Architecture and design - rubric Philosophy of architecture
по
Architecture and design
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Publication policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Architecture and design" > Rubric "Philosophy of architecture"
Philosophy of architecture
Boltaevskii A.A. - Aspiration for the future: city as the heart of civilization pp. 1-6

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.16961

Abstract: The subject of this research is a city, which has become an integral part of everyday life, but at the same time imposes demands on the environment. Multiple researchers attempt to create a favorable image of cities of the future; however, the main challenge is so that human comfort would not harm the environment. The basic need of a modern man is the pursuit of environmental friendliness, which found reflection in the works of sociologists, philosophers, and urban planners. The concepts of E. Howard remained just a utopia, but city of the future can only be "green”. The article applies the comparative analysis, situational analysis, structuring of new concepts on the basis of the Russian and foreign sources. Urban civilization will continue to be the heart of human life. The smart technologies and interaction with biosphere will become the key components of cities of the future. It implies the use of renewable energy, advancement of public electric transport, creation of cyclist-friendly environment. The South Korea’s smartest city Songdo is chosen as a probable prototype.
Spektor D.M. - Notes on space pp. 1-12

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.3.25180

Abstract: The subject of this research is space in the new meaning acquired in the late XX century, gradually substituting the exclusively occupying philosophy “time”. This process is far from being completed, as this research makes no pretense on the finality of conclusions, first and foremost charting the new approached to understanding, leaning on the philosophy of space, history of its creation, particular organoleptics, bodily allusions and initial differentiation, to which are referred the specificities of the sacred and the secular. Method of research is based on analysis and reconstruction of the concepts of “space”, tracing of its archaic origins and logics of its establishment, which besides the acquisition of depth, juxtaposing the previous dimensions of the “sublime” and “earth” with differentiations of the “capital” and virtual. The scientific novelty lies in revelation of genesis of the spatial categories, particularly the criticism of fairly influential representations concerning the “externalization” and “alienation” of space. Reference to the actual history demonstrate that space begins from the “alienation” of human “essence” from a separate individual-body, its subordination to the logics of the universal being. As the latter releases from metaphysical allusion, it must be considered in own completion, such mechanism that appear on one hand as spatial (combination of the appointed places: temple, palace, square, city), and on the other – space of the machines and mechanisms of modernity and compatibility of the action.
Ivanova A.S. - The phenomenon of virtual reality in architectural environment pp. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.1.27749

Abstract: The subject of this research is the phenomenon of "virtual reality" in architectural environment. The article provides an overview of the emergence of idea of "virtual reality" in science and architecture. The trends of metaphoric definition of the term in various field of humanitarian knowledge are examined. Special attention is given to the theoretical questions of the phenomenon, history of its origin, and consideration of ontological approaches. The author determines the role and correlation of the visual illusions with virtual reality, when the significance of illusory effects comes to the forefront of manifestation of the phenomenon in architecture. Methodology of this study lies in the gradual examination of the questions related to the analysis of historical materials, emergence of the idea of virtual reality, issues of visual perception of the architectural environment and illusory architectural spaces. The main conclusion consists in peculiar understanding of the phenomenon of “virtual reality” in architecture. The author gives definition from the perspective of the theory of architecture; identifies the types of phenomena of illusory nature; as well as substantiates the significance of illusory effects in the context of formation of virtual reality of the architectural environment that can be valuable in theory and practice.
Viazinkin A., Dvukhzhilova I.V. - Conservative approach towards aesthetics of architecture: Roger Scruton's philosophy pp. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2019.2.32686

Abstract: The subject of this research is the conservative approach towards aesthetics of architecture in the philosophy of British thinker, aesthetician and theorist of conservatism Roger Scruton. The cultural situation of postindustrial society – consumerism and commodification of culture – requires new approaches in art history, which are capable of establishing protective trends in the social life. Scruton offers an alternative approach towards art, which represents not so much a return to the traditional values, as revival of cultural situation. Such situation implies the existence of art as a translator of traditional values that strengthen social ties. This article is the first within the Russian scientific literature to examine the aesthetics of Scruton’s architecture in the context of his conservative philosophy, which defines the scientific novelty and outlines new horizons for research in the fields of aesthetics of architecture and philosophy of modern British conservatism. The conclusion is made that Scruton's appeal to the topic of aesthetic experience expands the problematic from pure aesthetics to the unity of ethics, theory of solidarity, and axiology of traditional culture.
Kirichkov I. - The peculiarities of intuitive cognition in architecture pp. 12-22

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.2.24128

Abstract: Architecture remains an insufficiently studied area of human activity, which transformations at times exceed the customary logics. It is assumed that intuitive cognition is capable of propelling the architecture to new heights, but also determine the new vector of human development. The importance of intuitive cognition rapidly increases on the background of the dynamically changing world. This article examines the development trends of contemporary architecture, semantics, relationship with science, limits of application, connection with the unconscious, as well as the means of evolution of the intuitive cognition. The method of this research lies in analysis of the techniques of architectural morphogenesis. Relevance of the topic is defined primarily by the insufficient attention of researchers to the problems of intuitive cognition from the perspective of architecture. Intuition in architectural composition manifests if an architect deviates from the established standards, violates the generally accepted laws, acts contrary to the public opinion, aspires to create something new. Intuitive cognition as the key morphogenic factor can be applies in development of the space-planning solutions of buildings, interior design, establishment of urban environment, beautification of territory, creation of new concept, etc.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Архитектура и дизайн - рубрика Философия архитектуры
по

 

 

Архитектура и дизайн
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Архитектура и дизайн" > Рубрика "Философия архитектуры"
Философия архитектуры
Болтаевский А.А. - Устремленные в будущее: город как основа цивилизации c. 1-6

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.16961

Аннотация: Предметом исследования является город, ставший нетъемлемой частью повседневной жизни человека, но вместе с тем он ставящий серьезные требования к окружающему пространству. Различные исследователи пытаются создать благоприятный образ городов будущего, однако главная сложность состоит в том, чтобы комфорт человека не наносил ущерб природе. Основной потребностью современного человека является стремление к экологичности, что нашло отражение в работах социологов, философов, градостроителей. Концепции Э. Говарда остались лишь утопией, но город будущего может быть только "зеленым". В работе используются сравнительный анализ, ситуационный анализ, построение новых понятий на основе отечественных и зарубежных источников. Городская цивилизация сохранится в будущем в качестве основы жизни человека. Главными компонентами городов будущего станут умные технологии и взаимодействие с биосферой. Предполагается использование альтернативной энергии, развитие общественного электротранспорта, создание режима благоприятствования для велосипедистов. Вероятным прообразом такого города является южнокорейский Сонгдо.
Спектор Д.М. - Заметки о пространстве c. 1-12

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.3.25180

Аннотация: Предметом исследования выступает пространство — в том новом значении, которое оно обретает со второй половины ХХ столетия, постепенно подменяя прежде монопольно занимающее философию «время». Процесс этот далек от завершения, и данное исследование также не претендует на окончательность выводов, прежде всего намечая новые подходы к пониманию, исходя при этом как из философии пространства, так и истории его созидания, в частности его органолептики, телесных аллюзий и исходных дифференциаций, к числу которых отнесены в частности специфики сакрального и профанного. Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «пространство», прослеживанием его архаических истоков и логики его становления, включающей помимо прочего обретение им глубины, сополагающей прежние измерения «возвышенного» и «земного» с дифференциациями «капитального» и виртуального. Научная новизна исследования заключается в раскрытии генезиса пространственных категорий, в частности, в критике бытующих и весьма влиятельных представлений, затрагивающих «овнешнение» и «отчуждение» пространства. Обращение к реальной истории показывает, что пространство начинается с «отчуждения» человеческой «сущности» от отдельного обособленного индивида-тела, его подчинении логике общего бытия (бытию-общности). Поскольку последнее освобождается от метафизических аллюзий, оно должно быть взято в собственной обустроенности, том механизме, который предстает с одной стороны пространственным (совокупностью так-устроенных-мест: храма, дворца, площади, города), с другой, пространством машин и механизмов совместности и совместимости действия.
Иванова А.С. - Феномен виртуальной реальности в архитектурной среде c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.1.27749

Аннотация: Предметом исследования является феномен «виртуальной реальности» в архитектурной среде. В статье представлен обзор возникновения идеи «виртуальной реальности» в науке и архитектуре. Подробно рассмотрены тенденции метафорического определения термина в различных областях гуманитарного знания. Особое внимание уделяется теоретическим вопросам феномена, истории его возникновения, изучения онтологических подходов. Определена роль и взаимодействие визуальных иллюзий с виртуальной реальностью, где значимость иллюзорных эффектов выходит на первый план рассмотрения проявления феномена в архитектуре. Методология исследования заключается в последовательном рассмотрении вопросов анализа исторических материалов, возникновения идеи виртуальной реальности, проблем визуального восприятия архитектурной среды и иллюзорных архитектурных пространств. Основными выводами исследования являются особенности понимания феномена "виртуальной реальности" в архитектуре. Дается определение с точки зрения теории архитектуры, определяются типы явлений иллюзорного характера. Приводятся обоснования значимости иллюзорных эффектов в формировании виртуальной реальности архитектурной среды, которые могут быть полезны в теории и практике.
Вязинкин А.Ю., Двухжилова И.В. - Консервативный подход к эстетике архитектуры: философия Роджера Скрутона c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2019.2.32686

Аннотация: Предметом исследования является консервативный подход к эстетике архитектуры в философии британского мыслителя, эстетика и теоретика консерватизма Роджера Скрутона. Культурная ситуация постиндустриального общества - консюмеризм, коммодификация культуры - требует новых подходов в искусствоведении, способных утвердить в социальной жизни охранительные тенденции. Скрутон предлагает альтернативный подход к искусству, представляющий собой не столько возврат к традиционным ценностям, сколько обновление культурной ситуации. Такая ситуация подразумевает существование искусства как транслятора традиционных ценностей, укрепляющих социальные связи. Методология исследования обусловлена его междисциплинарной спецификой и включает в себя характерные подходы и методы культурологии, искусствоведения, а также метод соотношения исторического и логического. Данная статья - первое в отечественной научной литературе изучение эстетики архитектуры Скрутона в контексте его консервативной философии, что и представляет новизну научной работы, и определяет новые горизонты исследований, как в области эстетики архитектуры, так и в области философии современного британского консерватизма. Исследователи приходя к выводу о том, что обращение Скрутона к теме эстетического опыта расширяет проблематику вопроса от сугубой эстетики - к единству этики, теории солидарности, аксиологии традиционной культуры.
Киричков И.В. - Особенности интуитивного познания в архитектуре c. 12-22

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.2.24128

Аннотация: Архитектура по-прежнему остается малоизученной областью человеческой деятельности, трансформации которой подчас выходят за грани привычной логики. Предполагается, что интуитивное познание способно не только вывести архитектуру на качественно новый уровень, но и определить новый вектор человеческого развития. Значимость интуитивного познания стремительно возрастает в наши дни на фоне динамично меняющегося мира. В данной статье рассмотрены тенденции развития современной архитектуры, семантика, взаимоотношения с наукой, границы применения, связь с бессознательным, а также способы развития интуитивного познания. Методом данного исследования является анализ различных техник архитектурного формообразования. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, недостаточным вниманием со стороны исследователей к проблемам интуитивного познания с точки зрения архитектуры. Интуиция в архитектурном произведении проявляется в том случае, когда архитектор отходит от заученных правил, нарушает общепринятые законы, действует вопреки общественному мнению, стремится к созданию нового. Интуитивное познание в качестве основного формообразующего фактора может быть применено в разработке объемно-планировочных решений зданий, дизайне интерьеров, формировании городской среды, благоустройстве территории, создании новых концепций и т. д.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"