Статья 'Проблемы преподавания дисциплины «Аграрное право» в высших учебных заведениях' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

Проблемы преподавания дисциплины «Аграрное право» в высших учебных заведениях

Каспрова Юлия Александровна

кандидат юридических наук

Научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права, Институт государства и права РАН

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Kasprova Yuliya Aleksandrovna

PhD in Law

Researcher at the Department of Environmental, Land and Agricultural Law of The Institute of State and Law of The Russian Academy of Sciences

119019, Russia, g. Moscow, ul. Znamenka, 10

yuliyakasprova@mail.ru

DOI:

10.7256/2453-8809.2019.2.32452

Дата направления статьи в редакцию:

18-03-2020


Дата публикации:

25-03-2020


Аннотация: Предметом исследования являются особенности преподавания дисциплины «Аграрное право» в высших учебных заведениях, ориентированных на подготовку бакалавров в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Автор рассматривает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), образовательные стандарты учебных заведений, получивших право их самостоятельной разработки, и учебные планы ряда высших учебных заведений на предмет наличия в них дисциплины «Аграрное право». Также уделяется внимание фонду актуальной учебной литературы по данной дисциплине. В качестве методов исследования для выявления существующих проблем применялись методы анализа, наблюдения, описания, формально-юридический метод, правосоциологический метод. Основными выводами исследования является следующее. Во-первых, в специализированных аграрных университетах, даже при наличии юридического факультета, «Аграрное право» зачастую не преподается на уровне бакалавриата. Выдвигается предложение об обязательности дисциплины «Аграрное право» в профильных высших учебных заведениях (в первую очередь в тех, которые подведомственны Министерству сельского хозяйства РФ). Во-вторых, отмечается низкая мотивация студентов при изучении данной дисциплины. В-третьих, по дисциплине «Аграрное право» подготовлено недостаточное количество актуальных учебников.


Ключевые слова:

аграрное право, бакалавриат, высшее учебное заведение, образовательный стандарт, преподавание, учебная дисциплина, сельское хозяйство, образование, органический, юриспруденция

Abstract: The subject of the research is the peculiarities of teaching the discipline “Agricultural Law” in institutions of higher education oriented towards the training of bachelors in the field of agriculture and agro-industrial complex. The author analyzes the Federal Educational Standard in Jurisprudence (bachelor degree course), educational standards of institutions of higher education authorized to develop them, and the curricula of some institutions of higher education for the presence of the discipline “Agricultural Law”. The author also gives attention to the up-to-date scientific literature in this discipline.   The research is based on the methods of analysis, observation, description, the formal-legal method and sociological method. The author arrives at the following conclusions: 1) in specialized agricultural universities, even if they have the faculty of law, the discipline “Agricultural law” is often not taught in bachelor degree courses. The author suggests introducing the compulsory discipline “Agricultural Law” in field-oriented educational institutions (primarily those under the Ministry of Agriculture). 2) the author notes students’ low motivation for studying this discipline. 3) there’s a lack of up-to-date agricultural law textbooks.   


Keywords:

agricultural law, bachelor's degree, higher education institution, educational standard, teaching, academic discipline, agriculture, education, organic, law

На сегодняшний день в аграрной сфере России существует много сложностей, возникающих в процессе развития аграрного предпринимательства, сельскохозяйственного страхования, регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях, оборота неиспользуемых сельскохозяйственных земель, контроля за инвазивными и чужеродными организмами, сертификации органической продукции, регулирования в сфере использования пестицидов и агрохимикатов и др. Можно выделить два аспекта, относящихся к каждой из появляющихся проблем: несовершенство аграрного законодательства и «кадровый голод». Развитие норм в сфере аграрного права, соблюдение уже существующих правовых норм и, следовательно, решение актуальных проблем невозможно без формирования высококвалифицированных кадров. Такое формирование реализуется посредством различных образовательных программ по подготовке бакалавров и магистров.

На сегодняшний день в России довольно много высших учебных заведений, где проходит обучение по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Интересно, что отсутствует официальная статистика о количестве высших учебных заведений, реализующих эту программу. По данным различных интернет-сайтов (сайты для абитуриентов по подбору высшего учебного заведения. URL: https://postupi.online/specialnost/40.03.01/vuzi/ , https://vuzopedia.ru/spec/171/vuzy , https://kedu.ru/rossiya/vo/program/bakalavr-38106 (дата обращения: 05.11.2019)), число таких ВУЗов варьируется от 217 до 516 организаций (из 741 ВУЗа по стране). Несмотря на одинаковые направления подготовки набор преподаваемых дисциплин в учебных заведениях может достаточно отличаться. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598) образовательные программы формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где указан перечень преподаваемых дисциплин (ст. 11). Здесь стоит также отметить, что ряд образовательных организаций (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации и др.) имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, при условии, что требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ не будут ниже соответствующих требований ФГОС.

Преподавание определенного набора дисциплин в установленном объеме часов дает право высшему учебному заведению выдать обучающемуся диплом о высшем образовании по итогам обучения. Высшее учебное заведение может расширять перечень преподаваемых дисциплин исходя из особенностей обучения, добавлять предметы в вариативную часть.

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 года № 996 (СЗ РФ. 2017. № 36. Ст. 5421) в качестве одной из задач, способствующей обеспечению стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции (цель программы), называет совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса. Ожидаемый результат реализации данной программы – доведение до 100 % уровня обеспеченности системы профессионального образования образовательными программами по новым направлениям подготовки и специальностям, созданным по направлениям реализации программы. В этой связи интересно выяснить, насколько распространено в высших учебных заведениях России преподавание предмета «Аграрное право» и какие проблемы при этом возникают. Рассмотрим этот вопрос в контексте первой ступени высшего образования – бакалавриата.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 (Официальный интернет-портал правовой информации // www.pravo.gov.ru. 29 декабря 2016 г.). Все дисциплины входят в состав одного из трех Блоков, внутри которых существует Базовая и (или) Вариативная части. Дисциплины, включенные в Базовую часть, обязательны для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата. В такой ситуации образовательная организация должна точно следовать установленным законом требованиям. Дисциплины, включенные в Вариативную часть, определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор таких дисциплин образовательная организация определяет самостоятельно.

В разделе VI ФГОСа перечислены дисциплины, которые являются обязательными для освоения обучающимися. Например, в рамках Базовой части Блока 1 программы бакалавриата по юриспруденции обязательно должны преподаваться экологическое и земельное право, аграрное право отсутствует. Отметим, что ранее аграрное право преподавалось во многих ВУЗах и было обязательным предметом.

Аналогичная ситуация складывается и в учебных заведениях, получивших право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты. В части преподаваемых дисциплин разницы от федеральных государственных стандартов практически нет.

На настоящий момент дисциплина «Аграрное право» ведется в некоторых высших учебных заведениях, таких как: Российский государственный аграрный университет имени К.А. Тимирязева, Оренбургский государственный аграрный университет, Новосибирский государственный аграрный университет (в последнем – «Аграрное право» дисциплина вариативной части, объемом 108 часов; преподается на 5 семестре 3 курса). Во многих образовательных организациях «Аграрное право» преподается на уровне магистратуры (Государственный университет по землеустройству, Казанский государственный аграрный университет, Кубанский государственный аграрный университет).

В целом можно сделать вывод, что даже в специализированных аграрных университетах, где есть юридической факультет, аграрное право не так часто преподается на уровне бакалавриата. Чаще – это дисциплина на уровне магистратуры. То есть преподавание аграрного права считается уместным на более высоком уровне образования, в то время как на бакалавриате эта дисциплина не всегда считается необходимой.

В аграрных ВУЗах, где нет юридического факультета, «Аграрное право» не преподается вовсе. Вместо этого есть дисциплина «Правоведение», включающая в себя основы всех отраслей права, на которые, при этом, отведено довольно мало часов (в среднем на каждую отрасль 2-4 часа, то есть 1-2 пары). Такого объема знаний, конечно же, недостаточно будущему выпускнику.

Все вышесказанное можно считать проблемой номер один, которая неоднократно затрагивалась в ряде научных публикаций [см. например: 7, 8]. Представляется, что в профильных высших учебных заведениях (в первую очередь в тех, которые подведомственны Министерству сельского хозяйства РФ) дисциплина «Аграрное право» должна быть обязательным предметом уже на уровне юридического бакалавриата.

При преподавании аграрного права также возникает ряд проблем. Поскольку образование сейчас носит студенческо-ориентированный характер, от преподавателя требуется найти подход к каждому обучающемуся и к группе обучающихся в целом, заинтересовать, увлечь своим предметом. Преподавая «природо-ориентированные» предметы (экологическое право, земельное право, аграрное право, водное право и др.), преподаватели часто сталкиваются с однотипным отношением студентов: «Мы не будем заниматься охраной природы (земельными отношениями, сельским хозяйством)», – и большую часть своих сил и времени посвящают таким наиболее «важным» и «полезным» дисциплинам, как гражданское право, уголовное право и так далее. Мастерство преподавателя здесь будет заключаться в объяснении на различных примерах, что в сфере юриспруденции нельзя разделять отрасли на «важные» и «второстепенные». Для юридической работы характерна тесная связь различных отраслей права и знание норм этих отраслей, понимание междисциплинарного характера таких связей позволяет сформировать в обучающемся необходимые профессиональные компетенции.

Еще одной из проблемой стоит назвать недостаточное количество учебников по дисциплине «Аграрное право». Наиболее полный учебник по аграрному праву под редакцией С.А. Боголюбова и Е.Л. Мининой [6] был издан в 2008 году; это стало крупным научным событием, которому был посвящен Круглый стол, состоявшийся в Центральном доме адвоката [см. подробнее: 9]. Структура нового учебника позволяла сформировать у обучающихся представление об основных институтах аграрного законодательства.

За период 2009 – 2014 гг. было издано еще 4 учебника: «Аграрное право» под руководством М.И. Козыря (2010 год) [1]; «Аграрное право: учебник для студентов (бакалавров, специалистов, магистров) высших юридических учебных заведений» под руководством Г.Е. Быстрова (2012 год) [5]; «Аграрное право: учебник» в 2 книгах (2013 год) [3, 4]; «Аграрное право: учебник» под редакцией М.И. Палладиной и Н.Г. Жаворонковой (2014 год) [2].

Однако за прошедшее с 2014 года время в аграрном законодательстве произошли существенные изменения, например:

- идет активная реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2013 – 2025 гг.);

- в июле 2016 г. принят Федеральный закон № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4287), который предусмотрел, в частности, установление трехлетнего срока, по истечении которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят в связи с его неиспользованием;

- также в июле 2016 года принят Федеральный закон № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности» (СЗ РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4291), запрещающий использовать в Российской Федерации семена генно-модифицированных растений;

- с 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5073).

Таким образом, на сегодняшний день аграрное право как отрасль динамично развивается; преподаваемой дисциплине нужен новый учебник, с ежегодным его обновлением, чтобы успевать за стремительно меняющимся законодательством.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в рецензируемой статье выступают вопросы преподавания дисциплины «Аграрное право» в отечественных вузах.
Авторами не указана методология исследования, из содержания статьи можно видеть применение общенаучных методов (анализа, синтеза, сопоставления), методов сравнительного анализа статистических данных и междисциплинарного анализа литературы по исследуемой проблеме.
Актуальность выбранной проблематики обосновывается как потребностями практики, так и задачами стратегических документов, принятых Правительством Российской Федерации в последнее время.
В библиографию статьи автор включил учебные пособия, которые перечисляются и в основном тексте. Это, во-первых, является избыточным, во-вторых, снижает научный уровень текста. Следует ссылаться на научные издания – монографии, статьи (желательно изданные в авторитетных журналах с импакт-фактором выше 0,1).
Структура статьи достаточно логичная. Стиль изложения несколько перегружен ссылками на нормативно-правовые документы, вставленные непосредственно в текст. Также желательно убрать пример о преподавании «природо-ориентированных» дисциплин, к которым студенты высказывают негативное отношение. Это пример частный, он связан с личным опытом автора, не подкреплён данными о распространённости такого отношения (например, в виде результатов опроса студентов). При этом использование выражений «в кавычках» снижает стиль изложения с научного до публицистического.
Говоря о масштабах преподавания правовых дисциплин, автор указывает на отсутствие точных данных, оно не может варьироваться от 217 до 516, если какие-то вузы открывают или закрывают такие профили, то разброс данных не будет значительным. Не следовало бы ссылаться на «различные интернет-сайты», в научных работах используют либо данные официальной статистики, либо собственные данные с указанием методики их получения. Скорее нужно было бы написать: «Согласно данным Росстата, на начало 2019/2020 учебного года специалистов по сельскому хозяйству готовят столько-то отечественных вузов и столько-то учреждений среднего профессионального образования. Можно воспользоваться данными мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
Автор излишне подробно останавливается на оснащённости дисциплины «Аграрное право» учебными пособиями. Данный вопрос нельзя рассматривать как проблему, так как учебники есть (они названы в тексте), следовательно, возможно их переиздание в соответствии с изменениями в законодательстве. Закупка литературы, как и содержание основной и вариативной частей учебных планов вуза, является частным решением его администрации. Обсуждение этих вопросов в научном журнале представляется спорным.
Научная новизна работы может быть усилена освещением тех проблем, которые автор называет в начале:
- проблемы аграрного предпринимательства;
- вопросы сельскохозяйственного страхования;
- регулирование трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях;
- наличие и оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель;
- контроль за инвазивными и чужеродными организмами в сельском хозяйстве;
- контроль применения пестицидов и агрохимикатов;
- сертификация сельскохозяйственной продукции.
Выводы статьи касаются оснащённости дисциплины учебными пособиями. Следовало бы также указать на правовые проблемы аграрной отрасли, которые появились в последнее время и которые необходимо включать в учебные планы вузов.
Проблематика статьи представляет интерес для преподавателей и студентов аграрных вузов, практиков, работающих в сельском хозяйстве и несмотря на ряд названных замечаний работа может быть рекомендована для опубликования.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.