по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Багровников Николай Адрианович
Философия и культура, 2023-5
Багровников Н.А., Федорова М.В. - Эволюция взглядов Филиппа Меланхтона: от гуманистической религиозности к Реформации c. 37-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40673

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются некоторые аспекты жизненного пути видного деятеля Реформации в Германии Филиппа Меланхтона, повлиявшие на эволюцию его мировоззрения. Особое внимание уделяется фактам его биографии, анализу его ранних произведений, а также его оценкам конфессиональной борьбы и призывам к активному привлечению административного ресурса для расправ с инакомыслящими. Методологической основой данной статьи является диалектический подход, в частности, принцип взаимосвязи общего и единичного, а также принцип единства логического и исторического. Данные принципы позволяют выявить этические нюансы эволюции взглядов Ф. Меланхтона как деятеля Реформации на основе его высказываний и оценок. Филипп Меланхтон часто в научной литературе оценивается как один из основоположников новой веры, второй по значимости после Мартина Лютера, чьей заслугой стала попытка примирения гуманистических взглядов и новых конфессиональных интересов. Однако, на основании детального анализа материала, представленного в статье, авторы приходят к выводу, что Филипп Меланхтон, всецело посвятив себя Реформации, отрекся от немецкой гуманистической традиции XV в., от ценностей гуманизма, представленных в трудах Якоба Вимплефинга, Иоганна Рейхлина, Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Джона Колета. Поэтому причисление его к «христианскому гуманизму» является ошибочным.
Философия и культура, 2022-6
Багровников Н.А., Федорова М.В. - Эволюция эстетических взглядов А. Дюрера в контексте философии Ренессанса c. 18-46

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.6.38224

Аннотация: В статье осуществляется исследование особенностей эстетических взглядов Дюрера в контексте философии Ренессанса и теории познания Нового времени. Проводится сравнение его положений с фрагментами текстов Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Акцентируются смысловые взаимосвязи положений Дюрера с мистикой, пантеизмом, натурфилософией и эмпиризмом Нового Времени. Подробно рассматриваются взаимосвязь проблемы знания с темой свободы и прекрасного. Авторы анализируют различные мнения и способы постижения прекрасного, представленные в философских построениях Дюрера, его концепцию «рационального знания», «ученого незнания». Особое внимание уделяется границам свободы в представлении Дюрера. Новизна исследования заключается в том, что представленная концепция эволюции эстетических взглядов А. Дюрера помогает осмыслить те противоречивые тенденции, которые существовали в самой эпохе Возрождения. Так, Дюрер считал, что обусловленная знанием свобода заканчивается там, где начинаются попытки превзойти природу. Необходимым условием свободы является понимание того, что прекрасное относительно. Из понимания относительности прекрасного, из конкретно-утопической программы его достижения (постепенного и никогда не прекращающегося приближения к нему), вырастает императив, означающий отрицание, завершение эстетики Возрождения. Согласно ему, художник не должен ограничивать себя одним типом, но должен быть сведущим в различных способах изображения всевозможных типов. Ради того, чтобы сделать такое изображение, какое от него потребуют. Таким образом, профессионализм художника, его опыт, знание, признание силы знания и, вместе с тем, понимание его относительности – все это, как достижение ренессансной теории искусства, – утрачивает смысл. Все это приносится в жертву вкусам работодателей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.