Мировая политика - рубрика Мировая политика
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Мировая политика"
Мировая политика
Виноградова Е.А. - Информационно-коммуникационное обеспечение политики стран АЛБА в ЕС в начале XXI века c. 1-11

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.1.725

Аннотация: В начале XXI века в странах АЛБА началось применение технологий политической коммуникации ,которые стали новым эффективным средством выстраивания внешнеполитических отношений со многими странами Африки, Азии и с ЕС. Благоприятные условия для их применения, в частности, были созданы быстрым развитием информационной сферы услуг в странах АЛБА. Таким образом,информатизация стран АЛБА способствовала использованию технологий политической коммуникации, таких как репутационный менеджмент, общественная дипломатия, межкультурные коммуникации для налаживания внешнеполитических отношений со странами ЕС. Улучшив качество правительственных и посольских сайтов, информационных агентств, вещающих на зарубежную аудиторию, странам АЛБА удалось не только поправить отрицательную репутацию, созданную США, но и значительно повысить уровень общественной дипломатии посредством сетевого общения с европейской аудиторией. Вовлечение широких слоев европейского населения, в особенности молодежных движений, в создание блоговых культурных объединений и сайтов также свидетельствует об эффективности политической коммуникации стран АЛБА в отношениях с ЕС.
Галибина-Лебедева Е.С. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И РЕЛИГИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ, XXI в. c. 1-24

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.3.26800

Аннотация: В статье на примере анализа отношений Ватикана с правительствами латиноамериканских стран «социализма XXI» будет предпринята попытка определить современную политическую роль католической церкви в регионе.Для этого будут рассмотрены не только внешнеполитические события, но и внутренние процессы в Ватикане, например, избрание впервые в истории нового Папы Франциска — иезуита и аргентинца, а также избрание нового Генерала Ордена иезуитов А. Соза — венесуэльца по происхождению — и назначение на должность Госсекретаря Святого престола П. Паролина, чей профессиональный путь был также связан с Венесуэлой. В связи с этим, научный интерес представляет вопрос влияния идей теологии освобождения на формирование идеологической программы левых правительств латиноамериканских стран. При этом многие католические прелаты, влияющие на кризисные политические события в регионе, остаются оппозиционными к левым правительствам. Исследование вышеуказанного противоречия является, на наш взгляд, весьма актуальным. Научная новизна темы определяется всё более возрастающим влиянием Римско-католической церкви не только на внешние, но и внутриполитические события в Латинской Америке.
Мургаш Р. - Взаимодействие ключевых акторов международных отношений в сфере энергетики между Россией и ЕС после представления стратегии ЕЭС c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.4.28566

Аннотация: Актуальность темы исследования объясняется повышением роли энергетического фактора в международной политике. Наряду с традиционными акторами — государствами, важными игроками на международной сцене, стали выступать крупные национальные и транснациональные нефтегазодобывающие компании, а также разные международные институты, основанные с целью регулирования международных отношений в сфере энергетики. Важной вехой в реформировании общей энергетической политики Европейского союза стала стратегия Европейский энергетический союз (далее — «ЕЭС») от 2015 г. Объектом предстоящего исследования является актуальная энергетическая политика ЕС. Предметом выступают ее ключевые акторы — Еврокомиссия, Газпром, Евросоюз и Россия. С помощью исторического, логического, сравнительного и аналитического методов исследования автор пытается найти ответ на исследовательский вопрос «как характеризуется взаимодействие ключевых акторов международных отношений в сфере энергетики между ЕС и РФ после появления ЕЭС?». Автор пришел к выводу что, ЕС, наделив Еврокомиссию дополнительными полномочиями в сфере общей энергетической политики, превратил ее в сильного, самостоятельного негосударственного актора мировой политики и двусторонних международных отношений в сфере энергетики. Взаимодействуя со странами-членами ЕС, властями РФ и руководством ПАО «Газпром», ЕК увеличивает свой вес среди институтов ЕС и подтверждает роль медиатора на международной арене. Энергетическая стратегия трансформировала взаимоотношения ЕС и РФ из стратегического партнерства в традиционное сотрудничество, однако, Газпром сохранил свою долю на рынке ЕС при поступательном наращивании поставок газа. Новизну настоящего исследования представляет определение нынешнего взаимодействия акторов в международных отношениях в сфере энергетики между ЕС и РФ.
Аватков В.А. - Идейно-ценностный фактор в тюркских государствах постсоветского пространства c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.4.31235

Аннотация: Статья посвящена определению идейно-ценностного фундамента в тюркских государствах постсоветского пространства. В частности автор рассматривает государства Центральной Азии и Азербайджан. Автор исходит из того, что после распада Советского Союза государства встали на путь самоопределения. В связи с чем возникает поиск собственной национальной идентичности тюркскими государствами. Именно поэтому в настоящее время важно проследить основы идейно-ценностного фактора в рамках внешнеполитического курса государств Центральной Азии и Азербайджана. Особое внимание автор уделяет анализу официальных документов внешнеполитического курса государств постсоветского пространства, которые содержат в себе основные идеи национальной идентичности. Анализируя внешнеполитические документы государств, автор подчеркивает, что в общих чертах прослеживаются западноориетированные нарративы, но видоизмененные с национальной спецификой тюркских государств. В основе внешнеполитической идеологии государств лежит стремление быть как можно более самостоятельными и независимыми от внешнего влияния. Важно понимать, что при этом происходит идеологическое влияние Турции на тюркские народы постсоветского пространства, что также влияет на отношения России, Турции, Азербайджана между собой. Кроме того, автором отмечается значимость тюркского фактора во внешней политики России в рамках сотрудничества.
Данилова Е.Н. - Украинские кокусы в Конгрессе США c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.2.35601

Аннотация: В статье анализируется степень влияния Украинских кокусов в Палате представителей и в Сенате Конгресса на принятие внешнеполитических решений в США относительно Украины с 1997 г. по 2021 г. Для полного понимания значения кокусов, в законотворческом процессе, подробно описывается их типология, принятая Исследовательской службой Конгресса, а также анализируется их состав, цели и основные направления деятельности. Работа основывается на анализе законодательных документов Конгресса США, с помощью которых раскрывается деятельность украинских кокусов, и на систематизации ежегодных финансовых отчетов Министерства юстиции США, по которым можно выделить основные направления лоббирования Украины. Сравнительный анализ деятельности украинских кокусов США и лоббистов Украины помогает определить их общие интересы и точки расхождения. Актуальность научного исследования определяется международной обстановкой, которая сложилась после «революции достоинства», а также с угрозами и напряженностью, которая периодически возникают из-за нестабильной ситуации в Украине. В заключении отмечается, что украинские кокусы в Конгрессе, в особенности Сенатский украинский кокус, являются политическим инструментом США для защиты своих национальных интересов в Восточноевропейском регионе, выражающаяся в продвижении демократии, и используются, в основном, для решения военных аспектов.
Яникеева И.О. - Российско-американские отношения в сфере обеспечения международной информационной безопасности c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38897

EDN: JKNPZX

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению итогов исследования по выявлению специфики российско-американского взаимодействия в сфере обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) и потенциала его развития в цифровой среде в XXI веке. Автор, в частности, рассматривает такие аспекты темы как подходы России и США в сфере обеспечения МИБ; российско-американское взаимодействие в сфере обеспечения МИБ. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики российско-американских отношений по вопросам МИБ, а также тому, в какой мере они оказывают влияние на современную международную безопасность в период с 1998 года по настоящее время.    Основной вывод проведенного исследования – МИБ является важной составляющей двусторонних отношений России и США, причем характер отношений по данной проблематике оказывает влияние в рамках международной системы в целом, но будучи вписано в более широкий геополитический контекст, обладает определенной автономией. Особым вкладом автора в исследование темы является применение метода анализа кейсов (case study) для выявления роли киберсанкций в рамках МИБ в целом и российско-американских отношений в частности. Новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа проблематики МИБ в контексте современных двусторонних отношений России и США и тенденций развития международной системы в целом.
Маурина Е. - 20 Years to Trade Economic Independence for Political Sovereignty c. 4-17

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.1.10453

Аннотация: Following famous words of my professor Anis Bajrektarevic that: “the Atlantic Europe is a political power-house (with the two of three European nuclear powers and two of five permanent members of the UN Security Council, P-5), Central Europe is an economic power-house, Russophone Europe is an energy power-house, Scandinavian Europe is all of that a bit, and Eastern Europe is none of it.”, I wanted to examine the standing of my own place of origin in the ‘new European constellations’. What happens to a country which suddenly is free to govern its own territory and people? What is the biggest fear? Is it the inability to satisfy its population or a threat from the former conqueror? Should a country opt for the ‘shock therapy’ or experience gradual changes? How to deal with the privatization of state-owned institutions? The following lines objectively question how the well-being of the East-European nation has changed in 20 years since the collapse of the Soviet Union, and in the course of the country’s integration into the EU. The authoress also answers whether a small country like Latvia can actually preserve both its political and economic sovereignty. On a bigger scale, the findings suggest that the well-being in the Latvian SSR was better than it is today, while others strongly disagree. Furthermore, the authoress concludes that Latvia had to sacrifice its economical sovereignty in order to preserve its political independence. Is any other choice conceivable, now or in future?
Мамедов И.Б. - Становление и развитие политических исследований деятельности транснациональных корпораций c. 6-18

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.1.18425

Аннотация: Автор рассматривает процесс формирования специальных исследований деятельности транснациональных корпораций (ТНК) в рамках отечественной и зарубежной политической науки. Проводится анализ развития теоретических подходов в изучении ТНК как акторов мировой политики с 1960-х гг. по настоящее время. Выявляются основные факторы, повлиявшие на определение и изменение вектора научных поисков в данной области. Особое внимание автор уделяет формированию комплексного подхода к изучению деятельности ТНК, согласно которому корпорации являются объектом междисциплинарных исследований. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза, компаративный метод, системный подход, а также методы историографического анализа. Новизна исследования заключается в создании историографического описания предметных преобразований в области мировой экономики, международного права, глобалистики, а также международных отношений и мировой политики. Практическая значимость представленных в статье выводов заключается в построении теоретико-концептуальной основы для развития политических исследований ТНК.
Чжэн И. - Политика противодействия терроризму в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР c. 10-19

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21545

Аннотация: Предметом исследования является изучение политики противодействия терроризму в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Особое внимание в статье уделяется изучению проблемы терроризма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, мерах, принимаемых КНР, по противодействию преступной деятельности уйгурского сепаратистского движения. Автор подробно рассматривает такие аспекты как: исторические, экономические и политические причины возникновения проблемы сепаратизма и религиозного экстремизма в регионе, обобщение понятия терроризма, анализ мер, принимаемых Правительством КНР в сфере противодействию терроризму и экстремизму. В настоящей статье применялся исторический метод, посредством которого автором изучены причины появления терроризма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, методика обобщения и сопоставления фактов, анализ событий, связанных с проблемой терроризма в КНР. Основными выводами исследования автора являются: пути решения проблемы терроризма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР посредством решения религиозного вопроса, продвижения концепции "двуязычного образования", стимулирования занятости населения в указанном автономном районе, увеличения инвестиций в образование населения исследуемого региона, решения проблемы межэтнической разобщенности.
Клещенко Л.Л. - Аналитические центры как элемент «мягкой силы» БРИКС в Латинской Америке c. 11-17

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.38697

EDN: TSLNRO

Аннотация: Предметом настоящего исследования является политика «мягкой силы» БРИКС в Латинской Америке, в том числе, такой ее инструмент, как аналитические центры. Целью исследования является определение специфики деятельности аналитических центров БРИКС в изучаемом регионе и их политических функций. Актуальность темы обусловлена ростом значимости многосторонних институтов в современном мире, что обуславливает необходимость изучения их деятельности и механизмов влияния, в том числе, политики "мягкой силы". Перспективы расширения БРИКС за счет вхождения новых участников зависят, среди прочего, от имиджа данного института, что служит дополнительным фактором актуальности изучения политики «мягкой силы» БРИКС и ее результатов. Метод исследования: анализ документов.   В результате исследования установлено, что важным импульсом к созданию аналитического центра БРИКС в Бразилии является разнообразие стран БРИКС, обуславливающее необходимость их взаимного изучения. Деятельность аналитического центра БРИКС направлена на изучение путей решения глобальных проблем, изучение стран БРИКС, стран Глобального Юга и их взаимодействия. Помимо исследований, Центр в качестве задачи видит обмен информацией между исследовательскими структурами стран БРИКС, продвижение повестки БРИКС. Автор приходит к выводу, что политика «мягкой силы» БРИКС в Латинской Америке находится на этапе становления. Одним из ее элементов является деятельность «Центра исследований и разработок БРИКС», который выполняет исследовательские, организационные и информационные функции.
Филатова А.А. - Сопротивление латиноамериканских диаспор иммигрантской политики Дж. Буша - мл. в США в XXI веке c. 12-23

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.1.726

Аннотация: Во второй половине XX века наметилась тенденция к усилению роли испаноязычных американцев в социально-политической жизни США. Это связано с количественными и качественными изменениями в этнической составляющей американского общества. Испаноязычные американцы наряду с афроамериканцами и другими национальными меньшинствами приняли участие в борьбе за гражданские права, в том числе за реализацию своего избирательного права. Политика Дж. Буша-мл в отношении латиноамериканских эмигрантов в XXI веке усилила информационное противоборство между «Двумя Америками», которое происходит как внутри США, так и на всем американском континенте. Испаноязычные американцы оказывают значительное воздействие на формирование социально-экономического и внешнеполитического курсов государства, а также непосредственно влияют на трансформацию политической базы Республиканской и Демократической партий США и иных политических институтов американского общества. Начиная с XXI века латинос стали важнейшим фактором политической истории США, за влияние над которым борется политическая элита. Исторический опыт развития полиэтничного американского общества помогает осознать важные особенности политического процесса в современных многонациональных государствах.
Аль-Тамими Х. - Факторный анализ российско-бахрейнских отношений на современном этапе c. 12-22

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23885

Аннотация: Предметом данного исследования являются потенциально перспективные направления сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн на современном этапе. В данном контексте автор концентрирует свое внимание на двух факторах, влияющих на вышеозначенные устремления обеих сторон, – это отношения по линии Вашингтон-Манама и внутриполитическая обстановка в Королевстве Бахрейн. Таким образом, целью работы выступает анализ степени и характера влияния данных факторов на динамику российско-бахрейнского взаимодействия в настоящее время. Методологической основой исследования выступают системный подход, позволивший охватить «текст» и «контекст» отношений двух государств на 2017 год. В статье были применены исторический, факторный, контент и ивент-анализы. Научная новизна исследования определяется малой разработанностью данной проблемы, а также «углом» анализа, который охватывает внешне и внутриполитическую повестку, оказывающую воздействие на двусторонние отношения между Москвой и Манамой. В заключении автор рассматривает эффективность и возможность позиционирования России в качестве посредника и гаранта в локальных и региональных конфликтах, влияющих на состояние «безопасности» Бахрейна.
Борисов А.В. - Гуманитарная система ООН: кризис, возможности и позиция России c. 13-25

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.1.39979

EDN: DVINVY

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования и функционирования гуманитарной системы ООН. Автор утверждает, что кризис связан не с растущим разрывом между потребностями в финансировании и объемами предоставленных в распоряжение ООН донорских средств, а в том, что гуманитарное сообщество, на руководство которым претендует ООН, и не представляют собой целостный организм с четко выделенным центром управления. Попытки Организации выстроить систему координации усилий мирового сообщества по поддержке и пострадавших стран и помощи людям, находящимся в состоянии нужды и опасности закончились неудачей. В настоящее время роль ООН сводится к выполнению двух взаимосвязанных функций: канала доведения донорских средств до вторичных получателей и привратника, определяющего кто может быть отнесен к гуманитарному сообществу, какой вид деятельности достоин называться гуманитарным. В связи с этим, отмечает автор, вызывает вопросы позиция России, когда в документах стратегического планирования и нормативных актах, регулирующих процесс оказания гуманитарной помощи, заявляется о том, что Россия является частью глобальной гуманитарной системы. Автор предполагает, что необходимы усилия, направленные на разоблачение сущности сложившейся гуманитарной системы и предложение альтернативы, которая будет способствовать продвижению и реализации национальных интересов России.
Вылегжанин А.Н., Ильина Д.И., Дудыкина И.П. - Международно-правовая позиция Дании в отношении арктического шельфа (по материалам иностранных правовых источников) c. 14-36

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.18510

Аннотация: В статье исследуются международно - правовые аспекты представления (submission), направленного 15 декабря 2014 г. Данией в Комиссию по границам континентального шельфа, согласно ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В контексте юридического измерения национальных интересов России отмечено, что согласно этому представлению, Дания претендует на значительно большую часть континентального шельфа, чем размер ее арктического сектора; в отличие от России, которая с 2001 г., действиями МПР и МИД России самоограничив свой арктический шельф, сейчас претендует на площадь шельфа в Арктике меньшую, чем площадь арктического сектора России. Напоминается о критике профессорами Гуреевым С. А. и Мелковым Г. М. постановления правительства России 1997 г., согласно которому впервые Россия добровольно отказалась от возможного секторального разграничения арктического шельфа, открыв конфликтный старт отграничения своего шельфа от района «общего наследия человечества» - по геологическим, дистанционным и иным техническим критериям. Показано, как юридически профессионально Дания воспользовалась неудачными действиями с 1997 г. МПР и МИД России, с учетом того, что замена международно - правовых принципов делимитации (delimitation) шельфа на технические критерии «отграничения» (delineation), осуществляемая Россией с 1997 г., изначально не соответствовала интересам России, но больше отвечала интересам ее арктических конкурентов, прежде всего Дании, в определенной мере - США. В таком контексте дана научная критика обменных нот между МИД России и МИД Дании, прилагаемая к датскому представлению в Комиссию, как явно несбалансированное соглашение, не отвечающее национальным интересам России.
Мамычев А.Ю., Цзоу Л. - Направления совершенствования российско-китайского стратегического партнерства и взаимодействия в XXI веке c. 14-26

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.1.22034

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступают современные международные отношения, а предметом – состояние, основные характеристики, направления развития и совершенствования российско-китайского стратегического партнерства в XXI веке. Особое внимание в работе уделяется перспективам стратегического взаимодействия между Россией и Китаем, которое кардинально меняет геополитическую повестку дня в международных отношениях третьего тысячелетия. В качестве наиболее актуальных направлений межгосударственного «со-развития» РФ и КНР, выделяются и анализируются: сотрудничество в сфере обеспечения суверенитета и национальных интересов на международной арене; военно-политическое партнерство и взаимодействие в сфере противодействия терроризму, защиты национальной и региональной безопасности, совместного противодействия глобальной неустойчивости, цивилизационным рискам и угрозам. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили положения и разработки российских, китайских и западноевропейских ученых, посвященные развитию геополитической ситуации и международно-правового порядка в XXI веке, специфике и динамике российско-китайских межгосударственных отношений. В плане анализа направлений и перспектив развития стратегического партнерства России и Китая использовались методы политического моделирования и семантического анализа, действующих политико-идеологических дискурсов. При этом в научный оборот веден ряд новых аутентичных китайских источников по проблемам российско-китайского взаимодействия в условиях нового мирового порядка, а также осуществлен перевод с китайского языка значительной части опубликованных исследований по заявленной проблематике. В работе доказывается, что Россия и Китай в третьем тысячелетии, как ключевые игроки, могут сформировать внешнеполитическую платформу и практики международных отношений, которые будут направлены на обеспечения более справедливого и плюралистического мирового порядка, совершенствование форм политического сотрудничества, а также международно-правовых способов согласования разновекторных государственных интересов и потребностей. Кроме того, в содержание статьи обосновывается необходимость создания и «отладки» новых и эффективных региональных центров решения международных и межгосударственных проблем. В исследование делается вывод о том, что успешная реализация выделенных и проанализированных перспектив и направлений взаимодействия России и Китая в третьем тысячелетии должна быть основана на проработке и подписании целого пакета межгосударственных документов, позволяющих обеспечить ясность и стабильность отношений между двумя странами в будущем, определяющих основные направления и приоритеты сотрудничества, политико-правовые формы и способы решения возникающих напряженностей и конфликтов, модели совместной защиты и обеспечения национальной и региональной безопасности
Гушер А.И. - Политический кризис на Украине c. 15-26

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.3.11502

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу украинского кризиса 2013-2014 гг. Сегодня внимание всего мира приковано к Украине. Сама Украина и ее проблемы реально находятся далеко не на первых позициях списка стратегических целей и приоритетов США, Евросоюза и НАТО, хотя сегодня они убеждают себя и весь мир в том, что для них нет ничего дороже защиты украинской независимости, демократии и благополучия в этой стране. Реально в рамках их стратегии приоритетом номер один, главной мишенью является Россия. Украина для них только плацдарм. Именно поэтому все они с такой яростью угрожают сегодня России всевозможными санкциями за то, что она так решительно выступила в защиту и поддержку своих соотечественников в Крыму, на юго-востоке и юге Украины. Военно-политический кризис на Украине расставил все по своим местам, внес ясность в стратегическую картину мира и в наши представления о том, чего стоят России ее западные «друзья и партнеры», как их дипломатично называет президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Истинная ценность их дружбы познается в происходящих сегодня событиях вокруг Крыма и его неотъемлемого права на самоопределение и выбор собственной судьбы.
Байректаревич А. - Future of Europe (of Lisbon and generational interval) c. 16-26

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.4.9399

Аннотация: The EU of social welfare or of generational warfare, the continent of debt-bound economies or of knowledge-based community? Is the predatory generation in power? Why the only organized counter-narrative comes as a lukewarm Mouse Mickey – between Anonymous and Pirate party, from the Wiki-leaky to Snowden-picky. Europe’s redemption lies in the re-affirmation of the Lisbon Strategy of 2000 (and of Göteborg 2001), a ten-year development plan that focused on innovation, mobility and education, social, economic and environmental renewal. Otherwise a generational warfare will join class and ethnic conflicts as a major dividing line of the EU society in decline. Back in the good old days of the Lisbon Strategy (when the Union was proclaimed to be the most competitive, knowledge-based economy of the world), the Prodi and Barroso Commissions have been both repeatedly stressing that: “at present, some of our world trading partners compete with primary resources, which we in the EU/Europe do not have. Some compete with cheap labor, which we do not want. Some compete on the back of their environment, which we cannot accept…” What has happened in the meantime?
Доброхотов Л.Н. - Взлет и падение Марко Рубио как итог первого этапа выборной кампании 2016 года в США c. 17-26

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.2.18758

Аннотация: В статье на основании детального изучения материалов американских СМИ рисуется политический портрет сенатора Марко Рубио - одного из ведущих претендентов на пост президента США от республиканской партии в избирательной кампании 2016 года. Излагается политическая биография Рубио, при этом исследуются его возможные связи с мафиозными структурами и корпорациями еще в выборной кампании за пост сенатора США от штата Флорида, а затем в ходе пятилетнего пребывания в сенате. При этом со ссылкой на заслуживающие доверия источники говорится о том, что в практическом плане работа Рубио в сенате не оставила никаких практических следов в этом органе власти и не принесла каких-либо существенных благ самому штату Флорида. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В статье подробно исследуется «история неуспеха» Рубио в ходе президентской кампании, в ходе которой он, несмотря на молодость, привлекательную внешность и ораторские данные, показал себя слабым, несамостоятельным, полностью зависимым от политехнологий политиком, не выдержавшим конкуренции с таким тяжеловесом как Дональд Трамп и сенатором от штата Техас, также как и Рубио, американцем кубинского происхождения.Тедом Крузом. В статье делается вывод о том, что появление на политической арене в качестве ведущих кандидатов в президенты политиков, подобных Марко Рубио, является свидетельством серьезной интеллектуальной и волевой деградации правящей элиты США.
Бородина М.Ю., Рыжов И.В., Аверьянова Д.А. - Модели межгосударственного сотрудничества на Ближнем Востоке c. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.4.34673

Аннотация: Предмет исследования – модели межгосударственного взаимодействия в регионе Ближнего Востока. Цель исследования – определить модели межгосударственного сотрудничества на Ближнем Востоке, а также особенности их формирования. В статье рассматриваются вопросы безопасности, включая энергетическую и экономическую безопасность стран ближневосточного региона. Отдельно рассмотрена проблема вовлечения Израиля в механизмы межгосударственного взаимодействия в ближневосточном регионе. Для детального анализа моделей межгосударственного анализа на Ближнем Востоке авторами использовался системный подход, применение которого обусловлено тем, что на формирование механизмов ближневосточного сотрудничества оказывали влияние целый ряд социально-экономических, политических, религиозно-этнических факторов. Для анализа использовались методы эмпирического и теоретического характера, такие как методы синтеза и анализа. Одним из используемых авторами методов является – контент-анализ, задачей которого является изучение содержания текста. Этот метод активно использовался в процессе анализа различных работ зарубежных и российских исследователей, посвященных данному вопросу. Научная новизна исследования обусловлена предметом и целью исследования, и определяется конкретным обозначением моделей межгосударственного сотрудничества на Ближнем Востоке. В результате был сформулирован ряд направлений сотрудничества, и на основе этой информации обозначены механизмы их формирования. Результаты исследования. Рассмотрение основных моделей межгосударственного взаимодействия на Ближнем Востоке позволяет выявить ключевые причины, мешающие созданию эффективных механизмов сотрудничества, способных решить многочисленные региональные проблемы. Выводы. Механизм создания эффективных моделей межгосударственного сотрудничества на Ближнем Востоке существенно осложнен наличием серьезных региональных проблем, среди которых конфликты на этнической и религиозной почве, отсутствие единого регионального лидера, слабость региональных организаций, вмешательство в дела региона внерегиональных акторов, а также наличие большого количества террористических организаций.
Казелько А.А. - Ход конём: будущее Бразилии в БРИКС+ c. 18-27

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.38508

EDN: PZJUSU

Аннотация: Цель исследования – прогнозирование и оценка масштабов, эффективности ключевых политических и экономических инструментов крупнейшей латиноамериканской страны – Бразилии – при расширении состава государств-членов интеграционного объединения БРИКС. В условиях нарастающей конфронтации, спровоцированной враждебной риторикой Запада, конфигурация мирового порядка претерпевает беспрецедентную трансформацию: развитый мир во многом выступает в роли догоняющего развивающиеся страны, о чём свидетельствует потенциал БРИКС+. В статье выявляются и анализируются три константы внешней политики «тропического гиганта» в БРИКС+: сотрудничество с Москвой, признание необходимости расширения состава участников объединения, а также консенсус местных политических элит относительно развития БРИКС+ по сценарию «интеграции интеграций». Наряду со сходствами установок внешней политики Бразилии в рамках объединения подчёркивается и дихотомия в подходах действующей и потенциальной администраций: правительства лоббируют разные повестки дня, занимают противоположные позиции на предмет будущего БРИКС+, а также ставят акцент на продвижении билатеральных отношений с двумя разными странами: в одном случае, - с Китаем, в другом, - с Индией. Рассматривая будущее БРИКС+ с точки зрения экономики, автор уделяет особое внимание дилемме разработки критериев для желающих вступить в объединение и предлагает концепцию «трёх барьеров»: установление низких, средних или высоких барьеров для входа на рынок стран БРИКС. В заключении статьи анализируется смысл названия работы «ход конём»: автор приходит к выводу, что из любого описанного в статье политического и экономического сценария Бразилия выйдет победительницей. Наконец, особое внимание уделяется суровым историческим урокам, которые извлек «тропический гигант»: уничтожив двухсотлетнюю паутину политической и долговой зависимости от северного соседа, Бразилия должна стать той страной, которая сделает решающий ход и завершит шахматную партию против Запада.
Сосницкая В.Д. - Трансатлантические отношения в сфере безопасности: проблемы релевантности НАТО c. 20-31

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.40029

EDN: SOYJZD

Аннотация: В данной статье внимание уделяется кризису трансатлантических отношений, которые серьезно влияют на формирование европейской архитектуры безопасности. Автор рассматривает систему взаимодействия европейских стран в исторической перспективе с целью поиска предпосылок сложившихся связей внутри Альянса. Анализ трансформации НАТО после Холодной войны также позволяет выявить взаимосвязь между целями объединения и реализацией в основном своих интересов под прикрытием всеобщей безопасности, что довольно явно прослеживается в отношениях США и НАТО. Высокая неопределенность Альянса в распределении приоритетов, различие в позициях по поводу регионального фокуса объединения и зачастую невозможность консолидации в вопросах мобилизации имеющихся ресурсов уже много лет разъедают единство союза, что делает его довольно спорным инструментом глобального управления по поддержанию мирного сосуществования государств. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что главный вызов, с которым не справляется НАТО - внутренней кризис, обусловленный несогласованностью действий стран-участниц, преобладанием американского доминирования в принятии любого решения объединения, нездоровой зависимостью экономик европейских стран от США. Выступая поставщиком международной безопасности, в действительности же объединение скорее является инструментом реализации национальных интересов отдельных государств-участников военно-политического блока. Несмотря, на то, что вопрос о релевантности НАТО поднимался за всю историю его существования не один раз, Альянс продолжает тяготеть к расширению. Однако, это едва ли спасет его от внутренних противоречий, которые с каждым новым вызовом извне обнажаются все отчетливей и вызывают все больше обеспокоенности у созависимых членов Альянса.
Ястремский А.М. - Отношения Китая с соседями в контексте его территориальных притязаний. c. 23-51

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.3.15988

Аннотация: Рассматриваемая проблема весьма актуальна в связи с новой поляризацией мира, усилением роли Китая на мировой арене. Предметом исследования являются территориальные приобретения Китая. В статье показаны присоединенные территории не только за счет России, но и стран СНГ, а также других стран мира. Тенденция присоединения «спорных территорий» к Китаю может привести не только к локальным конфликтам, но впоследствии и к развязыванию более масштабной войны. Но пока Китай старается решить территориальные проблемы мирным путем за счет дипломатического, экономического давления, наращивания своей военной мощи. В исследовании автором применялись как общенаучные методология и методы исследования, так и специфические, применяемые при анализе политических процессов и явлений. Важнейшим инструментом Китая в решении многих проблем является демографический фактор. В истории в свое время произошло «великое переселение народов», в результате которого многие племена, нации, растворились в более многочисленных народах и перестали существовать. Судя по всему, это может ожидать и Россию, для которой переселение значительной части китайского населения на территории сначала Дальнего Востока, затем Сибири, а, впоследствии, не исключено, и на Европейскую часть страны, является значительной угрозой. О возрастании этой угрозы в перспективе и пойдет речь. Данная тенденция дальнейшего развития событий не может не насторожить российское руководство.
Плохотников К.Э. - Математическая модель геополитики c. 23-74

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23674

Аннотация: Математическая модель геополитики условное название для нескольких моделей, которые естественным образом связаны и выступают в качестве сопровождения главной тематики — геополитики. Вводится центральное понятие математической модели геополитики — емкость среды обитания. Геополитика — это климат, рельеф, особенности логистики глобальных товарных потоков, геополитическое противостояние в терминах “море – континент”, т.е. все то, что составляет материальный комплекс условий существования жителей Земли. Данный комплекс, в значительной степени, опосредует поведение народонаселения с политической точки зрения. Автор не придерживается позиции природного детерминизма, который выступает в форме геополитики, но пытается очертить рамки проявления геополитики в реальной политике. Во всех построенных в работе математических моделях производится переход к вычислительному эксперименту, результаты которого приводятся и обсуждаются. Базой вычислительного эксперимента выступают данные по климату, рельефу, народонаселению, а также ряд других компонентов, характерных для современных геоинформационных систем. Математика предложенных моделей, предполагает знание основ: численных методов, статистики, методов оптимизации и ряд других дисциплин. Произведена развертка плотности емкости среды обитания по государствам. Среди рекордсменов в убывающей последовательности ожидаемо оказались: Россия, США, Бразилия, Китай, Австралия и т.д. Определен и изучен показатель, имеющий смыл удельной емкости среды обитания в расчете на душу населения. Произведено ранжирование стран и территорий по этому показателю. Особое внимание обращено на соотношение данных показателей отдельных стран по отношению к РФ. Изучен вопрос о взаимоотношении плотности емкости среды обитания и рельефа. Строятся и сравниваются территории, где сосредоточено 50% народонаселения и 50% емкости среды обитания. Строятся поля градиента плотности емкости среды обитания. Производится классификация стран и территорий в терминах “высоко – невысоко” и “благоприятно – неблагоприятно”, т.е. в четырех категориях, учитывающих рельеф и плотность емкости среды обитания. Строятся карты территорий всех четырех типов. Вводится и подсчитывается индекс разнообразия отдельных территорий и государств. В рамках калькуляции глобального трафика построен специальный показатель под названием процентное соотношение “море – континент”. На основе данного показателя производится классификация точек (территорий) в геополитических терминах. Этот показатель позволил формализовать введение таких хорошо известных в геополитике понятий, как “Хартленд” и “Римленд”. Построены комбинированные глобальная и региональные карты, содержащие политическую и геополитическую разметки. Произведен анализ данных карт на предмет наличия так называемых геополитических “разломов”. О наличии разломов можно говорить в том случае, если некоторые геополитические линии проходят не по границе отдельного государства, а по его территории, глубоко в нее вклиниваясь. Приведено численное решение задачи оптимального с точки зрения минимума затрат на транспорт распределения точек, выступающих в качестве логистических узлов на поверхности Земли. 
Шкварун М.А. - Россия в центре ближневосточного треугольника c. 23-32

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.3.32568

Аннотация: Предметом исследования являются политические процессы на Ближнем Востоке. В статье проводится анализ текущего положения в Сирии в контексте региональной политики России на Ближнем Востоке. Рассматриваются политические интересы ключевых стран участвующих в вопросе урегулирования гражданской войны в Сирии: России, Турции, Ирана и Израиля. Исследование направлено на изучение роли России в урегулировании конфликта в Сирии, в частности приведена сравнительная экономическая оценка расходов России на проведение операции в Сирии. В работе уделено внимание причинам обострения ситуации на территории Идлиба и разобраны основные противоречия между Россией и Турцией в начале 2020 года. В статье анализируется роль Российской Федерации в военной операции на территории Сирии, рассматривается многовекторная политика каждого из государств – элементов ближневосточного треугольника. Оцениваются политические и экономические преференции от вмешательства России в ближневосточный конфликт. На примере предмета исследования сделано заключение о том, что вывод войск США из Сирии позволил России играть ведущую роль в ближневосточном треугольнике. Однако роль «первой скрипки» в решении международного конфликта чревата втягиванием государства в состояние перманентного противостояния с акторами ближневосточной политики. Научные и практические результаты исследования могут стать исходным и дополнительным материалом для дальнейшего решения политических проблем на Ближнем Востоке.
Мургаш Р. - Состояние отношений в сфере энергетики между Европейским союзом и Российской Федерацией c. 25-46

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.3.27391

Аннотация: Под воздействием различных факторов ситуация на энергетическом рынке в последние годы стремительно меняется. Автор исследует состояние отношений в сфере энергетики между Евросоюзом, как потребителем газа, и Россией, как его поставщиком, и попытается ответить на вопрос: «Каким образом такие проекты как «Южный газовый коридор», «ТП-1 и 2», «СП-2», а также развитие разработок сланцевого газа и украинский транзит природного газа влияют на отношения России и Евросоюза в данной сфере?». Основными методами, примененными автором в исследовании данной проблематики, являются метод анализа и юридического толкования текста. На основе официальных документов, экспертных мнений и интервью автор приходит к мнению, что именно сфера энергетики еще больше объединила государства-члены Евросоюза по отношению к другим акторам международной арены, одновременно снижая суверенитет отдельных государств при принятии решений в энергетической сфере. Автор высказывает предположение, что новая энергетическая стратегия ЕС повлияла на изменение подхода России к европейскому энергетическому рынку. Очевидно, что России удалось своевременно отреагировать на изменения рыночных правил и сохранить свое место на европейском рынке. Хотя оба актора высказываются в пользу сохранения «традиционных отношений», в российской энергетической стратегии отмечено постепенное сокращение доли экспорта в ЕС благодаря перспективам развития восточного направления. Евросоюз, со своей стороны, старается постепенно сокращать зависимость от российского газа. Россия, в свою очередь, понимает важность роли сланцевого газа и планирует в будущем конкурировать с традиционными производителями «СПГ» на европейском рынке.
Dzhanabi Y.S. - What in store for the Iraqi-American bilateral relations with Biden in the White House? c. 26-34

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.2.35850

EDN: MWMMKC

Abstract: The goal of the research: attempt to find out the most important future options or possible or anticipated scenarios for Iraqi-American relations. Study methodology: the study was conducted on the basis of the descriptive and analytical method , as well as on the basis of the history curriculum that lists the historical background of the differences between Iraq and America. The research problem: Washington and Baghdad are linked by very complex and intertwining bilateral relations, seeing as Washington and Baghdad have been keen over the past years to cooperate along with achieving bilateral interests. At the same time the two countries faced a number of thorny issues that prevented this from being achieved, chiefly the rejection The US military withdrawal from Iraq, and the continuous development of Baghdad’s relations with Tehran, in addition to the continued targeting of US interests in Iraq. The limits of the study: there are the spatial limits of the research Iraq and The United States. The importance of the study: the study is based on the importance and position of Iraq within the Middle East. In addition, there is the fact that the United States is a superpower and thus the strategy and the stances it will take will have far-reaching implications for the future of Iraq. Study results: The Biden administration will seek to begin a new American approach to Iraq; perhaps in the same way as he sought during his tenure as Vice President in the Obama administration.
Наумов А.О. - "Мягкая сила" стран группы БРИКС (на примере Бразилии и ЮАР) c. 27-40

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17025

Аннотация: Предметом исследования является потенциал и основные направления "мягкой силы" стран группы БРИКС, а именно: Федеративной Республики Бразилия и Южно-Африканской Республики. Бразилия и ЮАР — восходящие державы современности, обладающие притязаниями на экономическое и политическое лидерство, соответственно, в регионах Латинской Америки и Африки. Несмотря на кажущиеся различия, эти страны имеют много общего. Помимо членства в БРИКС, Бразилия и ЮАР являются центрами уникальных цивилизаций, локомотивами экономического роста и интеграционных процессов, проходящих в Южной Америке и Африке. Наконец, они только начинают реализовывать на международной арене политику «мягкой силы», зачастую двигаясь параллельным курсом, что представляет особый научный интерес. Методологической основой данного исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Особое значение использование инструментария «мягкой силы» для стран группы БРИКС приобретает сегодня. После нескольких лет успешного поступательного развития и экономического роста, в 2015 году страны БРИКС столкнулись с новыми серьезными вызовами. В этих условиях для оттаивания собственных позиций на международной арене для стран БРИКС, в том числе для Бразилии и ЮАР, все большее значение приобретает именно "мягкая сила". В отечественной историографии сравнительный анализ потенциала и основных направлений "мягкой силы" Бразилии и ЮАР проводится впервые.
Пашковская И.Г. - Деятельность Европейского Союза по актуализации правовых основ Экономического и валютного союза после мирового финансового и экономического кризиса 2008 года c. 27-35

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.2.19140

Аннотация: В целях преодоления мирового финансового и экономического кризиса 2008 г. и устранения причин возникновения подобных кризисов в будущем Евросоюз интенсифицировал свою деятельность, которая привела к заключению государствами-членами ЕС в 2012 г. двух принципиально новых договоров. Первым договором – Договором, учреждающим Европейский механизм стабильности, – 17 государств-членов ЕС пространства евро учредили Европейский механизм стабильности, наделенный правовым статусом юридического лица, имеющего полную правосубъектность, уставной капитал которого составляет 700 млрд евро. Вторым договором – Договором о стабильности, координации и управлении в Экономическом и валютном союзе – государства-члены ЕС, за исключением Великобритании и Чехии, установили свод правил, направленных на укрепление дисциплины и координацию экономических политик государств-членов ЕС, а также на повышение эффективности управления экономиками государств-членов ЕС пространства евро. Подписание государствами-членами ЕС принципиально новых договоров, которые укрепили и расширили правовой фундамент Экономического и валютного союза, является свидетельством того, что Европейская экономическая и валютная интеграция находится в состоянии эволюции. Анализ указанных договоров позволяет сделать вывод, что данные международно-правовые акты не только являются средством выхода из сложной финансово-экономической ситуации, в которой оказался ряд государств-членов ЕС в результате мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, и предотвращения подобных кризисов в будущем, но и знаменуют дальнейший шаг в развитии Европейской экономической и валютной интеграции государств-членов ЕС, которая составляет основу всего интеграционного процесса в Европе. Это придает Договору, учреждающему Европейский механизм стабильности, и Договору о стабильности, координации и управлении в Экономическом и валютном союзе высокое международно-политическое значение.
Наумов А.О. - Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы». c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.24852

Аннотация: Объектом исследования предлагаемой вниманию читателей статьи является стратегия «мягкой силы», которая сегодня находится во внешнеполитическом арсенале любой державы, претендующей на глобальный или региональный статус. Предметом исследования является спортивная дипломатия, являющаяся составной частью дипломатии публичной – ключевого и наиболее эффективного инструмента «мягкой силы». Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как значение спорта в международных отношениях, различные виды спортивной дипломатии: «футбольная», «крикетная», «пинг-понговая», «баскетбольная» и др. Особое внимание в статье уделяется роли Олимпийского движения и Олимпиад в мировой политике. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы историзма, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор приходит к выводу о том, что спортивная дипломатия играет все более важную роль в современном мире. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня на международной арене в выигрыше окажутся те государства, которые смогут умело комбинировать различные аспекты спортивной дипломатии как важного фактора «мягкой силы». Несмотря на все возрастающую роль спортивной дипломатии в мировой политике, приходится констатировать крайне ограниченное количество работ, в которых затронуто взаимопересечение таких сфер, как «мягкая сила» и спорт высших достижений. Данная статья не только призвана ликвидировать этот пробел, но и в условиях грядущих крупных спортивных мероприятий, которые будут проводиться в России, продемонстрировать актуальность подобных исследований.
Галибина-Лебедева Е.С. - Протестантские церкви и секты как политический фактор в Латинской Америке c. 33-50

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.3.34023

Аннотация: За последние годы роль протестантских церквей и сект в политической жизни латиноамериканских стран значительно возросла, можно даже говорить об особенном региональном явлении. Предметом исследования в данной статье является современная политическая деятельность протестантских церквей в регионе, а в качестве объекта исследования выступает латиноамериканское общество. Автор подробно анализирует участие религиозных институтов в последнем избирательном цикле 2018-2019 гг. на примере президентской гонки в Бразилии и Мексике. При этом особое внимание уделяется тому, как церкви становятся субъектами политического процесса, оказывая влияние на переформатирование общественного сознания, обеспечивая тем самым светскую власть широкой народной поддержкой. В процессе рассмотрения проблемы, автор статьи пришёл к выводу, что в Бразилии на президентских выборах местная крупнейшая евангелическая церковь «Царства Божьего» (IURD) оказала значительную поддержку крайне правому кандидату Жаира Болсонару, а в Мексике не без активного участия в президентском марафоне Национального братства евангельских христианских церквей (Confraternice) стала возможна победа кандидата левоцентриста Лопеса Обрадора. Этот мексиканский политик стал первым в истории страны демократически избранным президентом, придерживающийся левых взглядов. Также особый интерес представляет анализ внутренней и внешней политики бразильского и мексиканского лидеров, поддержанная местными евангелическими общинами. Актуальность научного вопроса определяется тем, что в условиях кризиса традиционных политических идеологий, экономического и гуманитарного кризиса, усиливающихся из-за пандемии новой вирусной инфекции COVID-19, религия для многих становится единственной надежной опорой, и влияние её различных культов на формирование общественного сознания неукоснительно будет возрастать.
Шебанова М.А. - Консультационные группы как механизмы консолидации транснациональных элит c. 38-61

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.10645

Аннотация: В современной политической теории утверждается новое видение мирового порядка, в котором важная роль отводится транснациональным игрокам. В том числе меняется концепция правящих классов и вводится понятие транснациональных политических элит. Одной из ключевых предпосылок, позволяющих выделить этот слой элиты, является выявление механизмов ее консолидации, которые обеспечивают возможность агрегирования интересов и выработки общей политики. В статье рассматриваются организации, которые поддерживают транснациональное доминирование в мире. В основном это неформальные объединения транснациональных элит, служащие структурной платформой для выработки консенсуса по поводу наиболее важных вопросов мировой политики. В исследовании преимущественно использованы общелогические методы, такие как анализ, синтез, индукция, классификация, сочетание исторического и логического анализов. Автор приходит к выводу о повышении уровня организованности и интегрированности общности транснациональных элит. Первоначально неформальные форумы укрепляют позиции в транснациональной институциональной матрице и заслуживают все более серьезное отношение к себе со стороны исследователей. При этом, в силу закрытости информации, многие аспекты деятельности транснациональных элит в рамках частных транснациональных объединений остаются в тени.
Сидорова Е.В., Кривов С.В. - Тенденции и противоречия демократизации современных арабских обществ: роль исламского фактора c. 41-52

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17152

Аннотация: Предметом исследования является исследование роли исламского фактора в демократизации современных арабских обществ. Демократизация общества представляет собой один из главных и наиболее значимых элементов современных глобализационных процессов. Целью демократизации является имплантация различных демократических свобод, равноправия, политического плюрализма и т. д. в различные сферы общества. Именно на Арабском Ближнем Востоке в настоящее время альтернативы такому доминирующему фактору как ислам нет, поэтому любые происходящие по отношению к арабскому обществу процессы, должны учитывать роль и значение ислама. Конструктивизм является одним из методологических подходов к анализу социальных факторов и процессов в арабском мире. Использование конструктивистского подхода способствует более глубокому пониманию политических и социальных процессов на Арабском Ближнем Востоке. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о том, что нельзя противопоставлять понятия ислам и демократия, т. к. демократия без религии в арабских странах не будет иметь результата. Ислам играл и будет играть основную роль во многих сферах жизни общества на Арабском Ближнем Востоке.
Чжао Ц., Хо Д. - Помощь КНР странам Африки в телекоммуникационном секторе. Взаимодействие и роль FOCAC. c. 41-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.31753

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является роль помощи в реализации проектов сектора ИКТ в контексте международной помощи КНР Африки в целом, а также место форума «Китай-Африка» (FOCAC) в данном процессе. Предмет исследования – меры, которые используются Китаем для предоставления данной помощи, в том числе и в рамках FOCAC. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как значение китайских ТНК, работающих в области телекоммуникаций, роль FOCAC как платформы, позволяющей осуществлять эффективное сотрудничество в сфере телекоммуникаций между КНР и Африкой, а также реакция стран Запада на данные действия Пекина. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: структурно-логического, системного подхода, исторического и экономико-статистического анализа. Основные выводы - во-первых, сфера ИКТ является одним из самых перспективных секторов рынка для Китая в Африке, так как его корпорации обладают целым рядом преимуществ по сравнению со своими западными конкурентами;во-вторых, учитывая тесную связь между китайскими компаниями и правительством КНР, очевидно, что через данное взаимодействие Пекин успешно расширяет круг своих политических партнеров; в-третьих, особую роль здесь играет FOCAC, так как является единственным механизмом, позволяющим Китаю осуществлять свой африканский вектор внешней политики в двустороннем и в многостороннем формате. Научная новизна заключается в том, что комплексному анализу подверглась тема, мало изученная в отечественной и зарубежной историографии, были проанализированы новые источники, была совершена попытка выявить роль FOCAC конкретно в вопросе сотрудничества в области телекоммуникаций.
Айар Б. - Поворот Ирана на Восток: Оценка кавказской и центральноазиатской политики администрации Ибрахима Раиси c. 44-51

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.37250

Аннотация: В данном исследовании рассматривается кавказская и центральноазиатская политика новой администрации Ибрахима Раиси в Иране. Уже ясно, что евразийский регион стал приоритетным для иранской дипломатии, и президент Раиси демонстрирует эти изменения в первый год своей работы. Следуя сравнительной методологии, исследование проливает свет на отличия от политики предыдущей администрации. В качестве теоретической основы автор придерживается конструктивистской школы международных отношений, которая фокусируется на идеологическом уровне и восприятии акторов в процессах принятия решений. Цель исследования — изучить изменения в международной политике, которые уже заставили новую администрацию придерживаться нового подхода, придающего большее значение евразийской политике. Автор считает, что причинами такого изменения политики являются: 1) желание Тегерана не полагаться на ядерные соглашения в качестве центрального пункта своей внешней политики; 2) экономический кризис в стране, которая толкает иранских политиков на поиск альтернативных рынков и партнерств; 3) цель избавиться от международной изоляции, для чего евразийские двусторонние и межправительственные отношения могут сыграть важную роль; 4) изменение восприятия угроз Тегераном, вызванное недавними событиями на Кавказе и в Афганистане. Автор полагает, что совокупное воздействие этих факторов подтолкнуло администрацию И. Раиси к тому, чтобы рассматривать Евразию в качестве приоритета во внешней политике Ирана, и если эта тенденция сохранится, то в будущем мы будем наблюдать более сбалансированный подход, в отличие от предыдущих периодов, когда отношения с Западом и события на Ближнем Востоке в основном определяли центральную линию иранской дипломатии.
Шлюндт Н.Ю. - В поисках путей повышения эффективности международно-политического влияния: конвергенция финансовых мер давления и киберпространственных операций во внешней политике современных государств c. 45-51

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26006

Аннотация: В представленной статье анализируются новые средства международно-политического влияния, а именно киберфинансовые инструменты, представляющие собой следствие конвергенции традиционных финансовых мер давления со ставшими уже широко распространенными киберпространственными операциями. Автор поднимает общие вопросы, касающиеся конвергенции в политике, рассматривает предпосылки появления, объекты, виды и преимущества киберфинансовых инструментов внешней политики современных государств, подчеркивая, что они позволяют актору, принявшему решение об их применении, оставаться инкогнито и не уничтожать выгодные для него отношения экономической зависимости. Достигая поставленных перед собой целей, автор обращается к контент-анализу специализированной научной литературы, посвященной соответствующим тематикам, методу классификации, выделяя виды киберфинансовых инструментов, а также к изучению конкретных ситуаций, которые подтверждают выдвинутые предположения. Автор приходит к выводу, что на фоне взаимопроникновения, конвергенции финансовой инфраструктуры и киберпространства происходит появление ряда новых инструментов внешнеполитического влияния, которые можно назвать киберфинансовыми инструментами. Они все чаще оказываются предпочтительными средствами борьбы на мировой политической арене, используемыми как напрямую государствами и их союзами, так и через их прокси-акторов. Применение этих инструментов несет с собой как большую эффективность международного давления, так и новые риски и угрозы.
Алиев Н.Х., Высоцкий В.М., Догналова А. - Азербайджано-венесуэльские отношения c. 45-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.2.35719

Аннотация: Объектом коллективного исследования выступает развитие азербайджано-венесуэльских отношений с момента их установления в 1995 г. и до наших дней. Целью настоящей статьи является определение основных этапов развития двусторонних отношений между Азербайджаном и Венесуэлой, определить возможные перспективы их развития, обозначить точки соприкосновения международной повестки, а также изучить источниковую базу билатеральных отношений. Путем использования метода ситуационного анализа авторы не только провели разбор действий сторон, направленных на развитие двусторонних отношений, но и спрогнозировали стратегию официальных Баку и Каракаса по поводу дальнейшего расширения межгосударственного диалога. По итогам проведенного коллективного исследования, авторы пришли к выводу, что на геополитические основания внешней политики Азербайджана серьезную роль оказалo его поражение в Первой Карабахской Войне (1992-1994 гг.) и оккупация 20% его территории армянскими вооруженными силами. В последующие годы все внешнеполитические маневры официального Баку сводились к единой цели – восстановления своей территориальной целостности. Отсюда и вытекала необходимость заручиться дипломатической поддержкой других государств. В этом направлении наиболее плодотворной оказалась работа азербайджанской дипломатии в латиноамериканских государствах, в том числе и Венесуэле. Причем, у официальных Баку и Каракаса совпадают взгляды на многие вопросы международной и региональной политики. Для президента Венесуэлы Николаса Мадуро поддержание тесных связей с Азербайджаном служит дополнительной демонстрацией его легитимности в внутриполитической борьбе с оппозицией. Научная новизна исследования заключается в том, что это одна из первых попыток комплексного анализа азербайджано-венесуэльских отношений.
Деметрадзе М.Р., Шорохова С.П. - Роль «Кремниевой долины» в современных геополитических процессах. Вызовы для постсоветских государств c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.3.38727

EDN: ZJHXNL

Аннотация: Настоящая работа посвящена актуальной теме роли технопарков в современных глобализационных процессов мировой и национальной экономики. Это далеко не случайный факт, поскольку специфическая структура современного миропорядка бросает особые вызовы обществам постсоветского пространства. Перспективы их развития и равноправного участия в модернизационных процессах зависят от их способности соответствовать новым требованиям. В связи с этим, глубокого переосмысления и тщательного анализа требуют её движущие механизмы, затрагивающие практически все государства и общества. В работе особое внимание уделяется феномену «кремниевых долин», роли науки в США и странах Юго-Восточной Азии, производится сравнительный анализ их специфических черт. На основе полученных данных определятся степень отставания постсоветских обществ, предлагаются меры по его преодолению, прежде всего – путём реформирования образовательной системы и науки, автоматически выдвигающих на первое место человеческий фактор и интеллектуальный капитал. В работе используется междисциплинарный подход социально-гуманитарных дисциплин, в частности – социокультурной антропологии, семантики, структурный, сравнительный анализ – на основе которых выявляются проблемы постсоветских обществ, анализируются современные модернизационные и глобализационные процессы. Работа ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся феноменом «кремниевых долин», а также научных деятелей в сферах политики, права, социологии, экономики, культурной антропологии.
Хизриева С.С. - Общественная дипломатия во внешней политике Бразилии в период правления Лулы да Силва c. 47-54

DOI:
10.7256/2306-4226.2015.1.12617

Аннотация: После крушения двухполярной системы мирового порядка в практике международных отношений произошли существенные изменения, связанные в первую очередь с появлением новых коммуникационно – информационных технологий. Многие страны в начала XXI века пытаясь занять выгодное положение в мировом сообществе, ищут новые эффективные методы выстраивания внешнеполитических отношений - политические коммуникации. В Бразилии для обеспечения лидерских позиций в политике и экономике применяют новые технологии в политической коммуникации направленные на распространение латиноамериканских ценностей. Одним из направлений внешней политики Лулы де Сильвы было расширение взаимоотношений со странами ЕС, которые бы стали серьезным конкурентом США в Бразилии и в силу развития партнерских стратегических связей, могли оказать информационную поддержку Бразилии в результате информационных операций со стороны США. Кроме того, важнейшей задачей стоящей перед кабинетом Лулы де Сильвы было создание благоприятного имиджа страны и представителей власти для расширения сотрудничества в различных сферах взаимодействия между двумя регионами.
Альбертян А.П. - Развитие минерально-сырьевого комплекса как повышение геополитического статуса России c. 48-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.1.37713

Аннотация: Cостояние минерально-сырьевого комплекса является одной из основ функционирования и развития России в контексте мировой геополитической борьбы. Геополитический статус государства сегодня во многом зависит от того, как страна сможет ответить на вызовы, связанные с истощением традиционных районов добычи и началом нового этапа энергетического перехода. В настоящей статье автор приводит обзор минерально-сырьевого комплекса России, а также анализирует зависимость геополитического статуса от состояния минерально-сырьевого комплекса. По результатам исследования, автором делается вывод о том, что минерально-сырьевой потенциал России хотя и является одним из крупнейших в мире, вместе с тем, имеет место проблема дефицита отдельных видов полезных ископаемых (марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат, бентониты для литейного производства, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, йод, бром) и зависимость страны от импорта. Дефицит обуславливается как ростом потребления отдельных видов ископаемых, так и низким качеством, а также слабой разработанностью некоторых отечественных месторождений. В целях успешного развития России, страна нуждается в увеличении объемов и улучшении качества минерально-сырьевой базы, способной удовлетворить спрос наукоемких и технологических отраслей экономики (военно-промышленный комплекс, системы двойного назначения, медицина и т. д.).Увеличение объемов и улучшение качества минерально-сырьевой базы страны возможно за счёт освоения новых районов и поиска новых, высококачественных месторождений стратегического и дефицитного минерального сырья. В связи с чем, автор подробно рассматривает сотрудничество в области разработки минерально-сырьевых ресурсов в Республике Казахстан, в Социалистической Республике Вьетнам, а также с Китайской Народной Республикой. При проведении настоящего исследования автором были применены методы контент-анализа, исторический и системный.
Турхан О. - Либеральный Международный Порядок и Меры Экономического Принуждения в современной внешней политике США c. 52-62

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.3.35105

Аннотация: Статья посвящена эволюции либерального международного порядка в рамках традиционных направлений политики США на примерах применения экономических инструментов во внешней политике. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей развития американской внешней политики в отношении либерального международного порядка. При этом, американская внешняя политика исследуется через призму «четырех школ американской внешней политики» Уолтера Рассела Мида. Анализируются развитие и трансформация либерализма в контексте применения мер экономического принуждения в американской внешней политике. В статье также рассматриваются актуальные вопросы развития либерального миропорядка, возникающие перед реалистской и либеральной парадигмами.      Представители обеих групп видят несостоятельность либерального международного порядка, однако предлагают разные стратегии для определения американского внешнеполитического курса. Представители либеральной парадигмы считают, что либеральный международный порядок вступил в саморазрушающую стадию из-за ускоренной интеграции непохожих друг на друга государств в единую систему. Реалисты, в свою очередь, утверждают, что изменения в структуре международной системы обусловливают функциональность либерального международного порядка. Так, ревизионистская позиция России и Китая, является реакцией на навязанные принципы и служит основой перехода к многополярной системе. Таким образом, возрастающие конфликты интересов между сторонами приводят к применению принудительных мер.
Кривов С.В., Сидорова Е.В. - Тенденции миграционных процессов на Арабском Ближнем Востоке: история и современность c. 53-65

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17153

Аннотация: Актуальность исследования не вызывает сомнений, так как на современном этапе миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, связанное с различными сторонами жизни общества, формированием и проявлением тенденций их изменения. Кроме того, миграция выступает важнейшим определяющим динамику социально-экономических процессов фактором. Но следует учитывать, что как политика по адаптации и интеграции переселенцев, так и подходы к предоставлению национального гражданства, как правило, остаются вне поля зрения исследователей. Конструктивизм является одним из методологических подходов к анализу социальных факторов и процессов в арабском мире. Использование конструктивистского подхода способствует более глубокому пониманию политических и социальных процессов на Арабском Ближнем Востоке. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что проблема вынужденных мигрантов является одной из наиболее важных демографических проблем не только на Арабском Ближнем Востоке, но и во всем мире в целом. Эффективное управление миграционными процессами позволит создать необходимые условия для соблюдения прав и свобод человека, повышения качества жизни населения, снятия социальной напряженности.
Виноградова Е.А. - Роль публичной дипломатии АЛБА в урегулировании сирийского конфликта c. 55-65

DOI:
10.7256/2306-4226.2015.1.12619

Аннотация: Политика в области общественной дипломатии стран АЛБА на Ближнем Востоке является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США. В период 2006-2013 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает дополнительные перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности. Методология исследования основана на системном и структурно-функциональном подходах, сравнительно-историческом и сравнительно-политическом анализе, культурно-цивилизационном подходе, методах индукции, дедукции, конструирования, моделирования, экспертных оценок, анализа, синтеза, наблюдения. В 2004 г. девять стран Латинской Америки и Карибского бассейна - Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины - создали международную организацию и субрегиональное интеграционное объединение АЛБА: Боливарианский альянс для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America). Инициаторами образования АЛБА были Уго Чавес и Фидель Кастро.
Кирикова А.А. - Общие положения политики коммуникаций в ЕС: СМИ в контексте взаимодействия граждан и общественных институтов c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.17383

Аннотация: В данной статье автор освещает общие положения (цели, принципы, и др.) и современные проблемы существующей коммуникационной (имиджевой) политики, обеспечивающий право граждан на доступ к информационным ресурсам и на их взаимодействие с общественными институтами в этой связи. Объектом исследования является сфера деятельности, общественные отношения, возникающие в рамках коммуникационной политики ЕС, у которой наличествует своя специфика, будучи обусловленной как исторической преемственностью, так и современными гуманистическими демократическими явлениями в отдельных странах–участницах Союза. Цель исследования характеризуется анализом доктринального положения сферы СМИ в контексте современной реальности, выявлением системных связей, позволяющих отнести те или иные институты в качестве затрагивающих тематику данного исследования, рассмотрением базовых составляющих обозначенного явления. Методы исследования, задействованные автором при подготовке этой статьи, следующие: индукция, теоретический и сравнительно–правовой контент–анализ, фрирайтинг, иные обще– и частнонаучные методы исследования. В результате произведённых изысканий автор пришёл к выводу, что имиджевая политика исследуемого региона, основываясь на принципах прозрачности, объективности и взаимно открытой связи с обществом, должна взять курс сосредоточения конкретных выгод, преимуществ каждого национального правительства в том случае, если они будут поддерживать открытый коммуникационный канал с наднациональными структурами, а равно способствовать распространению доступа к сети «Интернет» для всех членов ЕС.
Хедайати Шахидани М. - Односторонние санкции как несправедливый прием в международных отношениях: кейс-стади на примере односторонних санкций США против России (2014) c. 64-85

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.14059

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие односторонних санкций и история их применения в международных отношениях и внешней политике США. Односторонние санкции представляют собой один из важнейших инструментов дипломатии принуждения в международной политике. Соединенные Штаты Америки в основном используют этот инструмент против игроков, которые не принимают политику этой страны. Поэтому такие санкции направлены на убеждение стран, интегрированных в мировую экономику, но не желающих принимать правила США. США используют такие санкции для реализации своих политических целей. Эта страна обычно использует нормативные понятия и риторику для установления экономических ограничений. Применение таких слов, как «нарушитель», стало частью риторики этой страны, направленной на противодействие своим соперникам в мировой политике, хотя детальной изучение международного законодательства показывает, что эта страна совершает наибольшее количество нарушений норм международного права. После окончания холодной войны и в период президентства Б.Обамы США регулярно применяли односторонние санкции против таких стран, как Россия, Иран, Венесуэла и др. Легитимность и нелегитимность такого рода санкций будет рассмотрена в соответствии с теорией законодательного запрета, а затем будут представлены важнейшие последствия такого рода санкций для отношений между странами, а также экономики различных государств.
Манойло А.В. - Геополитическая картина современного мира и управляемый хаос c. 66-80

DOI:
10.7256/2306-4226.2015.1.12665

Аннотация: Современная геополитическая картина мира характеризуется крайней неустойчивостью. Ее основной особенностью становится то, что геополитические границы, разделяющие современные государства и нации, проходят сегодня не столько по географическим границам водоразделов (горных хребтов) и береговым линиям, сколько в умах людей, научившихся разделять общество на своих и чужих по принципу принадлежности к определенным национальным интересам, ценностям, идеологическим концепциям, доктринам, моделям политического поведения, которым сегодня одинаково охотно могут следовать и континентальные, и островные державы. Методология статьи включает системный, структурно-функциональный, сравнительный и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа. синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, моделирования. Для закрепления этих границ в сознании населения используются символы, имеющие характер маркеров, отмечающих «своих» и позволяющих их распознавать другими «своими», отделяя от «чужих». Нередко эти маркеры имеют весьма примитивный характер — это могут быть цветы (розы в Грузии, тюльпаны в Кыргызстане, васильки в Беларуси, кактусы в Мексике, жасмин в Тунисе) в руках участников цветных революций на пространстве СНГ, оранжевые лоскуты материи в Украине или белые ленточки в России, финики в Тунисе и Египте, и т.д.
Галибина-Лебедева Е.С. - Протестантские церкви и секты как новый субъект политики в Латинской Америке c. 72-91

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.3.30440

Аннотация: В последние годы присутствие протестантских церквей в политической жизни региона значительно возросло, о чем могут свидетельствовать результаты напряженного избирательного цикла 2018-2019 гг., продемонстрировавшего высокий уровень политической поляризации в обществе. Итогом этих выборов стало избрание правых кандидатов в президенты ряда латиноамериканских стран при поддержке протестантских общин. Стремительному взлёту протестантских церквей способствовала и недостаточная работа с населением представителей Римско-католической церкви, и кризис левых партий. Если ещё недавно протестантские церкви ограничивали свое политическое вторжение местным уровнем, то сегодня они ставят более амбициозные цели, оказывая влияние на результаты президентских выборов. Так как традиционно электорат правых партий — это представители высших социальных слоёв, они не могут рассчитывать на весомую поддержку избирателей на выборах. А протестантские церкви решают самый важный политический недостаток правых партий— обеспечивают им голоса низших слоёв общества, превращая их из узко элитарных в народные партии. А значит справедливо заключить, что новая волна «правого поворота» в Латинской Америке, была вызвана в том числе деятельностью протестантских церквей. Значимое влияние этих Церквей в латиноамериканской политической жизни может быть также рассмотрена как особенное региональное явление.
Dzhanabi Y.S. - The internal causes of Iraqi political instability after 2003 c. 72-79

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.1.35548

Abstract: This research topic is discussed in order to analyze the phenomenon of political instability in Iraq after 2003, in terms of the basic concept, origins and mechanisms of its resolution. There is a large variety of objects that can be researched. Firstly, the objective of subjectivity: It is linked to my, the researcher's, desire to discuss the phenomenon of political instability in Iraq after 2003 as part of my particular specialization in Iraqi affairs. Secondly, there are scientific objectives. I feel that there is insufficient research and analysis regarding this topic. Thirdly, impartial objectives: I seek to find effective resolutions to the political instability phenomenon, which has continued to have a negative impact on quality of life for Iraqis. The results of this research should be placed in the hands of political decision makers as it presents some feasible solutions that could help leaders choose the best path forward to resolve this phenomenon. Syllabus: The study was conducted on the basis of a systemic analytical approach based on inputs and outputs. Problem: The main concern of this work is the answer to the following questions: What led to political instability in Iraq after 2003? the novelty of the study lies in the fact that, they are aimed at the root of most of Iraq's problems. The study time frame is from 2003 to the present. The spatial framework of research is the country of Iraq.
Бобкин Н.Н. - Президентские выборы в Иране - 2013 c. 80-98

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.2.774

Аннотация: Иранцы будут выбирать седьмого президента страны 14 июня 2013 года. Нынешний президент Ахмадинеджад не сможет баллотироваться в третий раз подряд. Страна находится в преддверии прихода к власти нового президента, личность которого в состоянии оказать существенное влияние на дальнейший курс Ирана. В этот раз успех поддерживаемому духовным лидером Хаменеи кандидату не представляется гарантированным на все сто процентов. Что ждет Иран на выборах, смогут ли санкции США спровоцировать массовые беспорядки, как поведет себя Ахмадинежад в борьбе за свое политическое наследие, стоит ли опасаться «персидского лета 2013 года? В статье сделана попытка найти ответы на эти вопросы, дать своеобразный анализ «раннего предупреждения». Несомненно, что внимание к приближающимся в Иране выборам будет нарастать. Вскоре нам предстоит узнать, как Иран справится с организацией выборов и обеспечением безопасности, кто станет новым главой исполнительной власти крупнейшего в регионе государства и как на это отреагирует регион и весь мир, включая Россию.
Хао Л. - «Один пояс и один путь» в контексте стратегического сотрудничества России и Китая c. 82-91

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23848

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является анализ межгосударственного взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республикой с конца XX века и до настоящего времени в рамках намечающихся новых перспектив долгосрочного сотрудничества. Автор проводит краткий экскурс в недавнюю историю взаимоотношений двух стран и дает прогноз их развития на ближайшую перспективу в рамках принятой совместной программы «Один пояс и один путь». Данный проект основан на принципе «взамодополняемости», то есть объединении преимуществ Китая и России, что позволит сформировать современное крупномасштабное «партнерство по развитию». Данное исследование базируется на ряде научных методов, среди которых – исторический, институциональный, системный, сравнительный методы научного анализа. Новизна данного исследования заключается в том, что рассматриваемая научно-политологическая проблема открывает новое понимание векторов развития отношений двух крупнейших мировых держав. В частности, рассматривается роль КНР при реализации крупных проектов Евразийского экономического союза в условиях экономического спада России и других связанных с ней стран как результат введения западных санкций. В ситуации возможного сужения потенциала ЕАЭС именно китайский проект «общего пути» может естественным образом компенсировать спрос России на эффективное партнерство. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о том, что в сегодняшнем мире альянс России и Китаю может определить многие векторы развития мировой политики на ближайшие десятилетия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.