Статья 'Международно-правовые основы обеспечения информационной безопасности: проблемы и приоритеты' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право
Правильная ссылка на статью:

Международно-правовые основы обеспечения информационной безопасности: проблемы и приоритеты

Дубень Андрей Кириллович

научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

119019, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Duben Andrei Kirillovich

Scientific Associate, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; Assistant, Department of Civil and Administrative Proceedings, Russian State University of Justice

119019, Russia, Moscow region, Moscow, Znamenka str., 10

k.duben@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2644-5514.2022.1.37654

Дата направления статьи в редакцию:

06-03-2022


Дата публикации:

13-03-2022


Аннотация: В данной статье рассматривается международно-правовой аспект и сравнительная характеристика развития обеспечения информационной безопасности в России и странах мира. Раскрываются определение, формы, виды и характеристика различных сторон и аспектов информационной безопасности информационных систем. Предмет, объект и концептуальные возможности обеспечения информационной безопасности. Статья посвящена правовой регламентации обеспечения информационной безопасности при международном сотрудничестве. Проведен подробный анализ международных нормативно-правовых актов, закрепляющих основы обеспечения информационной безопасности. Рассматриваются основные направления развития российского и зарубежного законодательств в сфере информационной безопасности и роль международных органов в обеспечении информационной безопасности. Автор делает вывод, что вопрос совершенствования правового обеспечения информационной безопасности в области международного сотрудничества свидетельствует отчетливо наметившееся активизация сотрудничества государства в рамках региональных объединений в сфере обеспечения информационной безопасности, а также заключение ряда международных соглашений и принятие совместных заявлений в названной области. В соответствии с действующим законодательством, в статье определяются уровень, и степень защиты информации. Акцент делается на последние изменения в законодательстве об информации, информационных технологиях как совокупности мер, способствующих предотвращению несанкционированного использования, злоупотребления, изменения информации, фактов, данных в историко-правовом аспекте обеспечения информационной безопасности информационных систем.


Ключевые слова:

информационная безопасность, правовое обеспечение, международная безопасность, цифровая среда, инновации, историко-правовой аспект, международные организации, региональное сотрудничество, информационные технологии, цифровая трансформация

Abstract: This article examines the international legal aspect and comparative characteristics of the development of information security in Russia and the countries of the world. The definition, forms, types and characteristics of various aspects and aspects of information security of information systems are revealed. Subject, object and conceptual possibilities of information security. The article is devoted to the legal regulation of information security in international cooperation. A detailed analysis of international regulatory legal acts that consolidate the foundations of information security has been carried out. The main directions of development of Russian and foreign legislation in the field of information security and the role of international bodies in ensuring information security are considered. The author concludes that the issue of improving the legal provision of information security in the field of international cooperation is clearly evidenced by the intensification of state cooperation within the framework of regional associations in the field of information security, as well as the conclusion of a number of international agreements and the adoption of joint statements in this area. In accordance with the current legislation, the article defines the level and degree of information protection. The emphasis is on the latest changes in legislation on information, information technologies as a set of measures to prevent unauthorized use, abuse, changes in information, facts, data in the historical and legal aspect of ensuring information security of information systems.


Keywords:

information security, legal support, international security, digital environment, innovations, historical and legal aspect, international organizations, regional cooperation, information technology, digital transformation

Появление новых информационно-коммуникационных технологий и развитие цифровой среды и инноваций в информационном пространстве общества позволяют свидетельствовать о повышении устойчивости системы международных отношений, опирающейся как на международное и информационное право, так и на всеобщие принципы правового регулирования, которые направлены на совместные решения глобальных и региональных проблем, где центральную и координирующую роль занимает Организация Объединенных Наций (далее – ООН). В Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (далее – Основы, МИБ, соответственно) впервые указывается на необходимость учета национальных интересов Российской Федерации при реализации в рамках государственной политики совокупности скоординированных мер, направленных на формирование системы обеспечения международной информационной безопасности.

Актуальность исследования подтверждается также тем обстоятельством, что влияние цифровой трансформации и динамичное развитие информационно-телекоммуникационных технологий свидетельствуют об усилении роли и значения информационной безопасности в системе национальной безопасности. В соответствии с нормативными правовыми актами, которые определяют национальные интересы и соответствующие стратегические национальные приоритеты государства, установлено, что вопросам информационной безопасности уделено особое внимание.

Как отмечает Т.А. Полякова, информационная безопасность, являющаяся одной из ключевых составляющих национальной безопасности, представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему, имеющую закономерные связи между ее элементами, процессами организации и самоорганизации, принципами функционирования и развития. В этой связи, Доктрина информационной безопасности (2016 г.) в современных условиях требует преобразования отдельных правовых норм с учетом конституционно-правовых новелл и новых научно-правовых осмыслений с выработанными подходами к решению приоритетных целей и задач [1, c. 49]. Таким образом, необходимость совершенствования правового обеспечения информационной безопасности, в том числе и в области международного сотрудничества, не вызывает сомнений.

Следует особо отметить, что п. 56 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее – Стратегия) в качестве целей обеспечения национальной безопасности определяет, укрепление сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнерами в области обеспечения информационной безопасности. В п. 26 Стратегии, информационная безопасность, наряду с обороной страны отмечена в качестве национальных приоритетов, на которых должны быть сконцентрированы усилия по обеспечению и защите национальных интересов Российской Федерации [2]. В этой связи, в Стратегии особо подчеркиваются угрозы со стороны других государств, в т.ч. активизацией деятельности специальных служб иностранных государств по проведению разведывательных и иных операций в российском информационном пространстве. Данное обстоятельство также обусловливает необходимость совершенствования правового обеспечения национальной безопасности при осуществлении международного сотрудничества. Между тем, п. 11 Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности определяет, что в качестве одного из основных направлений реализации государственной политики в области МИБ является создание условий для принятия государствами – членами ООН Конвенции об обеспечении МИБ [3]. Считаем, что реализация данной инициативы представляется невозможной без совершенствования правового обеспечения информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества. Отсюда следует, что правовое обеспечение информационной безопасности, в том числе и при осуществлении международного сотрудничества, на современном этапе представляется крайне важной задачей для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Как справедливо отмечают, Е.И. Нархова и О.С.Лобанова, главной целью политики России в области МИБ является содействие установлению международного правового режима, при котором создаются условия для предотвращения межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве. Для достижения этой цели необходимо решение задач по развитию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам формирования глобальной системы информационной безопасности [4, c. 77].

Актуальность вопросов обеспечения информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества подтверждается тем обстоятельством, что в 2021 году на площадке ООН начала свою деятельность рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 гг., учрежденная по российской инициативе на пятилетний срок. На направлении борьбы с использованием ИКТ в преступных целях настоящим прорывом стал запуск по инициативе России абсолютно нового глобального переговорного трека – Специального комитета, задачей которого является разработка всеобъемлющей международной конвенции по борьбе с информационной преступностью. Считаем, что принятие данного нормативно-правового акта является весьма актуальным в современном международном и информационном праве, поскольку в условиях неуклонного роста ИКТ-преступности, которая, в свою очередь, угрожает безопасности государства, имеет особое значение в свете новых вызовов и угроз в национальной безопасности государства. Таким образом, не вызывает сомнений необходимость совершенствования правового обеспечения информационной безопасности как на международном, так и на национальных уровнях, в том числе и в области международного сотрудничества между государствами.

Стоит отметить, что основным внешнеполитическим приоритетом Российской Федерации в области международной информационной безопасности остается формирование глобальной системы МИБ, основанной на принципах предотвращения конфликтов в информационном пространстве и поощрения использования ИКТ в мирных целях [5, c.5].

Вопросы правового обеспечения международной информационной безопасности представляются актуальными также в свете неурегулированности на международном уровне вопросов применимости международного права к отношениям в области ИКТ.

Как справедливо отвечает Ю.А. Яносокирский несмотря на продолжительные многолетние дискуссии, международное сообщество не выработало единых правил по определению базовых категорий применимости международного права к ИКТ-среде [6, c.13]. В данном контексте как никогда возрастает значимость обеспечения международного сотрудничества между государствами при осуществлении информационного взаимодействия. Российская Федерация последовательно выступает инициатором объединения международного сообщества для совместного поиска путей и способов в сфере использования ИКТ и самих ИКТ путем выработки на международной основе правил, норм и принципов ответственного поведения государств, мер укрепления доверия и повышения предсказуемости киберсреды. На сегодняшний день, работа в данном направлении продолжается, как неоднократно отмечал Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров: «задачи по вопросам международной информационной безопасности выходят на передний план межгосударственной повестки дня, сформирована общая позиция, что Российская Федерация в данном вопросе является сторонником консолидации усилий в интересах эффективного решения вопросов по данной теме» [7]. Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день, от Российской Федерации выступает ряд инициатив по вопросам правового регулирования международной информационной безопасности, так одной из последних инициатив является создание универсального международного кодекса поведения в киберсфере.

Актуальность исследования также подтверждается тем обстоятельством, что в последнее время информационное пространство превращается в театр военных действий. С.К. Шойгу в этой связи в ходе правительственного часа в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по состоянию и направлениям развития Вооруженных Сил Российской Федерации 25 марта 2020 г., отметил, что «информационное пространство сегодня стало ещё одним театром военных действий. За последние три года на информационную инфраструктуру Вооружённых Сил было совершено более 25 тысяч высокотехнологичных компьютерных атак из-за рубежа. При этом ежегодно их количество увеличивается в среднем на 12%» [8]. Таким образом, особую актуальность как в теоретическом, так и в практическом отношении являются вопросы правового обеспечения информационной безопасности в области обороны страны. В п. 11 Военной доктрины Российской Федерации отмечено, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство Российской Федерации.

В этой связи следует отметить возросший интерес международного сообщества к вопросам невооруженного вмешательства во внутренние дела других государств с использованием информационно-коммуникационных технологий. Так, в научном сообществе предлагается этот вопрос включить в повестку дня международных форматов, рассматривающих вопросы международной информационной безопасности (ООН, ОБСЕ, АРФ и др.), что говорит о необходимости совершенствования правового регулирования информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества.

В качестве положительного момента реализации российских инициатив в области информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества в параметрах ООН следует отметить то обстоятельство, что в 2018 г. по инициативе российской стороны был запущен принципиально новый формат по обеспечению МИБ – Рабочая группа ООН открытого состава по продвижению ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности, участие в которой принимают все 193 государства – члена ООН.

Актуальность исследования подтверждается также и тем обстоятельством в связи со спецификой информационно-коммуникационной сферы как объекта регулирования существующие нормы международного права не могут применяться в ней путем простой экстраполяции. В этой связи, представляется необходимым адаптация действующих международно-правовых норм, которые позволят выработать новые конкретные нормы и механизмы международно-правового регулирования сферы использования ИКТ. С этих позиций на международных площадках, прежде всего в ООН, выступает Российская Федерация. Следовательно, одной из основных задач является выработка глобального и универсального нормативно-правового акта в сфере использования ИКТ по аналогии с подобными договоренностями в области ограничения вооружений, нераспространения ядерного оружия [9, c. 15]. Следовательно, на наш взгляд, требуется дальнейшая нормотворческая работа, согласование государств по основным направлениям в сфере ИКТ, включая подписание многосторонних соглашений и двусторонних договоров, с последующим появлением соответствующих механизмов в целях создания информационного мира и недопущения конфликтов в сфере ИКТ.

Для реализации этих задач Российская Федерация в рамках системы ООН настаивает на принятии ряда скоординированных мер, к числу которых, в частности, относится обеспечение на основе норм международного права стабильного и безопасного функционирования информационно-телекоммуникационной сети Интернет; сохранение суверенного права государств регулировать национальный сегмент информационно-телекоммуникационной сети Интернет; повышение уровня координации международных, региональных и национальных усилий в области управления информационно-телекоммуникационной сети Интернет; разработка на межгосударственном уровне глобальной политики в области управления информационно-телекоммуникационными сетями. Мы считаем, что реализация названных инициатив невозможна без совершенствования правового обеспечения информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества.

Стоит особо отметить, что парадигма межгосударственных конфликтов за последние годы качественно изменилась. Стираются границы между конфронтацией и соперничеством. Информационная среда наравне с сухопутным, воздушным, морским и космическим пространством превращается в полноценный театр военно-политического противостояния.

Вместе с тем, одним из принципов Концепции Конвенции международной информационной безопасности, предложенной к обсуждению мировому сообществу Российской Федерацией, является неотъемлемое право каждого государства-участника размещать свои силы и средства обеспечения информационной безопасности, на территории другого государства в соответствии с соглашением, выработанным ими на добровольной основе в ходе переговоров, а также в соответствии с международным правом [10, c. 316]. В этой связи возрастает актуальность вопросов правового обеспечения информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества. В то же время достижение цели обеспечения информационной безопасности невозможно без обязательного участия России в процессе решения задач по информационной безопасности во всех возможных форматах: двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном [11, c. 25].

К примеру, 30 ноября 2017 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности [12], 16 июня 2009 г. – Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения МИБ [13]; 17 ноября 2020 г. принята Московская декларация XII саммита БРИКС по безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий [14]; 18 декабря 2020 г. принято Совместное заявление глав государств – участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области обеспечения МИБ [15]. В качестве приоритетного направления на заседании Совета Безопасности 26 марта 2021 г. Президентом Российской Федерации обозначен диалог с партнерами по ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС в целях продвижения и реализации российских инициатив [16, c. 56]. Новый импульс получило сотрудничество с государствами – членами АСЕАН в рамках диалога Россия АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности информационно-коммуникационных технологий, концепция которого одобрена 26 января 2021 г. Совещанием старших должностных лиц России и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на уровне заместителей министров иностранных дел. В практику взаимодействия России и ее партнеров давно вошли двусторонние межведомственные консультации, результатом которых стало подписание межправительственных соглашений о сотрудничестве в области обеспечения МИБ с Бразилией, Беларусью, Кубой, Китаем, Индией, ЮАР, Вьетнамом, Туркменистаном, Ираном и Киргизией. Из этого следует, что международное сотрудничество Российской Федерации в сфере информационной безопасности свидетельствует об актуальности вопросов совершенствования правового обеспечения информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества.

Таким образом, действующие межгосударственные соглашения в сфере международной информационной безопасности позволили установить проблемно-целевые подходы к выявлению угроз со стороны других государств. Актуальность вопроса совершенствования правового обеспечения информационной безопасности в области международного сотрудничества свидетельствует отчетливо наметившееся активизация сотрудничества Российской Федерации в рамках региональных объединений в сфере обеспечения информационной безопасности, а также заключение ряда международных соглашений и принятие совместных заявлений в названной области.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Международно-правовые основы обеспечения информационной безопасности: проблемы и приоритеты».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам международно-правовых основ обеспечения информационной безопасности. Автором обозначены актуальность решения конкретных задач в сфере международно-правового регулирования отношений по поводу информационной безопасности, выявлены приоритетные сферы регулирования. В качестве предмета исследования выступили нормы отечественного законодательства, положения международно-правовых актов, мнения ученых.

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о проблемах и приоритетах международно-правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из доктринальной литературы.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, норм международно-правовых актов). Например, следующий вывод автора: «В практику взаимодействия России и ее партнеров давно вошли двусторонние межведомственные консультации, результатом которых стало подписание межправительственных соглашений о сотрудничестве в области обеспечения МИБ с Бразилией, Беларусью, Кубой, Китаем, Индией, ЮАР, Вьетнамом, Туркменистаном, Ираном и Киргизией. Из этого следует, что международное сотрудничество Российской Федерации в сфере информационной безопасности свидетельствует об актуальности вопросов совершенствования правового обеспечения информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества».
Также автором активно использована доктринальная литература и материалы работы международных органов, а равно мнения политиков и специалистов разных стран. Так, это позволило сделать следующий вывод: «В этой связи следует отметить возросший интерес международного сообщества к вопросам невооруженного вмешательства во внутренние дела других государств с использованием информационно-коммуникационных технологий. Так, в научном сообществе предлагается этот вопрос включить в повестку дня международных форматов, рассматривающих вопросы международной информационной безопасности (ООН, ОБСЕ, АРФ и др.), что говорит о необходимости совершенствования правового регулирования информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. Автор прав в том, что «Актуальность исследования подтверждается также тем обстоятельством, что влияние цифровой трансформации и динамичное развитие информационно-телекоммуникационных технологий свидетельствуют об усилении роли и значения информационной безопасности в системе национальной безопасности. В соответствии с нормативными правовыми актами, которые определяют национальные интересы и соответствующие стратегические национальные приоритеты государства, установлено, что вопросам информационной безопасности уделено особое внимание».
Представляется, что научно обоснованные рекомендации в предложенной сфере помогут совершенствовать практику работу в сфере международного сотрудничества по вопросам информационной безопасности.
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«действующие межгосударственные соглашения в сфере международной информационной безопасности позволили установить проблемно-целевые подходы к выявлению угроз со стороны других государств. Актуальность вопроса совершенствования правового обеспечения информационной безопасности в области международного сотрудничества свидетельствует отчетливо наметившееся активизация сотрудничества Российской Федерации в рамках региональных объединений в сфере обеспечения информационной безопасности, а также заключение ряда международных соглашений и принятие совместных заявлений в названной области».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены идеи по совершенствованию международной практики сотрудничества в сфере информационной безопасности. В частности,
«Для реализации этих задач Российская Федерация в рамках системы ООН настаивает на принятии ряда скоординированных мер, к числу которых, в частности, относится обеспечение на основе норм международного права стабильного и безопасного функционирования информационно-телекоммуникационной сети Интернет; сохранение суверенного права государств регулировать национальный сегмент информационно-телекоммуникационной сети Интернет; повышение уровня координации международных, региональных и национальных усилий в области управления информационно-телекоммуникационной сети Интернет; разработка на межгосударственном уровне глобальной политики в области управления информационно-телекоммуникационными сетями. Мы считаем, что реализация названных инициатив невозможна без совершенствования правового обеспечения информационной безопасности при осуществлении международного сотрудничества».
Приведенный вывод может быть актуален и полезен для правотворческой деятельности.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Международное право», так как она посвящена вопросам международно-правового регулирования и международного сотрудничества.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Полякова Т.А., Нархова Е.И., Лобанова О.С., Крутских А.В., Ясносокирский Ю.А., и другие). Многие из цитируемых ученых являются признанными учеными в области международного права. Хотело бы отметить использование автором большого количества материалов международной практики, что позволило придать исследованию правоприменительную направленность.
Странно, что автором не использованы труды зарубежных ученых на иностранных языках, что, как представляется, важно в целях достижения цели исследования. Рекомендуется в дальнейших научных изысканиях автора устранить этот недостаток. Учитывая, что в рецензируемой статье целью было выявить проблемы и перспективные направления развития, то можно допустить не использование иностранных работ именно в данной работе.
Таким образом, в целом (за одним недостатком, указанном выше) труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к вопросам совершенствования международно-правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.