по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мазилов Владимир Александрович
Психология и Психотехника, 2022-3
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогического таланта в современной зарубежной психологии c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38668

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического таланта как перспективное направление исследований современной зарубежной педагогической психологии. Отмечается, что в настоящее время одним из ключевых субъектов образовательного процесса признается педагог, а требования к нему включают в себя формирование тех взглядов, личностных черт, компетенций и паттернов поведения, с помощью которых он успешно бы функционировал в изменяющихся условиях и решал педагогические проблемы нового типа. Показывается, что в российской психолого-педагогической литературе недостаточно представлена проблематика педагогического таланта, поэтому возникает необходимость обращения к результатам зарубежных исследований. Ставится цель представления и анализа зарубежных психологических подходов к изучению педагогического таланта. Зарубежные исследования по проблеме педагогического таланта разделяются на следующие: определение, характеристики и роль педагогического таланта в педагогической деятельности; выявление педагогического таланта и его особенностей; технологии управления и развития педагогического таланта. На основе теоретического анализа работ делаются выводы о недостаточном концептуальном осмыслении феномена педагогического таланта, определении педагогического таланта через другие личностные и профессиональные характеристики педагога, доминировании компетентностного подхода при изучении данной проблемы, опоре исследователей на подходы из области организационной психологии и психологии труда. Обосновывается важность изучения современных зарубежных исследований для постановки актуальных теоретических и прикладных задач в области педагогической психологии.
Психология и Психотехника, 2020-2
Костригин А.А., Мазилов В.А. - Отечественная дореволюционная философская психология как целостный подход к исследованию души человека c. 38-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.2.33035

Аннотация: Авторы статьи обращаются к истории дореволюционной психологии в России. В этой области рассматривается отечественная дореволюционная философская психология как особое направление в психологической науки на рубеже XIX-XX вв. Показывается наличие проблемы как и терминологического обозначения, так и содержательного понимания психологических идей данного направления в истории российской психологии. Авторы определяют философскую психологию как широкое самостоятельное направление в отечественной психологической науке конца XIX – начала XX в., в рамках которого, в частности, развиваются идеи субстанциальности души, несводимой только к материи и проявляющейся в различных аспектах (духовных, душевных, материальных (физиологических)), обладающей особыми свойствами, свободой воли и самосознанием. В данном теоретическом исследовании ставится цель определения и анализа концепции российской философской психологии на рубеже XIX-XX вв. Методами данного исследования являются теоретический анализ, синтез, обобщение и систематизация психологических идей, проблемологический анализ, категориально-понятийный анализ. Опираясь на идеи С.С. Гогоцкого, В.А. Снегирева, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Г.И. Челпанова, Г.Г. Шпета и П.Д. Юркевича, обозначаются основные положения отечественной дореволюционной философской психологии как целостного подхода к исследованию и пониманию души человека: 1) философская психология рассматривает душу как субстанцию, как особое измерение бытия, которое не может быть сведено только к содержанию сознания, процессам, функциям или конкретным душевным явлениям; 2) философская психология обосновывает «живость» души, ее живое течение, постоянное изменение; 3) философская психология отличает душевные явления от физических, описывая их особые свойства; 4) философская психология определяет ведущей особенностью душевных явлений осознанность и осмысленность; 5) философская психология считает субъектом души человеческую личность или человеческое «Я»; 6) философская психология является комплексным изучением души, включающих себя исследование различных ее сторон (духовное измерение, душевное измерение (сознание), физиологические реакции), философская психология является метапсихологией; 7) философская психология определяет ведущим методом психологии самонаблюдение (интроспекцию). Обозначается актуальность обращения к наследию философской психологии как для истории и методологии психологии, так и для решения современных научных, духовных и практических проблем психологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.