ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Бродский Александр Иосифович
Философия и культура, 2022-8
|
Бродский А.И. - Этика без идеологии или новая теория синдерезиса |
|
c. 48-57
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.8.38651
Аннотация: Статья анализирует проблему соотношения морали и идеологии. Автор считает, что различие морали и идеологии можно провести только на уровне их генеалогии: если идеология является социокультурным продуктом, то мораль коренится в природе человека, в «нравственных интуициях», которые средневековая схоластическая философия называла синдерезисом. В современной этике синдерезис можно отождествить с нейрофизиологическим предпосылками морали. Противники такого подхода утверждают, что, во-первых, он исключает свободу воли, во-вторых, никак не обьясняет содержание моральных ценностей и норм. Автор статьи подвергает критике эти утверждения и предлагает свою оригинальную теорию синдерезиса. В статье проводится аналогия между этикой и интуиционистской математикой, которая рассматривает математический объекты в качестве результатов интеллектуального конструирования, опирающегося на исходные интуиции. Этические объекты также следует рассматривать как конструкции, в основе которых лежат врожденные интуиции. Моральные интуиции не исключает свободы воли, так как они опираются на заложенную в нашу природу рациональность, основным свойством которой является способность принимать решения независимо от внешних стимулов и внутренних состояний. Кроме того, эти интуиции влияют на содержание наших норм, так как являются «операторами» их конструирования и входят в "конечный продукт".
Философия и культура, 2015-12
|
Бродский А.И. - ТРАВМА И КОНСТРУКЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ На материале истории восточноевропейских евреев конца XIX – начала XX века |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.12.15885
Аннотация: Объектом исследования являются процессы формирования национального самосознание. Исследование проводится на материале истории восточноевропейский евреев конца XIX – начала XX века. Исследуется роль психологической травмы в формирования самосознания нации, а также значение таких психологических факторов как отчуждение, вытеснение, сублимация. Особое внимание уделяется процессам ассимиляции и самоизоляции наций в их культурном развитии. В истории еврейской культуры эти процессы обозначаются такими понятиями как "гаскала", "традиционализм", "модернизм", "духовный и политический сионизм". Автор исходит из конструктивистских представлений о формировании наций, которые, по его мнению, могут быть дополнены некоторыми положениями психоанализа. В статье доказывается, что, как в индивидуальном, так и в национальном развитии, полученная на раннем этапе психологическая травма не только формирует различные болезненные симптомы и комплексы, но и является необходимым моментом в становлении самосознания. Национальное сознание реагирует на травмирующие его обстоятельства двояким образом: сначала – самоотрицанием и стремлением присвоить «чужую идентичность», то есть ассимиляцией; затем, когда первое не удается – самоизоляцией и регрессией к своим прошлым состояниям. Но ассимиляторский этап не проходит бесследно, и в последующей самоизоляции культура использует те принципы смыслового конструирования, которые приобрела на стадии самоотрицания. И самоотрицание и самоизоляция являются невротическими реакциями на травмирующие нацию обстоятельства. Но без этих реакций не может быть никакого культурного развития.
|