Статья 'Влияние цвета на восприятие вкуса у людей с расстройствами аутистического спектра ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Влияние цвета на восприятие вкуса у людей с расстройствами аутистического спектра

Грибер Юлия Александровна

доктор культурологии

профессор, директор Лаборатории цвета, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Griber Yulia Alexandrovna

Doctor of Cultural Studies

Professor, Director of Color Laboratory at Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

y.griber@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Элькинд Григорий Витальевич

преподаватель, Смоленский педагогический колледж

214018, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Раевского, 2

Elkind Grigorii Vitalevich

Lecturer, Smolensk Teacher Training College

214018, Russia, Smolensk region, Smolensk, Rayevsky str., 2

spedkoll@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2022.4.39295

EDN:

TRJNKV

Дата направления статьи в редакцию:

01-12-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Объектом исследования являются люди с расстройствами аутистического спектра, предметом – ожидания вкуса, которые формируются у них при восприятии определенного цвета. Цель – экспериментальная проверка гипотезы о том, что вследствие специфики сенсорной обработки и дефицита мультисенсорной интеграции, кроссмодальные соответствия вкуса и цвета отличаются от ассоциативных связей нейротипичных людей не только по составу и распространенности отдельных связей, но и по количеству, когнитивной значимости и семантике выбора. В эксперименте приняли участие 20 респондентов с расстройствами аутического спектра (7 мужчин и 13 женщин) в возрасте от 18 до 20 лет. Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы (N=20) с такими же социально-демографическими характеристиками. Экспериментальные стимулы в форме упаковки батончика имели пять различных цветов (зеленый, желтый, красный, розовый и синий) и демонстрировались участникам на экране компьютера. Эксперимент показал, что при восприятии цвета упаковки продукта люди с расстройствами аутистического спектра имеют принципиально другие ожидания вкуса по сравнению с нейротипичными участниками эксперимента. Главное различие заключается в том, что цвета в большинстве случаев вызывают у них не конвенциональные логические ассоциации со вкусом, которые доминируют в контрольной группе, а креативные – экспрессивные и скрытые. Выявленные в экспериментальной группе ассоциативные связи во многих случаях имеют эмоциональную природу, в меньшей степени зависят от контекста и имеют более свободный характер. Полученные результаты могут быть использованы в клинической практике, в системе образования и деятельности социальных учреждений.


Ключевые слова:

аутизм, цвет, вкус, цветовые ассоциации, кроссмодальные соответствия, цветовосприятие, ассоциативный эксперимент, цветовая когниция, когнитивная значимость, цветовая идентичность

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00407, https://rscf.ru/project/22-18-00407/ в Смоленском государственном университете.

Abstract: The object of the study is people with autism spectrum disorders, the subject is the expectations of taste when they perceive a certain color. The aim is to experimentally test the hypothesis that due to the specifics of sensory processing and the lack of multisensory integration, their crossmodal taste–color correspondences differ from the associations of neurotypical people not only in the structure and occurrence of individual associations, but also in the richness, cognitive significance and semantics of choice. The experiment involved 20 respondents with autism spectrum disorders (7 men and 13 women) aged 18 to 20 years. Their responses were compared with the results of a control group (N=20) with the same socio-demographic characteristics. Experimental stimuli in the form of a bar package had five different colors (green, yellow, red, pink and blue) and were shown to participants on a computer screen. The experiment showed that when perceiving the color of the product packaging, people with autism spectrum disorders have significantly different expectations of taste compared to neurotypical participants. In the most cases their associations of color with taste are not conventional and logical (this type of associations dominate in the control group), but creative – expressive and hidden. The associations revealed in the experimental group often have an emotional nature, are less dependent on the context and have a more free character. The results obtained can be used in clinical practice, in the education system and in the activities of social institutions.


Keywords:

autism, color, taste, color associations, cross modal correspondences, color perception, associative experiment, color cognition, cognitive salience, color identity

Введение

Когда мы видим еду, цвет продуктов или упаковки в большинстве случаев является для нас единственным источником информации о ее качествах. Ориентируясь исключительно на цвет, мы часто делаем выводы о составе, пищевой ценности и полезности (см., напр.: [1]).

Наиболее сильные связи при этом отмечаются между цветом и вкусом (см. обзор исследований [2]). Даже при беглом взгляде на съедобный продукт, задействуются невольные ассоциации и выраженные ожидания относительно связи цвета и вкуса. Например, мы ожидаем, что красные напитки, скорее всего, будут иметь вкус клубники или вишни, а зеленые – лайма, мяты или яблока [3].

Подобные ассоциации представляют собой кроссмодальные соответствия – перенос ощущения одной модальности (визуально воспринимаемого цвета) на другую (вкус). В большинстве случаев они строятся по принципу «цвет замещает объект» и формируются в результате наблюдения над статистическими закономерностями окружающего мира. Как правило, это наиболее часто встречающиеся пары между цветами и вкусами (4; 5). Значение подобных связей усваивается в результате ассоциативного обучения (см. напр.: [6]): мы снова и снова видим, что огурец зеленый, и постепенно вкус огурца начинает ассоциироваться с этим цветом.

Со временем на основе предшествующего опыта у каждого вкуса формируется особая цветовая идентичность, у некоторых вкусов – более интенсивная (например, у вкуса клубники), у других – менее выраженная (например, у вкуса курицы) (см. подр.: [4]).

Экспериментальные исследования последних десятилетий убеждают в том, что умышленное или непреднамеренное нарушение ожидаемых связей между цветом и вкусом заметно влияет на когнитивные функции. Если изменить цвет хорошо знакомого продукта, человеку сложно становится узнать, что за вкус он испытывает на самом деле (см. напр.: [7]). Измененный цвет заметно влияет на то, как мы описываем вкус продукта. Например, если белое вино окрасить в красный цвет, даже профессиональные сомелье начинают использовать для характеристики вкуса «красные» объекты-референты – сравнивают его с вишней, сливой, черным перцем [8; 9].

Нарушение ожидаемых связей влияет и на визуальный поиск. В этом случае наблюдается эффект, подобный эффекту Струпа: человек дольше ищет продукт с нужным вкусом, если цвет его упаковки не согласуется со вкусом (например, синий для клубники), и находит его гораздо быстрее, когда цвет упаковки соответствует его ожиданиям (например, для клубники – красный или розовый) [10].

Особый интерес для изучения кроссмодальных соответствий между цветом и вкусом имеет исследование подобных ассоциаций у людей с расстройствами аутистического спектра.

Вследствие нарушений цветового зрения, специфики сенсорной обработки, характерной гиперчувствительности к визуальной информации в целом и дефицита мультисенсорной интеграции, люди с аутизмом воспринимают цвета не так, как нейротипичные люди (см. напр.: [11; 12]). Они хуже различают оттенки, но лучше запоминают их [13]. У них формируется другая структура цветовых предпочтений и аффективных реакций на цвет [14]. Нередко наблюдаются экстремальные аффективные реакции – одержимость определенным цветом (во многих случаев – зеленым) (см., напр.: [15]) или, наоборот, отвращение к некоторым оттенкам (прежде всего – к желтым) [16] и даже фобии [12]. Исследователи связывают характерные экстремальные реакции на цвет с повышенной при аутизме чувствительностью к сенсорной стимуляции в целом, которая усиливается под воздействием некоторых хроматических характеристик (например, из-за высокой яркости желтого цвета) [16]. Цветовые навязчивости и фобии у людей с расстройствами аутистического спектра объясняются также необычно сильной у них способностью ассоциировать цвета с объектами, а также неравномерностью восприятия оттенков (гипо- и гиперчувствительностью) в различных областях цветового пространства [12].

Несмотря на большое количество исследований, посвященных различным аспектам переработки цветовой информации людьми с расстройствами аутистического спектра, изучение связанных с цветом ожиданий вкуса при аутизме – тема для когнитивных исследований относительно новая. Единственным известным нам эмпирическим исследованием является онлайн-эксперимент с японскими респондентами, в котором люди с расстройствами аутистического спектра сопоставляли 5 основных вкусов (кислый, сладкий, соленый, горький и умами) с 11 цветовыми стимулами, соответствующими основным цветовым категориям (черный, синий, коричневый, зеленый, серый, оранжевый, розовый, фиолетовый, красный, белый, желтый) [17]. Исследование показало, что у людей с расстройствами аутистического спектра ассоциации между цветом и пятью основными вкусами имеют менее конвенциональный характер, что экспериментаторы объясняют сниженным эффектом предшествующего знания в ходе ассоциативного обучения. Наиболее заметные связи обнаружены у розового – со сладким, желтого – с кислым, зеленого – с горьким, синего – с соленым и горьким, красного – с умами.

Продолжая изучение кроссмодальных соответствий у людей с расстройствами аутического спектра, мы решили изменить формат исследования: с одной стороны, сделать его свободным и, за счет этого, значительно расширить диапазон включенных в анализ ассоциаций (см. подр.: [18; 19]), с другой, – использовать в качестве стимулов не абстрактные цветовые образцы, а макеты упаковки, повысив, таким образом, точность перцептивных образов.

Объектом исследования являются люди с расстройствами аутистического спектра, предметом – ожидания вкуса, которые формируются у них при восприятии определенного цвета.

Гипотеза исследования заключается в том, что вследствие специфики сенсорной обработки и дефицита мультисенсорной интеграции кроссмодальные соответствия между цветом и вкусом у людей с аутизмом будут отличаться от ассоциаций нейротипичных людей не только по составу и распространенности отдельных связей, но и по количеству, когнитивной значимости и семантике выбора.

Метод

Участники. В эксперименте приняли участие 20 респондентов с расстройствами аутистического спектра (7 мужчин и 13 женщин) в возрасте от 18 до 20 лет. Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы (N=20), с такими же социально-демографические характеристики.

Стимулы. Для проведения исследования мы использовали компьютерные стимулы, созданные по шаблону дизайна упаковки известной марки батончика, с которой была удалена вся информация о продукте и производителе. Экспериментальные стимулы имели пять различных цветов – зеленый, желтый, красный, розовый и синий (табл. 1) – и демонстрировались участникам на мониторе компьютера Philips 271V8L/01 с диагональю экрана 27 дюймов.

Таблица 1. Хроматические характеристики экспериментальных стимулов

зеленый

желтый

красный

розовый

синий

CMYK

55,0,100,0

0,24,100,0

2,100,94,0

0,70,14,0

100,95,16,4

RGB

127,194,65

255,196,11

233,29,43

241,114,153

42,54,127

Процедура эксперимента. В каждой из групп участникам предлагалось выбрать среди батончиков на экране один, который они съели бы в первую очередь. Затем их просили объяснить причину своего выбора и назвать вкус, с которым у них ассоциируется цвет выбранной упаковки. После этого выбранный батончик исчезал с экрана, участникам предлагалось сделать выбор снова, опять ответить на вопрос о причине своего предпочтения и определить вкус. Процедура повторялась до тех пор, пока на экране не оставался единственный стимул. В завершении эксперимента все пять стимулов снова появлялись на экране и испытуемого просили указать батончик, который, по его мнению, выглядит наиболее полезным, чем все остальные, ассоциируется со здоровой пищей.

Эксперимент проводился с каждым участником отдельно. Порядок предъявления стимулов разного цвета во всех трех группах был случайным. Ответы участников записывались на диктофон.

Анализ данных. Для оценки степени разнообразия полученных цветовых ассоциаций в исследовании использовался индекс Маргалефа (см. подр.: [19]), который рассчитывался по формуле:

d=(s–1)/lnN,

где s – количество видов ассоциаций, N – число ответов.

Когнитивная значимость ассоциаций оценивалась с помощью индекса (CSI), предложенного У. Сутропом для анализа данных экспериментов с составлением перечней [20] и хорошо зарекомендовавшим себя в экспериментальных исследованиях цветонаименований (см., напр.: [21]). Этот показатель рассчитывался по формуле:

CSI(i) = ni / N /mri,

где ni – количество людей, у которых обнаружена определенная ассоциативная связь (например, желтый – банан), N – число участников, mri – средний ранг конкретной ассоциации между цветом и вкусом.

Индекс когнитивной значимости показывает, насколько важное значение та или иная ассоциативная связь имеет в определенной культуре. Применительно к нашим данным он удобен тем, что позволяет учитывать сразу два важных показателя: (1) частоту встречаемости определенной ассоциации цвета со вкусом и (2) средний ранг этой ассоциации в перечне. Чем чаще встречается ассоциация и чем выше ее ранг, тем больше когнитивная значимость.

Индекс когнитивной значимости может принимать значения в диапазоне от 0 до 1. При этом максимальное значение (CSI = 1) означает, что все участники использовали определенную ассоциацию (ni = N) и каждый назвал ее первой (ri = 1).

Визуализация частотности наиболее популярных вкусов (рис. 2) проводилась с помощью онлайн-сервиса WordClouds.com, разработанного для создания «облака слов» – взвешенного списка, в котором размер шрифта соответствует частоте встречаемости определенной ассоциации в массиве данных.

Результаты

Поскольку каждый участник эксперимента связывал цвет со вкусом 5 раз и столько же раз объяснял свой выбор, в каждой из групп мы получили 100 ассоциаций между цветом и вкусом и такое же количество оценок.

(1) Длина списков и разнообразие ассоциаций. На первом этапе анализа для каждой из групп мы составили перечень всех вкусов, с которыми у участников ассоциировались цвета. В группе участников с расстройствами аутического спектра список оказался значительно длиннее, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе мы зафиксировали 51 различных ассоциации, 18 из которых (35%) были неединичными. У участников из контрольной группы список включал 41 ассоциацию, из которых неединичными были 9 (22%). Индекс Маргалефа, который мы использовали для сравнения разнообразия полученных ассоциаций, в экспериментальной группе составил dЭ = 10.86 по сравнению с dК = 8.69 в контрольной группе (табл. 2).

Таблица 2. Индекс разнообразия Маргалефа

Индекс Маргалефа, d

все цвета

желтый

зеленый

красный

розовый

синий

Экспериментальная группа

10.8574

3.0043

2.3367

3.6719

3.3381

3.0043

Контрольная группа

8.6859

2.0028

1.3352

3.6719

2.3367

2.6705

Мы также сравнили разнообразие и длину списков, составленных отдельно для каждого из пяти цветов. Больше всего вкусов (12) в обеих группах участники назвали для красного цвета (dЭ = dК = 3.67). Самыми короткими оказались перечни ассоциаций с зеленым (8 и 5 вкусов соответственно) (dЭ = 3.00; dК = 2.00). При этом списки принципиально различались по количеству повторяющихся (неединичных) связей: в контрольной группе у зеленого цвета неединичная связь была всего одна, у остальных цветов – по две; в экспериментальной группе количество повторяющихся связей для каждого цвета было как минимум в два раза больше (рис. 1).

Рисунок 1. Количество ассоциаций цвета со вкусом

в экспериментальной (слева) и контрольной (справа) группах

(2) Содержание списков. Составленные для двух групп списки заметно различались по содержанию (рис. 2). В контрольной группе во все цвета, кроме синего и розового, ассоциировались исключительно с натуральными растительными вкусами. В качестве объектов-референтов участники из контрольной группы практически всегда использовали фрукты и овощи, орехи и ягоды. У людей с аутизмом цвета во многих случаях ассоциировались с продуктами, которые никак не могли скрываться за показанной упаковкой (кетчуп, борщ, мясо, манная каша, взбитые сливки). В их перечне было больше искусственной еды (кисель, желе, конфета, пирожное). Они называли абстрактные вкусы (горький), напитки (кофе, вода) и даже понятия, которые обозначают что-то совершенно несъедобное (кровь, тухлые овощи).

Чаще других для характеристики вкуса участники из обеих групп называли яблоко, клубнику, малину, чернику, банан. Для этих же вкусовых ассоциаций отмечена наиболее интенсивная связь с конкретным цветом (более, чем у 30% респондентов).

Рисунок 2. Ассоциации между цветом и вкусом в экспериментальной (слева) и контрольной (справа) группах; размер слова показывает его частотность

(3) Частота встречаемости ассоциаций. На следующем этапе исследования мы сравнили составленные списки ассоциативных пар по частотности представленных в них ассоциаций и определили доминирующие, выделив в рейтингах те связи, которые в каждой из групп составляли половину ответов. У людей с аутизмом группа доминирующих ассоциаций оказалась в 2 раза больше, чем в контрольной группе: 10 и 5 ассоциаций соответственно. В контрольной группе в список вошли по одной ассоциации для каждого цвета: зеленый цвет у 16 человек ассоциировался с яблоком, у 10 человек синий был связан со вкусом черники, желтый – с бананом, а розовый с малиной, для 8 участников красный был вкусом клубники. Эти же пары лидировали и в рейтинге участников с расстройствами аутистического спектра. Однако кроме них в список вошли ассоциации желтого цвета с лимоном, синего – со сливой и кофе, красного – с кровью, розового – с киселем. При этом только ассоциация зеленого цвета с яблоком повторялась не менее, чем у половины участников (12).

(4) Когнитивная значимость ассоциаций. Чтобы сравнить структуру ассоциативных полей и выделить в ней основные и менее значимые связи, для каждой из пар ассоциаций в обеих группах мы рассчитали индексы когнитивной значимости (CSI) (рис. 4).

В экспериментальной группе семь вкусов оказались двух- и даже трехцветными. Это яблоко (зеленый, красный и желтый), черника (синий и розовый), клубника (красный и розовый), конфета (розовый и желтый), арбуз (красный и зеленый), виноград (синий и зеленый), шоколад (синий и красный). При этом в двух случаях (конфета и шоколад) участники эксперимента, скорее всего, связывали вкус с цветом упаковки. Интересным оказался цветовой образ арбуза, вкус которого у участников с аутизмом ассоциировался не только со съедобной красной мякотью, но и с несъедобной зеленой кожурой. В контрольной группе мы обнаружили всего 4 связи одного и того же вкуса с разными цветами: яблоко (зеленый и красный), клубника (красный и розовый), банан (желтый и синий), апельсин (красный и желтый). Во всех случаях связь вкуса как минимум с одним из двух цветов была единичной и, соответственно, имела гораздо меньшую когнитивную значимость.

Рисунок 3. Индекс когнитивной значимости (CSI) в экспериментальной (сверху, квадрат) и контрольной (снизу, круг) группах; цвет маркера соответствует цвету стимула

(5) Семантика выбора. Распределение цветовых предпочтений у участников из обеих групп для первого выбора (рис. 4 слева) полностью совпало: наиболее предпочтительными оказались зеленый и розовый, которые большинство респондентов связало с яблоком и малиной соответственно. При этом свой выбор участники из разных групп объяснили принципиально по-разному. В контрольной группе главными причинами выбора были симпатия к цвету (любимый цвет; цвет, который нравится; приятный цвет) и физиологический или аффективный отклик на его хроматические характеристики (яркий, насыщенный, интересный цвет). В экспериментальной группе доминировали атмосферные ассоциации (цвет солнца, летний цвет, ночной цвет, цвет стен, цвет рубашки) и ассоциации со вкусами (сладкий, вкусный цвет).

Первый выбор

Последний выбор

Цвет здоровой еды

Рисунок 4. Цветовые предпочтения участников экспериментальной (плотная заливка) и контрольной (штриховка) групп; цвет сегментов соответствует цвету стимулов

Цвета, которые вызвали наименьший интерес и которые участники эксперимента выбрали последними, в двух группах заметно различались (рис. 4 в центре): в экспериментальной группе – это были розовый и синий; в контрольной – розовый и желтый. Однако причины выбора на этот раз совпали: в обеих группах этот цвет участникам по каким-то причинам не нравился, казался некрасивым и темным.

Как и в предыдущих исследованиях (см., напр.: [22–25]), в обеих группах подавляющее большинство респондентов (16 из 20) связало со здоровой едой зеленый цвет (рис. 4 справа). Свой выбор большинство участников объяснили тем, что зеленый – это цвет растений, листвы, травы и зелени, овощей и фруктов. В экспериментальной группе к причинам выбора снова добавились навеянные воспоминаниями ассоциации с летом и природой, спокойствием, добром и гармонией.

Обсуждение и выводы

Эксперимент показал, что при восприятии цвета люди с расстройствами аутистического спектра имеют принципиально другие ожидания вкуса по сравнению с нейротипичными людьми.

Главное различие заключается в том, что цвета в большинстве случаев вызывают у них не конвенциональные логические ассоциации со вкусом, которые доминируют в контрольной группе, а креативные – экспрессивные и скрытые. На это указывает и большое количество оригинальных (неповторяющихся) связей между вкусом и цветом, и «многоцветность» некоторых ассоциаций, и присутствие в перечне ассоциаций «несъедобных» понятий, на первый взгляд никак со вкусом не связанных.

Наряду со статистически обусловленными кроссмодальными соответствиями, доминирующими в контрольной группе, ассоциации у людей с расстройствами аутистического спектра во многих случаях имеют эмоциональную природу. В отличие от контрольной группы, заметное влияние на выбор связанного с продуктами цвета у аутистов оказывают абстрактные цветовые предпочтения. В частности, как и в абстрактных предпочтениях, наименее выбираемым является желтый цвет, который, по результатам предыдущих экспериментов, у людей с расстройствами аутистического спектра достаточно часто вызывает экстремальные негативные реакции (ср.: [16]).

Наконец, на ожидания вкуса от цвета у участников экспериментальной группы гораздо меньшее влияние оказывает контекст, важность которого в когнитивном механизме ассоциативных связей исследователи доказывают с точки зрения теории семантической дискриминативности [26; 27]. Под влиянием контекста, соотнесение цвета с определенным понятием часто определяется на основе других стимулов в группе сравнения, а не основывается непосредственно на силе основной ассоциации. Это хорошо видно в контрольной группе: учитывая, что на экране упаковка батончика, нейротипичные участники связывали цвет не со всеми возможными вкусами, а старались выбрать только те из них, которые допустимы для батончика. У людей с аутизмом правило семантической дискриминативности работает не так строго, и их ассоциации цвета со вкусом носят намного более свободный характер.

Полученные данные о количестве и составе кроссмодальных соответствий между вкусом и цветом у людей с расстройствами аутистического спектра, распространенности отдельных ассоциаций, их когнитивной значимости и семантике выбора имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека. Результаты могут быть использованы в клинической практике, будут востребованы в системе образования и деятельности социальных учреждений по созданию безбарьерной цветовой среды.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Влияние цвета на восприятие вкуса у людей с расстройством аутистического спектра».
Предмет и методология исследования. В качестве предмета автором рассматривается ожидание вкуса, которые формируются к лиц с РАС при восприятии определенного цвета.
Методология исследования в работе представлена. Автор обосновал выбор и составление методики. Для проведения исследования использовались компьютерные стимулы пяти различных цветов – зеленый, желтый, красный, розовый и синий. В каждой из групп участникам предлагалось выбрать среди батончиков на экране один, который они съели бы в первую очередь. Затем их просили объяснить причину своего выбора и назвать вкус, с которым у них ассоциируется цвет выбранной упаковки. После этого выбранный батончик исчезал с экрана, участникам предлагалось сделать выбор снова, опять ответить на вопрос о причине своего предпочтения и определить вкус. Процедура повторялась до тех пор, пока на экране не оставался единственный стимул. В завершении эксперимента все пять стимулов снова появлялись на экране и испытуемого просили указать батончик, который, по его мнению, выглядит наиболее полезным, чем все остальные, ассоциируется со здоровой пищей.
Полученные результаты имеют количественный и качественный анализ, представлены, в том числе, на рисунках и графиках. Это позволило получить значимые научные результаты.
Исследование было проведено на выборке 20 человек с расстройством аутистического спектра в возрасте от 18 до 20 лет (7 мужчин и 13 женщин). Полученные ответы сравнивались с результатами контрольной группы с такими же социально-демографическими показателями.
Актуальность. Значимость и сущность затронутой проблемы была обоснована. Автором обозначены основные положения теоретических подходов. Справедливо его замечание о том, что работ, посвященных проблеме формирования восприятия у людей с РАС недостаточно. В отечественной же психологической науке их крайне мало.
Научная новизна. Полученные результаты подтвердили, что при восприятии цвета люди с расстройствами аутистического спектра имеют принципиально другие ожидания вкуса по сравнению с нейротипичными людьми. Главное различие заключается в том, что цвета в большинстве случаев вызывают у них не конвенциональные логические ассоциации со вкусом, которые доминируют в контрольной группе, а креативные – экспрессивные и скрытые.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык изложения научный.
Структура работы прослеживается очень четко: введение с обоснованием актуальности, постановкой проблемы; выделением объекта и предмета, гипотезы, есть краткий теоретический обзор; описывается научный метод, характеристика испытуемых и процедура эксперимента, представлен количественный и качественный анализ результатов исследования. Заканчивается статья заключением с обсуждением и выводами.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 27 отечественных и зарубежных источника, значительная часть которых опубликована за последние три года. Проблематика работ соответствует тематике статьи. В библиографии представлены научно-исследовательские статьи и монографии. Источники литературы оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Апелляция к оппонентам. Несмотря небольшое количество литературных источников, важно проведение более грубого анализа современных отечественных и зарубежных исследований. Поскольку похожие исследования уже проводились специалистами.
Выводы. Статья отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна научному сообществу, исследователям и практикам. Работа может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.