ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Лысова Наталья Александровна
Философия и культура, 2019-11
|
Лысова Н.А. - Медиакультура как фактор формирования субкультурных образований: культурологический аспект (на примере движений сурвивализма и «отшельничества») |
|
c. 13-22
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.11.31517
Аннотация: Анализируется феномен медиакультуры как один из аспектов современных социокультурных реалий и его интерпретация с точки зрения культурологического и философского дискурсов. Автор уделяет особое внимание проблеме влияния медиакультуры в целом и медиаобразов (как культурных текстов) в частности на сознание и мировоззрение ее носителей и потребителей. Предпринимается попытка рассмотреть медиакультуру как один из факторов, способствующих формированию таких современных субкультурных образований, как сурвивализм и «отшельничество». Используется информационный подход, который позволяет исследовать названные субкультуры как процесс и результат синтеза социальных и информационных феноменов. Системный метод исследования предполагает рассмотрение медиакультуры и субкультур, формирующихся вокруг нее и в ее пространстве, как часть социокультурных реалий. Новизна работы заключается в попытке автора в контексте культурологического исследования выявить основания сформировавшихся в современном постиндустриальном информационном типе культуры и развивающихся субкультурных образований сурвивалистов и "отшельников"; а также в анализе представленности этих субкультур в пространстве медиакультуры и их формы их популяризации.
Человек и культура, 2019-6
|
Лысова Н.А. - Телевизионный прием исторической реконструкции и реалити-шоу в жанре документального телевизионного сериала как форма сохранения культурной памяти |
|
c. 59-67
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.31657
Аннотация: Сегодня все явственнее осознаются проблемы сохранения культурной памяти, актуализации культурного опыта и сохранения культурного наследия. Как ответ на тенденции «забвения», актуализируются механизмы саморегуляции культуры, усиливая ценностную и смысловую сторону традиций. Автор оперирует понятием «культурная память», трактуемым, вслед за Я. Ассманом, как особая форма возрождения и трансляции смыслов и ценностей культуры прошлого в настоящее. Предметом рассмотрения в статье явился популярный на сегодняшний день художественный прием исторической реконструкции с элементами реалити в документальном телевизионном сериале как одна из основных форм сохранения культурной памяти. Основанием для работы над статьей явились аксиологический и культурно-функциональный подходы, позволившие раскрыть функциональную ценность подобных телевизионных проектов для социальных и культурных процессов жизни современного общества. Новизна заключается в самой цели работы: изучение популярных телевизионных проектов, выстроенных по канонам жанра документального телевизионного сериала с задействованием приема исторической реконструкции и элементов реалити, как формы сохранения культурной памяти. Действенность таких проектов обеспечивается специфическим синтезом, с одной стороны, присущего современной массовой визуальной культуре тяготения к необычным, ярким, зрелищным образам, с другой – использования этого свойства в формировании исторически достоверной ситуации реального действия участников проекта, искреннего проживания ими коллизий уклада и особенностей взаимодействия, присущих прошлым временам. Тем самым содержание культурной памяти получает воплощение в материале, обладающем зрелищной эффективностью и, вместе с тем, передающем аутентичные смыслы и значения исторических явлений, актуальные для сохранения культурной идентичности в современном мире.
|