по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Семенова Анастасия Владимировна
Litera, 2018-3
Семенова А.В. - Внутренняя хронология в поэме М.М. Хераскова "Владимир" c. 194-210

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.3.27392

Аннотация: Предметом исследования является внутренняя хронология в поэме "Владимир". В статье предпринят анализ текста поэмы Хераскова с целью установить, насколько время во «Владимире» соответствует времени историческому. Первый четкий временной ориентир в произведении – появление и гибель варягов-христиан, запись об этом приведена в "Повести временных лет" под в 983 годом, за этим следует выбор вер в 986 году и поход на Херсон, где Владимир принимает крещение в 988 году. В данном временном диапазоне разворачиваются основные события поэмы. В исследовании поэма М.М. Хераскова сопоставлена с известными поэту историческими источниками. Проследив внутреннюю хронологию произведения, прибегая к методу Ю.М. Лотмана, примененному при разборе и комментировании "Евгения Онегина", мы сможем установить, к какому времени автор относит описываемые во "Владимире" события. В настоящем исследовании установлено, что последовательность событий в поэме "Владимир" совпадает со свидетельствами историков. При этом внутреннее время в произведении не соответствует времени историческому. Херасков сглаживает хронологические дыры, характерные для летописей, сжимая повествование. Даже с учетом нескольких пробелов во времени все, что происходит в Киеве с момента начала повествования – 983 года: поход и завоевание Херсона, крещение и брак Владимира, – не растягивается на 5-6 лет, как в источниках.
Филология: научные исследования, 2017-3
Семенова А.В. - Дискредитация язычества в поэме М. М. Хераскова «Владимир» c. 27-40

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.3.23776

Аннотация: Предметом статьи является один из наименее изученных аспектов поэмы М. М. Хераскова «Владимир» – дискредитация язычников. В произведении Херасков уделяет много внимания язычникам, противящимся принятию христианства. Их точка зрения и доводы против новой веры важны в контексте внутренней борьбы Владимира, однако автор дискредитирует язычников, ставя под сомнение их аргументы. Поэт акцентирует отрицательные стороны культа, опираясь в целом на свидетельства историков, однако сгущая краски и домысливая ряд подробностей. С дискредитацией язычества связан фантастический план поэмы: силы добра и зла, посланники небес и ада вмешиваются в дела людей, оказывая поддержку христианам и язычникам соответственно. Язычество во «Владимире» уподобляется поклонению дьяволу, о чем свидетельствует отождествление Перуна с князем мира, а божеств, почитаемых киевлянами до принятия христианства, – с его приспешниками. Сопоставление поэмы Хераскова с историческими источниками позволяет выявить, в каких случаях поэт более или менее вольно интерпретирует исторический материал либо вносит в произведение вымышленные, в том числе фантастические, элементы с целью подчеркнуть приоритет христианства по отношению к язычеству. Новизна исследования заключается в том, что "Владимиру" посвящено мало работ, многие аспекты поэмы остаются неизученными, в том числе дискредитация язычества, о которой идет речь в настоящей статье. Мы пришли к выводу, что вымышленные подробности, частично обоснованные летописными свидетельствами или противоречащие им, накладываются на историческую основу поэмы, создавая эффект призмы, сквозь которую исторические события, в целом изложенные относительно достоверно, предстают в новом свете. Старая вера во «Владимире» дискредитирована, автор не оставляет возможности толковать выбор киевского князя как разрушение исконной культуры и насаждение чуждой, крещение Руси, напротив, спасает народ, оказавшийся на краю гибели.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.