ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Козилова Лидия Васильевна
Педагогика и просвещение, 2021-4
|
Козилова Л.В. - Формирование надпрофессиональных качеств будущего педагога в практико-ориентирующей среде университета |
|
c. 45-53
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2021.4.37202
Аннотация: Предметом исследования являются надпрофессиональные качества, способствующие успешности практической педагогической деятельности. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние надпрофессиональных качеств на успешность практической педагогической деятельности. В условиях современной образовательной среды наличия только специальных знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций не всегда достаточно для соответствия ее требованиям. Развитый социальный и эмоциональный интеллект, умение работать как в команде, так и автономно, разумное сочетание устремленности к лидерству и готовность подчиниться, организованность мышления и многие другие качества становятся все более актуальными для профессии педагога. Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены основные надпрофессиональные качества, которые способствуют успешности практической педагогической деятельности. Опытные преподаватели считают, что эмоциональный интеллект, стремление к обособленности в работе как умение работать самостоятельно и критичность мышления являются надпрофессиональными качествами. Молодые преподаватели считают, что к таким качествам следует отнести социальный интеллект, стремление к лидерству и дизайн-мышление. Несмотря на то, что в зависимости от возрастной принадлежности преподаватели по-разному сформулировали надпрофессиональные качества, противоречивыми их считать не стоит. В условиях практико-ориентирующей образовательной среды педагогического университета целесообразно учитывать необходимость не только обучения специальным знаниям, умениям и навыкам, но и воспитания у обучающихся надпрофессиональных качеств.
Педагогика и просвещение, 2020-4
|
Козилова Л.В. - Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды |
|
c. 106-121
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2020.4.34752
Аннотация: В статье исследуются проблемы саморазвития преподавателей в условиях трансформации современной образовательной среды, которые сопряжены с необходимостью выявления условий, способствующих или препятствующих профессиональной самореализации. Трансформация образовательной среды вуза актуализирует процессы целеполагания и возможности планирования становления самости личности преподавателя. Объектом исследования является процесс профессионального саморазвития преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды. Предметом исследования являются основные характеристики целеполагания в структуре планирования профессионального будущего педагога в условиях трансформации образовательной среды. Определены оценочные уровни (низкий, средний, высокий) целеполагания для профессионально-педагогического саморазвития преподавателя педагогического вуза с учетом значимости его структурных компонентов, то есть показателей (осознание необходимости профессионально-педагогического саморазвития, стратегическое планирование, конкретность целеполагания и т.д.). Оценка уровней осуществлялась с учетом показателей в его структуре (диад), которые логичным образом взаимосвязаны и отражают профессионально-педагогическое саморазвитие преподавателя вуза. Общий потенциал саморазвития преподавателей педагогического вуза усиливается такими смысловыми модальностями, как гибкость при достижении поставленных целей и креативность планирования своего профессионального будущего. В рамках исследования выявлены наиболее значимые детерминанты целеполагания, которые предопределяют необходимость профессионально-педагогического саморазвития преподавателя педагогического вуза, ориентированного на оценку перспектив планирования развития персонала образовательных организаций. Новизна исследования заключается в необходимости выявления основных характеристик целеполагания в структуре планирования профессионального будущего педагога с учетом необходимости его профессионально-педагогического саморазвития и трансформации современной образовательной среды. Было установлено, что среди преподавателей педагогических университетов на предмет активизации саморазвития потенциала педагога 65% из числа респондентов отметили, что профессионально-педагогическому саморазвитию уделяют внимание только при условии требований со стороны руководства вуза; 35% респондентов выразили желание, готовность саморазвиваться как в сфере педагогической профессии, так и за ее пределами.
|