Статья 'Основы формообразования пешеходной улицы как объекта в виде многофункционального комплекса' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Основы формообразования пешеходной улицы как объекта в виде многофункционального комплекса

Колодин Константин Иванович

ORCID: 0000-0001-7197-9824

кандидат архитектуры

доцент, кафедра Архитектурного проектирования, Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

190005, Россия, город Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, ул. 2-Я красноармейская, 4

Kolodin Konstantin

PhD in Architecture

Associate Professor, Department of Architectural Design, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

190005, Russia, gorod Sankt-Peterburg, g. Saint Petersburg, ul. 2-Ya krasnoarmeiskaya, 4

kolodinstudio@bk.ru
Черепанов Петр Дмитриевич

бакалавр, кафедра Архитектурного проектирования, Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

190005, Россия, город Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, ул. 2-Я красноармейская, 4

Cherepanov Petr

Bachelor's Degree, Department of Architectural Design, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

190005, Russia, gorod Sankt-Peterburg, g. Saint Petersburg, ul. 2-Ya krasnoarmeiskaya, 4

perech1967@mail.ru
Скурлатова Екатерина Анатольевна

бакалавр, кафедра Архитектурного проектирования, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

190005, Россия, Санкт-Петербург область, г. Санкт-Петербург, ул. 2-Я красноармейская, 4

Skurlatova Ekaterina Anatol'evna

Bachelor's Degree, Department of Architectural Design, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

190005, Russia, Sankt-Peterburg oblast', g. Saint Petersburg, ul. 2-Ya krasnoarmeiskaya, 4

skurlatova.katarina@mail.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2022.3.38486

EDN:

CSDSGG

Дата направления статьи в редакцию:

19-07-2022


Дата публикации:

26-07-2022


Аннотация: В данной статье проводится исследование архитектурно-пространственной организации пешеходной улицы, представленной как объект в виде многофункционального комплекса. Предметом исследования являются архитектурно-типологические особенности компонентов многофункциональной пешеходной улицы. Новизна подхода заключается в представлении улицы как цельного объекта в виде многофункционального комплекса в структуре жилого квартала Санкт-Петербурга. Статья также содержит в себе системный анализ архитектурно-планировочных, градостроительных и композиционных решений для объектов подобного типа. Анализ основан на совмещении принципа работы пешеходной улицы с критериями многофункциональности. Основной раздел данного исследования посвящен обзору структуры многоотраслевых объектов, включенных в корпус пешеходной улицы. Научная новизна работы заключается в рассмотрении пешеходной улицы как самостоятельного объекта в виде многофункционального комплекса, инкорпорированного в структуру жилого квартала. Для этого был выполнен квалификационный проект «Многофункциональная улица в структуре квартала ЛенЭкспо» (Санкт-Петербург) бакалавром архитектуры Черепановым Петром Дмитриевичем под руководством Колодина Константина Ивановича, доцента кафедры архитектурного проектирования Санкт-Петербургского Государственного Архитектурно-Строительного Университета (СПбГАСУ). На основе выполненного проекта была сформулирована типология объектов, объединенных в многофункциональный комплекс. Проект был разработан с учетом многоотраслевой унификации, а также с учетом принципов модульного структурирования пространства и построения отдельных зданий и сооружений. Был просчитан механизм работы пешеходной улицы, нашедший свое отражение в архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решениях при проектировании данного комплекса. По содержанию основных разделов исследования были сформулированы выводы, учитывающие перспективу развития подобных архитектурных объектов в будущем.


Ключевые слова:

многофункциональная пешеходная улица, улица в городе, улица в квартале, пятно застройки улицы, многофункциональные компоненты улицы, отрасли объектов улицы, улица многофункциональный комплекс, многоотраслевая структура улицы, формообразование многофункциональной улицы, проект многофункциональной улицы

Abstract: This article examines the architectural and spatial organization of a pedestrian street, presented as an object in the form of a multifunctional complex. The subject of the study is the architectural and typological features of the components of a multifunctional pedestrian street. The novelty of the approach lies in the representation of the street as an integral object in the form of a multifunctional complex in the structure of the residential quarter of St. Petersburg. The article also contains a systematic analysis of architectural planning, urban planning and compositional solutions for objects of this type. The analysis is based on combining the principle of operation of a pedestrian street with the criteria of multifunctionality. The main section of this study is devoted to an overview of the structure of diversified objects included in the pedestrian street building. The scientific novelty of the work consists in considering a pedestrian street as an independent object in the form of a multifunctional complex incorporated into the structure of a residential quarter. For this purpose, the project "Multifunctional Street in the structure of the Lenexpo quarter" (St. Petersburg) was carried out by the Bachelor of Architecture Peter Dmitrievich Cherepanov under the guidance of Konstantin Ivanovich Kolodin, Associate Professor of the Department of Architectural Design of the St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPbGASU). On the basis of the completed project, a typology of objects combined into a multifunctional complex was formulated. The project was developed taking into account the multisectoral unification, as well as taking into account the principles of modular structuring of space and the construction of individual buildings and structures. The mechanism of the pedestrian street operation was calculated, which was reflected in architectural planning and spatial solutions when designing this complex. According to the content of the main sections of the study, conclusions were formulated that take into account the prospects for the development of such architectural objects in the future.



Keywords:

multifunctional pedestrian street, street in the city, street in the block, street development spot, multifunctional street components, branches of street objects, multifunctional complex street, diversified street structure, shaping a multifunctional street, multifunctional street project

Актуальность темы исследования

Санкт-Петербург испытывает необходимость формирования территорий, проектные решения и функционирование которых будут привлекательны для посещения как жителями города, так и туристами. Основными объектами притяжения в проектировании районов города могут стать многофункциональные комплексы. Данный аспект представляется актуальным, так как на сегодняшний день при проектировании новых районов основное предпочтение отдается жилым и коммерческим объектам. Решить задачу сбалансированного проектирования могла бы разработка модели пешеходной улицы в виде многофункционального комплекса.

Комплексы данной типологии вовлекают посетителей в свой функционал и предлагают им, как участникам структуры, определенный поведенческий выбор. Данные цели достигаются формированием анфиладного проектирования функций, а также созданием общественных зон и площадок. В свою очередь наличие подобных многофункциональных комплексов дает стимул к активному использованию прилегающих участков района. Структурируются транспортные связи с другими зонами района и городскими общественными объектами.

Под многофункциональные комплексы следует предоставлять территорию такого размера, который будет соответствовать их общественно-социальным целям. Отдельные участки отводятся под открытые площади – технические зоны и парковки. Важно создать типологию проектирования комплекса с более камерным дифференцированием многоотраслевых компонентов [1]. Это, в свою очередь, позволит отвести большее количество участков под жилую и коммерческую застройку, что на сегодняшний день представляется немаловажным.

В рамках перспективного подхода к созданию многофункциональных комплексов в новых районах Санкт-Петербурга следует обратить особое внимание на проектирование пешеходных улиц. Для достижения заявленных целей представляется целесообразным создать улицу с правильным цикличным механизмом работы, так как туристические пешеходные улицы в центре города используются недостаточно эффективно. Новым решением могло бы стать проектирование пешеходной улицы с расширением спектра ее функций в структуре отдельно взятого района [2] и проработка ее назначения как объекта в виде многофункционального комплекса.

Цель исследования: провести системный анализ и изучить основные направления архитектурно-планировочной организации многофункциональных комплексов в российской градостроительной практике. Данный анализ позволит разработать модель унифицированного построения объектов в виде многофункциональных пешеходных улиц.

Задачи исследования

· определить наиболее актуальное формирование многофункциональной пешеходной улицы в планировочной структуре новых районов Санкт-Петербурга

· разработать оптимальный механизм работы пешеходный улицы как объекта в виде многофункционального комплекса

· определить основные принципы формообразования пешеходной улицы как архитектурного объекта в виде многофункционального комплекса

Объектом исследования является объемно-пространственная структура многофункционального комплекса, разработанная в виде пешеходной улицы в жилом квартале ЛенЭкспо (Санкт-Петербург).

Предметом исследования являются принципы формообразования многоотраслевых компонентов улицы, выполненной в проекте и представленной в виде многофункционального комплекса сложной структуры.

Методология исследования: структурный анализ предлагаемого проекта «Многофункциональная пешеходная улица в структуре квартала ЛенЭкспо» (Санкт-Петербург) с целью выявления его преимуществ при застройке жилых кварталов.

Новизна идеи заключается в проектировании пешеходной улицы как объекта в виде многофункционального комплекса, входящего в структуру жилого квартала.

Роль многофункциональной улицы в архитектурно - планировочной структуре города

В исторической части Санкт-Петербурга существует большое количество архитектурных комплексов, состоящих из не связанных между собой общественных зданий, но при этом являющихся центрами притяжения для туристов и жителей города. Успешные примеры подобных комплексов, находящихся в историческом центре, вдохновляют современных архитекторов на стилизованную имитацию подобных ансамблей в районах с современной застройкой и их повторную адаптацию с учетом новой архитектурно-планировочной структуры. Данный подход может послужить стимулом к поиску современных решений в развитии общественных городских объектов и повысить их функциональное качество [3].

На данный момент представляется целесообразным и актуальным создание подобных архитектурных имитаций и адаптаций для новых районов Санкт-Петербурга с целью продолжения общего архитектурного контекста и поддержи целостной идентичности города [4]. Эти комплексы могут быть качественно распланированы с помощью методологии функционального проектирования, включающего в себя зонирование территории и размещения объектов различного назначения, например, жилые зоны, общественные зоны и улицы.

Актуальность пешеходной улицы в планировочной структуре новых районов города очевидна. Пешеходная улица является главным социальным транзитом. Создание связей между общественными и отраслевыми группами посредством улицы как архитектурного объекта должно стать приоритетом для инвесторов и застройщиков [5]. На сегодняшний день улица выполняет единственную функцию транзита. Предлагается переосмыслить роль улицы в планировочной структуре новых районов города и представить ее как самостоятельный объект, который будет одним из основных формирующих компонентов при структурном проектировании территории.

Многофункциональная пешеходная улица как самостоятельный объект в структуре квартала

Идея пешеходной улицы как архитектурного объекта в составе многофункционального комплекса показывается на примере проектного предложения подобного рода в структуре квартала ЛенЭкспо (Санкт-Петербург). Данный квартал расположен на юге Васильевского острова – исторического района Санкт-Петербурга. Проектируемый участок занимает территорию в 13,63 гектара и располагается возле значимых объектов города – общественного пространства «Севкабель Порт» и Морского Вокзала. Квартал имеет протяженную набережную, связанную с системой других городских набережных и застроек, а также выход в акваторию Финского залива.

При осуществлении этого проекта учитывалась близость значимых общественных объектов и зон. Целями проекта были организация безопасного и комфортного использования территории, задействование туристического потенциала квартала и создание качественной инфраструктуры. Для выполнения этих целей было предложено внедрение многофункционального общественного комплекса в структуру квартала. Данным комплексом является многофункциональная пешеходная улица.

Расположение многофункциональной пешеходной улицы в структуре квартала ЛенЭкспо выбрано не случайно. Развитие территории с севера на юг вдоль Наличной улицы и Галерного Ковша выявляет оптимальное размещение улицы поперек квартала с востока на запад (рис. 1). При такой конфигурации используется главное преимущество самой улицы – пешеходный транзит от Наличной улицы до набережной. Связь данных участков формирует правильный механизм работы комплекса – цикличный сквозной проход.

Рисунок 1. Проект «Многофункциональная улица в структуре квартала ЛенЭкспо». Схема генерального плана квартала.

Одной из основных идей этого проекта стала возможность соединения важных участков квартала в начале и конце улицы через общественные объекты, а также распределение цикличных потоков людей внутри унифицированных зон. Для создания такого механизма важен особый средовой подход и современное техническое обеспечение. Концепция данного проекта развивает использование отраслевых функций в границах улицы как архитектурной единицы.

Пятно застройки многофункциональной пешеходной улицы

Многофункциональная улица в квартале ЛенЭкспо оказывает влияние в том числе и на прилегающие к ней зоны. Поперечное расположение улицы с правильным механизмом работы задает главную композиционную ось территории. Дальнейшее проектирование квартала было выполнено в зависимости от заданной композиционной оси. Жилая застройка, зоны начальной школы и ДДУ реагируют на структуру пешеходной улицы (рис. 2).

Рисунок 2. Проект «Многофункциональная улица в структуре квартала ЛенЭкспо». Фрагмент генерального плана.

Пятно застройки многофункциональной пешеходной улицы было вписано в архитектурно-планировочную структуру квартала максимально рациональным образом. Размеры пятна застройки пешеходной улицы – 94 метра в ширину и 240 метров в длину. Учитывая расстояния между объектами и размеры прилегающих зон, пятно сравнительно небольшое. Обеспечение всех общественных отраслей квартала на одной многофункциональной пешеходной улице позволило расширить жилые зоны на север и юг квартала, что, безусловно, явилось инвестиционным преимуществом всего проекта. При это также появилась возможность строительства дополнительного общественного объекта – малого спортивного комплекса.

Ширина самой пешеходной улицы – 30 метров. Улица делится на различные структурные участки: крытый зеленый бульвар шириной 12 метров, две велодорожки шириной 2,4 метра и два крытых променада шириной 6 метров каждый. Они обеспечивают работу многофункциональной улицы как цикличного транзита и распределяют людские потоки. Многоуровневые променады и мосты над улицей создают вертикальные и горизонтальные коммуникации комплекса, которые функционируют как структурообразующий механизм для архитектурно-планировочных решений [6].

Корпус улицы включает в себя шесть объектов. Средние размеры каждого из них – 30 метров в ширину и 57 метров в длину. Отдельные здания, образующую улицу, при этом выглядят органичным ансамблем, так как расстояние между строениями минимально. Все это делает композицию и архитектуру объектов многофункциональной пешеходной улицы универсальными и самодостаточными (рис 3).

Рисунок 3. Проект «Многофункциональная улица в структуре квартала ЛенЭкспо». Аксонометрическая модель многофункциональной улицы.

Варианты экстерьерных и архитектурно-планировочных решений при этом могут быть любыми. Отталкиваясь от идеи единой улицы как объекта в виде многофункционального комплекса, можно структурировать самостоятельные части улицы, вписывать их в существующую застройку, придавать им необходимую форму и задавать любое их количество.

Объекты многофункциональной улицы

Анализируемый проект включает в себя шесть отдельных строений, которые создают собственную камерную, универсальную и самодостаточную инфраструктуру. На многофункциональной улице представлен не один тип зданий, а набор множества объектов с различными функциями: торговая и выставочная зоны, рестораны, апартаменты и офисный блок. Такое проектирование позволяет рассматривать улицу как многофункциональный комплекс с различными и независимыми друг от друга отраслями.

В проекте многофункциональной улицы можно выделить три отраслевые зоны, которые сформированы прилегающими объектами. Подробное описание зон и их функций приведены в Таблице № 1 и графическом изображении (рис. 4).

Таблица № 1. Функциональное зонирование компонентов улицы как объекта в виде многофункционального комплекса

Номер и название

Перечень функций

Типология

Оси и размеры

Характеристики

Изображение

Зона 1. Торговая

Торговая, общественная, деловая, обслуживающая, административная

Большие торговые зоны с присоединением малых торговых блоков, офисно-административной части

Здание с севера

Оси: 10*-13*/1’-3’; Р-К/ Е’-Г’

Размеры: 73 м. Д, 30 м. Ш

Здание с юга

Оси: 10–16 /1’’-3’’; А-В/ А’’-В’’

Размеры: 87 м. Д, 30 м. Ш

Связь торговли с улицей через променады на 1 этаже; администрация на 2–3 этажах; связь через переходы, самодостаточные торговые блоки с обслуживанием

Зона 2. Офисы

Деловая, общественная, торговая, обслуживающая, ресторан

Отдельно стоящие здания офисов и коворкингов с торговыми блоками; связь с площадью улицы

Здание с севера

Оси: 7–9*; Р-К /

Размеры: 30 м. Д, 30 м. Ш

Здание с юга

Оси: 7–9; А-В/

Размеры: 27 м. Д, 30 м. Ш

Главная функция – офисы и коворкинг; совместная работа; множество смежных помещений, обслуживание и связь с другими корпусами, самодостаточные торговые блоки с обслуживанием

Зона 3. Выставки

Зрелищная, выставочная, общественная, деловая, торговая, обслуживающая, административная, ресторан

Большие выставочные залы; торговые блоки, связанные с выставками; администрация залов в южном корпусе

Здание с севера

Оси: 1–6*; Р-К

Размеры: 75 м. Д, 30 м. Ш

Здание с юга

Оси: 1–6; А-В

Размеры: 72 м. Д, 30 м. Ш

Выставочно-зрелищные залы на 1–2 этажах; администрация музейной части на 3–4 этажах; связь с площадью улицы и общественной набережной; торговые блоки с сувенирной атрибутикой музея; специальное техническое обслуживание; ресторан на 240 мест при музее

Рисунок 4. Проект «Многофункциональная улица в структуре квартала ЛенЭкспо». План 1 этажа на отм. 0.000.

Многофункциональная пешеходная улица отличается отраслевым разнообразием. Информация из Таблицы № 1 дает представление о взаимосвязи объектов и их отраслевой принадлежности. Непрерывная работа всех компонентов обеспечивается блоком технического обслуживания, расположенного под землей.

Формообразование многофункциональной улицы

Основное отличие данного проекта многофункциональной улицы от аналогичных работ заключается в архитектурно-планировочном видении пешеходной улицы как многофункционального комплекса, а также в объединении его модульных многоотраслевых компонентов. Пешеходная улица имеет начало и конец, четко очерченные зоны, а также определенную композицию и ритм. Структура улицы разрабатывалась целостно и в виде системы универсальных и самодостаточных функциональных блоков. Каждый блок имеет свою главную функцию (отрасль). Все независимые блоки соединены с многофункциональной пешеходной улицей и располагаются вдоль ее оси.

Каждый блок многофункциональной улицы универсален с точки зрения формы и имеет свои внутренние автономные части, каждая из которых выполняет определенную камерную функцию и создает дополнительную связь с главной отраслью. Части отдельно взятых блоков могут увеличиваться, меняться, поворачиваться вокруг своей оси и дублироваться (рис. 5). Новизна данной структуры отдельно взятого модуля заключается в его непосредственном креплении к общему стволу пешеходной улицы. С технической точки зрения единому обслуживанию подлежат не только многофункциональные здания-компоненты, но и сама улица, а также прилегающая к ней территория. Такой инженерно-технический подход позволяет придать многофункциональной пешеходной улице произвольную форму или вписать ее в ткань любого города, создавая при этом необходимое количество зданий-компонентов для выполнения различных функции и многоотраслевого объединения.

Рисунок 5. Проект «Многофункциональная улица в структуре квартала ЛенЭкспо». Схема отраслевых блоков многофункциональной улицы.

В экстерьерных архитектурных решениях многофункциональная пешеходная улица также универсальна и самодостаточна. В основе каждой отдельно взятой улицы должен лежать архитектурный образ того города, для которого она проектируется. Данный проект «Многофункциональная улица» был разработан для одного из жилых кварталов Санкт-Петербурга. В этом случае главный принцип архитектуры фасадов - создание ложно-симметричной уличной среды с силуэтом классических петербургских домов исторического центра. При работе над проектом была намечена тенденция интегрировать реминисценцию классической архитектуры Санкт-Петербурга в новый район города, одновременно придавая ей актуальный внешний вид. Другой задачей разработки было создание связи объекта с отсылкой к исторической среде на уровне формообразования, внутренних структур, а также организацией пространств и интерьеров [7].

Конструкции улицы как объекта в виде многофункционального комплекса представляют собой модульную каркасную большепролетную сетку, внутри которой могут формироваться необходимые пространства для любой функциональной и отраслевой цели. Конструкция единой пешеходной улицы обеспечивает работу отраслей внутри технически устойчивых и безопасных блоков. Для реализации проекта многофункциональной пешеходной улицы лучше всего использовать современные материалы – легкие композитные панели, металл, остекление различного коэффициента светопропускаемости.

Проектирование улицы как объекта в виде многофункционального комплекса применимо к структуре любой территории - городу, району, кварталу. Многофункциональная пешеходной улица проста в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях, относительно недорога в монтаже, универсальна и актуальна в использовании. В проекте многофункциональной улицы могут сочетаться любые функции, а также добавляться новые по мере возникновения такой необходимости.

Обзор реализованных проектов аналогичной направленности

В рамках исследования данной разработки дополнительно был проведен краткий структурный анализ аналогичных проектов, выполненных при других условиях и для других территорий. В первую очередь следует выделить работы кандидата наук по архитектуре, доцента кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Колодина К.И. Им были выполнены два масштабных концептуальных проекта со схожими принципами линейности и многофункциональности вдоль горизонтального транзита:

· «Обитаемый мост как новый центр Томска» (1978–1989) является авторским концептуальном предложением по реорганизации центрального района города Томска. Проект был выполнен в виде модели цикличного, обитаемого, многофункционального моста [8] длиной 10 километров вдоль реки Томь [9 с. 5–6].

· «Санкт-Петербург 300 – Санкт-Петербургу 400» - концептуальный проект, выполненный в виде крупного градостроительного макета многофункционального обитаемого транзита над Финским заливом Санкт-Петербурга. Проект включает в себя несколько многофункциональных комплексов, образующих новый фасад города и создающих связь жилых и нежилых отраслей вдоль линии транспортного транзита [9 с. 7–9].

В Санкт-Петербурге и Москве существуют примеры архитектурных комплексов со схожей отраслевой структурой и типологией:

· Большой Гостиный Двор является значимым объектом торговой отрасли в историческом центре Санкт-Петербурга. Структурированная линия магазинных рядов, многоуровневое техническое и административное обслуживание, а также добавление музейной функции отождествляет Большой Гостиный Двор с концептуальными идеями проекта многофункциональной пешеходной улицы.

· Санкт-Петербургские Никольские ряды имеют проектную структуру идентичную формату Большого Гостиного Двора. Интерес к данному комплексу вызывают успешные результаты реконструкции, выполненной архитектурным бюро «Студия – 44» в 2007–2015 годах. В ходе работ был обновлен внутренний двор рынка, добавлены зрелищные объекты, общественные площадки, кафе и рестораны. Это привлекло большое количество посетителей и вызвало новый импульс в инфраструктурном развитии прилегающего района [10].

· Малая Садовая улица в Санкт-Петербурге на сегодняшний день работает недостаточно эффективно. На улице отсутствует необходимое функциональное разнообразие. Большинство прохожих следуют по улице без какой-либо вовлеченности и используют улицу исключительно как транзитный коридор. Одна из возможных причин подобной незаинтересованности со стороны публики может заключаться в том, что Малая Садовая улица связывает неравнозначные городские объекты – Невский проспект и Итальянскую улицу, несопоставимые по своей культурной и исторической значимости.

· Старый Арбат и Столешников переулок в Москве являются примерами более отлаженного механизма работы по принципу «улицы и переулки». Улицы соединяют важные общественные объекты центрального административного округа города и при этом оставляют посетителям поведенческий выбор за счет многоотраслевых объектов, качественной инфраструктуры и связанности равнозначных городских объектов.

Выводы

По основным разделам исследования и проведенному структурному анализу могут быть сформулированы следующие выводы:

1. С учетом актуальных перспектив развития архитектурного проектирования многофункциональный комплекс должен разрабатываться не в виде изолированного пятна в структуре нового района, а в виде камерной унифицированной структуры, состоящей из ряда объектов, совокупность которых складывается в форму пешеходной улицы. Это будет способствовать технологичному и новаторскому использованию имеющихся земельных участков, что с точки зрения урбанистики как науки может стать стимулом дальнейшего продвижения инновационных архитектурных разработок.

2. Если отдельные объекты многофункциональной улицы будут объединены по принципу многоотраслевой унификации (жилье, досуг, торговля, бизнес, спорт, образование), это позволит решить ряд актуальных градостроительных проблем, а именно: высвобождение земельных участков для жилищного строительства наряду с успешным коммерческим и инфраструктурным развитием территории.

3. Модульный принцип построения многофункциональной пешеходной улицы должен аккумулировать все имеющиеся на данный момент современные технологические разработки, которые лягут в основу проектирования и конструирования самодостаточных автономных подсистем, что позволит сделать строительство таких объектов максимально эргономичным и привлекательным для инвесторов.

4. Механизм работы многофункциональной пешеходной улицы должен основываться на концепции психологического поведенческого комфорта, создаваемого самой структурой комплекса, которая способна предоставить человеку максимально возможное количество альтернатив наряду с комфортными психологическими условиями для реализации его поведенческого выбора.

Библиография
1.
Колодин К.И. Интерьер Загородной улицы // Архитектура – С. 2015. 416 с.: ил.
2.
Исмагилова С. Х., Залетова Е. А., Головкина Л. О. Современные тенденции структурной реорганизации пространства улицы // Известия КГАСУ. 2014. №4 (30). С. 109-114
3.
Колодин К.И. Формообразование объектов загородной среды // Архитектура – С. 2004. 256 с.: ил.
4.
Синицына И. А. Адаптация инструментов пространственного синтаксиса для анализа освоения территории // AMIT. 2022. №2 (59) С. 129-141
5.
Панфилов А. В., Григорова С. В. Общественные пространства как способ формирования градостроительного образа города на примере Тюмени // Системные технологии. 2021. № 2 (39). С. 89-96
6.
Федан А.Н. Открытые общественные пространства в структуре архитектурных объектов // Известия КГАСУ. 2018. № 3 (45). С. 88-96
7.
Ламбрихт В.И. Связь современного формообразования с культурно-историческим контекстом города в проекте Миланского Музея Культуры (MUDEC) // Системные технологии. 2021. № 38 (1). С. 119-132
8.
Овчинников И. Г., Овчинников И. И., Караханян А. Б. Пешеходные мосты современности: тенденции проектирования. Часть 2. Многофункциональные мосты // Науковедение. 2015. №2 (7). С. 1-46
9.
Колодин К.И. Роль архитектурного концептуализма в повышении качества проектных решений // Вестник Евразийской науки. 2020. №6 (12). С. 1-17
10.
Бредихина А. В. Исторические гостиные дворы и торговые ряды. Возможности их реновации // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2020. №9. С. 46-56
References
1.
Architecture – С. (2015). Country street interior. Moskow, Russia: Kolodin K.
2.
Ismagilova S. & Zaletova Е.& Golovkina L. (2014) Contemporary aspects of spatial redevelopment of the street, News of the KSUAE, 4 (30), 109-114.
3.
Architecture – С. (2004). Creation of objects of the suburban environment. Moskow, Russia: Kolodin K.
4.
Sinitsyna I. (2022) Space syntax tool adaptation for urban development analysis, AMIT, 2 (59), 129-141.
5.
Panfilov A. & Grigorova A. (2021). Public spaces as a method for forming a city-planning image on the example of Tyumen, System technologies, 2 (39), 89-96
6.
Fedan A. (2018) Open public spaces in the structure of architectural objects, News of the KSUAE, 3 (45), 88-96
7.
Lambricht V. (2021) The connection of modern form with the cultural and historical context of the city in the project of the Milan Museum of Culture (MUDEC), System technologies, 38 (1), 119-132
8.
Ovchinnikov I. & Ovchinnikov I. & Karahanyan A. (2015) Pedestrian Bridges: modern trends design. Part 2. Multifunction bridges, Naukovedenie, 2 (7), 1-46
9.
Kolodin K. (2020) The role of architectural conceptualism in improvement of the quality of design solutions, The Eurasian Scientific Journal, 6 (12), 1-17
10.
Bredihina A. (2020) The historical bazaars and shopping arcades. Possibilities, Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov, 9, 46-56

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Текст сразу же привлекает подчеркнутой структурированностью.
Введение отличает наличие разделов: Актуальность темы исследования, Цель исследования (далее термин «исследование» опускается), Задачи, Объект, Предмет, Новизна, Содержание основных разделов. Обычно наличие подобных разделов во Введение предполагается — но и их экспликация имеет свои достоинства (рождая вопросы отсутствующих рубрик, скажем, Методологии).
Что же, пройдемся по разделам.
Актуальность.
Начнем прямо с первых фраз:
«В Санкт-Петербурге существует необходимость создания новых районов (?), привлекательных для посещения (предельно-неудачное начало. Что означает эта модальность? Посещения — кем?). Основным объектом притяжения в таких районах (в которых ощущается необходимость?) являются многофункциональные подцентры (чего?), выполненные в виде многофункциональных комплексов (это — констатация сложившейся ситуации, инструктивное предписание, что?). Сегодняшние задачи по расположению комплексов в структуре новых районов имеет второстепенное значение, так как основное предпочтение отдается жилым объектам (утверждение, непонятное само по себе и с предыдущим связанное не явно). Решение вопросов по обеспечению районов общественными объектами отодвигаются на второй план. »
Разумеется, профессионал поймет, о чем говорится в тексте — каковой в представленном виде служит калькой профессионального обсуждения, записью, ведущейся не с начала и не имеющей конца.
И закончим все-же цитирование первого абзаца:
«Возникает необходимость применения сбалансированных инструментов проектирования (?). Решению таких задач (каких?) способствует разработанная в проекте модель пешеходной улицы. »
Допустим, упомянутая модель подлинно способствует решению неизвестных задач (видимо, применения сбалансированных инструментов проектирования — но, возможно, «задач по расположению комплексов в структуре новых районов»). Пусть так, но при чем здесь ранее заявленная Актуальность исследования?
Предлагаемый подход представляет некий обходной маневр, для наблюдателя непрозрачный и напоминающий свод известных и не требующих расшифровки и доказательств истин.
Ближе к концу объемного текста (раздела Актуальность) автору внезапно приходит в голову мысль расшифровать один из широко используемых им терминов — что он немедленно и осуществляет:
«Многофункциональный комплекс предлагает выбор поведенческих сюжетов человека как участника комплекса (!?). Для этого (для чего?) создается анфиладное прочтение (?) многоотраслевых функций (?), образовываются функциональные зоны и площадки. Из них (!!!) посетители могут выйти, могут остаться или вернуться (!??). Это дает развитие к активному использованию других участков района (???). Образовываются связи с транзитами, метро, другими общественными объектами, и мощной набережной, связанной с системой других городских набережных. »
Если не придираться к лексике (фрагмент написан совершенно безобразно), хочется вместо этого спросить: отчего же не начать с расшифровки основных понятий, прежде чем начинать излагать дальнейшее?
Объемность текста раздела не приближает читателя к пониманию актуальности исследования ни на йоту.
Приведем далее следующий фрагмент за его краткостью целиком:
«Цель исследования: провести анализ и изучить основные направления архитектурно-планировочной организации аналогичных (чему?) многофункциональных комплексов в мировой и российской практиках. На основе анализа разработать модель дифференцированного построения (?) объектов многофункционального комплекса в виде единой пешеходной улицы. »
Что такое «дифференцированное построение объектов многофункционального комплекса в виде единой пешеходной улицы», рецензент, сколько ни старался, уразуметь не сумел.
Но, как бы то ни было, все это разумеется, не отвечает критериям цели исследования — автор попросту начинает с перечисления круга задач (первая из которых - «провести анализ и изучить основные направления архитектурно-планировочной организации... многофункциональных комплексов в мировой и российской практиках»).
Не обременяя читателя дальнейшими подробностями, подведем итоги: формально Введение соответствует принятым критериям, по существу отвечая им слабо; и дело даже не в общей путанности изложения, но в весьма своеобразном понимании автором принципов строения логического каркаса, постоянной подмене понятий и уклонениям от «основного ствола».
Стиль, структура, содержание
Переход от Введение к основной части оставляет несколько странное впечатление — сразу вспоминается фраза относительно «города контрастов»; в нашем случае это контрастный текст, поскольку основной текст написан достаточно внятным языком и следует вменяемой логике.
Его логические притязания на два порядка ниже, нежели заявленные во Введении — но при том доступны пониманию (в целом же такого рода комбинации оставляют странное послевкусие).
Ну-с, приведем из дальнейшего заключение (выводы).
«Выводы
По основным разделам исследования и проведенному анализу, как заключение (интересно, зачем формулировать выводы как заключение?) статьи были сформулированы следующие выводы:
1. Формирование не отдельного пятна в структуре нового района, квартала для многофункционального объекта, а создание камерной дифференцированной линейной структуры из ряда объектов в виде пешеходной улицы (что означает эта фраза и к чему она относится? Это совершенно непонятно)
2. Объединение объектов многофункциональной улицы по принципу многоотраслевой унификации (жилье, досуг, торговля, бизнес, спорт, образование) (начинает возникать смутное подозрение относительно того, что эти выводы в форме заключения представляют проектные рекомендации — но, впрочем, это неясно)
3. Модульный принцип построения объектов многофункциональной улицы основан на создании самодостаточных подсистем, которые могут существовать самостоятельно (от чего?)
4. Правильный механизм работы пешеходной многофункциональной улицы - принцип выбора поведенческого сюжета человека в структуре комплекса (в свете ранее сказанного читатель вряд ли удивится тому, что механизм — это принцип).
5. Решение вертикальных и горизонтальных коммуникаций как структурообразующий механизм для архитектурно-планировочных решений многофункционального комплекса (использование крыш, террас, открытых пространств) (возможно, завершение фразы потерялось).»

Заключение: очевидно, проделана немалая работа, в которой угадывается определенная ценность и смысл.
Однако представленный предельно-эклектичный текст не доносит это содержание до читателя и к публикации не готов.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная к публикации статья «Основы формообразования пешеходной улицы как объекта в виде многофункционального комплекса» представляет собой архитектурное и градостроительное исследования по степени формирования территорий Санкт-Петербурга, проектные решения и функционирование которых будут привлекательны для посещения как местного населения, так и зарубежных туристов. По мнению автора, основными объектами притяжения в проектировании районов города могут стать многофункциональные комплексы, которые позволят вовлечь посетителей в свой функционал.
Все раздел во введении структурированы, изложены ясно и четко, чтобы создать верное представление о проделанном исследовании.
Цель исследования: «…провести системный анализ и изучить основные направления архитектурно-планировочной организации многофункциональных комплексов в российской градостроительной практике…».
Задачи исследования изложены предельно ясно, и состоят из трех пунктов: «· определить наиболее актуальное формирование многофункциональной пешеходной улицы в планировочной структуре новых районов Санкт-Петербурга; · разработать оптимальный механизм работы пешеходный улицы как объекта в виде многофункционального комплекса; · определить основные принципы формообразования пешеходной улицы как архитектурного объекта в виде многофункционального комплекса».
Предмет исследования изложен в абзаце: «…являются принципы формообразования многоотраслевых компонентов улицы, выполненной в проекте и представленной в виде многофункционального комплекса сложной структуры».
Объект исследования: «…является объемно-пространственная структура многофункционального комплекса, разработанная в виде пешеходной улицы в жилом квартале ЛенЭкспо (Санкт-Петербург)».
Методология исследования: «… структурный анализ предлагаемого проекта «Многофункциональная пешеходная улица в структуре квартала ЛенЭкспо» (Санкт-Петербург) с целью выявления его преимуществ при застройке жилых кварталов».
Актуальность сводится к тому, что многофункциональные комплексы станут основными объектами притяжения в проектировании районов не только Санкт-Петербурга, но в других городах России.
Научная новизна: «…заключается в проектировании пешеходной улицы как объекта в виде многофункционального комплекса, входящего в структуру жилого квартала».
Стиль в целом научный, соответствует нормированию речи, точно и полно объясняются факты и хронология исследования, показываются причинно-следственные связи в понятиях и в определениях.
Структура текста грамотная, улучшающая восприятие и привлекательность для читателя. Стиль изложения научный, присутствуют все структурные элементы текста.
Содержание. Исследование начинается с «Введения», представленного вышеперечисленными структурными элементами. Основной части, представленной пятью разделами (Роль многофункциональной улицы в архитектурно - планировочной структуре города; Многофункциональная пешеходная улица как самостоятельный объект в структуре квартала; Пятно застройки многофункциональной пешеходной улицы; Объекты многофункциональной улицы; Формообразование многофункциональной улицы). Апелляции к оппонентам («Обзор реализованных проектов аналогичной направленности») и заключения исследования (которое представлено, как «Выводы»).

В работе приводятся 5 рисунков и одна таблица, на которые либо должна быть ссылка с источником, либо необходимо указать автора графических элементов.
Исследование библиографии по данной теме представлено 10 источниками только российских авторов. На [9] источник ссылка в тексте на активна.
В работе представлена апелляция к оппонентам, которая предполагает изучение трудов и проектов кандидата наук по архитектуре, доцента кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Колодина К.И.
Статья рассчитана на широкий круг читателей интересующихся архитектурой, градостроительством, реставрацией и архитектурно-художественным наследием Санкт-Петербурга. С точки зрения урбанистики, статья будет вызывать читательский интерес у студентов архитектурных и искусствоведческих вузов, различных деятелей в области: историографии, архивных дел, инженеров, специалистов-практиков в области градостроительства и картографии, архитекторов.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.