Статья 'Коворкинг-центр в пространстве современного города' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Коворкинг-центр в пространстве современного города

Хусяинов Тимур Маратович

Менеджер факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

603000, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12, каб. 310

Khusyainov Timur Maratovich

Manager of the faculty of Humanitarian Sciences, National Research University "Higher School of Economics"

603000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, ul. Bol'shaya Pecherskaya, 25/12, kab. 310

timur@husyainov.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2015.4.17208

Дата направления статьи в редакцию:

07-12-2015


Дата публикации:

08-01-2016


Аннотация: Данная работа рассматривает концепцию коворкинга и место коворкинг-центра в современном городе. Кроме определение понятия коворкинг, в статье приводятся основные черты данной формы организации рабочего пространства, так называемого "Третьего места", и отличия от других. Особое внимание, в своей статье, автор уделяет социальным аспектам данного явления и его роли в жизни современных Интернет-работников, а также положительное социальное, экономическое и экологическое воздействие на современный город, его инфраструктуру и его экологию. В основу данной работы легли материалы теоретического и эмпирического исследования. Для определения популярности коворкинг-центра среди нижегородских Интернет-работников были использованы данные авторского социологического исследования, проведенного в 2013 г. (N=140) Как мы видим коворкинг-центры постепенно становятся частью современной социальной инфраструктуры города, выступая важным элементом в формировании бытия человека в этом городе, обеспечивает жизнедеятельность отдельной группы населения в городском пространстве и времени. Коворкинг-центр решает целый ряд социальных, экономических и экологических проблем, которые возникают в современных городах и затрагивают как отдельных его жителей, так и довольно большие их группы.


Ключевые слова:

коворкинг, телецентр, третье место, Интернет-занятость, телеработа, фриланс, е-ланс, Интернет-работник, коворкинг-центр, город

УДК:

316.35

Abstract: This paper examines the concept of coworking and coworking space in modern urban space. In addition to the definition of coworking, the article points out the defining features of this form of working space organization, the so-called "third places" that differ from the more conventional working environments. The author draws attention to the social aspects of this phenomenon and its role in the life of modern Internet-workers, as well as positive social, economic and environmental impact on the modern city, its infrastructure and its environment. The foundation of this work based on the materials of theoretical and empirical research. To determine the popularity of coworking centers of Nizhny Novgorod Internet-workers, we used data from the author's survey conducted in 2013 (N = 140). As we can see coworking centers are gradually becoming part of modern social infrastructure, addressing an important element in the formation of human existence in the city, and enables for the vital activities of separate groups of the population in the urban space and time. The concept of a coworking center solves a number of social, economic and environmental problems that arise in modern cities that affect both its individual residents and larger group.


Keywords:

coworking, telecentre, third place, Internet-employment, telecommuting, freelance, e-lance, Internet-worker, coworking center, city

Коворкинг, центр совместного доступа или “Третье место” (первое и второе - дом и работа) относительно новое явление в современных городах. Подобная модель работы характеризуется тем, что участники, остаются независимыми и свободными, не ограничены определённым родом занятий, используя при этом общее пространство для своей учебной, трудовой или творческой деятельности. В частности, коворкинг очень популярен среди интернет-работников и начинающих предпринимателей, которые ещё не успели обзавестись своим собственным офисом. Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса.

Интересно, что ещё несколько лет назад, даже лингвисты не связывали слово коворкинг с английским “coworking” - совместно работающие. Так в ряде работ по лингвистике рассматривается газетная статья "Короли из коворкингов" с целью определить сущность данного термина. Искаженное «английское» звучание скрывает внутреннюю форму слова даже от знающих английский язык, хотя особое значение (сразу и «место для работы», и «возможность получать нужную информацию и нужные советы», и даже «с включением кухни и детской комнаты») позволяет заполнить образовавшуюся лакуну в лексической системе русского языка – слово используется для обозначения совершенно нового явления в современной инновационной экономике [1, C.10].

Большое значение для понимания идеи фрилансерства имеет работа Даниэля Пинка «Free Agent Nation», опубликованная в 1997 г. [2], П. Гурстейна (Penny Gurstein) [3]. Среди авторов, исследующих коворкинг, можно назвать имена Drew Jones, Todd Sundsted, Tony Bacigalupo [4], S. Hanet-Hutchins [2], Clay Spinuzzi [5] и др. [6].

Первый коворкинг-центр, под названием “Hat Factory” был создан в 2005 американским программистом Бредом Ньюбергом [7, P.5], который встал перед сложным выбором: работать в офисе или искать место, чтобы работать удалённо. Взяв лучшее от обоих вариантов: от удалённой, например, надомной работы - гибкость, автономность и экономическая самостоятельность (что является основными причинами перехода к Интернет-занятости [8]), а от офисной - разграничение работы и семьи, возможность коммуникации с другими сотрудниками, вся необходимая техника [9]; он создал первый коворкинг-центр. Коворкинг стал следующим этапом в развитии технопарков, и стали приобретать черты территориальных площадок для коммуникации субъектов инновационной среды, расширяя виртуальные возможности [10, C. 47].

В России первый коворкинг-центр появился гораздо позже - в 2010 г. И стал особенно популярен в период кризиса, т.к. позволял крупным компаниями работающим на рынке недвижимости вернуть часть затрат на аренду или содержание пустующих офисных помещений, путём сдачи их частями на отдельные рабочие места [1, C. 9]. Кроме того в это время муниципальные власти Москвы, в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, открывают коворкинг-центры.

Коворкинг-центр представляет собой новое рабочее пространство для представителей современных креативных и инновационных профессий, таких как, например, интернет-работники, которая включает большое количество различных сфер: программирование, дизайн и многие другие.

Коворкинг предполагает не только совместную работу над одним конкретным проектом, но и параллельную работу разных людей над разными проектами в рамках одного пространства. Подобное рабочее пространство, как правило, оборудовано техникой, мебелью и обладает всей необходимой  инфраструктурой, которая есть в обычном офисе и её могут использовать все пользователи коворкинг-центра, кроме того во многих коворкингах существуют переговорные комнаты и другие помещения, где можно проводить совещания, различные массовые мероприятия или просто пообедать.

Коворкинг для интернет-работников это место, где можно проводить или посещать мероприятия, найти сторонников, сотрудников, субподрядчиков, коллег, а также партнеров для реализации инновационных социально-значимых или коммерческих стартапов  [11].

Коворкинг способствует развитию стартап-культуры (культура, которая строится либо на основе новых инновационных идей или только что появившихся технологий [12]) предоставляя не только всю необходимую инфраструктуру для развития нового проекта и создавая необходимую творческую атмосферу, но и формируя креативное сообщество, члены которого могут войти в новый стартап-проект.

Кроме коворкинг-центров, существуют другие формы организации совместного доступа: так называемые теледома (телекоттеджы) и теледеревни, которые так же предполагают единое рабочее пространство для независимых профессионалов, но предполагают ещё и возможность совместного проживания.

В ходе социологического исследования “Занятость в сети Интернет в Нижегородской области”, проведённого в форме анкетного онлайн-опроса в 2013 г. (N=140) было выявлено, что доля нижегородских интернет-работников, пользующихся услугами коворкинг-центров не велико, всего чуть более 1% от общего числа респондентов, по сравнее с “надомниками” - около 66%, и теми кто работает на основном месте работы или учёбы - 8,7%, даже общественные места, вроде кафе, парков, транспорта получили - 3,26%. Столь низкий процент работающих в коворкинг-центрах в Нижнем Новгороде возможно связан с малым количеством подобных заведений, которых в городе на тот момент насчитывалось всего 2.

Как мы видим коворкинг-центры постепенно становятся частью современной социальной инфраструктуры города [13], выступая важным элементом в формировании бытия человека в этом городе, обеспечивает жизнедеятельность отдельной группы населения в городском пространстве и времени.

Коворкинг-центр решает целый ряд социальных, экономических и экологических проблем, которые возникают в современных городах и затрагивают как отдельных его жителей, так и довольно большие их группы.

1)         Коворкинг обеспечивает творческую молодежь (креативный класс) средой, богатой возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования и реализации собственного видения города, мира и их потребностей,направление энергии молодёжи на реализацию сценариев будущего на отдельно взятых экспериментальных площадках. Отдельные исследователи относят коворкинг к творческому кластеру [11] и потому делают больший акцент именно на творческом потенциале пространства коворкинг-центра.

2)         Вывод экономически депрессивных городских районов из сложившегося положения.

3) Снижение количества поездок горожан до места работы и обратно, т.к. теперь, в отличии от стандартной офисной работы, есть возможность выбрать рабочее место ближе к дому, что снижает уровень выброса углекислого газа, снижает количество пробок на дорогах [14].

4) Отсутствие коллег по работе может снизить соперничество и конфликты в рабочем коллективе, а наличие работающих рядом людей позволяет получить необходимое работнику общение, дополнительную мотивацию, обзавестись новыми контактами, обменяться опытом или идеями, а та же снизить стресс [9].

5) Образовательная деятельность в коворкинг-центрах может позволить их клиентам получить новые навыки [15, C. 106], расширить спектр предлагаемых услуг или выполнять работу более качественно. Коворкинги нередко готовы оказывать и консультативную помощь своим клиентам: юридическую, идейную, технологическую и финансовую, например кредитование оплаты аренды, поддержку своим клиентами, а также внедряют систему коворкинг-виз, позволяющих клиенту из одного города пользоваться услугами коворкинг-центра в другом при оплате рабочего места в коворкинг центра своего города [16].

Современный город можно охарактеризовать как мобильное и постоянно трасформирующееся социальное пространство. По определению Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании, ставшему на сегодняшний день каноническим, творческое городское пространство — место реализации деятельности, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант индивида, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

В России коворкинг-движение только начинает зарождаться и имеет большие шансы на успех, так как привлекает много инициативных и активных людей, которые подталкивают к развитию. Учитывая выгоды от пользования услугами коворкинга, необходимость его создания должна быть обусловлена результатами проведенных исследований микро- и макросреды.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.