Статья 'Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения

Грибер Юлия Александровна

доктор культурологии

профессор, директор Лаборатории цвета, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Griber Yulia Alexandrovna

Doctor of Cultural Studies

Professor, Director of Color Laboratory at Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

y.griber@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Цыганкова Карина Юрьевна

научный сотрудник Лаборатории цвета, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Tsygankova Karina Yurevna

Researcher at the Color Laboratory of Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

kayasmolensk@gmail.com
Устименко Юлия Александровна

кандидат педагогических наук

завкафедрой дизайна, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Ustimenko Yuliya Aleksandrovna

PhD in Pedagogy

Head of the Department of Design, Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4


ustimenkoya@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2022.6.39497

EDN:

TGRQQV

Дата направления статьи в редакцию:

23-12-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Объектом исследования являются современные пользователи смартфонов, предметом – влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на их мотивацию прикоснуться к экрану. Целью исследования стала экспериментальная проверка гипотезы о том, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их яркость, тон, насыщенность), могут выступать в роли визуальных триггеров и оказывать заметное влияние на желание дотронуться до них. В эксперименте приняли участие 48 человек с нормальным цветовым зрением (24 мужчины и 24 женщины) в возрасте от 19 до 21 года. Цветовые стимулы эксперимента были разработаны на основе системы PCCS (Practical Color Coordinate System) и включали 52 оттенка. В ходе анализа оценивались частота встречаемости (1) отдельных оттенков; (2) групп оттенков; (3) оттенков определенного тона; (4) вероятность выбора определенного оттенка из двух. Оценка частоты встречаемости проводилась с использованием процедур и методов визуальной статистики. Для оценки вероятности выбора определенного оттенка из двух использовался метод поиска ассоциативных правил. Проведённый анализ показал, что наиболее мотивирующими являются оттенки с высокой насыщенностью четырех чистых тонов, на которые реагирует зрительный нерв – яркие синие и желтые, зеленые и красные цвета. Женщин сильнее мотивируют красные и красно-фиолетовые оттенки, мужчин – желтые, оранжевые, зеленые и зелено-синие. При этом стратегия выбора одного оттенка из двух в паре у женщин является более предсказуемой, чем у мужчин. Полученные данные имеют широкий прикладной потенциал. Они могут использоваться в дизайне сайтов и веб-приложений для пользователей с различными социально-демографическими характеристиками, в оформлении интерактивных учебных материалов, при разработке цветовой среды обучающих и тренинговых программ.


Ключевые слова:

цвет, цветовосприятие, цветовая когниция, мотивация, тактильные ощущения, прикосновение, визуальный триггер, эксперимент, ассоциативные правила, цветовая система PCCS

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00407, https://rscf.ru/project/22-18-00407/ в Смоленском государственном университете.

Abstract: The object of the study is modern smartphone users, the subject is the influence of chromatic characteristics of touch buttons on the motivation. The purpose of the study was to experimentally test the hypothesis that various chromatic characteristics of buttons that a person sees on a touch screen (their brightness, tone, saturation) can act as visual triggers and have a noticeable effect on the motivation to touch them. The experiment involved 48 people with normal color vision (24 men and 24 women) aged 19 to 21 years. The color stimuli of the experiment were developed on the basis of the PCCS color system (Practical Color Coordinate System) and included 52 shades. The analysis evaluated the frequency of occurrence of (1) individual colors; (2) groups of colors; (3) colors of a certain tone; (4) the probability of choosing a certain color out of two. The frequency of occurrence was assessed using procedures and methods of visual statistics. To estimate the probability of choosing a certain shade from two, the method of associative rules was used. The analysis showed that the most motivating are the shades with high saturation of four tones – bright blue and yellow, green and red colors. Women are more motivated by red and red-purple shades, men – by yellow, orange, green and green-blue. At the same time, the strategy of choosing one shade out of two in a pair is more predictable for women than for men. The obtained data have a wide application potential. They can be used in the design of websites, web applications, interactive educational materials, as well as training programs for users with different socio-demographic characteristics.


Keywords:

color, color perception, color cognition, motivation, tactile sensation, touch, visual trigger, experiment, association rule, PCCS color system

Введение

Привычным элементом взаимодействия людей в современном обществе являются смартфоны – (от англ. smartphone – умный телефон) мобильные телефоны, дополненные функциями персонального компьютера. Согласно статистическим данным, число пользователей смартфонов в мире уже превышает 6 миллиардов и ежегодно увеличивается на несколько сотен миллионов [1]. Люди используют смартфоны, чтобы переписываться с друзьями, слушать музыку, просматривать соцсети и читать новости. Половина владельцев описывают свой смартфон как нечто, без чего они «не могут жить», поскольку, в дополнение к очевидным функциональным преимуществам, получают от него эмоциональную выгоду – в частности, чувство психологического комфорта, субъективное ощущение приватности, снятие стресса и тактильное удовлетворение [2].

Как правило, смартфоны производят с сенсорными экранами, которые за последние десятилетия стали неотъемлемой частью визуальной коммуникации. Использование сенсорных экранов обеспечивает быстрый отклик на действия пользователя и позволяет упростить выполнение множества задач. Например, они помогают легко просматривать содержимое приложения, используя функцию прокручивания, быстро переключаться между экранами, легко выбирать необходимые опции с помощью сенсорных кнопок.

Для удобства пользователя при разработке кнопок используются различные цвета, которые помогают сделать интерфейс интуитивно понятным, обеспечить быструю навигацию по основным разделам приложения и существенно упростить взаимодействие с программой. Однако в последнее время, в связи с растущим интересом к мультисенсорному опыту (см., напр.: [3-6]) и стратегиям дизайна, основанным на фактических данных и научных доказательствах (англ. evidence-based design – доказательный, научный дизайн), акцент в выборе цвета начал заметно смещаться с его исключительно эстетических и функциональных характеристик [см. подр.: [7]). Особую важность в современном промышленном дизайне приобрело понимание влияния цвета на когнитивные процессы, прежде всего – на интерпретацию и мотивацию (см. подр.: [8]).

Согласно имеющимся данным, среди пяти человеческих чувств осязание и зрение доминируют в нашем познании вещей окружающего мира. Через прикосновение мы можем получить информацию о текстуре и твердости, температуре и весе (см. подр.: [9]). Однако в большинстве случаев мы ограничиваемся лишь визуальным наблюдением. Чтобы задействовать тактильные ощущения и дотронуться до предмета, нужна мотивация, которая, с одной стороны, зависит от личных качеств субъекта восприятия (см., напр.: [10; 11]), а с другой – от специфических свойств объекта (его формы, размера, фактуры (см., напр.: [12]) и условий, в которых все это происходит [13; 14].

Проведенные эксперименты убеждают в том, что некоторые визуальные качества стимулируют мотивацию дотронуться до объекта, который этими качествами обладает, в гораздо большей степени, чем другие. В современных исследованиях мотивации такие качества обозначаются термином «триггер» (от англ. trigger – спусковой механизм), который используется в широком смысле, обозначая любую причину действия; стимул, «запускающий» определенную поведенческую реакцию (см. напр.: [15]).

Например, одним из сильных визуальных триггеров прикосновения является особая, похожая на шерсть, структура материала; наоборот, фактура хлопка практически не вызывает желания прикоснуться. Природные материалы (дерево или керамика) мотивируют больше, чем искусственные (пластик или стекло). Округлые формы (круг, шар) ­– сильнее, чем угловатые (треугольник, куб, квадрат). Маленькие предметы привлекают с большей вероятностью, чем крупные (см. подр.: [16]). Мотивация дотронуться тесно связана и с вызываемыми объектом эмоциями: люди чаще дотрагиваются до тех вещей, которые им нравятся, вызывают интерес и симпатию [13-16].

Вместе с тем, анализ посвященных мотивации исследований показывает, что большинство из них направлены на изучение определенных классов объектов реального мира – продовольственных товаров на прилавках магазинов, одежды, тканей, музейных экспонатов из различных материалов. При этом исследование, как правило, предполагает непосредственное наблюдение за объектом (см., напр.: [13; 14; 16]) или (реже) демонстрацию его печатного изображения или отображения на экране компьютера (cм. напр., [15]), а цвет рассматривается лишь как атрибут объекта и крайне редко исследуется отдельно (см. напр.: [17; 18]).

Продолжая традицию изучения влияния цвета на мотивацию, целью нашего исследования стала экспериментальная проверка гипотезы о том, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их яркость, тон, насыщенность), могут выступать в роли самостоятельных стимулов поведенческих реакций (визуальных триггеров) и оказывать заметное влияние на желание дотронуться до них.

Объектом исследования являются современные пользователи смартфонов, предметом – влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения.

Метод

Участники эксперимента

В эксперименте приняли участие 48 человек в возрасте от 19 до 21 года. Все они родились и выросли в России и не испытывали проблем с восприятием цвета и цветоразличением. Минимальный объем выборки определялся по методике К.А. Отдельновой и, поскольку исследование носило пилотный характер и предполагало ориентировочное знакомство с изучаемым явлением, при уровне значимости p = 0.05 составил 44 человека (см. подр.: [19]). Для исключения влияния на результаты возрастных изменений, критерием для включения в экспериментальную группу был относительно однородный возраст участников (20 лет ± 1). Чтобы установить возможные гендерные различия, подвыборки мужчин и женщин формировались равными по объему (24 мужчины и 24 женщины).

Стимулы эксперимента

Цветовые стимулы эксперимента были разработаны на основе системы PCCS (Practical Color Coordinate System), предложенной Японским институтом цвета в 1964 году.

Стандартный цветовой круг системы PCCS разделен на 24 тона (рис. 1 слева). Оттенки объединены в 17 групп (рис. 1 справа), которые различаются светлотой (вертикальная ось) и насыщенностью (горизонтальная ось).

PCCS hue circle Картинки по запросу pccs tones

Рисунок 1. Цветовой круг (слева) и группы оттенков (справа) системы PCCS

В палитру эксперимента были включены 52 оттенка: по 12 тонов из четырех групп – группы насыщенных оттенков (v), светлых (lt), темных (dk) и серых (gy) оттенков. Тон и группа каждого оттенка кодировались с помощью традиционных обозначений системы PCCS (табл. 1). Такая структура инструментария позволила проанализировать полученные данные сразу в нескольких направлениях, группируя оттенки по тону (расположение на цветовом круге), светлоте (вертикальная ось) и насыщенности (горизонтальная ось) (рис. 1 справа).

Таблица 1

Условные обозначения оттенков

Обозначения групп оттенков

Обозначения тонов

v

b

lt

dk

gy

vivid

bright

light

dark

gray

насыщенные

яркие

светлые

темные

серые (ахроматические)

2:R

4:rO

6:yO

8:Y

10:YG

12:G

14:BG

16:gB

18:B

20:V

22:P

24:RP

red

reddish-orange

yellowish-orange

yellow

yellow-green

green

blue-green

greenish-blue

blue

violet

purple

red-purple

красный

красно-оранжевый

желто-оранжевый

желтый

желто-зеленый

зеленый

сине-зеленый

зелено-синий

синий

лиловый

фиолетовый

красно-фиолетовый

Для создания пар цветов, все оттенки были разделены на 7 кластеров (см. подр.: [14; 15]). Четыре кластера содержали оттенки только одной определенной хроматической группы и ахроматические цвета; еще три кластера включали оттенки всех групп вместе:

Кластер 1 (N=16): 12 насыщенных оттенков (v) и 4 ахроматических цвета (gy).

Кластер 2 (N=16): 12 светлых оттенков (lt) и 4 ахроматических цвета (gy).

Кластер 3 (N=16): 12 ярких оттенков (b) и 4 ахроматических цвета (gy).

Кластер 4 (N=16): 12 темных оттенков (dk) и 4 ахроматических цвета (gy).

Кластер 5 (N=16): по 4 тона (2, 8, 12 и 18) из групп светлых (lt), насыщенных (v), темных (dk) и 4 ахроматических (gy) оттенков.

Кластер 6 (N=16): по 4 тона (2, 8, 12 и 18) из групп светлых (lt), ярких (b), насыщенных (v) и 4 ахроматических (gy) оттенков.

Кластер 7 (N=8): группа наиболее часто выбираемых цветов по результатам предыдущего эксперимента (lt8, b6, b8, v2, v4, v6, v8, gy 9.5) (Sato).

Из оттенков всех групп было составлено 46 пар цветовых стимулов, каждая из которых во время эксперимента предъявлялась участнику один раз.

Экспериментальный дизайн

Инструментарий эксперимента был разработан и апробирован в 2015–2016 годах в Японии (N=48) [17]. На первом этапе проводилась проверка цветового зрения участников с помощью теста Ишихара. На втором этапе участники должны были 46 раз выбрать на экране смартфона один из двух цветов, до которого им хотелось дотронуться, и нажать на него.

Таким образом в базе данных оказалось 2208 данных (46 решений 48 участников).

Анализ данных

В ходе анализа оценивались:

(1) частота встречаемости отдельных оттенков;

(2) групп оттенков;

(3) оттенков определенного тона;

(4) вероятность выбора определенного оттенка из двух.

Оценка частоты встречаемости проводилась с использованием процедур и методов визуальной статистики.

Для оценки вероятности выбора определенного оттенка из двух использовался метод поиска ассоциативных правил – процедура интеллектуального анализа данных, которая позволяет находить закономерности между связанными событиями в базах данных (см. подр.: [20]). Для реализации поиска ассоциативных правил на языке программирования Python с использованием библиотеки apyori была написана компьютерная программа, осуществляющая поиск данных при помощи алгоритма Apriori. В основе работы этого алгоритма лежит понятие частого набора. На каждом этапе алгоритм сканирует базу данных, создаёт множество кандидатов и расcчитывает их поддержку – оценивает, как часто кандидат встречается в базе данных. Далее алгоритм отсекает тех кандидатов, поддержка которой меньше минимальной. Оставшиеся наборы называются часто встречающимися.

Результаты

Рейтинг оттенков

Анализ цветовых выборов по всем группам цветовых стимулов вместе позволил составить рейтинг популярности отдельных оттенков.

Наиболее популярными оказались ярко-зеленый (b12), насыщенный желтый (v8), яркий зелено-синий (b16) и ахроматические черный (gy1.5) и белый (gy9.5). В рейтинг из 10 наиболее часто выбираемых оттенков вошли также два синих цвета (lt 18 и v18), темно-красный (dk2), умеренно-серый (gy7.5) и насыщенный желто-оранжевый (v6) (рис. 2).

b12

v8

b16

gy1.5

gy9.5

lt18

v18

dk2

gy7.5

v6

Рисунок 2. Рейтинг (слева направо) наиболее популярных оттенков

Перечни часто выбираемых оттенков имели выраженные гендерные различия (рис. 3). У мужчин и женщин они совпадали лишь наполовину. Женщины гораздо чаще выбирали красные оттенки (темно-красный dk2 и розовый lt2), сиреневый (lt22), ахроматические темно-серый (gy2.5) и черный (gy1.5). Наоборот, мужчины предпочитали ахроматические белый (gy9.5) и светло-серый (gy7.5), которые вообще не вошли в рейтинг из 10 наиболее популярных оттенков у женщин; они чаще выбирали насыщенные желтый (v8), желто-оранжевый (v6) и синий (v18), яркие красно-оранжевый (b4) и зелено-синий (b16).

Рисунок 3. 10 наиболее популярных оттенков у женщин (вверху) и мужчин (внизу); совпадающие оттенки соединены линиями; коды оттенков, которые вошли в один список, но не попали во второй, выделены красным

Группы оттенков

Сравнительный анализ частоты встречаемости оттенков из различных групп показал, что участники немного чаще выбирали насыщенные (v) оттенки, чем яркие (b), темные (dk) и светлые (lt). Самыми непопулярными были ахроматические серые цвета (gy). Выраженных гендерных различий мы при этом не выявили (r = 0.90 p = 0.0347) (рис. 4).

Рисунок 4. Частота выборов оттенков из разных групп у женщин (сплошная заливка) и мужчин (узорная заливка); оттенки расположены в порядке убывания частоты встречаемости в целом по выборке

Тон оттенков

Наиболее популярными оказались несмешанные с другими цветами синие (18:B) и зеленые (12:G) оттенки, самыми непопулярными – смешанные желто-зеленый (10:YG) и лиловый (сине-фиолетовый) (20:V). Женщины гораздо чаще мужчин выбирали красные (2:R) и красно-фиолетовые оттенки (24:RP). Наоборот, среди оттенков, выбранных мужчинами, было больше желтых (8:Y), желто-оранжевых (6:yO) и красно-оранжевых (4:rO). Кроме желтых оттенков мужчины чаще выбирали зеленые (12:G), сине-зеленые (14:BG) и зелено-синие (16:gB) тона (рис. 5).

Рисунок 5. Частота выборов оттенков разного тона у женщин (сплошная заливка) и мужчин (узорная заливка); оттенки расположены в порядке убывания частоты встречаемости в целом по выборке

Вероятность выбора одного из двух оттенков в паре

На следующем этапе мы применили метод поиска ассоциативных правил к каждому из семи кластеров стимулов. Этот метод позволил оценить вероятность, с которой человек выберет один из двух оттенков в паре. В качестве критериев мы использовали при этом тон (в коде экспериментальных стимулов тон обозначался цифрой), яркость и насыщенность оттенков (в исследовании эти характеристики задавались литерами – b, v, dk, lt, gy).

Применение алгоритма Apriori показало, что, выбирая один оттенок из двух, мужчины и женщины во многих случаях используют одинаковые стратегии. Так, из комбинации ахроматического (gy) и хроматического оттенка из группы b (яркие оттенки), и мужчины, и женщины практически с одинаковой вероятностью выберут яркий оттенок (b) (вероятность 18.84% и 14.84% соответственно) (строки 3 и 7 Таблицы 2). Наоборот, из комбинации ахроматического (gy) и хроматического оттенка из группы dk (темные оттенки) они скорее выберут ахроматический, причем женщины с гораздо большей вероятностью, чем мужчины (вероятность 10.16% и 4.62% соответственно) (строки 6 и 13 Таблицы 2). В комбинации ахроматического (gy) и хроматического оттенка из группы v (насыщенные оттенки) вероятность выбора одного или другого оттенка и у мужчин, и у женщин практически одинаковая (21.88% у женщин, 7.88% и 7.34% – у мужчин) (строки 1–2 и 11–12 Таблицы 2).

Таблица 2

Результаты работы алгоритма Apriori: вероятность выбора оттенка из определенной группы яркости и насыщенности

Женщины

Вероятность выбора оттенка группы gy из пары v-gy составляет 21.88%

Вероятность выбора оттенка группы v из пары v-gy составляет 21.88%

Вероятность выбора оттенка группы b из пары b-gy составляет 14.84%

Вероятность выбора оттенка группы dk из пары dk-gy составляет 14.84%

Вероятность выбора оттенка группы gy из пары b-gy составляет 10.16%

Вероятность выбора оттенка группы gy из пары dk-gy составляет 10.16%

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

Мужчины

Вероятность выбора оттенка группы b из пары b-gy составляет 18.84%

Вероятность выбора оттенка группы lt из пары lt-v составляет 13.41%

Вероятность выбора оттенка группы v из пары v-b составляет 12.77%

Вероятность выбора оттенка группы dk из пары dk-v составляет 11.59%

Вероятность выбора оттенка группы v из пары v-gy составляет 7.88%

Вероятность выбора оттенка группы gy из пары v-gy составляет 7.34%

Вероятность выбора оттенка группы gy из пары dk-gy составляет 4.62%

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

В отношении тона стратегии выбора имеют выраженную гендерную специфику. Так, по результатам работы алгоритма Apriori, в отличие от мужчин, в комбинации ахроматического (0) и красного (2), красно-фиолетового (24) или зелено-синего оттенка (16) женщины с гораздо большей вероятностью выберут хроматический вариант – красный (вероятность 17.97% и 7.03% соответственно), красно-фиолетовый (вероятность 8.07%) или зелено-синий (вероятность 7.81%). Наоборот, в комбинации ахроматического оттенка (0) с желтым (8) с большей вероятностью (4.69%) предпочтут ахроматический оттенок (Таблица 3).

Таблица 3

Результаты работы алгоритма Apriori: вероятность выбора оттенка определенного тона; все ахроматические оттенки обозначены цифрой 0

Женщины

Вероятность выбрать оттенок с тоном 2 из пары 2-0 составляет 17.97%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 24 из пары 24-0 составляет 8.07%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 0 из пары 6-0 составляет 8.07%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 16 из пары 16-0 составляет 7.81%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 0 из пары 2-0 составляет 7.03%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 0 из пары 8-0 составляет 4.69%

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

Мужчины

Вероятность выбрать оттенок с тоном 0 из пары 2-0 составляет 12.76%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 2 из пары 2-0 составляет 12.24%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 24 из пары 24-0 составляет 6.77%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 0 из пары 6-0 составляет 6.25%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 6 из пары 6-0 составляет 6.25%

Вероятность выбрать оттенок с тоном 0 из пары 24-0 составляет 5.73%

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

Выводы

Проведённый анализ показывает, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их тон, светлота и насыщенность), оказывают заметное влияние на мотивацию дотронуться до них.

Во-первых, наиболее сильными триггерами прикосновения являются оттенки с высокой насыщенностью четырех чистых тонов, на которые реагирует зрительный нерв – яркие синие и желтые, зеленые и красные цвета.

Во-вторых, как рейтинг наиболее популярных оттенков, так и стратегии выбора одного оттенка из пары имеют выраженные гендерные различия. Женщин сильнее мотивируют красные и красно-фиолетовые оттенки, мужчин – желтые, оранжевые, зеленые и зелено-синие.

В-третьих, стратегия выбора одного оттенка из двух в паре у женщин является более предсказуемой, чем у мужчин. В комбинации ахроматического и красного, красно-фиолетового или зелено-синего оттенка женщины с гораздо большей вероятностью выберут хроматический вариант. Наоборот, в комбинации ахроматического оттенка с желтым – предпочтут ахроматический.

Результаты эксперимента подтверждают полученные ранее выводы о том, что цвета, ассоциативно связанные с тактильными ощущениями, не совпадают с границами лексических категорий цвета; эти ассоциации имеют не лексическую природу и не являются производными от закрепившихся в языке лексических значений [21; 22]. На это, в частности, указывает «размытый» силуэт доминирующих цветовых триггеров на цветовом круге.

Мы не исключаем, что, как и в экспериментах с реальными объектами [12-15], мотивация дотронуться до сенсорной кнопки на экране смартфона может быть тесно связана с вызываемыми цветом эмоциями, и наиболее сильными триггерами являются те цвета, которые вызывают интерес и симпатию (ср.: [23; 24]). Однако это предположение нуждается в дополнительной эмпирической проверке.

Полученные данные имеют широкий прикладной потенциал. Они могут использоваться в дизайне сайтов и веб-приложений для пользователей с различными социально-демографическими характеристиками, в оформлении интерактивных учебных материалов, при разработке цветовой среды обучающих и тренинговых программ.

Для формирования окончательных заключений исследование должно быть продолжено на большей выборке, прежде всего – в отношении возможных возрастных особенностей и кросс-культурной специфики.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения»

Предмет исследования заявлен автором статьи напрямую - влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения.
Методология исследования построена на традиционных методах психологического исследования. В первой части несколько скудно применен анализ литературы. Автор только фиксирует актуальность заявленной темы, без ссылки на подтверждающие данные. Важно также описать терминологию исследования. Например, что понимается под термином «триггер», учитывая его многозначность.
Эмпирическая часть исследования представлена достаточно обширно. Она построена на проверке гипотезы о том, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их яркость, тон, насыщенность), могут выступать в роли самостоятельных визуальных триггеров и оказывать заметное влияние на желание дотронуться до них.
Автор анализирует особенности восприятия и влияния сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения у испытуемых в количестве 48 человек с нормальным цветовым зрением (24 мужчины и 24 женщины) в возрасте от 19 до 21 года.
Но автор не указывает, какие критерии были использованы при отборе испытуемых. Остается за бортом статьи – почему именно такие люди участвовали в экспериментальной работе? Критерии отбора для формирования репрезентативной выборки особенно важны, та как выборка является недостаточно обширной по количеству испытуемых. Учитывая, что объектом исследования заявлены «современные пользователи смартфонов», важно уточнить критерии отбора, и возможно увеличить численность выборки.
В исследовании используются Цветовые стимулы эксперимента были разработаны на основе системы PCCS (Японский институт цвета, разработаны в 1964 году).
В качестве математических методов исследования применены анализ средних значений, кластерный анализ.
Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Интерес к изучению мотивации использования смартфонов и их влияния на жизнь людей возрастает с геометрической прогрессий. А в связи с нарастающей интернет-зависимостью заявленная тема ежегодно вырастает как с научной, так и с прикладной точки зрения. К сожалению, автор не подтвердил актуальность темы статистическими данными, обзором прикладных исследований, запросом практики. Данное замечание имеет особый статус, так как исследование имеет междисциплинарный характер – оно касается различных научных отраслей (психологии, маркетинга, физики и пр.).
Научная новизна исследования связана с применением методики цветовых стимулов для анализа предпочтений и мотивации пользователей при применении смартфона.
Стиль, структура, содержание
Статья имеет традиционную структуру – вводная, основная и заключительная части.
Вводная часть обосновывает выбор темы. Автор приводит примеры исследований и в обобщающей форме делает выводы, которые легли в основу теоретической части работы.
В основной части статьи представлено подробное описание организации исследования – участники эксперимента, стимулы эксперимента, дизайн исследования. Достаточно подробно изложена результативная часть работы: рейтинг оттенков, их группы, тона оттенков. Результаты работы алгоритмов представлены в обобщающих таблицах.
В заключении автор делает весьма качественные выводы. И предлагает использовать широкий прикладной потенциал полученных данных.
Стиль изложения материала соответствует требованиям научности, но при этом он вполне доступен для восприятия. Работа сопровождается информативными рисунками, таблицами, графиками.
Библиография
Насчитывает 20 источников, в основном периодические издания. Основная масса из них – на английском языке, что вполне закономерно, учитывая специфичность заявленной темы и ее разработанность именно за рубежом. Список литературы оформлен в соответствии с правилами.
В списке литературы рекомендуется проработать материалы фундаментальных исследований, монографии по вопросам цветовосприятия, в том числе работы отечественных психологов.
Апелляция к оппонентам – статья может быть рекомендована к публикации после исправления замечаний. Рекомендуется:
 детально описать терминологию (например, что также «триггер» и как термин далее используется в статье, кроме названия),
 охарактеризовать критерии отбора испытуемых и обосновать причину небольшого объёма выборки, так как традиционно в психофизиологических исследованиях выборка должна быть шире.
 описать дальнейшее направление исследования, учитывая его перспективность. Возможно ли данное исследование рассматривать как пилотное?
Выводы, интерес читательской аудитории – после исправления статья вызовет интерес читательской аудитории – психологов, психодиагностов, исследователей, преподавателей психологии, маркетологов и пр.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения».
Предмет исследования. Объектом исследования являются современные пользователи смартфонов, а предметом – влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения. Необходимо отметить, что обозначенный предмет был раскрыт полностью. В то же время формулировка объекта является некорректной, поскольку объектом научного психологического исследования не может быть пользователь, а только состояние, процесс, закономерность и пр. В то же время предмет сформулирован корректно.
Методология исследования. Методология исследования прослеживается. Автором была поставлена цель - экспериментально проверить гипотезу о том, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их яркость, тон, насыщенность), могут выступать в роли самостоятельных стимулов поведенческих реакций (визуальных триггеров) и оказывать заметное влияние на желание дотронуться до них.
Актуальность. Актуальность исследования обозначена в работе, представляя собой изучение влияния использованного цвета на мотивацию человека. Автором были четко обозначены критерии изучения.
Научная новизна. Проведенное исследование показало, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их тон, светлота и насыщенность), оказывают заметное влияние на мотивацию дотронуться до них.
Во-первых, наиболее сильными триггерами прикосновения являются оттенки с высокой насыщенностью четырех чистых тонов, на которые реагирует зрительный нерв – яркие синие и желтые, зеленые и красные цвета.
Во-вторых, имеются выраженные гендерные различия. Женщин сильнее мотивируют красные и красно-фиолетовые оттенки, мужчин – желтые, оранжевые, зеленые и зелено-синие.
В-третьих, стратегия выбора одного оттенка из двух в паре у женщин является более предсказуемой, чем у мужчин. В комбинации ахроматического и красного, красно-фиолетового или зелено-синего оттенка женщины с гораздо большей вероятностью выберут хроматический вариант. Наоборот, в комбинации ахроматического оттенка с желтым, предпочтут ахроматический.
Результаты исследования интересны и прослеживается перспектива дальнейшего исследования.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный.
Структура работы четко прослеживается. Во введении представлено: описание актуальности работы, небольшой теоретический обзор. Следующий раздел – метод, который включает в себя описание выборки, стимулов эксперимента, особенности экспериментального дизайна, анализ полученных данных. Третий раздел включает в себя описание результатов – рейтинга оттенков, группы оттенков, тона оттенков, вероятности выбора одного из двух оттенков в паре. Заканчивается работа аргументированными выводами.
Результаты работы представлены, в том числе, в графической форме – в виде графиков и рисунков.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 24 отечественных и зарубежных источника, большая часть которых опубликована за последние три года. В списке представлены научно-исследовательские статьи и монографии. Источники информации оформлены корректно, в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Апелляция к оппонентам. Автору необходимо было больше внимания уделить теоретическому обзору современных исследований.
Выводы. Статья отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна научному сообществу. Работа может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.