Статья 'Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации

Тепляшин Иван Владимирович

кандидат юридических наук

доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического института, Красноярский государственный аграрный университет

660049, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 90

Teplyashin Ivan Vladimirovich

PhD in Law

Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law of Krasnoyarsk State Agricultural University

660049, Russia, g. Krasnoyarsk, pr. Mira, 90

ivt-sl@yandex.ru
Богатова Евгения Владимировна

старший преподаватель, кафедра теории и истории государства и права юридического института, Красноярский государственный аграрный университет

660049, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 90

Bogatova Evgeniya Vladimirovna

Senior Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law of Krasnoyarsk State Agricultural University

660049, Russia, g. Krasnoyarsk, pr. Mira, 90

bogatova.ev@mail.ru

DOI:

10.7256/2453-8809.2019.3.32478

Дата направления статьи в редакцию:

26-03-2020


Дата публикации:

03-04-2020


Аннотация: В статье рассматриваются правовые основы инноваций в аграрном секторе современной России, дается авторское определение аграрной правовой политики, устанавливающее статические характеристики данного вида политики и динамическое содержание деятельности государства в аграрной сфере. Авторы статьи предлагают установить ключевые параметры правовой инновации как определенной системы правовых средств и законодательных решений, призванных усилить правовое регулирование в социально-экономической, политической, управленческой и иных сферах государственно-правового развития. Также подчеркивается содержание правовой инновации в агропромышленном комплексе (АПК) России, которая обусловлена научно-техническими, географическими, биологическими особенностями развития территории, изменениями сельскохозяйственного товарооборота и основана на решениях преимущественно представительных органов власти. В процессе работы над статьей авторами были использованы формально-юридический, абстрактно-логический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования. Исходя из особенностей правового регулирования в сфере сельскохозяйственных отношений, особенностей реализации продовольственной безопасности в современной России осуществляется классификация правовых инноваций в агропромышленном секторе экономики. Приводятся обоснования развития аграрного сектора экономики с учетом технических нововведений, системных технологических преобразований и реализации интересов отечественных сельхозпроизводителей. Предложения, направленные на претворение правовых инноваций в АПК, основываются на стратегии автономного и самодостаточного развития российского агропромышленного комплекса и рынка сельского хозяйства.


Ключевые слова:

правовые инновации, право, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, законодательство, план, стандарт, экология, аграрная политика

Abstract: The article considers the legal grounds of innovations in the agricultural sector of modern  Russia; the authors formulate a definition of agricultural policy which establishes static characteristics of this kind of policy, and the dynamic content of the state’s activity in the agricultural field. The authors suggest establishing the key parameters of a legal innovation as a definite system of legal means and legislative solutions meant to strengthen legal regulation in the socio-economic, political, administrative and other fields of state-legal development. The authors also emphasize the content of a legal innovation of the agricultural sector of Russia which is determined by scientific and technological, geographical and biological peculiarities of spatial development and the changes of agricultural turnover, and is based on the decisions of representative authorities mainly. The authors use the formal-legal, abstract-logical, historical-legal, and comparative-legal research methods. On the basis of the peculiarities of legal regulation in the agricultural field and the peculiarities of implementation of food safety policy in modern Russia, the authors classify legal innovations in the agro-industrial sector. The article substantiates the development of the agricultural sector with account for technical innovations, system technical transformations and consideration for the interests of Russian agricultural producers. The proposals aimed at the implementation of legal innovations in the agro-industrial sector are based on the strategy of autonomous and sustainable development of Russia’s agro-industrial complex and agricultural market.   


Keywords:

legal innovations, law, agro-industrial complex, food security, agriculture, legislation, plan, standard, ecology, agricultural policy

В российском законодательстве осуществляются общие, дополнительные, специальные, корректирующие формы деятельности, направленные гарантирование прав и интересов отечественного товаропроизводителя. Подобная работы может быть успешной только при формировании прогрессивной модели аграрной правовой политики, функциональная составляющая которой нормирована в российском законодательстве (Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.1). Ст. 27). При этом под аграрной правовой политикой следует понимать систему взаимосвязанных принципов, условий, форм государственной деятельности, обусловленных состоянием природных ресурсов, производственных фондов и рынком реализации сельскохозяйственной продукции и направленной на формирование текущего устойчивого положения и перспективного развития агропромышленного комплекса России.

Для содержательного развития сельского хозяйства важно использовать правовые инновации. Под инновацией целесообразно понимать реализуемый в употреблении новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга, решение) или процесс, а также новый организационный метод в деловой, хозяйственной, производственной практике.

Как известно, правовое регулирование АПК требует постоянного развития законодательной и информационной правовой политики, анализа и учета общественных потребностей и научно-технических новшеств [1, с. 43-44; 2, с. 6-8]. В силу этого правовая инновация в АПК России это специальное правовое средство, как правило, система юридических мер и перспективных законодательных решений, направленных на укрепление и развитие позиций аграрного сектора экономики современной России с учетом современных реалий, состояния производственных фондов и развития научных исследований.

При оценке потенциала национального АПК с уверенностью можно утверждать, что по основным типам ресурсов, необходимых для сельскохозяйственной деятельности, государство в наиболее полном объеме самодостаточно. Уже сегодня успешно реализуется цель обеспечения продовольственной независимости и продовольственной безопасности России с учетом экономической и территориальной доступности продукции АПК. При этом индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2025 году должен составить 116,3% по отношению к уровню 2017 года. По результатам 2018 года указанные показатели в части развития отраслей АПК России в целом выполнены (Распоряжение Правительства РФ от 22 июня 2019 года № 1352-р «Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // СЗ РФ. 2019. № 26. Ст. 3495).

При этом практика хозяйствования обнаружила наиболее уязвимые места в национальном секторе экономики, которые касаются экономической независимости и суверенитета государства [3, с. 113-114]. Это недостаточная эффективность государственного управления в сфере АПК, отсутствие прозрачных плановых показателей востребованности сельхозпродукции на российском рынке и пр.

Обратимся к классификации инноваций в АПК современной России. По сфере реализации можно назвать правовые, экономические, административно-управленческие инновации.

К правовым новеллам, оказывающим влияние на приоритетные направления государственной аграрной политики, можно отнести следующие: введение законодательного алгоритма производственного экологического контроля [4, с. 51-52]; принятие программ промышленной безопасности на сельхозпредприятиях [5, с. 8-10]; использование правового упорядочивания деятельности сельхозтоваропроизводителей в формате опережающих территорий и др.

В качестве экономических новшеств можно обозначить внедрение инновационно-инвестиционного подхода к формированию государственных программ, направленных на развитие аграрного сектора экономики [6, с. 7-8]; введение и использование показателей расчета объема и индекса производства продукции сельского хозяйства и пр.

Административно-управленческие инновации связаны с системой управленческих отношений. В качестве примеров можно назвать: создание в 2018 году Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ; формирование поручений Минсельхозу России по итогам обсуждения в Государственной Думе РФ отчета Правительства РФ о результатах работы в соответствующий календарный год.

Можно обратить внимание на такой критерий как содержание инноваций: это базовые и дополняющие новшества. В числе первых это, например, введение правовых основ контрсанкций в отношении европейских государств в агргопромышленном секторе, либо создание корпоративной модели тесного взаимодействия стран БРИКС и ШОС как альтернативе ВТО, которая, по мнению некоторых специалистов, достигла апогея своего развития [7, с. 337; 8, с. 119-120]. К вспомогательным можно отнести правовое сопровождение разработки технологий возделывания сельскохозяйственных культур [9, с. 128].

Кроме того, инновации по уровню их реализации могут быть федеральными и региональными. По характеру: качественные, например, введение новых форм производства с целью ограничения негативного воздействия на окружающую среду [10, с. 164-165] и количественные (бюджетные, инвестиционные, государственные субсидии). В зависимости от времени реализации: текущие и перспективные. Например, к перспективным можно отнести решение Министерства сельского хозяйства РФ по формированию плана своей работы на среднесрочную перспективу (2019-2024 годы), который закрепляет соответствующие направления, цели, задачи, нормативную основу, силы и средства, график осуществления своей деятельности.

Правовые инновации в АПК России могут быть осуществлены в следующих сферах и направлениях общественного развития:

1. На академическом, научно-исследовательском уровне необходимо сформировать содержание аграрной правовой политики. Здесь важно понимать и использовать стратегические направления развития аграрного сектора производства через корреляционную зависимость от научного и академического исследования в этой области [11, с. 114-121]. На наш взгляд, аграрная правовая политика это деятельность государственных и негосударственных субъектов экономического сектора, направленная на повышение эффективности производства и распространения сельскохозяйственной продукции, формирования устойчивого и опережающего статуса на мировом рынке, модернизации аграрного законодательства в условиях перманентности требований продовольственной безопасности.

2. Очень важно, что бы инновационные проекты в аграрном секторе экономики соответствовали параметрам экологической безопасности. В специальной литературе подчеркивается важность и своевременность проведения комплексной экологизации законодательства с целью формирования экологического благополучия соответствующих территорий [12, с. 115-116; 13, с. 250-252]. В связи с этим представляется необходимо разработать институт футурологического, экономико-правового прогнозирования развития сельского хозяйства с последующим обновлением экологических стандартов [14, с. 81-82].

3. Продуктивным представляется установление критериев эффективности развития сельского хозяйства. Так, в специальной литературе отмечается значимость таких показателей как производительность труда, способность осуществления объективного контроля, степень использования ресурсов. Именно эти показатели могут быть положены в основу формирования института эффективности сельского хозяйства [15, с. 88-92]. Юридической науке следует координировать механизм создания и использования рейтинга эффективности развития сельских территорий, ключевых звеньев аграрного производства.

4. Ко всему в российском законодательстве имеются противоречия и неопределенности правового статуса субъектов, непосредственно являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также терминологические разночтения в данной области [16, с. 128-129; 17, с. 111-112]. Очень важно на законодательном уровне закрепить правовой статус данных субъектов, провести унификацию действующего законодательства. Кроме того, востребованным является принятие ФЗ «О правовом статусе сельскохозяйственных товаропроизводителей» где можно закрепить, прежде всего, их права, обязанности, гарантии.

5. Крайне важно ужесточить требования к производимой готовой продукции для российского потребителя. Так, правовой инновацией может выступить решение относительно усиления государственного контроля и разработки нового ГОСТа в отношении технологии производства продуктов питания с непосредственным использованием импортной сельскохозяйственной и биологической продукции (сырья), а также введение новых форм импортозамещения [18, с. 182-186; 19, с. 55-56]. Известно, что некоторая продукция (например, пальмовое масло, жиры, отходы пищевой промышленности, продукты, полученные с использованием ГМО и гормонов роста) является не только нежелательной, но и вредной для здоровья человека. В силу этого еще некоторое время назад предлагалось осуществлять научное и правовое сопровождение безопасного функционирования предприятий АПК конкретных регионов [20, с. 209].

6. Целесообразно разработать и принять Методику технологического и экономического обоснования перспективности и социальной востребованности научных разработок и изысканий в сфере сельского хозяйства. Конечно, сегодня принят и введен в действие на территории России «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство», направленный на учет объектов сельскохозяйственной деятельности и созданной продукции с позиции реализации открытой информации относительно ее стоимости, полученной прибыли, убытках и иных финансово-экономических показателей (Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) // URL: http://consultant.ru (дата обращения: 14.09.2019)). В предлагаемой методике важно учесть практику реализации Международного стандарта и установить унифицированные правила разработки научных проектов относительно развития российской аграрной политики.

Предложенные идеи в области реализации правовых инноваций в аграрном секторе экономики способны модернизировать отношение государства к вопросам прав человека и гармоничного развития общества.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации

Название соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор не разъяснил выбор темы исследования и обосновать её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является недостатком статьи.
При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования.
Апелляция к оппонентам в статье незначительна.
На взгляд рецензента, автор стремился грамотно использовать источники, сумел выдержать научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
В качестве вступления автор заявил о важности формирования «прогрессивной модели аграрной правовой политики», заметив при этом, что её «функциональная составляющая» «нормирована в российском законодательстве», а также сообщил, что «для содержательного развития сельского хозяйства важно использовать правовые инновации» и предложил собственное понимание содержания термина «правовая инновация в АПК».
В основной части статьи автор сообщил, что в настоящее время «успешно реализуется цель обеспечения продовольственной независимости и продовольственной безопасности России», и что «по результатам 2018 года указанные показатели в части развития отраслей АПК России в целом выполнены». Почему в статье от 28 марта 2020 года автор апеллирует только к сведениям за 2018 год, осталось не ясно. Автор абстрактно сообщил о «недостаточной эффективности государственного управления в сфере АПК», «отсутствии прозрачных плановых показателей востребованности сельхозпродукции на российском рынке и пр.», затем неожиданно, что «по сфере реализации можно назвать правовые, экономические, административно-управленческие инновации» и перечислил некоторые «новеллы, оказывающие влияние на приоритетные направления государственной аграрной политики», сделав при этом ссылку на две статьи, опубликованные в 2008 и 2018 гг. Дополнительно автор привёл примеры «экономических новшеств» и «административно-управленческих инноваций», «обратил внимание» «на такой критерий как содержание инноваций», сообщил, что «инновации по уровню их реализации могут быть федеральными и региональными», «по характеру: качественные» «и количественные». Учитывая, что потенциальная цель данного исследования посвящена анализу «направлений реализации правовых инноваций в агропромышленном комплексе», причина обращения автора к классификации «инноваций» осталась неясной, частный вывод, свидетельствующий о реализации автором потенциальной задачи исследования, в тексте отсутствует.
Следующий сюжет исполнен автором неудачно. Автор неясно сообщил о том, что перешёл к описанию «сфер и направлений общественного развития», в которых «могут быть осуществлены правовые инновации в АПК России» и далее заявил, что учёным «необходимо сформировать содержание аграрной правовой политики», сообщил, что именно он понимает под термином «аграрная правовая политика», заявил, что «необходимо разработать институт футурологического, экономико-правового прогнозирования развития сельского хозяйства», затем, что ему «продуктивным представляется установление критериев эффективности развития сельского хозяйства» и абстрактно о том, что «юридической науке следует координировать механизм создания и использования рейтинга эффективности развития сельских территорий, ключевых звеньев аграрного производства». Далее автор предложил устранить «противоречия и неопределенности правового статуса субъектов, непосредственно являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также терминологические разночтения в данной области», «ужесточить требования к производимой готовой продукции для российского потребителя» т.д., наконец, что необходимо «разработать и принять Методику технологического и экономического обоснования перспективности и социальной востребованности научных разработок и изысканий в сфере сельского хозяйства», в которой следует «учесть практику реализации Международного стандарта и установить унифицированные правила разработки научных проектов относительно развития российской аграрной политики».
В статье встречаются незначительные ошибки/описки, как-то: «направленные гарантирование», «что бы инновационные» и т.д., неудачные или некорректные выражения, как-то: «реализуемый в употреблении», «Как известно, правовое регулирование АПК требует постоянного развития законодательной и информационной правовой политики», «государство в наиболее полном объеме самодостаточно», «Ко всему в российском законодательстве имеются противоречия» и т.д.
Автор резюмировал, что его «идеи в области реализации правовых инноваций в аграрном секторе экономики способны модернизировать отношение государства к вопросам прав человека и гармоничного развития общества».
Заключительные абзацы статьи слабо проясняют цель исследования.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования автором не в полной мере достигнута.
Публикация статьи возможна несмотря на ряд замечаний.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.