Мировая политика - рубрика Миротворческие операции
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Миротворческие операции"
Миротворческие операции
Торосян А.О. - Система миротворчества ООН: от теории к практике c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.38409

EDN: MQIHVL

Аннотация: В данной статье рассматриваются ключевые проблемы эволюции и функционирования миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций в постбиполярный период. На примере миротворческих миссий после 1990 г. и ключевых документов в области операций по поддержанию мира дается оценка вызовам, стоящим перед ООН как на этапе определения мандата операций, так и в области их финансирования. На основе позиции Соединенных Штатов Америки в отношении выплаты взносов в бюджет ООН демонстрируется несовершенство механизмов финансирования ооновского миротворчества и выделяются негативные последствия для системы операций по поддержанию мира в целом. Сегодня миротворческая деятельность ООН становится многофункциональной, причем основной упор постепенно смещается на проблемы предотвращения конфликтов и миростроительства. В то же время подобная смена приоритетов обнажает проблемы, заложенные в самой архитектуре миротворческой деятельности ООН, в первую очередь, связанные с определением мандата и политизации деятельности Секретариата и финансированием миссий. В связи с отходом от традиционной функции поддержания режима прекращения огня растут издержки, и невыплата странами-членами, такими как США, взносов в бюджет операций влечет за собой снижение их эффективности. Как нам представляется, решение указанных выше проблем кроется в продолжении процесса реформы ООН, в особенности — в области утверждения военной части мандата и создания единого бюджета ОПМ, интегрированного в общий бюджет ООН. При наличии политической воли стран-членов данный процесс представляется нам вполне осуществимым и следующим в русле реформирования ооновского миротворчества последних тридцати лет.
Зверев П.Г. - Теория миротворчества с позиций ООН: «Повестка дня для мира» c. 52-67

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.3.15729

Аннотация: Статья посвящена анализу концептуального документа, посвященного проблематике современного миротворчества, – доклада «Повестка дня для мира», принятого в 1992 г. Рассматриваются основные положения доклада, а также доктринальные воззрения на его действительный смысл и содержание. Особое внимание уделяется концепции коллективной человеческой безопасности и проблеме формирования постоянных миротворческих сил ООН. Цель исследования - на основе анализа указанного документа установить сущность кризиса международного миротворчества ООН в 1990-е годы. В целях более глубокого изучения системного кризиса миротворчества ООН исследуются мнения известных международников. Исследование осуществлено на основе сочетания конкретно-исторического, сравнительно-правового, формально-юридического и политико-правового методов. Впервые в российской международно-правовой науке "Повестка дня для мира" анализируется с позиций самой Организации Объединенных Наций и преподносится как ключевой документ современного международного миротворчества ООН. Выявлены основные проблемные вопросы, в том числе проблема коллективной человеческой безопасности, которая легла в основу будущей международно-правовой нормы "ответственность за защиту".
Чихачев А.Ю., Бирон Ю.С. - Французская операция «Бархан»: Pro et Contra c. 56-66

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.4.28394

Аннотация: В настоящей статье анализируется современная форма французского военного присутствия в Сахело-Сахарском регионе – операция «Бархан». Основное внимание уделяется цели и задачам операции, задействованным силам и средствам, внешнеполитическим мотивам, которыми Франция обставляет свое военное вмешательство. Особый акцент делается на слабых местах экспедиции – от неопределенности с финансированием и техникой, способной работать в условиях пустыни, до ненадежности ставки на государства «сахельской пятерки». Также затронуты варианты завершения операции «Бархан», которые может учитывать французское руководство. Для рассмотрения всех аспектов темы в едином комплексе в исследовании использовался метод SWOT-анализа. С его помощью авторы поэтапно изучили сильные и слабые стороны операции, а также возможности и угрозы, которые могут повлиять на нее из внешней среды. Высказанные соображения обобщены в виде сводной таблицы – аналитического «среза» всех основных факторов, способствующих или препятствующих продолжению военного присутствия Франции в регионе. Подобный угол зрения придает исследованию прикладной характер, а значит, и научную новизну на фоне многих других работ, где речь идет скорее о ситуации в Сахеле в целом, чем о проблемах и перспективах конкретной операции. Статья завершается выводом о том, что сахельская кампания пока остается для Франции скорее неудачной: ее внутренние и внешние отрицательные свойства все еще «сильнее» положительных. Пытаясь исправить положение, действующее руководство пробует реализовать единственный приемлемый для себя сценарий – постепенно вывести французскую армию из Сахеля в обмен на укрепление вооруженных сил местных государств.
Торосян А.О. - Концептуальные основы миротворчества в рамках ООН c. 88-97

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38437

EDN: OQZQEN

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые принципы миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. На основе задействования механизмов Устава Организации Объединенных Наций показана эволюция деятельности данной Организации в области поддержания международного мира и безопасности от концепции коллективной безопасности к современной практике миротворчества. На примере ключевых документов универсальной Организации и конкретных миротворческих миссий Организации Объединенных Наций анализируется функционирование принципов согласия сторон, беспристрастности и неприменения силы, а также их концептуальные изменения в постбиполярный период. Концептуализация принципов миротворческой деятельности ООН отражает процессы эволюции системы международных отношений в биполярный и постбиполярный период в целом, и ООН в частности. Невозможность претворения в жизнь изначальных идей, заложенных в Уставе ООН, побудила государства к выработке гибких механизмов реагирования и адаптации Организации к текущим условиям и переходу от концепции коллективной безопасности к современным практикам миротворчества; постепенно сформировались ключевые принципы, заложившие основу миротворческих операций ООН. В одном ряду с упомянутыми принципами — согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы — стоят и такие принципиальные составляющие успеха миротворческих операций, как общее руководство со стороны учреждающего органа, то есть СБ ООН, а также порядок управления и контроля над международными миротворческими силами, которые действуют под руководством СБ ООН, но находятся под командованием Генерального секретаря, выступающего от имени ООН и имеющего политические установки от Совета Безопасности.
Ковалев А.А. - Формат миротворческих миссий в условиях современного геополитического противостояния c. 129-140

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23867

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются миротворческие миссии как инструмент международных и внутригосударственных конфликтов в современное время. В статье рассмотрена проблематика вопроса конфликтных явлений в современном политическом процессе. Особое внимание уделяется анализу инструментов регулирования международных и внутренних военно-политических конфликтов, и о роли в этом вопросе миротворческих операций. Определены различные подходы к пониманию сущности миротворчества и миротворческой операции и об их месте в современной системе международных отношений. Многомерность проблематики исследования обусловили методологию как комплекс взаимосвязанных между собой познавательных принципов и исследовательских методов, реализуемых на основе распространенных в современной политической науке синергетического и праксеологического подходов к оценке и анализу внешнеполитических проблем безопасности. В частности, через применение комплекса общепризнанных в современной политической науке познавательных принципов, включая такие, как комплексность, объективность, историзм, альтернативность. Практическое значение полученных результатов заключается в углублении и комплексности понимания внешней политики современных государств в вопросе коллективной безопасности. Выводы и оценки, которые высказывает автор в статье, могут быть использованы для дальнейшего рассмотрения безопасности компонента во внешней политике современного государства с целью изучения роли этого аспекта в современной архитектуре европейской, евроатлантической и мировой безопасности. Проведен политологический анализ эволюции международной внешней политики в сфере безопасности и обороны с целью определения роли и назначения миротворческих миссий в процессе урегулирования военно-политических конфликтов. Проанализированы различные мнения относительно понимания сущности миротворчества и миротворческих операций; рассмотрено место этих операций в современной системе международных отношений; дана характеристика сущности внутригосударственного и межгосударственного конфликта; представлены принципы проведения операций по поддержанию мира.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.