ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Аюшеева Эржена Баировна
Филология: научные исследования, 2021-2
|
Аюшеева Э.Б. - Буддийские мотивы в эхирит-булагатской Гэсэриаде |
|
c. 21-27
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2021.2.32791
Аннотация: Статья посвящена анализу буддийских мотивов в одном из бурятских вариантов эпоса о Гэсэре. Объектом исследования является текст эхирит-булагатского улигера «Абай Гэсэр-хубун» М. Имегенова, который считается наиболее архаичным и потому наименее подверженным буддийскому влиянию. Предметом исследования выступают встречающиеся в эпическом повествовании буддийские мотивы. В исследовании в качестве сравнительного материала привлекаются тексты других бурятских улигеров. Особое внимание автор уделяет семантическому анализу рассматриваемых мотивов, приводит исторические данные и обращается к сравнительно-типологическому методу. Таким образом, основными методами исследования выступают сравнительно-типологический и сравнительно-сопоставительный методы с привлечением семантического подхода. В результате исследования выявлено, что буддийские мотивы, вкрапленные в тексты западнобурятской Гэсэриады, функционируют на поверхностном семантическом уровне и не задевают сюжетную основу эпоса. Автор приходит к выводам о том, что эхирит-булагатская версия Гэсэриады в отличие от унгинских вариантов менее подвержена буддийскому влиянию и потому исследование ее в обозначенном аспекте может привести к пониманию особенностей бурятской Гэсэриады в целом и, далее, к раскрытию основных механизмов трансформации сюжета в центральноазиатской эпической традиции.
Филология: научные исследования, 2019-6
|
Аюшеева Э.Б. - Будда и его функционирование в бурятской Гэсэриаде |
|
c. 194-199
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.6.29631
Аннотация: Объектом исследования являются эпические тексты бурятской Гэсэриады, представленные в эхирит-булагатской и унгинской сказительских традициях. Предмет исследования - образ буддийского божества в вариантах бурятской Гэсэриады. Автор уделяет особое внимание особенностям функционирования буддийского персонажа, а также приводит анализ составляющих его имя слов, обнаруживая в каждом из них видоизмененные формы наиболее популярного буддийского персонажа. В ходе анализа определяется взаимозаменяемость его с другими эпическими персонажами, относящихся к шаманским мифологическим образам. В качестве основного метода исследования использован сравнительно-типологический метод, который позволяет сопоставить варианты эпических произведений, различающихся по месту бытования, выявить общие образы и идеи. Автор впервые системно обращается к проблеме функционирования в бурятском эпосе буддийского персонажа, ранее не подвергавшегося специальному изучению. Также прослежены особенности его функционирования в эпическом тексте бурятской Гэсэриады. Исследование представляет собой часть комплексного исследования буддийских элементов и персонажей в бурятской эпической традиции, в частности, Гэсэриаде.
|