Статья 'Налогообложение торговли: современное состояние, проблемы и перспективы' - журнал 'Налоги и налогообложение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Налоги и налогообложение
Правильная ссылка на статью:

Налогообложение торговли: современное состояние, проблемы и перспективы

Савченко Алина Алексеевна

бакалавр, департамент Налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

127083, Россия, г. Москва, ул. Верхняя Масловка, 15

Savchenko Alina Alekseevna

Bachelor, Department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation

127083, Russia, g. Moscow, ul. Verkhnyaya Maslovka, 15

alina.savch@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-065X.2022.4.38316

EDN:

RWLUZU

Дата направления статьи в редакцию:

23-06-2022


Дата публикации:

05-07-2022


Аннотация: В современном мире сфера торговли является одной из главенствующих сфер экономической деятельности. Предметом исследования являются особенности налогообложения субъектов оптовой и розничной торговли, а также вытекающие из этих особенностей проблемы. Несмотря на развитость отрасли в части налогообложения наблюдаются проблемные вопросы, на которые стоит обратить внимание для дальнейшего развития и совершенствования не только налогообложения конкретной отрасли, но и всей системы налогообложения, а также стимулирования и развития отрасли организациями. Методологию исследования составляют анализ, синтез, дедукция и моделирование, табличный и графический методы визуализации данных. В результате рассмотрения основных особенностей налогообложения торговой отрасли была достигнута основная цель работы – выявлены проблемы и предложены пути совершенствования, которые могут быть применены на практике. В исследовании автора можно выявить несколько элементов новизны и практической значимости: выявлены и сформулированы системные особенности налогообложения экономических субъектов в сфере торговли на основе анализа научной литературы и нормативно-законодательных актов; определены проблемы налогообложения при осуществлении торговли с подарочными сертификатами, при применении скидок и наценок; предложены направления совершенствования налогообложения торговых компаний, нацеленные на конкретизацию налогового законодательства и минимизацию налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений.


Ключевые слова:

налоговое законодательство, налог на прибыль, налогообложение торговли, подарочные сертификаты, торговые скидки, торговые наценки, налоговое администрирование, НДС, маркетинговая политика организации, недостачи

Abstract: In the modern world, the sphere of trade is one of the dominant spheres of economic activity. The subject of the study is the peculiarities of taxation of wholesale and retail trade entities, as well as the problems arising from these features. Despite the development of the industry in terms of taxation, there are problematic issues that are worth paying attention to for the further development and improvement of not only the taxation of a particular industry, but also the entire taxation system, as well as the stimulation and development of the industry by organizations. The research methodology consists of analysis, synthesis, deduction and modeling, tabular and graphical methods of data visualization. As a result of consideration of the main features of taxation of the trade industry, the main goal of the work was achieved – problems were identified and ways of improvement that can be applied in practice were proposed. In the author's research, several elements of novelty and practical significance can be identified: the systemic features of taxation of economic entities in the field of trade are identified and formulated based on the analysis of scientific literature and regulatory acts; the problems of taxation when trading with gift certificates, when applying discounts and margins are identified; directions for improving the taxation of trading companies aimed at concretization are proposed tax legislation and minimization of tax risks of all participants in tax legal relations.


Keywords:

tax legislation, income tax, taxation of trade, gift certificates, trade discounts, trade margins, tax administration, VAT, marketing policy of the organization, shortages

Введение к статье (Актуальность)

Первоначально торговля была ознаменована возникновением разделения труда в натурально выраженном характере, в дальнейшем эволюционировавшая в товарно-денежные отношения, что непосредственно было связано с возникновением денег [1]. Тем самым, в настоящее время торговая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров [2, ст. 3].

Сфера торговли существует с самого начала формирования общества и по сей день является главенствующей в силу своей особой значимости как формы реализации товаров, работ и услуг. При этом она формирует значительный процент поступлений бюджета страны за счет налогов, взимаемых с налогоплательщиков, занятых предпринимательской деятельностью. В свою очередь налоговые платежи помогают финансировать деятельность государства, что является одним из важнейших направлений осуществления деятельности любого государства.

Несмотря на то, что сфера торговли одна из самых развитых сфер мирового общества и самая привлекательная с точки зрения периода окупаемости затрат, со стороны налогообложения возникает множество вопросов и противоречий, что выражается в специфических особенностях налогообложения организаций торговли.

Субъекты торговли, как показывает история развития торговых отношений, прежде всего, преследуют цель в виде получения прибыли. Однако в зависимости от целей деятельности в торговой сфере выделяют две категории торговых организаций: коммерческие и некоммерческие.

Субъектами коммерческой торговой деятельности признаются юридические лица различных организационно - правовых форм, которые осуществляют торговую деятельность, объединения нескольких субъектов, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность и зарегистрированные в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, а также физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» [2, ст. 4].

Разнообразие социально-экономических форм собственности непосредственно влияет на взаимодействие субъектов и объектов различных форм собственности, а также особенности их налогообложения. Отметим, что независимо от формы собственности и цели деятельности, субъекты торговли подразделяются еще по видам торговой деятельности и виду торгового предприятия. По видам торговой деятельности выделяют три кластера, представленные в рисунке ниже (рис. 1).

Рисунок 1. Классификация субъектов торговли по видам деятельности

С точки зрения вклада в национальную экономику, коммерческие организации розничной торговли представляют наибольший интерес. Именно они формируют основную часть доходов государства, которые в последующем перераспределяются в национальном хозяйстве по различным каналам и служат источником экономического роста и социального развития общества.

Экономическая и фискальная значимость отрасли торговли

Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство валового внутреннего продукта Российской Федерации: в 2021 г. доля отрасли составила 13,0% [3] (для сравнения: деятельность по операциям с недвижимым имуществом – 9,9%; добычи полезных ископаемых – 12,8%).

Иными словами, развитие сферы торговли является одной из приоритетных целей государства, поэтому налогообложение субъектов торговли должно быть благоприятным и эффективным с точки зрения ведения предпринимательской деятельности в комфортных условиях среды.

Обратимся к показателям, характеризующим количество субъектов розничной торговли, предоставляемые Федеральной службой государственной статистики (таблица 1).

Таблица 1 – Число хозяйствующих субъектов розничной торговли [4]

Наименование

2017

2018

2019

2020

2021

Организации, осуществляющие розничную торговлю, тыс. единиц

327,2

290,3

254,5

223,5

203,9

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, тыс. единиц

1294,3

1258,2

1191,4

1060,1

1113,3

Розничные рынки, единиц

1091

1002

967

911

854

Число торговых мест на рынках, тыс. мест

282,2

261,8

251,5

236,1

214,4

Показатели, характеризующие количество субъектов розничной торговли, указывают на тенденцию снижения организаций, осуществляющих розничную торговлю, на протяжении последних 5 лет. Несмотря на снижение количества торговых организаций, оборот розничной торговли с каждым годом растет [4], что отражается в показателях оборота, а по форме отчетности 1–НОМ, справедливо отметить, что вид рассматриваемой экономической деятельности является одним из бюджетоообразующих видов деятельности и по итогам 2021 года составляет 10% от общей суммы поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (табл. 2) [5].

Таблица 2 – Поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности по итогам 2021 года [5]

Поступило платежей в консолидированный бюджет России, млрд. руб.

В % ко всей сумме поступлений платежей

А

1

2

ВСЕГО, в том числе по организациям и индивидуальным предпринимателям с основным видом деятельности:

28 129

х

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство

213

0, 76%

Добыча полезных ископаемых

9 992

35, 52%

Обрабатывающие производства

4 830

17, 17%

Строительство

1 103

3, 92%

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

2 968

10, 55%

Транспортировка и хранение

964

3, 43%

Деятельность в области информации и связи

917

3, 26%

Деятельность финансовая и страховая

1 567

5, 57%

Остальные виды экономической деятельности

5 575

19, 82%

Также отчетливо прослеживается увеличение суммы поступлений за счет увеличения оборота розничной торговли и в том числе за счет увеличения ставки НДС с 18% до 20% в 2019 году (табл. 3).

Таблица 3 – Поступление налогов и сборов по виду деятельности [5]

2018

2019

2020

2021

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, млрд. руб.

2 087

2 212

2 580

2 968

В % к предыдущему году

х

105,99%

116,64%

115,04%

Как было отмечено ранее, с точки зрения вклада в национальную экономику, коммерческие организации розничной торговли представляют наибольший интерес.

Таблица 4 – Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках и ярмарках [4]

Апрель 2021 г., млрд рублей

В % к1)

апрелю 2020 г.

марту 2021 г.

Всего, в том числе:

3080,8

134,7

100,3

оборот розничной торговли торгующих организаций

2948,0

134,4

100,3

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках

132,8

143,5

98,7

1) В сопоставимых ценах.

Оборот розничной торговли на 95,7% приходится на торговые организации и индивидуальных предпринимателей (табл. 4), действующими вне рынка, при этом доля розничных рынков и ярмарок в апреле 2021 года составила 4,3% (в апреле 2020 года – 96,0% и 4,0% соответственно).

Отдельное внимание в исследовании проблем налогообложения хотелось бы уделить внимание:

- налогообложению торговых скидок и наценок, которые являются одним из основных элементов в формировании прибыли организации и создании системы привлечения, удержания и лояльности отношения клиентов;

- налогообложению подарочных сертификатов, которые прочно заняли место одного из самых распространенных вариантов купли-продажи продукции торговых сетей, что в свою очередь объясняет их востребованность и важность рассмотрения проблем с точки зрения организаций, их реализующих;

- налогообложению краж в точках торговли со свободным доступом покупателей к товарам, организации которых востребованы у населения с целью получения удовлетворения качеством выбранного товара при покупке, а также в связи с ростом магазинных краж [6].

Особенности налогового учета скидок и наценок

Одним из распространенных инструментов как регулирования ценами, так и привлечения клиентов является предоставления торговых скидок.

Определения понятия "скидка" в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также в законодательстве о налогах и сборах нет [7]. В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара. Обычно она представляется покупателю, исполнившему условия, установленные продавцом.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации продавец товара свободен при определении цены на него. Исключение составляют лишь случаи, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).

Для целей налогообложения имеет значение назначение предоставляемых оптовых скидок, приводящих к существенному изменению цен [8, ст. 40 п. 1 пп. 4]. Если цены по таким сделкам отклоняются в большую или меньшую сторону более чем на 20%, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары.

При этом стоит отметить, что в связи с применением подобных скидок довольно часто возникают споры между торговыми организациями и налоговыми органами на почте правомерности их использования в силу того, что указанные в ст. 30 НК РФ перечень правомерных скидок носит всеобщий характер (в пример: постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2009 г. N Ф04-742/2009(245-А45-27); постановление ФАС Московского округа от 24.06.2013 № А40-159085/12-153-1641; постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2015 г. N Ф05-6127/15 по делу N А41-51563/2014; постановление АС СКФО от 25.02.2015 № Ф08-10984/2014 и другие).

Например, если организация применяет в своей деятельности скидку в размере, превышающем 20% от уровня рыночных цен на идентичный или аналогичный товар, то при отсутствии у нее маркетинговой политики ей придется доказывать основания ее применения.

Формирование политики скидок задача достаточно непростая, ввиду этого некоторыми организациями этот вопрос вероятно опускается, что приводит к возникающим вопросам со стороны не только налоговых органов.

Одним из важных пунктов в составлении маркетинговой политики является включение в нее всех возможных вариантов скидок, которые организация применяет или может применить в будущем. К примеру, предоставляя сезонные скидки на товары зимней категории, организации в маркетинговой политике следует указать их заранее, чтобы обезопасить себя от временных затрат на подтверждение использования основания применения данной скидки. Существует категория товаров, на которую продавцы ввиду сезонных колебаний потребительского спроса также делают скидки (к примеру, товары к праздникам), но отнести данные скидки к сезонным в рамках установленных норм Налогового кодекса сложно. А поскольку, как мы также отмечали, составление маркетинговой политики в Российской Федерации не регламентируется какими-либо нормативными актами, при составлении политики скидок можно указать все возможные варианты, включая описанный выше пример. К таким примерам также можно отнести:

- скидки при сокращении сроков оплаты;

- скидки для специальных категорий покупателей;

- постоянные клиенты или сотрудники определенных компаний и другие.

Отметим, что для законного предоставления скидок в последнем приведенном примере, организации необходимо будет также закреплять условный «Список постоянных клиентов» во внутреннем документообороте. Такой документ может быть приложением к положению о маркетинговой политике организации.

Следует также отметить, что установление маркетинговой политики в части скидок имеет различия между организациями оптовой и розничной торговли. Так, для продавцов розничной торговли предоставляемые скидки должны иметь всеобъемлющий характер без исключения. Наряду с этим для оптовых продавцов возможно закрепление лишь общих правил и оснований предоставления скидок, бонусов. Также оптовому продавцу целесообразно в маркетинговой политике указать, что отдельные условия предоставления скидок определяются соответствующими договорами и дополнительными соглашениями к этим договорам, причем не лишним будет разработать какой-либо внутренний стандарт компании, который бы отвечал потребностям организации в учете и предоставлении скидок.

Проблемы и перспективы налогообложения подарочных сертификатов

Наряду с применением скидок стоит обратить внимание на особенности налогообложения подарочных сертификатов, которые прочно заняли место одного из самых востребованных вариантов подарка на различные праздники.

Важно отметить, что вопросы налогообложения подарочных сертификатов являются актуальными не только для Российской Федерации. Например, подарочные карты являются своевременной и актуальной проблемой в налоговой сфере США [9]. В последние годы было выпущено несколько руководств по этой возникающей проблеме (на примере 2011 года, Rev. Proc. 2011-17, I.R.B. 2011-5, 6 января 2011 г. и Rev. Proc. 2011-18, I.R.B. 2011-5, 6 января 2011 г.).

Так как законодательно понятие подарочного сертификата не закреплено, то всё последующее налогообложение производится с учетом разъяснений Министерства финансов, Федеральной налоговой службы России и судебной практики, которая достаточно обширна в этом вопросе.

В части налога на добавленную стоимость реализация подарочного сертификата на территории Российской Федерации признается авансом, исходя из чего возникает налоговая база и обязанность исчислить налог (пп. 2 п. 1 ст. 167, абз. 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ) [8; 10]. На дату реализации товара при предъявлении покупателем сертификата у организации снова наступает момент определения налоговой базы в размере продажной стоимости товара (без учета НДС) (абз. 1, 6 п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ). При этом организация вправе принять к вычету сумму «авансового» НДС (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организаций при продаже подарочного сертификата у продавца, применяющего метод начисления, сумма предоплаты не признается доходом (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ), следовательно, не возникает объекта налогообложения. При этом на дату реализации товаров предъявителю сертификата выручка (за вычетом НДС) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 248, п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ) [11]. Указанный доход для целей налогообложения прибыли уменьшается на стоимость приобретения реализованных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Отметим, что несколько иной подход применяется и в США, где вся сумма проданных подарочных карт должна быть признана до конца второго налогооблагаемого года, следующего за годом предварительного получения дохода от реализации такой карты. Поскольку подарочные сертификаты в соответствии с законодательством США погашаются в год выпуска и в последующие 2 года, идентичный доход будет признаваться как для финансовых, так и для налоговых целей. Однако сертификаты, не погашенные в конце второго года, следующего за годом выпуска, должны быть включены в налогооблагаемый доход [9]. Особый порядок предусмотрен для подарочных сертификатов, выданных под услуги. В частности, они будут облагаться налогом при получении денежных средств. Однако, согласно Rev. Proc. 2004-34, I.R.B. 2004-22, 991, торговая компания может отложить признание дохода до тех пор, пока он не будет получен для целей финансовой отчетности или налогообложения, но не может быть отложен более чем на 1 год. Доход должен быть признан не позднее года, следующего за годом выплаты.

Одной из существенных проблем в России можно отметить проблемы налогообложении подарочных сертификатов в случае непредъявления его к отовариванию. Она выявлена и в результате анализа зарубежного опыта. Еще в 2007 году Offenberg [12] было показано, что Home Depot сообщила о дополнительном доходе в размере 52 миллионов долларов от подарочных карт из-за невозврата. Позднее, в 2019 году по оценкам Маранджяна [13] определено, что 10% реализованных подарочных карт никогда не используются. Если по истечении оговоренного сторонами срока покупатель так и не предъявил подарочный сертификат, сумма предварительной оплаты, полученная продавцом, для целей налогообложения прибыли считается безвозмездно полученным имуществом и учитывается в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ. НДС по таким сертификатам нельзя предъявить к вычету. При этом, по мнению Минфина (письмо от 07.12.2012 № 03-03-06 /1/635), подп. 14 п. 1 ст. 265 и п. 19 ст. 270 НК РФ делают невозможным уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму НДС со списанных авансов. Но есть и судебная практика, которая доказывает, что суды неоднократно подтверждали право налогоплательщиков учесть в расходах НДС со списанных авансов, если при списании налог был учтен в доходах (постановление АС Центрального округа от 19.03.2015 № Ф10-343/2015, постановление АС Дальневосточного округа от 04.03.2015 № Ф03-518/2015 и др.).

Таким образом, одним из возможных решений, опирающихся на судебную практику, видится законодательное установление в статье 155 пункте 1 отражения в налогооблагаемой прибыли всей суммы подарочного сертификата, включая исчисленную сумму НДС. В связи с данным нововведением видится возможным принятие этого НДС к вычету в силу того, что фактически реализации – то есть отоваривания – по данному сертификату не произошло. Такой подход позволит приравнять подарочные сертификаты к имущественному праву и применить подход в учете налога на прибыль организаций, используемый при цессии:

1) реализацию сертификатов при истечении срока его применения переквалифицировать в реализацию имущественного права (отразив доход с НДС);

2) сумму уплаченного при продаже сертификата НДС учесть при этом в составе расходов.

Манойло В.А. предлагает учитывать рассматриваемую реализацию неотоваренных сертификатов как безвозмездно полученное имущество [14], на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Однако данный подход не позволяет снизить риск неучета уплаченного НДС торговой компанией. С другой стороны, возвращаясь к опыту США, можно выделить и третий вариант оптимизации налогового учета сертификатов – с использованием специальных резервов. Например, в США это резерв на будущие выплаты подарочных сертификатов. Однако, как показывает опыт этой страны, данный вид резерва тоже не всегда эффективен как инструмент налоговой оптимизации для компаний [9].

Налоговый учет недостач и краж в торговле

В рамках рассмотрения сферы розничной торговли можно выделить проблему, которая остро затрагивает субъектов торговли, осуществляющих реализацию через торговые точки со свободным доступом покупателей к товарам [15]. Проблема учета магазинных краж или shoplifting является относительно новой и малоисследованной. Под товарными потерями чаще всего понимается недостача материального объекта, реализация которого, в свою очередь, могла принести прибыль организации (табл. 5).

Таблица 5 – Различные взгляды на понятие «товарные потери»

Автор

Понятие

Т. И. Бабицкая

«...уменьшение количества и стоимости товаров...» [16];

И. Н. Костюкова, Д. В. Луговской

«недостачи и потери от порчи ценностей в торговых организациях образуются при транспортировке, хранении и продаже товаров. Они могут быть нормируемые (возникают в ходе обычной деятельности организации) и ненормируемые (ставшие следствием экстраординарных обстоятельств). В первом случае речь идет о естественной убыли, во втором – о результатах противоправных действий третьих лиц» [17];

Л. В. Прищепа

«товарные потери – это потери товаров при их перевозке, хранении и реализации» [18];

С. В. Корчагина, С. Р. Царегородцева

«все, что несет за собой утрату денежных средств» [19].

Стоит отметить, что авторская позиция ближе к определению Костюковой и Луговского, которая в определенной степени приравнивание понятие недостач к ряду признаков технологических потерь (в первую очередь, уменьшение количества товаров).

На основании статьи 252 НК РФ и статьи 265 пункта 2 списать недостачу, выявленную продавцом торговой точки, возможно только в случае открытия уголовного дела и при признании невозможности выявления виновных лиц или при их отсутствии. Иными словами, для того, чтобы торговой организации списать недостачу, которая была понесена в силу кражи, необходимо заводить уголовное дело по каждому произошедшему случаю для документального подтверждения факта отсутствия виновных лиц в недостаче или в хищении. Такое мнение было основано на опубликованном письме Министерства финансов Российской Федерации 2012 года [20].

С учетом судебной практики на настоящий момент возникает ситуация, когда по нормам Налогового кодекса торговой организации для подтверждения факта недостачи или хищения не является обязательным документальное основание именно от уголовных органов или же заведение уголовного дела. На деле же налоговые органы не принимают иные документальные подтверждения для учета недостачи организации во внереализационных расходах, кроме как вынесения следователем соответствующего постановления.

Ввиду сложного процесса оспаривания данного вопроса и значительных сумм понесенных затрат по его течению, торговые организации избегают спорных моментов и прибегают к списанию недостачи материальных ценностей за счет чистой прибыли организации.

Для решения данной проблемы автор предлагает ввести норматив списания при недостаче или кражи во внереализационные расходы, к примеру, в размере 1% от выручки от реализации указанного товара. Отметим, что в исследованиях подавляющая доля финансовых потерь приходится на воровство посетителей (34%) [21]. При этом в 2013 году, когда рассматривался законопроект о введении подобного норматива, представители торговых организаций заявили, что они теряют на воровстве от 2 до 5 процентов выручки ежемесячно [22]. Иными словами, автор предлагает размер, сопоставимый с размером расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Предложенный норматив основан на статистических данных, отражающих процент магазинных краж. Корпорация «Ростех» уточняет, что «в России продавцы в среднем теряют на кражах 1–2% от годового оборота» [23]. А расходы на потери от воровства в любом случае ложатся на плечи обычных покупателей в виде процента в цене товара. Отметим, что магазинные кражи распространены и в зарубежных странах таких, как США, Великобритания и другие, где их процент колеблется в диапазоне 2–3% [24].

С учетом предложенного стоит обратить внимание на сумму выпадающих доходов, которая будет образовываться в связи с введением данного норматива (табл. 6).

Таблица 6 – Расчет теоретической суммы выпадающих доходов

Наименование показателя

Основа для расчетов

С применением 1%

Доходы от реализации

224 482 780

224 482 780

Внереализационные доходы

157 064 315

157 064 315

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

206 250 359

208 495 186

Внереализационные расходы

151 141 197

151 141 197

Налоговая база

24 155 539

21 910 712

Сумма налога на прибыль- всего

4 831 108

4 382 142

в том числе в федеральный бюджет

724 666

657 321

Отметим, что сумма налога на прибыль в связи с применением введенного норматива уменьшится на 9, 29% от исходного варианта. При этом данные «высвободившиеся» суммы могут пойти на установление организациями новой системы «Стоп, шоплифтер!» от компании «Ростех», направленной на сокращение процента магазинных краж или на увеличение оборотов продаж, что, соответственно, в дальнейшем в положительном ключе повлияет на рост доходов организаций и, как следствие, суммы налога на прибыль организаций, поступающий в бюджет Российской Федерации.

Таким образом, введение данного норматива не только окажет поддержку торговым организациям, страдающим от большого объема краж, но и снизит нагрузку на уголовные и налоговые органы в части решения возникающих споров, а также получения подтверждающих документов по возбужденным делам.

Выводы

Резюмируя вышерассмотренное, торговля представляет собой процесс обмена товарными и материальными ценностями, история которой зародилась еще с каменного века, а в современных реалиях представляет собой вид экономической деятельности, зачастую направленный на получение прибыли.

С точки зрения вклада в национальную экономику, коммерческие организации розничной торговли представляют наибольший интерес. Именно они формируют основную часть доходов государства, которые в последующем перераспределяются в национальном хозяйстве по различным каналам и служат источником экономического роста и социального развития общества.

Главенствующим ориентиром в процессе совершенствования налогового администрирования, как торговой сферы в частности, так и налоговой системы в целом, должен неотъемлемо оставаться – обновление законодательной базы с учетом рассмотрения актуальности и эффективности некоторых подходов и правил, сложившихся издавна. Именно поэтому налоговое законодательство должно не только обновляться наряду с эволюционированием процессов экономической жизни, но и с оглядкой на объективность применяемой ценовой политики в торговле.

В исследовании:

1) выявлены и сформулированы особенности налогообложения экономических субъектов в сфере торговли на основе анализа научной литературы, нормативно-законодательных актов, разъяснений Минфина и ФНС России;

2) определены проблемы налогообложения при осуществлении торговли с подарочными сертификатами, при применении скидок и наценок;

3) предложены направления совершенствования налогообложения торговых компаний, нацеленные на конкретизацию налогового законодательства и минимизацию налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений;

4) оценен фискально-экономический эффект от вносимых предложений.

.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Статья посвящена вопросам налогообложения торговли, однако название темы сформулировано очень широко, что объективно не позволило автору подробно раскрыть даже несколько аспектов данной темы. По этой причине содержание статьи, во-первых, значительно уже заявленной темы, во-вторых, не содержит обоснования сужения предмета исследования до указанных в тексте статьи вопросов, а, в-третьих, отсутствует аргументация авторских предложений по решению выявленных проблем.

Методология исследования. Автор при определении значимости торговли прибегает к использованию графических методов представления информации, а также поверхностному анализу данных, содержащихся в построенных таблицах. Основное содержание статьи представляет собой анализ нормативных правовых актов, а также писем Минфина России, решений судебных инстанций по рассматриваемым проблемам. Достаточно много авторских суждений не опирается на результаты использования научного аппарата.

Актуальность. Учитывая высокую долю торговли в структуре валового регионального продукта, а также принимая во внимание большую долю налоговых доходов, мобилизуемых за счёт налогообложения объектов, находящихся в секторе торговли, актуальность изучения данных вопросов имеет огромное значение для российской теории и практики.
Научная новизна. Научная новизна исследования, в целом, не сформирована. Но при доработке статьи с учётом указанных в рецензии замечаний она появится (особенно относящихся к обоснованию рекомендаций по решению выявленных проблем).

Стиль, структура, содержание. Стиль изложения научный. Структура статьи, с одной стороны, автором обозначена путем выделения подзаголовков, но, с другой стороны, насколько она способствует раскрытию вопросов заявленной темы? В частности, не очень понятно, почему из широкого многообразия проблем, автор концентрирует своё внимание именно на налогообложении скидок и наценок (при этом, ограничиваясь только вопросами налогового учёта), подарочных сертификатов, недостач и краж?
При этом, в тексте статьи автор поднимает очень интересный вопрос: налогообложение подарочных сертификатов. Рекомендуется автору более детально изучить данную проблему, в т.ч. в части имеющегося зарубежного опыта. Представляется, что это будет представлять огромный интерес для широкой читательской аудитории.
Авторские рекомендации, приводимые в статье, не содержат какого-либо конкретного обоснования. В частности, для решения проблем в части налогообложения недостач и краж автор предлагает введение норматива на списание в 1% от выручки указанного товара, но почему это именно 1%? Не 2%? Не 0,5%? Какие это будет нести за собой выпадающие доходы для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

Библиография. Список литературы оформлен, в целом, в соответствии с ГОСТ (но в первом источнике не указан год издания), но достаточно скудный: включает 13 источников, из которых только три относятся к научным (но один из них посвящен истории рассматриваемых вопросов, а два других, относящихся к практическим аспектам, были опубликованы в 2015 и 2017 годы). Иностранные публикации не изучены. Автору статьи рекомендуется изучить актуальные издания отечественной и зарубежной периодической печати.

Апелляция к оппонентам. К сожалению, в тексте статьи автор не опирается абсолютно на результаты научных исследований, полученных другими авторами по выбранной теме исследования. Рекомендуется при доработке статьи обсудить полученные итоги исследования с теми, что содержатся в научных трудах других учёных (как отечественных, так и зарубежных).

Выводы, интерес читательской аудитории. При доработке содержания статьи с учётом указанных замечаний, она будет представлять интерес для читательской аудитории и, соответственно, может быть рекомендована к опубликованию.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья посвящена изучении современного состояния, проблем и перспектив налогообложения сферы торговли.
Методология исследования базируется на обобщении литературных источников, анализе статистических материалов, проведении аналитических и конструктивных расчетов.
Актуальность исследования авторы справедливо связывают с тем, что сфера торговли обладает особой значимостью как форма реализации товаров, работ и услуг, формирует значительный процент поступлений бюджета, а также наличием специфических особенностей налогообложения организаций торговли и множеством вопросов и противоречий при налогообложении торговых операций.
Научная новизна представленного исследования заключается в сформулированных предложениях по совершенствованию налогообложения торговых компаний, нацеленных на конкретизацию налогового законодательства и минимизацию налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений.
В статье структурно выделены следующие разделы: Введение к статье (Актуальность), Экономическая и фискальная значимость отрасли торговли, Особенности налогового учета скидок и наценок, Проблемы и перспективы налогообложения подарочных сертификатов, Налоговый учет недостач и краж в торговле, Выводы, Библиография.
В своей работе авторы представили классификацию субъектов торговли по видам деятельности, отразили число хозяйствующих субъектов розничной торговли за 2017-2021 гг., провели анализ поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности по итогам 2021 года, а также по виду деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, млрд. руб.», охарактеризовали оборот розничной торговли торгующих организаций и продажу товаров на розничных рынках и ярмарках. Далее в статье рассмотрена практика предоставления скидок и подарочных сертификатов в торговле, а также связанные с этим налоговые вопросы. Также в статье приведены различные взгляды на понятие «товарные потери» в контексте налогового учета недостач и краж в торговле, на примере показан расчет теоретической суммы выпадающих доходов, связанных с кражами.
Библиографический список включает 30 наименований источников - учебной и научной литературы на русском и иностранном языках, интернет-ресурсы и нормативно-правовые материалы по теме исследования, на которые в тексте приведены адресные ссылки, свидетельствующие о наличии в публикации апелляции к оппонентам.
По представленному на рецензирование материалу следует высказать и замечание –вряд ли стоило в наименовании первого раздела «Введение к статье» делать уточнение в скобках: «Актуальность», поскольку во введении обычно отражается не только актуальность его проведения, но и цель, задачи, изученность проблемы и другие компоненты.
Тема статьи актуальна, материал соответствует тематике журнала «Налоги и налогообложение» и рекомендуется к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.