по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Былевский Павел Геннадиевич
Философия и культура, 2024-2
Былевский П.Г. - «Виртуальная реальность» как инструмент глобальных манипуляций социально-культурной идентичностью c. 72-83

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.69843

Аннотация: Предметом исследования является философско-культурологическое обоснование разработчиками деклараций о практических возможностях и социальных последствиях цифровой «виртуальной реальности». Разработчики представляли проекты интернет-сервисов цифрового контента для пяти чувств, транслируемого специальным оборудованием (очками, наушниками, интерактивными перчатками-джойстиками, костюмами, принтерами запахов и вкусов и т.п.). Прогнозировалось, что виртуальная реальность превзойдёт достоверностью прежний мультимедийный контент и интерактивные компьютерные игры, а убедительностью и привлекательностью — традиционные технические средства искусства и прессы. Неисполнение этих прогнозов привело, с 2022 года, к значительным убыткам ведущих компаний-разработчиков решений цифровой виртуальной реальности Metaverse, Microsoft HapticLinks, Cave, AlloSphere, Teslasuit, VRealizer. Возникла потребность оценки степени правильности применяемой методологии, действительных возможностей и рисков цифровой виртуальной реальности. Философско-культурологический анализ как метод исследования выявляет: разработчики цифровой виртуальной реальности обещали методологически невозможное, редуцируя человеческое восприятие к «сумме» внешних «пяти чувств» вне связи с «самостью», внутренней чувствительностью, телесными самоощущениями. Человек лишь частично поддаётся алгоритмизированному цифровому взаимодействию; критическим барьером для цифровой виртуальности выступает социально-культурная идентичность общества и личности. Новизна результатов заключается в выводе: цифровая виртуальная реальность по многим параметрам принципиально уступает в эффективности традиционным техническим средствам чувственно-эмоционального познания и воздействия. По созидательному потенциалу цифровая виртуальная реальность проигрывает существующим техническим средствам искусства, образования, воспитания и т.п., а по деструктивным возможностям — давно применяемым в прессе и других массовых коммуникациях технологиям манипуляции общественным и индивидуальным сознанием, а также психотропным веществам, вызывающим зависимости. Необоснованное, с точки зрения философско-культурной методологии, завышение возможностей подобных технологий может привести к неправильной оценке сопряжённых рисков информационной безопасности. Рекомендуется национальное регулирование разработок цифровой «виртуальной реальности» для защиты и развития социально-культурной идентичности российских граждан и общества, а также в познавательных и образовательных целях. Дистанционное использование таких разработок рекомендуется ограничивать доверенными отечественными интернет-сервисами.
Человек и культура, 2024-2
Былевский П.Г. - Философско-культурное наследие Э.В. Ильенкова в контексте «теоретического завещания» И.В. Сталина c. 95-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.70382

Аннотация: Предметом исследования является философско-культурная методология, позволяющая включать в производительный труд социально-культурную, педагогическую, журналистскую профессиональную деятельность, а также семейственность и многодетность («производство человека»). Рассматривается творческий, социально-культурный потенциал труда, выходящий за рыночные ограничения производства вещного богатства (товаров) и прибыли. Ярким представителем такого подхода является отечественный философ Э.В. Ильенков, который, исследуя методологию «Капитала» К. Маркса, вывел и успешно применял принципы диалектической логики для решения сложнейшей социально-культурной и педагогической проблематики, включая полноценное развитие слепоглухих детей. Философско-культурное наследие Э.В. Ильенкова создавалось в контексте соответствующей тенденции в отечественной философии (исследований Д.И. Розенберга, М.М. Розенталя А.А. Зиновьева и др.), соотносясь с формулировкой основного экономического закона социализма в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».  Методологической основой исследования служат принципы диалектической логики, разрабатывавшиеся Э.В. Ильенковым: анализ развития и результатов противоборства рыночных и нерыночных (посткапиталистических) тенденций в социально-культурных процессах и их философском осмыслении. Материалами выступают труды Э.В. Ильенкова, а также работы современных исследователей, оценивающих его труды порой с противоположных позиций. Научная новизна статьи заключается в полемике с трактовками теоретического наследия Э.В. Ильенкова как «философского диссидентства» в СССР. Напротив, установлены связи выработанной и применяемой Э.В. Ильенковым методологии с формулировкой основного закона социализма И.В. Сталиным и тогдашним «социальным заказом» на исследования диалектической логики на основе анализа «Капитала» К. Маркса. Разработки Э.В. Ильенкова на время оказались невостребованными; выявленной причиной служит рыночная неоколониальная трансформация СССР. Всё более тормозилось социально-культурное развитие в форме массового формирования гармоничных, всесторонне развитых, творческих личностей и увеличения богатства товарищеских общественных отношений. Сформулированы рекомендации о возможном в современных условиях использовании философского наследия Э.В. Ильенкова для методологического обеспечения усиления государственной социально-культурной политики, в том числе в области улучшения поддержки семейственности и многодетности, решения демографической проблемы.
Litera, 2023-8
Былевский П.Г. - Культурологический подход к развитию общегражданской культуры безопасности интернет-коммуникаций c. 157-167

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.8.43827

Аннотация: Проблемой, решаемой в настоящей статье, является определение возможностей и преимуществ культурологического подхода к решению проблемы развития общегражданской культуры безопасности интернет-коммуникаций. Предметом исследования служат структурно-функциональные особенности этой культуры, а объектом − эволюция формирования соответствующего комплекса убеждений, знаний, умений и навыков. Рассматривается тема расширения с узкопрофессиональной до общегражданской культуры безопасности интернет-коммуникаций. Анализируется увеличение доли и значения социально-культурных аспектов по сравнению с техническими факторами. Внимание уделяется содержательным аспектам общегражданской культуры безопасности интернет-коммуникаций: недостаточности методик трансляции на массовую аудиторию правил и актуальных примеров, а также недооценке формирования интуитивной осторожности, умений своевременно распознавать угрозы и правильно реагировать на инциденты. Новизна заключается в постулировании высокой репрезентативности культуры безопасности финансовых интернет-сервисов, обусловленной сочетанием массовости гражданских пользователей и операций с денежными средствами, высоко привлекательными для злоумышленников. Именно здесь впервые сформировалась массовая интернет-преступность, эволюционировали угрозы и методы атак и, соответственно, средства безопасности. Сделан вывод: опыт противодействия «социальной инженерии» в сфере массовых финансовых сервисов полезен как основа формирования и развития общегражданской культуры безопасности интернет-коммуникаций, включая противодействие социально-культурным угрозам: фейк-новостям, дезинформации, деструктивному и запрещённому контенту. Результатом является выявление адекватности культурологического подхода к формированию и развитию общегражданской культуры безопасности интернет-коммуникаций: пользователями и потенциальными жертвами злоумышленников являются практически все граждане; увеличивается перечень и возрастает значение не столько технических, сколько социально-культурных угроз. Делается вывод: для противодействия социально-культурным угрозам интернет-коммуникаций недостаточно усилий только государства и профессиональных организаций, а также технических средств; требуется разработка методик формирования и повышения профильной общегражданской культуры методами культурологии как профильной науки.
Культура и искусство, 2023-8
Былевский П.Г. - Культурологические аспекты профессиональной культуры информационной безопасности c. 39-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43846

Аннотация: Цель исследования − изучение потенциала культурологического подхода к профессиональной культуре информационной безопасности в современных условиях. Предметом исследования являются социально-культурные аспекты профессиональных компетенций в контексте формирования и развития общегражданской культуры информационной безопасности. Объектом исследования выступает предшествующая и продолжающаяся эволюция профессиональной культуры информационной безопасности в России. В качестве материалов использованы научные, исследовательские и научно-практические публикации по теме исследования в российских журналах перечня ВАК и в международной базе Scopus (категорий Q1 и Q2) за 2021-2023 гг. Применены эволюционный и структурно-функциональный методы, предмет исследования рассматривается с точки зрения культурологической парадигмы − динамической системной модели. Новизна исследования заключается в применении понятийного аппарата и методов культурологии для исследования профессиональной культуры информационной безопасности. Ранее формирование и развитие культуры информационной безопасности рассматривалось в рамках технических научных дисциплин, а затем юриспруденции, менеджмента, педагогики, психологии и лингвистики. Результат исследования − выявление социально-культурных факторов как компонентов, неотъемлемо присущих профессиональной культуре информационной безопасности на современном этапе. К ним относятся традиционные ценности, идентичность, противодействие манипуляциям сознанием, а также психолого-педагогические компетенции обучения не профессионалов в информационной безопасности сотрудников организаций и граждан, клиентов и пользователей сервисов. Сделан вывод: культурологический подход высоко востребован в информационной безопасности, что обусловлено превращением её в общегражданскую культуру, необходимо включающую всё более значимые социально-культурные аспекты.
Философия и культура, 2023-8
Былевский П.Г. - Культурологическая деконструкция социально-культурных угроз ChatGPT информационной безопасности российских граждан c. 46-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43909

Аннотация: Предмет исследования − социально-культурные угрозы информационной безопасности российских граждан, связанные с технологиями ChatGPT (Chat Generative Pre-trained Transformer, машинный генератор текстовых ответов, имитирующий диалог). Объект исследования − оценки соотношения преимуществ и угроз генеративных языковых моделей на основе «машинного обучения» в современной (2021−2023) научной литературе (журналах ВАК К1, К2 и Scopus Q1, Q2). Научная новизна исследования заключается в культурологическом подходе к анализу угроз безопасности российских граждан, связанных с использованием ChatGPT как одной из технологий «искусственного интеллекта». Постановка задачи классического теста Тюринга «отличить человека от машины» характеризуется как схоластическая абстракция, взамен предлагается более корректный и продуктивный подход: социально-культурная оценка ценности (на основе культурологической аксиологии) новых компьютерных технологий. Исходной точкой анализа является определение социально-культурной ценности (или, наоборот, ущерба) в результате применения генеративных языковых моделей на основе машинного обучения. Далее выявляется вклад и ответственность различных социально-культурных субъектов её создания и применения − пользователя, создателя и разработчика. Результатом применения предлагаемого подхода является деконструкция дискурса «философии искусственного интеллекта» в части некритической трансляции деклараций разработчиков, предназначенных для маркетинга и привлечения финансирования. Гипертрофированное восприятие, неустойчиво балансирующее на грани утопии и антиутопии, оценивается как риск неверного определения и ранжирования угроз информационной безопасности. Предположения о гипотетическом «сверхоружии психологических войн» маскируют современные инциденты трансграничной утечки конфиденциальных данных, риски привлечения к ответственности за публикацию заведомо ложных сведений и незаконного контента в результате использования ChatGPT. Рекомендуются меры национальной безопасности, включая ограничительные и повышение общегражданской культуры информационной безопасности пользователей, а также ориентация отечественных разработок решений подобного типа на традиционные ценности, социально-культурную идентичность и интересы российских граждан.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.