Архитектура и дизайн - рубрика Философия архитектуры
по

 

 

Архитектура и дизайн
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Архитектура и дизайн" > Рубрика "Философия архитектуры"
Философия архитектуры
Болтаевский А.А. - Устремленные в будущее: город как основа цивилизации c. 1-6

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.16961

Аннотация: Предметом исследования является город, ставший нетъемлемой частью повседневной жизни человека, но вместе с тем он ставящий серьезные требования к окружающему пространству. Различные исследователи пытаются создать благоприятный образ городов будущего, однако главная сложность состоит в том, чтобы комфорт человека не наносил ущерб природе. Основной потребностью современного человека является стремление к экологичности, что нашло отражение в работах социологов, философов, градостроителей. Концепции Э. Говарда остались лишь утопией, но город будущего может быть только "зеленым". В работе используются сравнительный анализ, ситуационный анализ, построение новых понятий на основе отечественных и зарубежных источников. Городская цивилизация сохранится в будущем в качестве основы жизни человека. Главными компонентами городов будущего станут умные технологии и взаимодействие с биосферой. Предполагается использование альтернативной энергии, развитие общественного электротранспорта, создание режима благоприятствования для велосипедистов. Вероятным прообразом такого города является южнокорейский Сонгдо.
Спектор Д.М. - Заметки о пространстве c. 1-12

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.3.25180

Аннотация: Предметом исследования выступает пространство — в том новом значении, которое оно обретает со второй половины ХХ столетия, постепенно подменяя прежде монопольно занимающее философию «время». Процесс этот далек от завершения, и данное исследование также не претендует на окончательность выводов, прежде всего намечая новые подходы к пониманию, исходя при этом как из философии пространства, так и истории его созидания, в частности его органолептики, телесных аллюзий и исходных дифференциаций, к числу которых отнесены в частности специфики сакрального и профанного. Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «пространство», прослеживанием его архаических истоков и логики его становления, включающей помимо прочего обретение им глубины, сополагающей прежние измерения «возвышенного» и «земного» с дифференциациями «капитального» и виртуального. Научная новизна исследования заключается в раскрытии генезиса пространственных категорий, в частности, в критике бытующих и весьма влиятельных представлений, затрагивающих «овнешнение» и «отчуждение» пространства. Обращение к реальной истории показывает, что пространство начинается с «отчуждения» человеческой «сущности» от отдельного обособленного индивида-тела, его подчинении логике общего бытия (бытию-общности). Поскольку последнее освобождается от метафизических аллюзий, оно должно быть взято в собственной обустроенности, том механизме, который предстает с одной стороны пространственным (совокупностью так-устроенных-мест: храма, дворца, площади, города), с другой, пространством машин и механизмов совместности и совместимости действия.
Иванова А.С. - Феномен виртуальной реальности в архитектурной среде c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.1.27749

Аннотация: Предметом исследования является феномен «виртуальной реальности» в архитектурной среде. В статье представлен обзор возникновения идеи «виртуальной реальности» в науке и архитектуре. Подробно рассмотрены тенденции метафорического определения термина в различных областях гуманитарного знания. Особое внимание уделяется теоретическим вопросам феномена, истории его возникновения, изучения онтологических подходов. Определена роль и взаимодействие визуальных иллюзий с виртуальной реальностью, где значимость иллюзорных эффектов выходит на первый план рассмотрения проявления феномена в архитектуре. Методология исследования заключается в последовательном рассмотрении вопросов анализа исторических материалов, возникновения идеи виртуальной реальности, проблем визуального восприятия архитектурной среды и иллюзорных архитектурных пространств. Основными выводами исследования являются особенности понимания феномена "виртуальной реальности" в архитектуре. Дается определение с точки зрения теории архитектуры, определяются типы явлений иллюзорного характера. Приводятся обоснования значимости иллюзорных эффектов в формировании виртуальной реальности архитектурной среды, которые могут быть полезны в теории и практике.
Вязинкин А.Ю., Двухжилова И.В. - Консервативный подход к эстетике архитектуры: философия Роджера Скрутона c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2019.2.32686

Аннотация: Предметом исследования является консервативный подход к эстетике архитектуры в философии британского мыслителя, эстетика и теоретика консерватизма Роджера Скрутона. Культурная ситуация постиндустриального общества - консюмеризм, коммодификация культуры - требует новых подходов в искусствоведении, способных утвердить в социальной жизни охранительные тенденции. Скрутон предлагает альтернативный подход к искусству, представляющий собой не столько возврат к традиционным ценностям, сколько обновление культурной ситуации. Такая ситуация подразумевает существование искусства как транслятора традиционных ценностей, укрепляющих социальные связи. Методология исследования обусловлена его междисциплинарной спецификой и включает в себя характерные подходы и методы культурологии, искусствоведения, а также метод соотношения исторического и логического. Данная статья - первое в отечественной научной литературе изучение эстетики архитектуры Скрутона в контексте его консервативной философии, что и представляет новизну научной работы, и определяет новые горизонты исследований, как в области эстетики архитектуры, так и в области философии современного британского консерватизма. Исследователи приходя к выводу о том, что обращение Скрутона к теме эстетического опыта расширяет проблематику вопроса от сугубой эстетики - к единству этики, теории солидарности, аксиологии традиционной культуры.
Киричков И.В. - Особенности интуитивного познания в архитектуре c. 12-22

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.2.24128

Аннотация: Архитектура по-прежнему остается малоизученной областью человеческой деятельности, трансформации которой подчас выходят за грани привычной логики. Предполагается, что интуитивное познание способно не только вывести архитектуру на качественно новый уровень, но и определить новый вектор человеческого развития. Значимость интуитивного познания стремительно возрастает в наши дни на фоне динамично меняющегося мира. В данной статье рассмотрены тенденции развития современной архитектуры, семантика, взаимоотношения с наукой, границы применения, связь с бессознательным, а также способы развития интуитивного познания. Методом данного исследования является анализ различных техник архитектурного формообразования. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, недостаточным вниманием со стороны исследователей к проблемам интуитивного познания с точки зрения архитектуры. Интуиция в архитектурном произведении проявляется в том случае, когда архитектор отходит от заученных правил, нарушает общепринятые законы, действует вопреки общественному мнению, стремится к созданию нового. Интуитивное познание в качестве основного формообразующего фактора может быть применено в разработке объемно-планировочных решений зданий, дизайне интерьеров, формировании городской среды, благоустройстве территории, создании новых концепций и т. д.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"