных отечественными «пиратами». В современных условиях развития высоких технологий музыкальная индустрия переживает не самые лучшие времена, а будущее требует новой платформы, которая построит здоровые отношения между слушателями и музыкантами. В этой связи затрагиваются правовые вопросы переиздания фонографических релизов в цифровом формате.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"