Мировая политика - рубрика Международный имидж государства
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Международный имидж государства"
Международный имидж государства
Малеев А.А. - Государственная политика в сфере спорта как инструмент обеспечения культурной безопасности: международная составляющая c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.22463

Аннотация: Объектом исследования является политика обеспечения культурной безопасности РФ. Предметом исследования выступает роль сферы спорта в вопросе обеспечения культурной безопасности страны. Особый упор делается на изучение международной составляющей вопроса. На современной международной политической арене все большее значение приобретает мягкая сила, которая выражается в способности государства оказывать влияние на международной арене без использования военной мощи или угрозы применения таковой. Одним из главных аспектов мягкой силы является культурное влияние, составной частью которого является международный престиж в сфере спорта. Культурное влияние, в свою очередь, является неотъемлемой частью обеспечения культурной безопасности нации. В данной статье анализируется сотрудничество РФ с другими странами в рамках Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и в Рио-де-Жанейро в 2016 г. Анализируются допинговые скандалы, сопряженные с рассматриваемыми спортивными мероприятиями, активность СМИ при освещении данных мероприятий, а также их политические аспекты. Кроме того, в статье проводится компаративный анализ деятельности России и Бразилии по вопросу поддержания международного имиджа во время проведения Летних олимпийских игр. Теоретическая основа исследования базируется на работах Дж. Ная, А. Вендта, С. Хантингтона, В.В. Кочеткова, а также А.В. Торкунова. Используется методика систематического содержательного анализа источников, компаративного анализа, интроспекции, а также методика контент-анализа содержания релевантной документации. Основным выводом проведенного исследования является то, что высокие затраты на поддержание престижа страны в сфере спорта имеют важное значение для культурного влияния РФ. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение не затронутых в российской науке аспектов международного сотрудничества в сфере спорта. Новизна исследования заключается в проведении анализа наиболее актуальных событий, относящихся к данной сфере.
Мехдиева У.М. - Роль неправительственных организаций в публичной дипломатии (на примере Фонда Гейдара Алиева) c. 24-32

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.1.25428

Аннотация: Сегодня неправительственные организации стали играть роль полноценного актора публичной дипломатии. Посредством умелого использования в своей деятельности инструментов «мягкой силы», они формируют положительный имидж страны за рубежом, решая тем самым ряд внешнеполитических задач. Для Азербайджана такой организацией является Фонд Гейдара Алиева, благодаря работе которого один из жанров национальной музыки мугам внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а трагедия в Ходжалы признана геноцидом странами Латинской Америки и несколькими штатами США. Кроме того, данной структурой реализован самый успешный имиджевый проект АР в области СМИ – журнал «Баку», главная цель которого – пропаганда историко-культурного наследия страны. В основе статьи лежат методы историзма, объективности и целостности, позволившие автору сделать независимые выводы, отражающие реальное положение дел. Примечательно, что Фонд Гейдара Алиева рассмотрен как организация, складывающая мнение о современном Азербайджане на международной арене посредством успешной реализации ряда проектов в области науки, образования, культуры, СМИ. Именно многогранная деятельность Фонда, по мнению автора, позволила ему превратиться в самую большую и авторитетную общественную структуру не только АР, но и всего региона.
Милюкова А.Г., Ковалева А.В., Валюлина Е.В. - Пантюркизм и геополитическая идентичность на современном Евразийском пространстве: анализ репрезентаций в СМИ c. 25-38

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.1.34970

Аннотация: Предметом исследования являются количественные и качественные характеристики представления проблематики пантюркизма в СМИ. Изучены два тренда развития идей пантюркизма: с одной стороны, его маргинализация, с другой стороны - актуализация, что совпадает с периодами кризисных ситуаций (войн, эпидемий, политических кризисов). В качестве альтернативы сепаратистским движениям называется повышение роли трансграничного сотрудничества в контексте евразийской интеграции с помощью организаций ЕАЭС, ШОС, ЕврАзЭС, проекта трансграничного регионального сотрудничества «Большой Алтай». Цель исследования — охарактеризовать основные медиатренды представленности проблематики пантюркизма в СМИ. Авторами подробно представлена оценка количественных и качественных характеристик освещения идей пантюркизма в СМИ (динамика упоминаний; активность СМИ по количеству сообщений и медиаиндексу, уровень, категории, жанры, наиболее заметные информационные поводы; роль в медиаполе международных общественных, религиозных, образовательных организаций; позиция стран, регионов мира, публичных лиц, государственных и общественных организаций и институций в освещении идей пантюркизма). Новизна исследования заключается в том, что контекст упоминания идей пантюркизма в СМИ, формируемые медиатренды по данной проблематике практически не изучены. Основными выводы проведенного исследования касаются информационной повестки, связанной с освещением проблематики пантюркизма, формирующейся в основном российскими федеральными интернет-изданиями. Наиболее активно повестку дня по проблематике пантюркизма формируют российские прогосударственные и проармянские СМИ. Негативный имидж в материалах СМИ в контексте пантюркизма сформирован у Турции, Армении, Сирии, Азербайджана, Республики Нагорный Карабах. В позитивном контексте упоминаются Россия, США, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, а также такие политические деятели, как Реджеп Эрдоган, Владимир Путин, Ильхам Алиев, Никол Пашинян.
Хауер-Тюкаркина О.М. - Проблемы формирования внутриполитического имиджа ЕС в условиях кризиса c. 53-57

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.1.21962

Аннотация: Предметом исследования является внутриполитический имидж Европейского союза. Автор рассматривает такие аспекты темы, как проблемы формирования имиджа политического актора в условиях системного кризиса, дестабилизирующего репутационный капитал ЕС и делающего внутриполитический имидж организации негативным. Особое внимание уделяется анализу основных функциональных ценностей ЕС, формулировке конкретных имиджевых посланий для каждой из обозначенных внутренних целевых аудиторий, а также определению миссии внутриполитического имиджа ЕС, призванного повысить конкурентоспособность Европейского союза, переживающего один из самых сложных периодов со времен создания проекта единой Европы. Для проведения исследования использовался метод системного анализа, в рамках которого имидж политического актора рассматривается как система с присущими ей компонентами, определенными взаимосвязями между компонентами и внешней средой, которая оказывает непосредственное влияние на формируемый имидж. В исследовании анализируются эмпирические материалы (официальные данные европейского исследования общественного мнения Евробарометр), которые позволяют сформировать объективное понимание текущего состояния внутриполитического имиджа ЕС. Новизна исследования заключается в выявлении основных проблем текущего внутриполитического имиджа Европейского союза, а также в определении конкретного вектора трансформации внутриполитического имиджа ЕС в условиях экзистенциального кризиса. В статье формулируется конкретная внутриполитическая миссия ЕС, основанная на факторе "заботы", которая становится зонтичным имиджевым сообщением актора: "ЕС заботится о европейских гражданах".
Ведерникова М.И. - Гуманитарный образ России в Евросоюзе как пример использования «мягкой силы» c. 55-60

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.1.18471

Аннотация: Статья посвящена гуманитарной грани имиджа России в Европе. Акцент делается на культурное и научно-образовательное сотрудничество нашей страны с Евросоюзом, которое не только выражается в конкретных результатах, но и является способом продвижения российской «мягкой силы». В статье подробно рассматриваются примеры такого сотрудничества и выделяются его основные преимущества. Особое внимание уделяется обоснованию значимости взаимодействия с европейскими странами именно в этой области. Объектом исследования является имидж России в ЕС, а предметом – его гуманитарный аспект. Методологической базой данной работы является сравнительный анализ и наблюдение, а так же, методы индукции и дедукции. Рассматривается значимость использования механизма национального брендинга в имиджевой политике России. Кроме этого, научная новизна заключается в попытке разделения европейского населения на различные группы, критерием которого выступает уровень лояльности по отношению к России. Отдельно оговаривается важность проведения социологических и маркетинговых исследований целевой аудитории для повышения эффективности взаимодействия.
Ведерникова М.И. - Видение имиджа России европейцами с 2000 по 2014 год c. 59-68

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.3.43445

EDN: ZJJNJF

Аннотация: В данном исследовании предпринята попытка составить целостное представление об образе России в Европе на примере того образа страны в Великобритании, Франции и Германии, который сформировался в период с 2000 по 2014 год, т. е. до присоединения Крыма к России, поскольку данное событие имело негативные последствия для имиджа России в европейских странах и после него имидж значительно ухудшился. Выбор объекта и предмета исследования продиктован целью данной работы. Объектом выступает имидж государства как один из наиболее значимых элементов «мягкой силы», а предметом – имидж России в Европе с 2000 по 2014 год. Цель данного исследования состоит в рассмотрении имиджа России в указанный период в европейских странах (на примере имиджа России в Великобритании, Франции и Германии). Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: материалы выбираются и рассматриваются в контексте ситуации, а факты и события анализируются комплексно. Важная роль при проведении исследования была отведена общенаучным методам исследования – контент-анализу и сравнительному анализу. Междисциплинарный подход позволяет использовать в работе достижения таких наук как политология, имиджелогия, социология, психология и маркетинг. Территориальные границы исследования охватывают такие страны, как Великобритания, Германия и Франция. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе факторов, влияющих на восприятие имиджа РФ в Европе в указанный период. Можно констатировать, что в 2000-е годы в контексте проблемы восприятия имиджа России в Великобритании, Франции и Германии значимыми понятиями являлись этноцентризм и альтруистическая демократия. Также важно отметить, что в 2000-е годы в европейских странах были представлены не только негативные, но и некоторые позитивные характеристики имиджа России.
Аветисян А.А. - Особенности внешней культурной политики Итальянской Республики в странах постсоветского пространства (на примере итало-узбекских отношений) c. 69-81

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.4.69195

EDN: JLFRDA

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является деятельность акторов внешней культурной политики Итальянской Республики в рамках ее курса по продвижению национальной культуры и формированию соответствующего образа государства у мирового сообщества. Объектом исследования в настоящей статье можно считать деятельность Итальянской Республики в рамках внешней культурной политики по продвижению позитивного образа страны в Узбекистане как стране постсоветского пространства. Статья нацелена на выявление основных ресурсов «мягкой силы» со стороны Италии в области международного сотрудничества в рамках внешней культурной политики, в силу того, что сегодня, в условиях глобальной взаимозависимости акценты в рамках курса внешней политики государства смещаются в сторону вызова политического интереса к стране посредством механизмов «мягкой силы». При использовании общенаучных методов анализа и синтеза информации, наблюдения, систематизации, классификации, интерпретации и прогнозирования детальному рассмотрению подвергаются продвигаемые составляющие итальянской национальной культуры, набор проводимых мероприятий официальными акторами итальянской внешней культурной политики в Узбекистане, их тематика и характер, а также оцениваются особенности выбора платформ для распространения ресурсов «мягкой силы» Италии. Новизна исследования заключается в том, что оно позволяет рассмотреть деятельность официальных акторов итальянской культурной политики на примере одной из стран Востока и Азии, куда с началом нового десятилетия XXI века активно смещается вектор международных отношений и, в частности, культурной дипломатии и применения механизмов "мягкой силы". В статье выявляются основные направления итальянской культурной дипломатии в Узбекистане и проводится анализ того, насколько универсален подход Итальянской Республики в выборе ресурсов и каналов для продвижения национальной культуры за рубежом. В связи с полученными выводами выявляются составляющие образа страны, которые продвигаются итальянской стороной во внешней культурной политике, направленной на Узбекистан, что позволяет также оценить перспективы работы в области продвижения ресурсов «мягкой силы» Италии, формирующие позитивный образ Италии в странах постсоветского пространства, в частности, в Узбекистане.
Бойко Е.И. - Участие Санкт-Петербурга в культурном обмене с Австрийской Республикой c. 88-94

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26534

Аннотация: В статье дается обзор взаимоотношений России и Австрии со времен XVIII столетия на примере отношений Санкт-Петербурга, бывшего столицей Российской Империи до 1917 года и Вены, остающейся столицей Австрии до сих пор. Отношения, рассматриваемые с точки зрения дружественных и добровольных культурных связей, прослеживаются как на официальном, политическом поле, так и в сфере неофициальных контактов. Основные направления рассматриваемых в статье взаимоотношений: образование, малый и крупный бизнес, фестивальное и гастрольное движение, музейные контакты. Также в статье уделяется внимание и вопросам межличностного, бытового взаимодействия, туристических потоков и представленности Австрии на площадке ЮНЕСКО – организации активно работающей и в России вообще и в Санкт-Петербурге в частности. Основными источниками сведений послужили официальная страница Санкт-петербургского Правительства, сайта Австрийского посольства в городе Москва, а также публикации в русскоязычной прессе о тех или иных проектах в культурной сфере обоих государств. В свете напряженной политической ситуации между Россией и Европой, сложившейся в 2017-2018 годах, подобное обращение к историческим корням и призыв к дружбе двух государств представляется более чем актуальным и злободневным. В статье делается ряд предположений о возможных путях дальнейшего развития сотрудничества, перспективах поддержания имеющегося в настоящий момент курса, а также подчеркивается исторически обоснованное сходство исследуемых объектов.
Зеленева И.В., Терехов М.С. - Влияние Олимпийских игр на формирование имиджа России c. 98-108

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38609

EDN: NVCQFN

Аннотация: В последние годы Россия уделяет большое внимание Олимпийским играм. Олимпийское движение играет важную роль в формировании внешнеполитического имиджа страны и продвижении национальных интересов. Целью данной статьи является определение того, какое влияние Олимпийские игры оказывают на формирование имиджа Российской Федерации. Выделяются основные этапы участия России в Олимпийских играх в 1994-2022 гг., формирующие имидж страны. В результате исследования было показано, что первые два этапа, включающие период с 1994 по 2012 гг. и Олимпийские игры – 2014 в Сочи, были крайне успешными для формирования положительного имиджа России, который конструировался благодаря успехам российских спортсменов, возведению «Русского дома» в Олимпийских парках, церемониям открытия и закрытия на Олимпиаде в Сочи, а также проекту Культурная Олимпиада «Сочи 2014». Был укреплен имидж России как великой спортивной державы. Однако участие России в Олимпиадах с 2016 по 2022 гг. не было столь успешным и сказалось на имидже нашей страны. Ухудшение имиджа было обусловлено различными допинг-скандалами, связанными с российскими спортсменами. Авторы пришли к выводу, что Олимпийские игры с 1994 по 2012 гг. и Олимпиада в Сочи – 2014, которые мы относим к первым двум этапам, имели устойчивый положительный эффект на имидж России. Однако, негативные факторы, возникшие с 2016 года, частично нивелировали достигнутые за предыдущие годы успехи в этом направлении. В связи с текущей геополитической ситуацией проведение еще одних Олимпийских игр в России не предвидится в обозримом будущем, поэтому в данный момент оптимальным вариантом является акцент на развитии спорта внутри страны. Также для создания положительного имиджа России важным видится возрождение практики создания «Русского дома» в Олимпийских парках.
Уразаева Н.Р., Морозов Е.А. - Концептуализация образа России в немецких СМИ: перемены к лучшему? c. 141-154

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.24004

Аннотация: Статья посвящена концептуализации образа России в Германии в период с 1990 по 2016 год. Объектом исследования является содержательная основа концептов, интерпретирующих образ России, на материале немецкой газеты «Die Zeit». Для реконструкции образа России были выбраны и проанализированы такие ключевые концепты, как «размер», «экономика», «демократия», «агрессия», «политический лидер». Актуальность исследования обусловлена неизученностью языковой репрезентации образа государства, формирующегося средствами массовой информации, являющегося предметом дискуссии в политологии, философии, истории. В условиях новой холодной войны между Россией и Западом с ярко выраженной массово-информационной составляющей актуальным представляется исследование языкового манипулирования в СМИ, нацеленное на формирование у реципиента определенного общественного мнения о России. В исследовании были использованы статистический, описательный, интерпретационный, сравнительный методы, методы сплошной и специальной выборки и корпусных исследований, а также анализ литературы по изучаемой проблематике. На основании комплексного и разностороннего анализа материалов авторы приходят к выводу о том, что на фоне сотрудничества между Россией и Германией в СМИ представлен достаточно негативный образ России, во многом стереотипный, но проявляющий и динамические черты. В основном в мировидении немцев Россия – это огромная страна со слаборазвитой экономикой, отсутствием демократии, ведущая достаточно агрессивную политику. Авторитетность российских руководителей внутри страны часто не коррелирует с отношением к ним за рубежом. На протяжении исследуемого периода образ России в немецких СМИ несколько меняется. В последний год прослеживается положительная динамика.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.