ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Татаринов Алексей Викторович
Татаринов А.В., Татаринова Л.Н. - Современная мениппея как дидактический жест (О романе Дж. Сондерса «Линкольн в бардо») |
|
c. 197-203
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2019.6.31715
Аннотация: Статья посвящена вопросу о современной мениппеи и анализу романа американского писателя Джорджа Сондерса в контексте указанной жанровой традиции. Объектом исследования являются нравственно-дидактические интенции менипповой сатиры наших дней. Предмет - совокупность идейно-художественных признаков, позволяющих говорить о мениппее XXI века. Материалом исследования стал роман Сондерса "Линкольн в бардо", удостоенный в 2017 году Букеровской премии. Цель работы - в единстве двух аналитических движений. Во-первых, мениппея трактуется как жанр, сочетающий апофатические и катафатические платформы поэтики, соединяющий сакральные и профанные контексты, создающий катарсические эффекты в гротескной речи о смерти и путях ее преодоления. Во-вторых, анализируется авторская стратегия и реальный дидактический потенциал романа "Линкольн в бардо". Основным методом исследования является акцентированный анализ художественного текста, позволяющий определить мениппейные черты романа Сондерса "Линкольн в бардо" и высказать обоснованные суждения о дидактическом потенциале современного американского романа, сочетающего "слово о Линкольне" со словом о "гротескной смерти". Сделаны выводы о системе дидактических жестов романа "Линкольн в бардо". Это и антитоталитарные жесты против политического трампизма и классического богословия, и жест в пользу безграничной риторической свободы, допускающей активное использование ненормативной лексики, и жест освобождения от страха смерти через утверждение философии ее пустотности, и эмоциональный жест в пользу переносимости разноплановых этических действий («глубина Линкольна» и «пустота мертвых»).
|