по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Урбанистика"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, кандидат архитектуры, slabuha@mail.ru
ISSN: 2310-8673
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Aрхитектура и среда
Галкин А.Ф. - Глубина зоны теплового влияния автомобильных дорог c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.4.38879

EDN: HCXRIZ

Аннотация: Тепловой режим дорожных одежд и оснований является важным фактором, определяющим их надежную и безопасную эксплуатацию в криолитозоне. Целью исследований являлась количественная оценка возможности замены слоистой среды грунтового основания дороги эквивалентным однородным грунтом со средним коэффициентом температуропроводности при расчете глубины зоны теплового влияния дороги. Рассмотрены два способа усреднения теплофизических свойств слоистой среды: средневзвешенный и среднеарифметический. Получены зависимости для определения степени отклонения свойств и толщин слоев грунтового основания, при которых оба способа являются приемлемыми для инженерных расчетов. В качестве примера, рассмотрена двухслойная среда дорожного основания. Для анализа использовалась классическая формула глубины теплового влияния, полученная из решения интегральным методом одномерного уравнения нестационарной теплопроводности.   Приведены простые инженерные формулы для относительной ошибки определения значений глубины теплового влияния при использовании в расчетах эквивалентного слоя дорожной одежды. Рассмотрен конкретный пример расчета глубины зоны теплового влияния в двухслойном грунте дорожного основания. Получено уравнение функциональной связи между параметрами, характеризующими степень отклонения толщины и теплофизических свойств отдельных слоев друг от друга, которое обеспечивает ошибку в расчетах глубины зоны теплового влияния меньше допустимого значения. Результаты численных расчетов представлены в виде 2D и ЗD графиков, которые позволяют наглядно оценить влияние диапазона изменения значений коэффициентов температуропроводности отдельных слоев грунта на правомерность использования различных способов построения эквивалентной однослойной конструкции дорожного основания.
Федоровская Н.А., Кравченко И.А., Чернова А.В. - Эстетизация парковой среды вокруг утилитарных объектов университетских кампусов (на примере дизайн-концепции реконструкции парковой припарковочной зоны кампуса ДВФУ) c. 10-19

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.4.37485

EDN: PJXJGS

Аннотация: Сегодня университетские кампусы – это не только часть университета, но и часть публичного пространства. Значимость этих территорий как экологического, рекреационного и социально-культурного городского объекта постоянно повышается, что требует особого внимания к внешнему виду как учебных и административных корпусов, так и прилегающих к ним садово-парковых зон. Предметом исследования стали возможности эстетизации парковых территорий, расположенных вокруг утилитарных объектов университетских кампусов (парковок, бойлерных, технических складов и др. объектов). Этим пространствам традиционно уделяется недостаточно внимания. В статье на примере дизайн-концепции реконструкции парковой припарковочной зоны кампуса ДВФУ приведены ряд проектных предложений, которые способствуют эстетизации пространства вокруг этих утилитарных университетских объектов. В результате исследования установлено, что в связи с особенностями рельефа, микроклимата, а также существующей планировки традиционные приемы озеленения не эффективны и требуются альтернативные решения. 1. В качестве основного художественного приема предлагается использовать принцип «аллейности» для придания целостности спроектированных ранее разрозненных секторов садово-парковой зоны вокруг парковки. 2. Основным декоративным элементом выбраны арт-объекты в виде уникальных арок на высотных точках секторов, которые соединены дорожками, окруженными зелеными насаждениями. 3. Камень используется как декоративный элемент. Каменные газоны являются важной частью оформления прилегающих к парковке территорий, решая проблему вымерзающего, выгорающего газонного покрытия. В результате, сформированная парковая зона с привлекательными художественными элементами привнесет необходимую эстетизацию вокруг парковки и создаст визуальную доминанту. Предложенные решения могут быть адаптированы к другим объектам университетской среды, которые испытывают аналогичные проблемы.
Дизайн и среда
Фомина Э.В., Барсукова Н.И. - Многоуровневые открытые городские пространства: современные тенденции c. 20-33

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.4.38355

EDN: PFDIDI

Аннотация: Объектом исследования являются многоуровневые открытые городские пространства. Предмет данного исследования – общие принципы и проектные приемы организации предметно-пространственной среды многоуровневых пространств. В статье анализируется и систематизируется большой проектный материал, посвященный новым мировым тенденциям организации многоуровневых открытых общественных пространств. Впервые дается комплексный обзор их концептуальных разновидностей и композиционных особенностей. Выявляются проектные приемы, направленные на формирование многоуровневости в городской среде с использованием ландшафтных и дизайнерских методов формообразования. Проводится системный анализ принципов организации многоуровневых открытых пространств в единстве аксиологического, экологического, художественно-эстетического и контекстуального подходов. В статье выявлены современные тенденции организации открытых многоуровневых городских пространств, даётся их определение – это отдельные фрагменты бестранспортной городской среды, представляющие собой один или несколько ярусов, хотя бы один из которых находится выше уровня земли или воды, предназначенные, как правило, для отдыха и прогулок. Среди них могут быть как монофункциональные, так и многофункциональные пространства, но всех их объединяют такие качества как рекреационная функция, доступность и открытость. Впервые предлагаются типологические виды: многоуровневые пешеходные зоны и дополнительные уровни транспортных развязок; ярусные сады и парки; надводные рекреационные пространства; мини-дворы, интегрированные в многоэтажное здание; зелёные крыши различного назначения; многоуровневые игровые площадки. Сформулирован вывод о том, что дизайн-проектирование многоуровневых открытых городских пространств является актуальной тенденцией современной проектной культуры и помогает решать различные проектные и социальные задачи.
Булатова Е.К. - Дизайн-код городской среды вдоль главного проспекта г. Екатеринбурга c. 34-49

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.4.38538

EDN: OZMSUK

Аннотация: Стратегия развития современных городов включает в себя анализ комфортного городского пространства, с последующей целью улучшения качества жизни населения города. Основным транзитным видом общественного пространства являются улицы и проспекты городов. В исследовании приведен анализ современного использования общественного пространства в городских улицах, а также предоставлены рекомендации по развитию и формированию комфортной территории улиц Екатеринбурга для жителей города. Рекомендации после проведенного анализа, при их реализации, позволят главному городскому проспекту быть не только комфортным для жителей г. Екатеринбург, а также приезжих из других регионов и иностранных студентов, еще в большей мере проспект привлечет внутренних и зарубежных туристов. Предмет исследования. Особенности современного состояния городского пространства и перспективы дальнейшей модернизации городских территорий и реставрации жилых и общественных зданий. Впервые проведен анализ современного состояния проспекта Ленина, обозначены отсутствующие позиции в дизайн-коде концепции благоустройства г. Екатеринбург и обозначены пункты рекомендаций для дальнейшей реализации в архитектурных предметно-пространственных характеристиках с учетом социологических факторов. Для улучшения организации общественного пространства проспекта Ленина предлагается: 1. Исключить наличие «визуального шума» вне точек притяжения; 2. Реставрировать фасады жилых и общественных зданий, выходящих на проспект, в том числе объекты историко-культурного наследия; 3. Придать в общих чертах единый дизайн малым архитектурным формам; 4. Выделить дополнительный «имидж города»; 5. Создание полноценной линии освещения в едином стиле, вдоль всего проспекта; 6. Организовать линейное озеленение вдоль проезжей части и пешеходной зоны, высадить многолетние травянистые растения; 7. Создать отдельный путь для велоинфраструктуры, дополнительные велопарковки; 8. Выделить наземный уличный пешеходный переход вместо подземного, с приоритетом пешеходов; 9. Исключить ограждения тротуаров, которое в данном случае не уместно.
Градостроение
Потапенко А.А. - Диспропорции пространственной структуры города как резерв развития каркаса города: территориально-коммуникационная модель и анализ сотовых данных c. 50-70

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.4.37724

EDN: RNLSKA

Аннотация: Работа посвящена выявлению существующих диспропорций пространственной структуры города и оценке резервов повышения эффективности пространственной организации, в первую очередь за счет развития каркаса города, как устойчивой структурообразующей части пространственной системы города, характеризующейся высокой степенью освоения. Предметом исследования являются типы территорий, образующих каркас города. Определение роли и потенциала отдельных территорий осуществляется посредством моделирования с применением методики построения территориально-коммуникационной модели города О.А. Баевского на основании каркасно-тканевой теории А.Э. Гутнова. Результаты моделирования сопоставляются с анализом данных сотового оператора о ежедневных миграциях людей в городе. По итогу моделирования проведена типизация территорий, выявлены каркас и ткань города, а также территории с диспропорциями насыщенности точками притяжения и связности с населением. Сравнение результатов аналитического моделирования и визуализации реальных перемещений абонентов сотовой связи в течение суток подтверждает значительные диспропорции пространственной структуры города Владивостока, выраженные в его моноцентричности. Перспективы повышения эффективности пространственной организации города связаны с необходимостью ухода от моноцентричности за счет развития локальных центров в районах города. Уточнение диспропорций ежедневных миграций по районам города позволяют подтвердить необходимость и оценить резервы развития новых точек роста и деловой активности. Результаты территориально-коммуникационной модели сопоставляются с итогами разработанной автором ранее неравномерно-районированной модели города, построенной по методике А.А. Высоковского, что позволяет определить не только существующую конфигурацию каркаса города, но и перспективные территории для его развития. В результате работы предлагаются рекомендации по развитию каркаса города, для выделенных типов территорий предлагаются соответствующие генерализированные направления градостроительной политики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.