по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Ужупис - “Республика” в центре Вильнюса
Костригин Артем Андреевич

ассистент кафедры психологии управления, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603000, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пер. Университетский, 7

Kostrigin Artem

assistant at N.I.Lobachevskiy Nizhniy Novgorod State University, psychology of administration department

603000, Russia, Nizhniy Novgorod region, Nizhniy Novgorod, per. Universitetskiy St., 7

artdzen@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Хусяинов Тимур Маратович

Менеджер факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

603000, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12, каб. 310

Khusyainov Timur Maratovich

Manager of the faculty of Humanitarian Sciences, National Research University "Higher School of Economics"

603000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, ul. Bol'shaya Pecherskaya, 25/12, kab. 310

timur@husyainov.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Данная работа рассматривает такое явление как “Республика Ужупис”, создание которого в центре Вильнюса стало одним из интереснейших социальных экспериментов современности. Попытка сформировать собственную общественную и экономическую жизнь, в сочетании с развитием современного искусства, а также создать свою политическую структуру, сделав это в центре одной из европейских столиц, а не на отдалённом острове. Данная работа преследует цель определить новый объект и его границы для исследования в рамках разных научных дисциплин и междисциплинарных исследований. В качестве метода данного исследования выступил теоретический анализ зарубежной научной литературы, а также других источников по истории и функционированию "Республики Ужупис". Новизна исследования заключается в том, что "Республика Ужупис" будучи интересным социальным экспериментом, не нашёл существенного отражения в современной научной литературе. В данной работе авторы делает попытку определить новый объект междисциплинарных исследований. Статья содержит обзор основных событий с момента возникновения и до настоящего момента, а также влияние на развитие города в целом.

Ключевые слова: Ужупис, Республика Ужупис, Микрогосударство, Городской квартал, Автономия, Вильнюс, Виртуальное государство, Самоуправление, Достопримечательность, Арт-объект

УДК:

304.3

DOI:

10.7256/2310-8673.2015.1.15551

Дата направления в редакцию:

12-06-2015


Дата рецензирования:

13-06-2015


Дата публикации:

04-08-2015


Abstract.

This paper examines the phenomenon of the "Užupis Republic", the establishment of which in the center of Vilnius became one of the most intriguing social experiments of our time. What makes it so special? The bold attempt to form a social and economic life, the development of modern art, as well as political structure, situated in the center of one of the European capitals - not on an isolated island. This work aims to define this new phenomenon and to outline and its borders for research within different scientific disciplines and interdisciplinary studies. As a method of this study the authors used theoretical analysis of foreign scientific literature and other sources on the history and functioning of "Republic of Užupis". The novelty of the study is that "The Republic of Užupis", being as a prominent social experiment, did not find significant reflection in the scientific literature to date. In this paper, the authors make an attempt to define a new object of interdisciplinary research. The article provides an overview of the main events since the establishment up to the present moment, as well as examines the impact on the development of the city of Vilnius.

Keywords:

Self-government, Virtual State, Vilnius, Autonomy, City block, Microstates, The Republic of Uzupis, Uzupis, Place of interest, Art-object

Введение

Сегодня мировые политические события происходят на наших глазах: проходят войны, революции, перевороты. Однако создание нового государства увидишь не каждый день, но в настоящее время такое событие становится все более распространенным [1]. История данной проблематики включает в себя появление некоторых “непризнанных” государств, таких как Регенство Фиуме, Королевство семнадцати атоллов, Силенд, Христиания [2], Государство NSK, Вестарктика и др. [1] Каждое из этих государств привлекало к себе большое внимание как общественности, так и властей.

Данная работа посвящена проекту по созданию небольшого “государства” в одном из районов Вильнюса.

Территория “Республики Ужупис” представляет собой район в центре Вильнюса, на небольшом полуострове, очерченном излучиной реки Вильняле, именно по причине такого расположения это место было названо “Ужупис”, что переводится на русский язык как «Заречье». Это географическое положение получило отображение и в Конституции Ужуписа, самая первая статья которой гласит: “Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле течь рядом с человеком”.

Ужупис — это маленький и изолированный район. С одной стороны, как было отмечено выше, он отделён от Старого города рекой Виленкой (Вильняле), с другой стороны находятся крутые холмы и гора Трёх Крестов, а с третьей расположена индустриальная зона, построенная в советский период.

Начиная с XVI века в этом месте, за рекой, селились ремесленники и городская беднота, тогда как все знатные и богатые горожане предпочитали жить в районе Старого города. И хотя с конца XIX века в районе Ужупис стали селиться военные и мелкие служащие, однако по прежнему большую часть жителей составляла городская беднота, что соответственно отражалось в архитектуре района - невысокие безликие каменные дома. Подобный уклад сохранялся на протяжении нескольких веков и к началу 1990-х годов район оказался в глубокой экономической и инфраструктурной депрессии и стал своеобразным вильнюсским гетто — районом,который местные жители предпочитали обходить стороной.

3_1

Рис. 1. Скуптура анкега - символ Ужуписа (Автор: Костригин А.А.)

На протяжении сотен лет Ужупис был относительно изолированным районом в основном российских и еврейских жителей, которые оставались отрезанными от Старого города вплоть до XVI века, когда построили мосты через реку. Природная красота области и близость к центру города позволили Ужупису развивать ремесло. К концу двух мировых войн, однако, район потерял большую часть своего богатства, поскольку большинство его населения уехало в эмиграцию или было уничтожено. Ужупис был заселен вновь вскоре после войны бедными рабочими, но окрестности все равно пришли в запустение и упадок. [3]

Ослабление ограничений на миграцию, которое произошло в конце социалистического периода в Литве, привело художников, писателей и других творческих людей к поиску дешевой собственности. Начиная с 1991 года, многочисленные галереи, кафе и студии были построены и отремонтированы по самым высоким стандартам для того, чтобы быстро выйти из сложной экономической ситуации.[3]

Эксцентричное населения и развивающийся дух времени создал особый атмосферу сообщества, которое часто сравнивают с коммуной Монмартр в Париже в начале 1800-х годов. В качестве своего покровителя Ужупис называет известного рок-музыканта Фрэнка Заппу, бюст которому был первым проектом Ужуписа. Несмотря на усилия местных властей, район страдал от постоянного пренебрежения городским советом в таких основных вопросах, как предоставление электроэнергии и утилизация отходов, что вдохновляет местных художников занять гражданскую позицию и сказать свое слово, и 1 апреля 1997 года была создана Республика Ужупис и объявление о ее независимости [3].

Количество жителей в Ужуписе не ограничено рамками его жителей в 7000 человек, но также включает в себя тех, кто разделяет его дух и традиции независимо от того, где в мире они живут. К настоящему времени, существует семьдесят послов в Ужуписе, которые исполняют ритуал представления в шляпе и свистом, в их числе Йонас Mekas, литовский кинорежиссер, который живет в Нью-Йорке, Артурас Зуокас, бывший мэр Вильнюса, и Далай-лама. Район получил дополнительную известности после первого документального фильма об Ужуписе “За десять минут до полета Икара” (по-литовски: “Dešimt minučių prieš Ikaro skrydį”), снятого резидентом Ужуписа Арунасом Мателисом. Этот фильм был показан на кинофестивалях по всему миру и вызвал интерес Вернера Херцога.

История создания и Конституция Республики Ужупис

Ещё со времён СССР в Ужуписе жили или имели свои мастерские люди искусства, а совсем рядом находилась Академия Искусств. Возможно именно поэтому именно этот район в середине 1990-х стал приютом для многих творческих личностей, которые поселились в заброшенных домах. Поэты, музыканты, художники, режиссёры стали населять этот городской район Вильнюса.

1_1

Рис. 2. Знак при въезде в Республику Ужупис (Автор: Костригин А.А.)

Уже через два года вильнюсская богема изменила район Ужупис до неузнаваемости: на стены были нанесены граффити, на улицах установили скульптуры и различные арт-объекты, а в домах открыли выставочные пространства, музеи и галереи (например, «Инкубатор искусств» — первое в Литве место, где собираются и коллективно работают над своими произведениями начинающие художники, галерея «Галера» и гараж искусств «Стопке»), творческие мастерские и кафе, поэтому Ужупис часто сравнивают с Монмартром в Париже и Христианией в Дании.

Название большинства заведений в “Республике Ужупис” строится по простой схеме: сначала идёт слово Užupio (Ужупё) - название района, а затем указывается тип заведения. Например, Užupio Picerija («Ужупё пиццерия»), где пиццу готовят в дровяной печи, Užupio kavinė («Ужупё кафе») — главное место встречи интеллигенции, Užupio klasika («Ужупе классика») — винный ресторан, Užupio krautuvė («Ужупё магазин») — магазин для гурманов, в котором продаются итальянские, испанские, французские вина, сыр, макароны, оливковое масло, специи, соусы, гусиные и утиные паштеты; Užupio Gimnazija («Ужупе гимназия») - учебное заведение среднего образования (Рис. 2).

4_1

Рис. 3. Гимная в Республике Ужупис (Автор: Костригин А.А.)

1 апреля 1997 г. наиболее активные обитатели арт-района провозгласили независимую “Республику Ужупис” — со своими символами суверенитета: флагом (имеет 4 флага в зависимости от времени года), гимном, валютой (евроуж), которая не имеет хождения на территории “Республики”. “Суверенитет” нового государства распространяется на несколько городских кварталов исторической застройки, в советские времена здесь была небольшая жилая зона, зажатая с одной стороны рекой, а с другой промышленной зоной.

В отличие от “Свободного города Христиания” в Копенгагене [2], с которым часто сравнивают вильнюсский район Ужупис, его история не связана с борьбой за суверенитет, отрицанием законов Королевства Дания, большим количеством судебных тяжб связанных с отстаиванием автономии района и его жителей, всё это присуще истории Христиании и не получило развития в Ужуписе. Данный район хотя и схож, тем что является культурным кластером в городской среде, но не претендует на создание своей государственности, своей системы самоуправления, своей собственной экономики. В то время как власти Копенгагена борются с Христианией, нынешний мэр Вильнюса был одним из инициаторов создания “Республики Ужупис”, выступив, как один из жителей района, за его возрождение путём такого эксперимента.

Важная особенность района Ужупис, которая роднит его с Христианией - взаимопомощь жителей, особая атмосфера ответственности перед окружающими, появившаяся после создания собственного небольшого государства, а также доверие к властям и полиции. В дальнейшем это послужило причиной, по которой Шерифа Ужуписа Витаутаса Раткевичюса стали приглашать читать полицейским лекции, объяснять им свою систему наведения порядка, которая работает на территории “Республики Ужупис” [4].

Хотя в “Республики Ужупис” есть президент (режиссер, поэт и музыкант Ромас Лилейкис), министры (Премьер министр - Сакалас Городецкис. Министр финансов - финансист Алюс Лекявичюс. Министр информации и шериф - предприниматель Витас Раткявичюс. Министр иностранных дел - эссеист, сценарист Томас Чепайтис), своя армия общей численностью 12 человек, все они не избираются и не назначаются - данные должности занимают наиболее инициативные люди, ставшие основателями нового государства и выполняющие обязанности с целью дальнейшего развития данного социального проекта.

Ну и в конце этого рассказа позвольте привести несколько статей из упомянутой уже выше Конституции Ужуписа:

4. Каждый имеет право ошибаться.

5. Каждый имеет право быть единственным и неповторимым.

6. Каждый имеет право любить.

7. Каждый имеет право быть нелюбимым, но это не обязательно.

9. Каждый имеет право лениться и ничего не делать.

10. Каждый имеет право любить и опекать кошку.

12. Собака имеет право быть собакой.

16. Каждый имеет право быть счастливым.

17. Каждый имеет право быть несчастным.

20. Никто не имеет права на насилие.

31. Каждый может быть свободным.

32. Каждый отвечает за свою свободу.

36. Каждый имеет право быть личностью.

37. Каждый имеет право не иметь никаких прав.

38. Каждый имеет право не бояться.

Из “Конституции” видно, что она основана на примате гуманистического, человекоориентированого подхода к гражданственности. Кажется, что это реакция на тоталитарное и диктаторское прошлое Литвы. Некоторые положения выглядят абсурдными, совсем не связанными с гражданственностью и политикой, но включающими в этот процесс явления природы и животных, что также является существенной характеристикой.

Кроме целого ряда министерств, в Ужуписе функционирует таможенный офис, у “Республики” есть своё посольство в Москве и даже местная валюта, которая иногда циркулирует. Кроме того, у “Республики Ужупис” есть официальный герб, четыре официальных флагов (по одному для каждого времени года) (рис. 4) и их собственный девиз: «Не побеждайте. Не защищайтесь. Не сдавайтесь!". Кроме того, существует даже обширный календарь праздников и традиций, некоторые из которых совпадают с литовскими национальными праздниками, в то время как другие являются выдумками жителей района.

2_1

Рис. 4. Флаг Республики Ужупис (Автор: Костригин А.А.)

Сегодня Республика Ужупис официально независима один день в году: День Дурака (1 апреля). Тем не менее, на протяжении всего года специальный совет Ужуписа продолжает свою работу. Именно в этот день на одном из мостов, ведущих через Вильняле, даже выставляют таможенный пост, где любой желающий может получить в паспорт штамп о пересечении границы государства.

Новый год здесь празднуют в марте, когда Виленка освобождается ото льда. Ещё одним местный праздник “День белых скатертей” — второй день Пасхи, когда кафе не работают, но все горожане приходят на террасу и накрывают столы, приносят угощение, приглашая случайных прохожих. Есть “День скворечников” — в этот день поминают умерших — и “Дни ветра” — это семь осенних суббот, в основном в ноябре, каждая из которых посвящена кино, музыке, поэзии, фотографии.

“Республика Ужупис” как достопримечательность Вильнюса

D. Dijokiene отмечает, что Ужупис был одним из пригородов, которые оказали сильное влияние на современное развитие Вильнюса [5], а проект оказался столь удачен, что ныне Республика Ужупис - одна из базовых достопримечательностей Вильнюса, район непохожий на остальной Вильнюс.

J. Černevičiūtė [6] отмечает, что Ужупис и другие культурные районы такие, как Лофт (Loft) и Пилайте (Pilaite) создают собственные идентичность и имидж, непохожие на идентичность Вильнюса. Эти районы используют творческие ресурсы города, чтобы сформировать свою идентичность и представляют себя подобным образом. Они могли бы стать районными центрами, хотя Ужупис и Лофт районы не имеют разделения между культурными мероприятиями, творческими сообществами, коммерческими компаниями и местными предприятиями. Общественное сотрудничество с литовскими промышленными предприятиями и традиционными ремесленниками способствовуеи укреплению этих районов в экономическом и социальном аспектах, а также дает возможность создания особенного эффективного взаимодействия при подготовке к ярмаркам, фестивалям и т.д.

Заключение

“Республика Ужупис” - городской квартал Вильнюса стал местом жительства и самовыражения для творцов и достопримечательностью для ценителей современного искусства и туристов.

Таким образом, проанализировав информацию о “Республики Ужупис”, мы можем сделать вывод о том, что данный проект стал творческим кластером, арт-инкубатором современного искусства Вильнюса, а возможно и всей Литвы. В отличие от некоторых других “Республика Ужупис” только симулирует государственное устройства, а не стремится создать самостоятельное и независимое государство, как например “Свободный город Христиания” в Дании или “Княжество Хатт-Ривер” в Австралии, которые были созданы, как попытка противостоять политике властей и стали определённого рода политическими и правовыми прецедентами.

Если для одних создание нового государства - попытка добиться политических целей, то в данном случае “суверенность” - попытка сделать район особенным, создать уникальный бренд, выделить его среди других, привлечь туристов. Подобная модель создания нового рекреационного объекта уже не раз была реализована по всему миру: Л’Анс-Сент-Джон в Канаде (1997), Ладония в Швеции (1980), Хей-он-Уай в Великобритании (1977) и другие.

Реализация проекта по созданию “Республики Ужупис” позволило вывести район из депрессии, привлечь в качестве жителей интеллигенцию, создать новый городской объект для туристов, активизировав экономическую жизнь.

Другая сторона создания “Республики Ужупис” - возможность людям творческих профессий объединяться, создавать совместные проекты, самовыражаться и самореализовываться, в том числе и прямо на улицах - создавая новые арт-объекты (скульптуры, граффити и др.).

Сочетание этих особенностей позволяет говорить о “Республике Ужупис”, как уникальном социальном эксперименте, который позволил всего за несколько лет превратить экономически депрессивный район в место культурной жизни столицы Литвы.

В будущем данный район намерен получить у правительства Литвы статус особой экономической зоны и стать центром всей творческий и развлекательной индустрии страны, а возможно и Прибалтики.

Библиография
1.
Лаврентьева О.А. Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме. СПб., 2015. 128 с.
2.
Хусяинов Т.М. "Независимый" квартал Христиания в Копенгагене: история и современное состояние // Урбанистика. 2014. №4. С.8-20. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.4.14530. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_14530.html
3.
Unitks I. Frankie Goes to Vilnius // Space of Identity. 2008. Vol.8. №2. URL: https://pi.library.yorku.ca/ojs/index.php/soi/article/viewFile/18122/16896
4.
Как это делают в Ужуписе // Lenta.RU. URL: http://strana.lenta.ru/lithuania/uzupis.htm
5.
Dijokienė D. The impact of historic suburbs on the structural development of cities (based on examples of European cities) // Urban heritage: research, interpretation, education, 2007.141–145
6.
Černevičiūtė J. Mapping Vilnius as creative city // Limes: Borderland Studies. 2011. Vol. 4. №1. P. 89-100, DOI: 10.3846/20290187.2011.577141
7.
Егоров В.Г. Постсоветские независимые государства: поиск формы правления // Международные отношения. 2014. №1. C. 31-46. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.1.9798
8.
Н.В. Каминская Автономия и самоуправление: теоретический анализ и практика Европейских стран. // Административное и муниципальное право. - 2011. - 2. - C. 14 - 18.
9.
Ляпин И.Ф. Современные модели децентрализации государственной власти: опыт государств // Административное и муниципальное право. - 2011. - 4. - C. 33 - 37.
References (transliterated)
1.
Lavrent'eva O.A. Nepriznannye gosudarstva. Odinnadtsat' istorii o separatizme. SPb., 2015. 128 s.
2.
Khusyainov T.M. "Nezavisimyi" kvartal Khristianiya v Kopengagene: istoriya i sovremennoe sostoyanie // Urbanistika. 2014. №4. S.8-20. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.4.14530. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_14530.html
3.
Unitks I. Frankie Goes to Vilnius // Space of Identity. 2008. Vol.8. №2. URL: https://pi.library.yorku.ca/ojs/index.php/soi/article/viewFile/18122/16896
4.
Kak eto delayut v Uzhupise // Lenta.RU. URL: http://strana.lenta.ru/lithuania/uzupis.htm
5.
Dijokienė D. The impact of historic suburbs on the structural development of cities (based on examples of European cities) // Urban heritage: research, interpretation, education, 2007.141–145
6.
Černevičiūtė J. Mapping Vilnius as creative city // Limes: Borderland Studies. 2011. Vol. 4. №1. P. 89-100, DOI: 10.3846/20290187.2011.577141
7.
Egorov V.G. Postsovetskie nezavisimye gosudarstva: poisk formy pravleniya // Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. №1. C. 31-46. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.1.9798
8.
N.V. Kaminskaya Avtonomiya i samoupravlenie: teoreticheskii analiz i praktika Evropeiskikh stran. // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2011. - 2. - C. 14 - 18.
9.
Lyapin I.F. Sovremennye modeli detsentralizatsii gosudarstvennoi vlasti: opyt gosudarstv // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2011. - 4. - C. 33 - 37.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"