по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Агратина Елена Евгеньевна
Человек и культура, 2023-3
Агратина Е.Е. - Церковный заказ в карьере парижского живописца XVIII столетия c. 125-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40714

Аннотация: Темой данного исследования является церковный художественный заказ в Париже XVIII века. Преобладание светского искусства в указанную эпоху не отменяло того, что живописцы продолжали активно взаимодействовать с церковью и выполнять для нее различные виды работ. Желая осветить проблему церковного заказа и его роли в жизни и карьере парижского живописца XVIII века, автор поставил перед собой несколько задач: классифицировать церковные заказы, определить их специфику, установить значение церковного заказа для мастеров, несмотря на постоянный приток дорогостоящих светских работ, найти точки пересечения церковного и светского заказа. Автор выделяет и последовательно рассматривает несколько разновидностей таких заказов: небольшие произведения, создаваемые для скромных приходов, масштабные живописные циклы для соборов столичного значения, работы, выполняемые для монастырей, часто имеющие особую, понятную лишь посвященным программу, а также портреты представителей духовенства. Научная новизна исследования обусловлена тем, что церковный заказ редко становился предметом внимания современных отечественных исследователей, хотя и нашел определенное отражение во франкоязычной искусствоведческой литературе, с которой автор внимательно ознакомился. В качестве примеров автор подобрал некоторое количество типичных для своей разновидности, но любопытных по программе произведений. В результате изучения собранного материала автор делает вывод, что церковный заказ, хотя и не являлся главным двигателем художественного прогресса своей эпохи, был неотъемлемой частью карьеры парижского живописца. На протяжении XVIII столетия церковь оставалась постоянным заказчиком и надежным партнером столичного мастера, требующим разнообразной и качественной художественной продукции.
Человек и культура, 2022-4
Агратина Е.Е. - К вопросу о взаимоотношениях художника и Королевской академии живописи и скульптуры во Франции XVIII века. Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). c. 78-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36863

Аннотация: Предметом исследования является вопрос взаимодействия художника – Ж.-О. Фрагонара – и влиятельного официального учреждения, каким была в XVIII веке Парижская академия живописи и скульптуры. С позиций исторической социологии и психологии автор рассуждает о том, почему достигнув существенных успехов, завоевав Римскую премию и получив звание назначенного, художник предпочел отдалиться от Академии и сознательно отказался от построения академической карьеры. Анализируя причины подобного решения, автор привлекает исторические источники, позволяющие получить данные о частной жизни мастера, его отношениях с учителями, академическим начальством, заказчиками различных категорий. Реконструируя художественную среду Парижа рассматриваемого периода, автор помещает своего героя в широкий культурный контекст, без которого невозможно понять место Фрагонара среди его предшественников и современников. Разумеется, автор постоянно сверяется с научными трудами, где затрагивается интересующая его проблематика.     Автор впервые в отечественной историографии подробно рассматривает основные факты биографии Ж.-О. Фрагонара в контексте его отношений с Королевской академией живописи и скульптуры. Однако принципиальная новизна исследования заключается во внимании к тому, как во французской художественной среде середины XVIII века формируется новый тип личности, несходный с типом, господствующим в конце предшествующего столетия. Художники времен основания Королевской академии стремились в первую очередь отделить себя от ремесленной среды, доказать свою принадлежность творческой элите и свое равноправие с передовыми итальянскими мастерами. Теперь же на первый план выходит отстаивание творческой свободы, в том числе и от Королевской академии, поиск собственного пути, далеко не всегда совместимого с академической карьерой. Как полагает автор, опыт творческой свободы, полученный такими мастерами рококо, как Ж.-О. Фрагонар, оказался особенно важен для дальнейшего развития французского искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.