по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Семенова Валентина Григорьевна
Филология: научные исследования, 2024-4
Семенова В.Г., Ефимова Л.С., Башарина З.К. - Проблемы пьянства в устной и литературной традиции якутов (конец XIX-начало XX вв.) c. 30-46

DOI:
10.7256/2454-0749.2024.4.70394

Аннотация: Предметом исследования в данной статье стали тексты фольклора и литературных произведений конца XIX – начала XX вв., посвященные проблеме пьянства. Начиная с конца XIX в., в фольклорной традиции якутов появились «песни о водке», поясняющие народу пагубное влияние спиртных напитков. Особой заслугой народных певцов можно считать то, что они наравне с представителями передовой интеллигенции стали инициаторами борьбы с пьянством в Якутии. В 1910-х гг. основоположником якутской литературы А. Е. Кулаковским были написаны два произведения, посвященные проблеме алкоголизма. Это были первые в художественной словесности якутов произведения, представленные в форме литературных жанров: стихотворение и поэма с ярко выраженным и развивающимся сюжетом, стройной композицией. Основными методами явились историко-культурный, сравнительно-исторический методы исследования. При анализе, интерпретации текстов был использование герменевтический метод. Научная новизна работы состоит в том, что авторами предпринимается попытка комплексного исследования проблемы алкоголя в фольклорных и литературных произведениях дореволюционного периода. При исследовании текстов были впервые введены в научный оборот неизвестные ранее архивные документы. Авторы приходят к выводу, что, народные певцы поднимали в песнях проблему пьянства, показывали ее вредное воздействие на человека, а первопоэт, понимая, что алкоголизация может обрести характер национальной угрозы, наглядно продемонстрировал через свои произведения, чем может быть чревата алкогольная зависимость, как она может рушить судьбы людей. А. Е. Кулаковский, будучи просветителем, общественным деятелем, духовным лидером нации, через свое творчество пытался предостеречь свой народ от чрезмерного потребления спиртных напитков. Авторы по праву считают его одним из зачинателей трезвенного движения в Якутии.
Филология: научные исследования, 2020-12
Семенова В.Г., Молокотин А.И. - Зарождение сатиры в якутской литературе c. 146-155

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.12.34418

Аннотация: Аннотация: Статья посвящена изучению процесса зарождения сатиры в якутской литературе. Объект исследования — зарождение и развитие сатиры в якутской поэзии. Предметом исследования являются сатирические произведения основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского и П. А. Ойунского. Цель работы состоит в выявлении роли первых писателей в зарождении и развитии сатиры. В якутском литературоведении до сих пор в основном мы имеем лишь отдельные работы о тех или иных авторах и произведениях, а попытки рассмотреть сатиру как нечто целостное еще не предпринималось. Этим определяются актуальность и новизна исследования. Теоретико-методологической основой исследования стал культурно-исторический метод, в рамках которого зарождение сатиры рассматривается как продукт общественной жизни и культурно-исторических условий Якутии начала ХХ в. В работе также были использованы конкретно-исторический и сравнительно-типологический методы исследования.     Научная новизна исследования состоит в том, что в якутском литературоведении в данное время пока нет целостного и системного исследования сатирического направления в национальной поэзии. В результате анализа материалов установлено, что зачинателем сатиры в якутской литературе является основоположник якутской литературы А. Е. Кулаковский, посвятивший свои произведения резкой критике консервативных устоев патриархально-феодального общества, хищность, бесчеловечность новых капиталистических отношений. Кулаковский первым создал галерею сатирических портретов социального характера, в которую входят социально-типизированные образы Скупого богача, Пьяного буржуя и т.д. В 1920-е гг. зачинателем якутской советской литературы П. А. Ойунским были написаны произведения острой социально-классовой направленности. Поэт ввел в якутскую литературу новые жанры: басню, памфлет и пародию. Их творчество оказало огромное влияние на подъем общественной мысли и ознаменовало собой зарождение сатирических жанров в якутской поэзии.
Филология: научные исследования, 2020-12
Семенова В.Г., Андросова Н.В. - Шаман как Пророк в лирике Алампы c. 168-177

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.12.34464

Аннотация: Предметом исследования выступает тема предназначения поэта и поэзии в творчестве зачинателя якутской лирики А. И. Софронова-Алампы. Цель работы состоит в комплексном изучении образа поэта в его лирике. В исследовании использованы историко-типологический, культурно-исторический методы, а также метод сравнительно-сопоставительного анализа. Тема поэта и поэзии занимала писателя на протяжении всей его творческой жизни. В его поэтическом наследии нами выделено 43 произведения на эту тему, что занимает 12,6% от общего количества стихов. Отмечено, что эстетические взгляды и принципы творчества Алампы сформировались под влиянием поэзии А. Пушкина и М. Лермонтова.    Реминисценции, постоянные отсылки к образу Пророка приводят к заключению, что глубокое усвоение традиций классиков привело поэта к созданию образа Творца - посредника между божественными силами и человеком. Но поэт подошел к данному вопросу через «призму духовного наследия своего народа» и ввел в родную литературу образ Шамана, как высшей силы, обладающей целебной силой и энергетикой слова. Алампа, размышляя о происхождении природы и таланта поэта, называет основоположника якутской литературы Алексея Кулаковского Шаманом - Творцом от Бога. Но прежде всего, Шаман у Алампы это благословитель-алгысчыт, излечивающий больные и заблудшие души силой слова, подсказывающий пути достижения счастья. Шаман-поэт у Софронова имеет высокое предназначение и особую миссию – “глаголом жечь сердца людей”. Научная новизна состоит в том, что в работе впервые предпринимаются попытки исследования образа поэта в лирике Алампы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.