Статья 'Влияние Олимпийских игр на формирование имиджа России' - журнал 'Мировая политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мировая политика
Правильная ссылка на статью:

Влияние Олимпийских игр на формирование имиджа России

Зеленева Ирина Владимировна

ORCID: 0000-0001-5314-5658

доктор исторических наук, кандидат политических наук

профессор, кафедра мировой политики, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет

191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 8 подъезд

Zeleneva Irina Vladimirovna

Professor, Department of World Politics, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University

191060, Russia, Saint Petersburg, Smolny str., 1/3, 8 entrance

irina_zeleneva@mail.ru
Терехов Михаил Сергеевич

ORCID: 0000-0001-6109-7756

студент, кафедра мировой политики, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет

191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 8 подъезд

Terekhov Mikhail Sergeevich

Student, Department of World Politics, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University

191060, Russia, Saint Petersburg, Smolny str., 1/3, 8 entrance

mikhail.terekhov01@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8671.2022.4.38609

EDN:

NVCQFN

Дата направления статьи в редакцию:

12-08-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: В последние годы Россия уделяет большое внимание Олимпийским играм. Олимпийское движение играет важную роль в формировании внешнеполитического имиджа страны и продвижении национальных интересов. Целью данной статьи является определение того, какое влияние Олимпийские игры оказывают на формирование имиджа Российской Федерации. Выделяются основные этапы участия России в Олимпийских играх в 1994-2022 гг., формирующие имидж страны. В результате исследования было показано, что первые два этапа, включающие период с 1994 по 2012 гг. и Олимпийские игры – 2014 в Сочи, были крайне успешными для формирования положительного имиджа России, который конструировался благодаря успехам российских спортсменов, возведению «Русского дома» в Олимпийских парках, церемониям открытия и закрытия на Олимпиаде в Сочи, а также проекту Культурная Олимпиада «Сочи 2014». Был укреплен имидж России как великой спортивной державы. Однако участие России в Олимпиадах с 2016 по 2022 гг. не было столь успешным и сказалось на имидже нашей страны. Ухудшение имиджа было обусловлено различными допинг-скандалами, связанными с российскими спортсменами. Авторы пришли к выводу, что Олимпийские игры с 1994 по 2012 гг. и Олимпиада в Сочи – 2014, которые мы относим к первым двум этапам, имели устойчивый положительный эффект на имидж России. Однако, негативные факторы, возникшие с 2016 года, частично нивелировали достигнутые за предыдущие годы успехи в этом направлении. В связи с текущей геополитической ситуацией проведение еще одних Олимпийских игр в России не предвидится в обозримом будущем, поэтому в данный момент оптимальным вариантом является акцент на развитии спорта внутри страны. Также для создания положительного имиджа России важным видится возрождение практики создания «Русского дома» в Олимпийских парках.


Ключевые слова:

спорт, Олимпийские игры, Россия, Олимпиада в Сочи, имидж, Русский дом, мягкая сила, культура, допинг, спортсмены

Abstract: In recent years, Russia has been paying great attention to the Olympic Games. The Olympic Movement plays an important role in shaping the country's foreign policy image and promoting national interests. The purpose of this article is to determine what impact the Olympic Games have on the formation of the image of the Russian Federation. The main stages of Russia's participation in the Olympic Games in 1994-2022, forming the image of the country, are highlighted. The study showed that the first two stages, including the period from 1994 to 2012 and the 2014 Olympic Games in Sochi, were extremely successful in forming a positive image of Russia, which was constructed thanks to the successes of Russian athletes, the construction of a "Russian House" in Olympic parks, the opening and closing ceremonies at the Sochi Olympics, as well as the Sochi 2014 Cultural Olympiad project. The image of Russia as a great sports power was strengthened. However, Russia's participation in the Olympics from 2016 to 2022 was not so successful and affected the image of our country. The deterioration of the image was caused by various doping scandals related to Russian athletes. The authors came to the conclusion that the Olympic Games from 1994 to 2012 and the Olympic Games in Sochi – 2014, which we refer to the first two stages, had a steady positive effect on the image of Russia. However, the negative factors that have arisen since 2016 partially offset the successes achieved in this direction in previous years. Due to the current geopolitical situation, holding another Olympic Games in Russia is not expected in the foreseeable future, so at the moment the best option is to focus on the development of sports within the country. Also, to create a positive image of Russia, it is important to revive the practice of creating a "Russian House" in Olympic parks.


Keywords:

sport, Olympic Games, Russia, Sochi Olympics, image, Russian House, soft power, culture, doping, sportsmen

Введение

Данная статья посвящена влиянию Олимпийских игр на внешнеполитический имидж Российской Федерации. Конструирование положительного внешнеполитического имиджа государства является ключевым элементом мягкой силы.

Современная наука уделяет большое внимание проблематике внешнеполитического имиджа. Процесс формирования внешнеполитического имиджа государства изучали: Галумов, Э. А.[1], Глазатов А. В.[2], Городнина О. С.[3], Дворникова Е. К.[3], Сагалаева С. С.[4], Boulding K.[5], Mercer J.[6], Morris C.[5] Влияние Олимпийских игр на формирование имиджа страны было проанализировано в работах Акамеевой А. А.[7], Воинова Д. Е.[8] и Мартыненко С. Е.[9]

В статье будут рассмотрены три основных этапа участия России в Олимпийских играх с 1994 по 2022 гг., которые повлияли на внешнеполитический имидж. В качестве первого этапа мы выделили 1994-2012 гг. Хронологические рамки данного периода объясняются тем, 1994 год был годом первой Олимпиады, в которой наши спортсмены приняли участие под флагом Российской Федерации, а 2012 год – Олимпийские игры в Лондоне, которые стали последними перед Олимпиадой в Сочи. Второй этап полностью посвящен Олимпиаде в Сочи в 2014 году, которая заслуживает отдельного рассмотрения. И, наконец, третий этап продолжался с 2016 по 2022 гг. Обозначим его как «послесочинский» этап, к которому относятся все Олимпийские игры, начиная с 2016 года. На протяжении всего этого этапа российских спортсменов преследовали различные допинг-скандалы.

Влияние Олимпийских игр на имидж России с 1994 по 2012 гг.

Первыми Олимпийскими играми, в которых наши спортсмены выступали под флагом Российской Федерации, стали XVII Зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере (Норвегия, 1994 год). К этому моменту все бывшие советские республики, включая Россию, стали суверенными членами Международного Олимпийского комитета (МОК). За олимпийскую сборную России выступили 113 спортсменов, и она стала второй по численности на данных играх после США[10].

Перед этой Олимпиадой многие спортивные эксперты пессимистически относились к перспективам России, объясняя это недавним полным распадом государственной системы спорта, которая обеспечивала успехи на Олимпийских играх командам СССР. Но российские спортсмены доказали всю беспочвенность подобных прогнозов, заняв первое место в неофициальном командном зачете и завоевав 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовых медалей[11].

В таблице представлены результаты олимпийской сборной России в неофициальном командном зачете:

Олимпийские игры

Место РФ в неофициальном командном зачете

Лиллехаммер – 1994

1

Атланта – 1996

2

Нагано – 1998

3

Сидней – 2000

2

Солт-Лейк-Сити – 2002

5

Афины – 2004

3

Турин – 2006

4

Пекин – 2008

3

Ванкувер – 2010

11

Лондон – 2012

4

Можно сказать, что олимпийская сборная России в период с 1994 по 2012 гг. стабильно показывала высокие спортивные результаты, не опускаясь ниже 5 места в неофициальном командном зачете, за исключением провала в Ванкувере в 2010 году, где наша сборная заняла лишь 11 место.Такие достижения российских спортсменов положительно сказывались на имидже страны, создавая образ сильной спортивной державы.

Еще одним инструментом, которым Россия активно пользовалась для продвижения своего имиджа, является организация «Русского дома» в Олимпийских парках. Изначально главной целью подобных сооружений было предоставление своим спортсменам места, где они могли бы собираться, а также отмечать свои успехи. Но затем в «Русских домах» стали оставлять пространство, где все желающие могли познакомиться с культурой нашей Родины.

Так, например, первый «Русский дом» был создан на Летних Олимпийских играх 1992 года в Барселоне (Испания). Но тогда его деятельность практически не освещалась в прессе. На Зимних Олимпийских играх 1994 года в Лиллехаммере (Норвегия) «Русский дом» был сделан исключительно для отдыха российских спортсменов. С Летней Олимпиады 1996 года в Атланте (США) «Русский дом» приобрел свой современный формат и стал «домом гостеприимства». В нем стали проходить встречи спортсменов с журналистами, болельщиками и другими желающими. В «Русском доме» начали проводить мероприятия, посвященные российской культуре, традициям, кухне[12].

Наибольшую известность получил «Русский дом», организованный на Зимней Олимпиаде 2010 г. в Ванкувере (Канада). Он занимал здание в общественном центре «Мир науки». «Русский дом» состоял из концертного и банкетного залов, а также открытой площадки. Его основная деятельность была связана с информированием гостей о предстоявших Зимних Играх 2014 г. в Сочи. Работа «Русского дома» началась с телемоста Сочи – Ванкувер, в ходе которого на тот момент председатель правительства РФ Владимир Путин пообщался с находившимися в Канаде олимпийцами. Общая площадь «Русского дома» составляла около 10 тыс. кв. м, его посетили свыше 100 тыс. гостей[12].

Олимпийские игры – 2014 в Сочи

Олимпийские игры в Сочи, прошедшие в 2014 году, значительно повлияли на формирование положительного имиджа России, поэтому они заслуживают отдельного изучения. Данная Олимпиада стала первой в истории современной России, которую наша страна приняла у себя.

Решение о том, что XXII Зимние Олимпийские игры пройдут в Сочи, было принято на проходившей 4 июля 2007 года в Гватемале 119-й сессии МОК. Особое политическое значение данным Играм придал тот факт, что президент Российской Федерации В. В. Путин накануне принятия решения о стране-хозяйке встретился с членами МОК для того, чтобы лично поддержать заявку России на проведение Зимних Олимпийских игр – 2014 в Сочи. Это был первый подобный случай, когда президент страны, подавшей заявку на проведение Олимпийских игр, встретился с членами МОК. Это вызвало политический резонанс, так как МОК заявил, что президент России внес решающий вклад в успех российской заявки. Конечно, личное присутствие В. В. Путина было не единственным фактором выбора Сочи в качестве столицы Игр. Другими факторами были необычность места проведения (так как Сочи находятся в субтропической зоне) и достижения российских спортсменов в зимних видах спорта. В целом, отечественные и зарубежные эксперты единогласно пришли к выводу о том, что В. В. Путин видел в Олимпийских играх возможность продемонстрировать важность роли России как в международном, так и во внутрироссийском контекстах[7].

С самого начала Олимпийские игры в Сочи рассматривались в России как один из самых грандиозных проектов, которые были призваны сформировать положительный образ страны на международной арене после распада СССР. В подобной ситуации особенно значимой оказалась резкая актуализация в зарубежных медиа определенного спектра сюжетов (не всегда политического характера) на финальных стадиях подготовки Игр: права человека, персональный имидж В. В. Путина, вопросы терроризма и безопасности. Причем, стоит отметить, что данные темы обсуждались и на уровне первых лиц государств, а не только среди многочисленной аудитории сети Интернет[8].

Изначально заданный тон в медиа пространстве определялся отнюдь не российской стороной, а именно западной прессой. Это сыграло ключевую роль в нивелировании «мягкой силы» России, через которую наша страна пыталась сформировать положительный имидж. Однако невозможно не отметить, что некоторые зарубежные СМИ писали об Играх 2014 г. более позитивно, но их материалы были скорее исключением в сложившейся ситуации и не могли изменить изначально созданный негативный поток информации. Проведение самих Олимпийских игр показало, что заранее созданный международными СМИ медийный образ был ложным. Но главной задачи Игр в Сочи – создания благоприятного имиджа России за рубежом – полностью добиться не удалось. Несмотря на то, что эмоциональная окраска материалов в СМИ изменилась в лучшую сторону, можно говорить лишь о смягчении критики в адрес России. Украинский кризис 2014 года оказал свое внешнее негативное влияние на имидж России[8]. Однако во время проведения Олимпиады отношение к России в мире изменилось. В статьях зарубежных СМИ, интервью спортсменов и журналистов появились положительные оценки организации и проведения Олимпиады, гостеприимства нашей страны[9].

Олимпийские игры – 2014 изменили имидж государства: люди из разных стран больше узнали о России, о ее культуре и народах. Благосостояние региона, где проводились Игры, те условия, которые были созданы для мероприятия, повлияли на инвестиционную привлекательность Краснодарского края и страны в целом, а также на развитие туризма. В Сочи были построены стадион «Фишт», малая ледовая арена «Шайба», ледовый дворец «Большой», арена «Ледяной куб», ледовый дворец «Айсберг» и др. В Красной Поляне, находящейся высоко в горах, были открыты спортивные объекты «Роза Хутор», «Санки», «Лаура» и «Русские горки». Все они и по настоящий момент активно задействованы в проведении различных мероприятий.

Проведение XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году сыграло большую роль в ознакомлении иностранной аудитории с культурой России. В ходе подготовки к Олимпиаде был осуществлен уникальный проект под названием Культурная Олимпиада «Сочи 2014». С 2010 года по 2014 год было выбрано все лучшее, что есть в российской культуре. За это время во всех регионах страны было проведено огромное количество мероприятий, посвященных российской культуре. 2010 год, в рамках Культурной Олимпиады, был посвящен кино, 2011 – театру, 2012 – музыке, 2013 – музеям. В результате, все лучшее, что было собрано в ходе осуществления данного проекта, было представлено в культурной программе Зимних Олимпийских игр в Сочи. При этом большинство выставок и мероприятий культурной программы Олимпиады были бесплатными. Таким образом, иностранным туристам в ходе проведения Олимпиады удалось показать не только культуру конкретного региона, в котором проходила Олимпиада, но и все лучшее, что есть в культурах всех регионов многонациональной России. Всего Олимпийские игры в Сочи посетило более 1 миллиона туристов[13].

Еще одним способом привлечения внимания к культуре России в рамках проведения Олимпийских игр стали церемонии открытия и закрытия, которые транслировались по всему миру и позволили познакомить огромную аудиторию с культурой нашей страны. Церемония открытия сочинской Олимпиады отчетливо показала то, какой образ Россия хотела презентовать миру, повысила привлекательность нашей страны на международной арене. Акцент был сделан на том, какой вклад в мировую культуру внесла наша страна. Это было вполне оправданно, так как российские писатели, поэты, танцоры, композиторы и музыканты всегда обладали крайне широким международным признанием[7]. Многие европейские издания писали о том, что церемонии открытия и закрытия были чем-то грандиозным[8].

Российские спортсмены заняли первое место в неофициальном командном зачете, что означало триумф российского спорта.

Влияние Олимпийских игр на имидж России с 2016 по 2022 гг.

К периоду, обозначенному нами как «послесочинский» относятся все Олимпиады, проходившие после Олимпиады – 2014 в Сочи, а именно: XXXI Летние Олимпийские игры – 2016 в Рио-де-Жанейро, XXIII Зимние Олимпийские игры – 2018 в Пхёнчхане, XXXII Летние Олимпийские игры – 2020 в Токио и XXIV Зимние Олимпийские игры – 2022 в Пекине.

Для начала рассмотрим результаты российских спортсменов на указанных выше Олимпиадах:

Олимпийские игры

Место РФ в неофициальном командном зачете

Рио-де-Жанейро – 2016

4

Пхенчхан – 2018

13

Токио – 2020

5

Пекин – 2022

9

Из этой таблицы можно сделать вывод о том, что российские спортсмены продолжают оставаться в пятерке лучших на Летних Олимпиадах, но вот на Зимних за последние две Олимпиады произошел существенный провал. Однако эта таблица не учитывает один крайне значимый фактор, влияющий на результаты наших спортсменов. Этим фактором являются различные допинг-скандалы с участием российских спортсменов, которые начались с Олимпиады – 2016 в Рио-де-Жанейро.

Изначально планировалось, что на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро Россию представят 387 спортсменов. Но из-за допингового скандала, который возник сначала вокруг Всероссийской федерации легкой атлетики, а затем распространился и на предполагаемую систему подмены допинг-проб на Олимпийских играх – 2014 в Сочи, нашу страну представило лишь 286 спортсменов. Из тех спортсменов, кто не смог принять участие из-за допинг-скандала, было немало претендентов на медали. За основу для данного допингового скандала был взят так называемый «доклад Макларена», посвящённый предполагаемым злоупотреблениям с допингом в российском олимпийском спорте[14].

5 декабря 2017 года Олимпийский комитет России был отстранен от участия в Олимпиаде – 2018 в Пхенчхане, согласно решению МОК. Российские спортсмены смогли принять участие в Олимпийских играх на индивидуальной основе и под нейтральным флагом[15]. Те спортсмены, которые были допущены, приняли участие под титулом «Олимпийский спортсмен из России». Во время церемоний награждения, в которых принимали участие наши спортсмены, в их честь звучал олимпийский гимн. Это было первым в истории Олимпийских игр отстранением страны за допинг. Такой выборочный допуск наших спортсменов и послужил причиной низкого результата в неофициальном командном зачете.

После окончания Олимпиады – 2018 МОК восстановил членство Олимпийского комитета России[16]. Тем не менее, 9 декабря 2019 года было принято решение международного антидопингового агентства (ВАДА)[17] о том, что российские спортсмены до 16 декабря 2022 года не смогут выступать под флагом и гимном России. 18 декабря 2020 года аналогичное решение было принято Спортивным арбитражным судом (САС)[18]. После подобных решений указанных выше инстанций МОК принял решение о том, что российские спортсмены выступят на Олимпийских играх – 2020 в Токио в составе сборной Олимпийского комитета России[19]. Однако все ограничения на участие наших спортсменов были сняты.

Говоря об Олимпийских играх – 2022 в Пекине, можно сказать, что тут в информационном поле после Олимпиады преобладала информация о России в контексте ситуации, сложившейся на Украине в феврале 2022 года. На самой же Олимпиаде наши спортсмены вновь выступали в качестве членов сборной Олимпийского комитета России.

Можно с полной уверенностью утверждать о том, что все скандалы, связанные с допингом, негативным образом отразились на имидже нашей страны. Также стоит отметить, что с 2016 по 2022 гг. российская сборная не занимала выше 4 места в неофициальном медальном зачете, что, хотя и связано с различными санкциями в отношении российских спортсменов, имеет негативное влияние на образ России как одной из крупнейших спортивных держав мира.

На последнем третьем этапе участия нашей страны в олимпийском движении «Русский дом» в качестве инструмента формирования положительного имиджа России для ознакомления с национальной культурой был только на Олимпиаде – 2016 в Рио-де-Жанейро. Более 15 тысяч человек из порядка 60 стран посетило его за время тех Олимпийских игр[20].

На Зимних Олимпийских играх – 2018 в Пхенчхане, Летних Олимпийских играх – 2020 в Токио и Зимних Олимпийских играх – 2022 в Пекине «Русского дома» не было. И если отсутствие «Русского дома» в Пхенчхане объяснялось ограничением на альтернативные церемонии награждения[21], то в случае Игр в Токио и Пекине основным препятствием являлась пандемия COVID-19.

Заключение

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что в период с 1994 по 2012 гг. участие российских спортсменов в Олимпийских играх был довольно успешным. Российские спортсмены стабильно показывали высокие результаты, порой даже вопреки ожиданиям. Масштабную деятельность в Олимпийском парке вел «Русский дом», который активно знакомил иностранных гостей с культурой России. Какие-либо крупные массовые допинг-скандалы с российскими спортсменами отсутствовали. Олимпийские игры – 2014 в Сочи были проведены на высочайшем уровне, российские спортсмены заняли первое место в неофициальном командном зачете. Особого упоминания в контексте создания положительного образа России в глазах зарубежной аудитории заслуживают Культурная Олимпиада «Сочи 2014», а также церемонии открытия и закрытия. Однако негативные материалы в зарубежных СМИ до Олимпиады и Украинский кризис 2014 года отрицательно повлияли на имидж России. Но все же нашей стране удалось познакомить зарубежную публику со своей культурой. После Олимпиады в Сочи российские спортсмены продолжают оставаться в пятерке лучших на Летних Олимпиадах, но вот на Зимних за последние две Олимпиады произошел существенный провал. Этот провал объясняется различными допинг-скандалами с участием российских спортсменов, которые начались с Олимпиады – 2016 в Рио-де-Жанейро. Все скандалы, связанные с допингом, негативным образом отразились на имидже нашей страны. Последний раз «Русский дом» присутствовал на Олимпиаде – 2016 в Рио-де-Жанейро, что в дальнейшем лишило Россию полезного инструмента ознакомления зарубежной публики со своей культурой. Все эти негативные факторы после Олимпиады – 2014 частично нивелировали те успехи, которые были достигнуты на предыдущих этапах.

Подводя итог, можно сказать, что Олимпийские игры с 1994 по 2012 гг. и Олимпиада в Сочи – 2014, которые мы относим к первым двум этапам, имели устойчивый положительный эффект на имидж России, однако негативные факторы, возникшие с 2016 года, частично нивелировали достигнутые за предыдущие годы успехи в этом направлении. Можно утверждать, что за период с 1994 по 2014 гг. удалось сформировать целый ряд инструментов, через которые в рамках Олимпийских игр можно оказывать положительное влияние на имидж России. К ним относятся успехи спортсменов, проведение Олимпийских игр, организация «Русского дома» в Олимпийских парках. Однако в связи с текущей геополитической ситуацией проведение еще одних Олимпийских игр в России не предвидится в обозримом будущем. Дальнейшее участие наших спортсменов в международных соревнованиях также находится под вопросом. Поэтому в данный момент оптимальным вариантом является акцент на развитии спорта внутри страны для того, чтобы воздействовать на имидж России через успехи спортсменов, когда ситуация в мире стабилизируется, и наши спортсмены вновь станут полноправными участниками олимпийского движения. В России уже проводится целый ряд программ и проектов, направленных на развитие спорта. К ним можно отнести Федеральный проект «Спорт – норма жизни», государственную программу «Развитие физической культуры и спорта», национальные проекты «Демография» и «Жилье и городская среда». В России проводятся и массовые физкультурные мероприятия, такие как «Лыжня России», «Кросс нации», детские турниры по хоккею и футболу «Золотая шайба» и «Кожаный мяч», соревнований для начинающих легкоатлетов, шахматистов и конькобежцев «Шиповка юных», «Белая ладья», «Серебряные коньки». Также для создания положительного имиджа России важным видится возрождение практики создания «Русского дома» в Олимпийских парках.

Библиография
1. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. – М.: Известия, 2003. – 446 c.
2. Глазатов А. В. Политика формирования позитивного имиджа государства: основные направления и механизмы в современных условиях / А. В. Глазатов // Вестник Российской нации. – 2014. – №6. – С. 110–132. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29896729&ysclid=l6m1l34gvb98167002 (дата обращения: 25.07.2022).
3. Городнина О. С., Дворникова Е. К. К вопросу об имидже государства / О. С. Городнина, Е. К. Дворникова // Вопросы философии, политологии и социальной антропологии. – 2019. – №1 (7). – С. 75-88. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37157136&ysclid=l6m1rzn5xe15381239 (дата обращения: 25.07.2022).
4. Сагалаева С. С. Имидж государства: сущность и подходы к определению / С. С. Сагалаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2020. – №2 (839). – С. 43-54. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-gosudarstva-suschnost-i-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 25.07.2022).
5. Morris, C., & Boulding, K. E. (1956). The Image: Knowledge in Life and Society. American Sociological Review, 22, 112.
6. Mercer, J. A. (1996). Reputation and international politics. Cornell University Press.
7. Акамеева А. А. Сочинская Олимпиада-2014 и политический имидж страны / А. А. Акамеева // Наука и общество. – 2015. – №1 (20). – С. 51–54. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23759778 (дата обращения: 25.07.2022).
8. Воинов Д. Е. «Мягкая сила» Игр «Сочи-2014» и зарубежные медиа: анализ политико-информационного фона российской Олимпиады / Д. Е. Воинов // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2015. – Т. 7, №2. – С. 155-181. – URL: https://fmp.msu.ru/attachments/article/341/VOINOV_2015_2.pdf (дата обращения: 25.07.2022).
9. Мартыненко С. Е. Имиджевая функция спорта на примере формирования имиджа / С. Е. Мартыненко // Социология. – 2020. – №2. – С. 293-298. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42822546 (дата обращения: 26.07.2022).
10. XVII Зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере. – Sportmail.ru: официальный сайт. – URL: https://sportmail.ru/pekin/history/1994/ (дата обращения: 25.07.2022).
11. XVII Зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере 1994. – РБК Спорт : официальный сайт. – URL: https://sportrbc.ru/olymp2014/history/lillehammer1994/ (дата обращения: 25.07.2022).
12. «Русский дом» на Олимпийских играх. Досье. – ТАСС: официальный сайт. – 26.01.2018. – URL: https://tass.ru/info/4906436?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 25.07.2022).
13. Визе С. Культурная программа Олимпиады «Сочи 2014» / С. Визе. – Ставропольская правда: официальный сайт. – 04.02.2014. – URL: https://stapravda.ru/20140204/kulturnaya_programma_olimpiady_sochi_2014_74259.html (дата обращения: 26.07.2022).
14. Байменова А. С. Допинг-скандал в России / А. С. Байменова // Инновационная наука. – 2016. – №5-1 (17). – С. 19-22. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doping-skandal-v-rossii (дата обращения: 26.07.2022).
15. IOC suspends Russian NOC and creates a path for clean individual athletes to compete in PyeongChang 2018 under the Olympic Flag. – International Olympic Committee: официальный сайт. – 05.12.2017. – URL: https://olympics.com/ioc/news/ioc-suspends-russian-noc-and-creates-a-path-for-clean-individual-athletes-to-compete-in-pyeongchang-2018-under-the-olympic-flag (дата обращения: 27.07.2022).
16. МОК восстановил членство Олимпийского комитета России. – ТАСС: официальный сайт. – 28.02.2018. – URL: https://tass.ru/sport/4995579 (дата обращения: 27.07.2022).
17. Russia banned for four years to include 2020 Olympics and 2022 World Cup. – BBC: официальный сайт. – 09.12.2019. – URL: https://www.bbc.com/sport/olympics/50710598 (дата обращения: 27.07.2022).
18. Финальное решение. CAS уведомил российский спорт, как тот будет жить в ближайшие два года. – ТАСС: официальный сайт. – 18.12.2020. – URL: https://tass.ru/sport/10289989 (дата обращения: 27.07.2022).
19. Principles relating to the implementation of the CAS award WADA vs RUSADA. – International Olympic Committee: официальный сайт. – 27.04.2021. – URL: https://stillmed.olympics.com/media/Document%20Library/OlympicOrg/News/2021/02/Principles-implementation-CAS-WADA-Rusada.pdf (дата обращения: 27.07.2022).
20. «Русский дом» в Рио-де-Жанейро посетили болельщики из 60 стран. – Лента.Ру: официальный сайт. – 17.09.2016. – URL: https://lenta.ru/news/2016/08/17/russionhouse/ (дата обращения: 28.07.2022).
21. ОКР отказался открывать «Русский дом» на Олимпиаде в Пхенчхане. – Новая газета: официальный сайт. – 26.01.2018. – URL: https://novayagazeta.ru/news/2018/01/26/138975-okr-otkazalsya-otkryvat-russkiy-dom-na-olimpiade-v-phenchhane (дата обращения: 28.07.2022)
References
1. Galumov E. A. (2003). International image of Russia: the strategy of formation. Moscow: Izvestia, 446 p.
2. Glazatov A. V. (2014). Policy of forming a positive image of the state: the main directions and mechanisms in modern conditions. Bulletin of the Russian Nation, № 6, pp. 110-132, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29896729&ysclid=l6m1l34gvb98167002 (accessed: 25 July 2022).
3. Gorodnina O. S., Dvornikova E. K. (2019). On the Image of the State. Issues of Philosophy, Political Science and Social Anthropology, № 1 (7), pp. 75-88, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37157136&ysclid=l6m1rzn5xe15381239 (accessed: 25 July 2022).
4. Sagalaeva S. S. (2020). The image of the state: the essence and approaches to the definition. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences, № 2 (839), pp. 43-54, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-gosudarstva-suschnost-i-podhody-k-opredeleniyu (accessed: 25 July 2022).
5. Morris, C., & Boulding, K. E. (1956). The Image: Knowledge in Life and Society. American Sociological Review, 22, 112.
6. Mercer, J. A. (1996). Reputation and international politics. Cornell University Press.
7. Akameeva, A. A. (2015). The 2014 Sochi Olympics and the political image of the country. Science and society, № 1 (20), pp. 51-54, available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23759778 (accessed: 25 July 2022).
8. Voinov, D. E. (2015). Sochi 2014 Soft Power and Foreign Media: An Analysis of the Political and Information Background to the Russian Olympics. Moscow University Bulletin. Series 25: International Relations and World Politics, Vol. 7 (2), pp. 155-181, available at: https://fmp.msu.ru/attachments/article/341/VOINOV_2015_2.pdf (accessed: 25 July 2022).
9. Martynenko, S. E. (2020). The image function of sport as an example of image building. Sociology, №2, pp. 293-298, available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42822546 (accessed: 26 July 2022).
10. XVII Olympic Winter Games in Lillehammer. Sportmail.ru, available at: https://sportmail.ru/pekin/history/1994/ (accessed: 15 April 2022).
11. XVII Olympic Winter Games in Lillehammer 1994. RBC Sport, available at: https://sportrbc.ru/olymp2014/history/lillehammer1994/ (accessed: 25 July 2022).
12. "Russian House" at the Olympics. Dossier. TASS, January 26, 2018, available at: https://tass.ru/info/4906436?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed: 25 July 2022).
13. Vize, S. (2014). Cultural programme of the Sochi 2014 Olympics. Stavropolskaya Pravda, February 4, 2014, available at: https://stapravda.ru/20140204/kulturnaya_programma_olimpiady_sochi_2014_74259.html (accessed: 26 July 2022).
14. Baymenova, A. S. (2016). Doping scandal in Russia. Innovative science, №5-1 (17), pp. 19-22, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/doping-skandal-v-rossii (accessed: 26 July 2022).
15. IOC suspends Russian NOC and creates a path for clean individual athletes to compete in PyeongChang 2018 under the Olympic Flag. Official website of the International Olympic Committee, December 5, 2017, available at: https://olympics.com/ioc/news/ioc-suspends-russian-noc-and-creates-a-path-for-clean-individual-athletes-to-compete-in-pyeongchang-2018-under-the-olympic-flag (accessed: 27 July 2022).
16. The IOC restored the membership of the Russian Olympic Committee. TASS, February 28, 2018, available at: https://tass.ru/sport/4995579 (accessed: 27 July 2022).
17. Russia banned for four years to include 2020 Olympics and 2022 World Cup. BBC, December 9, 2019, available at: https://www.bbc.com/sport/olympics/50710598 (accessed: 27 July 2022).
18. Final decision. CAS notified Russian sport how it will live for the next two years. TASS, December 18, 2020, available at: https://tass.ru/sport/10289989 (accessed: 27 July 2022).
19. Principles relating to the implementation of the CAS award WADA vs RUSADA. Official website of the International Olympic Committee, April 27, 2021, available at: https://stillmed.olympics.com/media/Document%20Library/OlympicOrg/News/2021/02/Principles-implementation-CAS-WADA-Rusada.pdf (accessed: 27 July 2022).
20. "The Russian House" in Rio de Janeiro was visited by fans from 60 countries. Lenta.Ru, September 17, 2016, available at: https://lenta.ru/news/2016/08/17/russionhouse/ (accessed: 28 July 2022).
21. ROC refused to open "Russian House" at the Olympics in Pyeongchang. Novaya Gazeta, January 26, 2018, available at: https://novayagazeta.ru/news/2018/01/26/138975-okr-otkazalsya-otkryvat-russkiy-dom-na-olimpiade-v-phenchhane (accessed: 28 July 2022)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом рецензируемого исследования стал такой элемент мягкой силы государства, как спортивные мероприятия (конкретно – участие в Олимпийских играх), и их влияние на формирование положительного внешнеполитического имиджа страны. Актуальность проблематики внешнеполитического имиджа, а также инструментов его улучшения, трудно переоценить, учитывая ту международную ситуацию, в которой оказалась Россия в 2022 г. Поэтому стремление автора рецензируемой статьи исследовать конструирование положительного образа России посредством её участия в Олимпийском движении, вполне понятно. К сожалению, автор ничего не говорит об использованной в процессе исследования методологии. Но из контекста можно сделать вывод о том, что помимо традиционных общенаучных аналитических методов применялись институциональный (при анализе конкретных институтов Олимпийского движения) и исторический (в процессе изучения исторического контекста формирования и изменения указанных институтов) методы, а также элементы контент-анализа СМИ. Корректное применение этого методологического инструментария позволило автору статьи получить результаты, не лишённые признаков научной новизны. В частности, ему удалось показать, как формировались инструменты конструирования положительного имиджа России на первом этапе (1994–2012 гг.) её участия в Олимпийских играх (спортивные достижения российских призёров, организация «Русского дома» в Олимпийских парках, проведение Олимпийских игр на территории России и др.), а также то, какое влияние на эти инструменты оказали внешнеполитические условия, сформировавшиеся на втором (2014 г.) и третьем (2016–2022 гг.) этапах. Кроме того, определённый интерес представляют рекомендации автора развивать спорт внутри страны с целью подготовки спортсменов к тому моменту, когда Россия сможет вернуться в Олимпийское движение и успехами этих спортсменов доказать своё право участвовать в этом движении, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на внешнеполитическом имидже страны. Структура статьи также производит положительное впечатление: она логична, достаточно последовательная, а её элементы рубрицированы. В тексте выделены следующие разделы: «Введение», «Влияние Олимпийских игр на имидж России с 1994 по 2012 гг.», «Олимпийские игры –2014 в Сочи», «Влияние Олимпийских игр на имидж России с 2016 по 2022 гг.» и «Заключение». Во вводной части описывается исследовательская проблема, обосновывается её актуальность, а также ставятся задачи исследования. В первом из трёх содержательных разделов описан процесс формирования основных инструментов конструирования положительного имиджа России на первом этапе её участия в Олимпийских играх. Во втором содержательном разделе обоснована роль XXII Олимпийских игр в формировании имиджа России, а также раскрыто негативное влияние западных СМИ и Украинского кризиса 2014 г. на этот процесс. Наконец, в третьем содержательном разделе показано нарастающее влияние негативных факторов (внешнеполитической ситуации, допинговых скандалов, западных СМИ и др.) на имидж России. В заключительной части подводятся итоги проведённого исследования и формулируются рекомендации по улучшению имиджа России в сложных внешнеполитических условиях. По стилю статья также не вызывает вопросов: она написана хорошим языком, достаточно грамотно, с корректным применением научной терминологии. Отдельно следует упомянуть использование таблиц для иллюстрации ключевых аргументов автора. Библиография насчитывает 21 наименование, в том числе, источники на иностранных языках, и в достаточной мере репрезентирует положение дел в исследуемой области. Апелляция к оппонентам имеет место при обсуждении проблематики формирования внешнеполитического имиджа государства.
ОБЩИЙ ВЫВОД: представленную к рецензированию статью можно квалифицировать в качестве научной работы, соответствующей всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты будут интересны для политологов, социологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также студентам перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Мировая политика». И хотя можно было бы обратить внимание автора на отсутствие методологической рефлексии, а также на не очень глубокую теоретическую проработку темы исследования, тем не менее, учитывая эмпирический характер статьи, эти пожелания можно предложить автору учесть в будущих исследованиях, а данную рецензируемую работы рекомендовать к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.