по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Мировая политика
Яникеева И.О. - Российско-американские отношения в сфере обеспечения международной информационной безопасности c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38897

EDN: JKNPZX

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению итогов исследования по выявлению специфики российско-американского взаимодействия в сфере обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) и потенциала его развития в цифровой среде в XXI веке. Автор, в частности, рассматривает такие аспекты темы как подходы России и США в сфере обеспечения МИБ; российско-американское взаимодействие в сфере обеспечения МИБ. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики российско-американских отношений по вопросам МИБ, а также тому, в какой мере они оказывают влияние на современную международную безопасность в период с 1998 года по настоящее время.    Основной вывод проведенного исследования – МИБ является важной составляющей двусторонних отношений России и США, причем характер отношений по данной проблематике оказывает влияние в рамках международной системы в целом, но будучи вписано в более широкий геополитический контекст, обладает определенной автономией. Особым вкладом автора в исследование темы является применение метода анализа кейсов (case study) для выявления роли киберсанкций в рамках МИБ в целом и российско-американских отношений в частности. Новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа проблематики МИБ в контексте современных двусторонних отношений России и США и тенденций развития международной системы в целом.
Региональные конфигурации международных отношений
Урюпина А.Э. - Проблемы реализации интеррегиональной политики ЕС на азиатском направлении c. 16-31

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38967

EDN: EZSCDV

Аннотация: Интеррегионализм занимает важное место во внешней политике Европейского союза, ведь посредством его ЕС стремится расширить свое присутствие в различных регионах мира и экспортировать свои нормы, взгляды и ценности. Не исключение и перспективный, быстро развивающийся азиатский регион. Данная статья посвящена изучению процесса выстраивания интеррегиональной политики Европейским союзом на азиатском направлении, а именно с крупнейшим в регионе региональным объединением – Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Целью данного исследования выступает выявление основных факторов, тормозящих выстраивание эффективного сотрудничества между регионами, а также создание зоны свободной торговли (ЗСТ).     Основным выводом данного исследования является то, что существуют ряд препятствий на пути к созданию межконтинентальной зоны свободной торговли ЕС-АСЕАН, которые в значительной степени влияют на отношения между региональными группировками. Во-первых, это практика заключения двусторонних соглашений, применяемая в качестве выстраивания плацдарма для будущей ЗСТ. С отдельными странами, а именно с Сингапуром и Вьетнамом уже были успешно подписаны двусторонние соглашения, однако с другими странами-участницами АСЕАН возникают противоречия как экономического, так и политического характера. Во-вторых, существующая конкуренция с Китаем и США за влияние в регионе, сдерживает попытки ЕС к проведению своей интеррегиональной политики.
Проблемы войны и мира
Рустамова Л.Р. - Вклад международных неправительственных организаций в процессы мирного урегулирования конфликтов: кейс сирийского конфликта c. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38836

EDN: IMDEEC

Аннотация: Ввиду увеличения численности конфликтов и возникновения новых в относительно спокойных до этого регионах, которые ведут к росту напряженности и дестабилизации системы международных отношений, поиск новых механизмов урегулирования и новых участников, способных сгладить возникшие гуманитарные вопросы, внести позитивную повестку через взаимодействие со всеми участниками, является актуальной исследовательской задачей. В данной работе в качестве таких новых акторов рассматриваются международные неправительственные организации (МНПО), активно задействованные в урегулировании конфликта в Сирии. Цель статьи - проанализировать их вклад в сирийский мирный процесс, рассмотреть их возможности и ограничения. Методологическую базу составили дискурс-анализ и кейс-стади. Выбор кейса Сирии обусловлен продолжающимся характером гражданской войны в ней, а также рядом новых инициатив, предложенных МНПО по урегулированию конфликта, что обуславливает новизну настоящего исследования. В ходе исследования были определены основные организации, выступающие с предложениями по мирному урегулированию конфликта, а также выявлены основные тенденции участия МНПО в кризисном урегулировании в Сирии: тесная взаимосвязь их деятельности по мирному процессу с проектами по миростроительству, активная работа с местными МНПО, переход на удаленные форматы работы вследствие проблем безопасности. Однако анализ предложений по мирному процессу выявил и основные проблемы деятельности МНПО в рамках второго направления дипломатии, которые связаны с отходом от принципа беспристрастности, а также влиянием динамики традиционной дипломатии на возможности МНПО продвигать свои инициативы. Ключевой вывод заключается в том, что несмотря на сложность сирийского мирного процесса и доминирующую роль традиционной дипломатии, МНПО оказывают на него значительное благотворное влияние, сплачивая сирийское население на низовом уровне и побуждая его к созданию аналогичным МНПО гражданских объединений, которые также постепенно переходят к поиску национального примирения.
Теория и методология международных отношений
Yin Q. - MCC as a Tool of American Influence on Developing Countries c. 46-57

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.39171

EDN: JZYPMB

Abstract: In February 2022 there were massive demonstrations in Nepal against the $500 million "free" aid agreement between the country and the Millennium Challenge Corporation (MCC). The protests subsided, and the Nepalese parliament overwhelmingly approved the agreement. In July 2022, civil unrest broke out in Sri Lanka. A member of parliament shot himself, the prime minister's ancestral home was burned down, the defense ministry was forced to issue a "shoot-to-kill" order against protesters, and the president promised not to sign the MCC. In this article, the author explores the MCC as an instrument of American influence in developing countries, using Sri Lanka and Nepal as examples. Particular attention is given to specific mechanisms of economic pressure on developing countries to achieve political results. This article introduces the MCC organization and, by describing events in Nepal and Sri Lanka, reveals the role that the MCC plays in the process of American intervention in the Third World. The study analyzes statistics that illustrate the economic impact of the U.S. on developing countries. The author draws conclusions about the impact of U.S. activities through the MCC on the regional environment. There are many ways in which the United States intervenes in regional affairs. The MCC is only one of them, but it is particularly significant. Through it, the U.S. establishes privileged conditions for itself in negotiations with developing countries to achieve results that could not be obtained without economic pressure.
Вызовы и угрозы международной безопасности
Стригунов К.С. - Стратегические риски, препятствующие ядерной войне между Китаем и США c. 58-87

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.39024

EDN: NWVAMZ

Аннотация: Объект исследования ‒ гипотетическая ядерная война между КНР и США. Предмет исследования ‒ стратегические риски, препятствующие ядерной войне между КНР и США. Цель исследования ‒ определить стратегические риски, препятствующие инициации ядерной войны между КНР и США на стадии принятия решения о нанесении первого ядерного удара. Методы и методология. Исследование проведено в рамках неореализма. Использовался системный подход, а также методология классических военно-политических исследований. Среди методов применялись такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция. Также применялся метод изучения документов и факторный подход. В статье анализируются стратегические риски, препятствующие развязыванию ядерной войны между КНР и США в условиях интенсивной глобализации. Автором сделан вывод о том, что стратегические риски ядерной войны перевешивают выгоду от нее в условиях интенсивной глобализации. Ожидание ядерного удара и механизм принятия решения о нем, по мнению автора, являются одними из важнейших факторов низкой вероятности акторов прибегнуть к ядерной войне как средству разрешения противоречий. Вместе с этим, неверная интерпретация ущерба и разность понимания масштаба ядерного удара также препятствует ядерной войне. Новизна данного исследования. Вопрос о гипотетической ядерной войне между Китаем и США впервые рассматривается в сценариях ограниченного и массированного ЯУ одновременно с учетом факторов интенсивной глобализации; эффекта «тумана войны», который играет важную роль; риска искаженной интерпретации атакуемым масштаба ядерных ударов; разного понимания атакующим и атакуемым того, что считать ограниченным ударом и риска непропорционального ответа; стирания границы между ограниченным и массированным ядерным ударом в условиях интенсивной глобализации и снижения уровня неприемлемого ущерба; фактора третьих сторон, в т.ч. государственных или негосударственных акторов, способных спровоцировать ядерную эскалацию.
Миротворческие операции
Торосян А.О. - Концептуальные основы миротворчества в рамках ООН c. 88-97

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38437

EDN: OQZQEN

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые принципы миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. На основе задействования механизмов Устава Организации Объединенных Наций показана эволюция деятельности данной Организации в области поддержания международного мира и безопасности от концепции коллективной безопасности к современной практике миротворчества. На примере ключевых документов универсальной Организации и конкретных миротворческих миссий Организации Объединенных Наций анализируется функционирование принципов согласия сторон, беспристрастности и неприменения силы, а также их концептуальные изменения в постбиполярный период. Концептуализация принципов миротворческой деятельности ООН отражает процессы эволюции системы международных отношений в биполярный и постбиполярный период в целом, и ООН в частности. Невозможность претворения в жизнь изначальных идей, заложенных в Уставе ООН, побудила государства к выработке гибких механизмов реагирования и адаптации Организации к текущим условиям и переходу от концепции коллективной безопасности к современным практикам миротворчества; постепенно сформировались ключевые принципы, заложившие основу миротворческих операций ООН. В одном ряду с упомянутыми принципами — согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы — стоят и такие принципиальные составляющие успеха миротворческих операций, как общее руководство со стороны учреждающего органа, то есть СБ ООН, а также порядок управления и контроля над международными миротворческими силами, которые действуют под руководством СБ ООН, но находятся под командованием Генерального секретаря, выступающего от имени ООН и имеющего политические установки от Совета Безопасности.
Международный имидж государства
Зеленева И.В., Терехов М.С. - Влияние Олимпийских игр на формирование имиджа России c. 98-108

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38609

EDN: NVCQFN

Аннотация: В последние годы Россия уделяет большое внимание Олимпийским играм. Олимпийское движение играет важную роль в формировании внешнеполитического имиджа страны и продвижении национальных интересов. Целью данной статьи является определение того, какое влияние Олимпийские игры оказывают на формирование имиджа Российской Федерации. Выделяются основные этапы участия России в Олимпийских играх в 1994-2022 гг., формирующие имидж страны. В результате исследования было показано, что первые два этапа, включающие период с 1994 по 2012 гг. и Олимпийские игры – 2014 в Сочи, были крайне успешными для формирования положительного имиджа России, который конструировался благодаря успехам российских спортсменов, возведению «Русского дома» в Олимпийских парках, церемониям открытия и закрытия на Олимпиаде в Сочи, а также проекту Культурная Олимпиада «Сочи 2014». Был укреплен имидж России как великой спортивной державы. Однако участие России в Олимпиадах с 2016 по 2022 гг. не было столь успешным и сказалось на имидже нашей страны. Ухудшение имиджа было обусловлено различными допинг-скандалами, связанными с российскими спортсменами. Авторы пришли к выводу, что Олимпийские игры с 1994 по 2012 гг. и Олимпиада в Сочи – 2014, которые мы относим к первым двум этапам, имели устойчивый положительный эффект на имидж России. Однако, негативные факторы, возникшие с 2016 года, частично нивелировали достигнутые за предыдущие годы успехи в этом направлении. В связи с текущей геополитической ситуацией проведение еще одних Олимпийских игр в России не предвидится в обозримом будущем, поэтому в данный момент оптимальным вариантом является акцент на развитии спорта внутри страны. Также для создания положительного имиджа России важным видится возрождение практики создания «Русского дома» в Олимпийских парках.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.