ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Матанцева Марина Борисовна
Филология: научные исследования, 2020-1
|
Матанцева М.Б. - Структурно-семантические особенности концепта «страх» в тексте военного романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» |
|
c. 10-20
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.1.32122
Аннотация: Статья посвящена структурно-семантическому анализу эмоционального концепта «страх». Эмоциональный концепт - сложное структурированное когнитивно-ментальное образование, отражающее психические переживания человека; как правило, вербализованное, культурно и этнически обусловленное. Страх – отрицательная базовая эмоция, вызывающая неприятные чувства, которые возникают при оценке ситуации как опасной и вредной, а также при мобилизации всех ресурсов для борьбы с данными угрожающими обстоятельствами. Цель данной работы – выявление структурно-семантических особенностей эмоционального концепта «страх» в тексте военного романа через анализ его понятийной, образной и ценностной составляющих. Базой для исследования послужил текст военного романа сибирского писателя В. П. Астафьева «Прокляты и убиты». В работе используются как общенаучные методы (наблюдение, описание, сравнение, обобщение), так и собственно лингвистические методы и приемы компонентного и контекстуального анализа. Основным методом является метод концептуального анализа. Отбор лексических средств репрезентации концепта осуществлялся с использованием приема сплошной выборки. Изучение данного эмоционального концепта на материале текста военного романа «Прокляты и убиты» В. П. Астафьева ранее не проводилось. В результате исследования выявлены индивидуально-авторские признаки понятийного компонента концепта «страх»; проведен анализ оригинальных концептуальных метафор и метонимий, составляющих содержание образного компонента концепта «страх», описаны наиболее типичные ассоциативно-образные метафоры и активные метонимические модели; определено содержание ценностного компонента. Особое внимание уделено лингвокогнитивной интерпретации эмоционального концепта «страх» как ментального многопланового образования, служащего своеобразным средством восприятия войны.
|