ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Зверев Александр Сергеевич
Философия и культура, 2018-7
|
Зверев А.С. - Ханс Зедльмайр о двух науках об искусстве |
|
c. 69-74
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.7.26706
Аннотация: В данной статье анализируются взгляды австрийского историка искусств Ханса Зедльмайра о науке об искусстве, главной проблемой которой он считал то, что она превращается в науку об искусстве без искусства и сводится к внешнему описанию. Причина этого заключается в том, что подобная наука об искусстве изучает всеобщее и единичное в их отрыве друг от друга. Основой второй науки об искусстве, по мнению Зедльмайра, должно стать изучение отдельных произведений искусства, под которыми он, следуя традиции немецкой классической философии, понимает не внешние объекты, а феномены, представляющие из себя единство субъекта и объекта. Методом данного исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть различные идеи Х. Зедльмайра в их взаимосвязи. Новизна исследования заключается в актуализации воззрений Х. Зедльмайра на произведение искусства. Целостное произведение искусства, по его мнению, должно реконструироваться исходя из определенной установки, т.е. определенной нацеленности субъекта на объект, формирующей его восприятие этого объекта. Установка, определяемая культурным контекстом, затрагивает не только осознанную, но и неосознанную сферу деятельности субъекта.
Культура и искусство, 2018-3
|
Зверев А.С. - Идея целостности произведения искусства в трудах Ханса Зедльмайра |
|
c. 41-47
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.3.25918
Аннотация: Предметом исследования являются теоретические взгляды австрийского историка искусств Ханса Зедльмайра об интерпретации произведения искусства. Ключевую роль в его подходе играет идея целого. Произведение искусства, как целое, это не просто система внешних взаимосвязей, формальная структура, а органическое единство, которое можно созерцать как интеллектуально, так и чувственно. Важнейшим качеством целостности является наглядный характер произведения, который Х. Зедльмайр, следуя традициям немецкой классической философии, понимает как единство чувственного и духовного, абстрактного и конкретного, субъективного и объективного. Методом данного исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть различные идеи Х. Зедльмайра в их взаимосвязи. Новизна исследования заключается в рассмотрении идей Х. Зедльмайра в контексте идей немецкой классической философии, а не только среди воззрений других представителей Венской школы искусствознания. Данный подход позволяет по новому понять смысл основных категорий, используемых Х. Зедльмайром при анализе произведений искусств, таких как середина и наглядность.
|