Статья 'Исторический опыт реформ налогообложения физических лиц в России и Республике Казахстан ' - журнал 'Налоги и налогообложение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Налоги и налогообложение
Правильная ссылка на статью:

Исторический опыт реформ налогообложения физических лиц в России и Республике Казахстан

Ищук Татьяна Леонидовна

доктор экономических наук

доцент кафедры финансов и учета Научно-исследовательского Томского государственного университета

634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Герцена, 2, оф. 215

Ishchuk Tatyana Leonidovna

Doctor of Economics

Docent, the department of Finances and Audit, National Research Tomsk State University

634050, Russia, Tomskaya oblast', g. Tomsk, ul. Gertsena, 2, of. 215

ayagyul@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Баймухаметова Аягюль Сериковна

старший преподаватель кафедры маркетинга Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

100028, Казахстан, Карагандинская область, г. Караганда, ул. Университетская, 28, оф. 427

Baimukhametova Ayagyul Serikovna

Senior Educator, the department of Marketing, Buketov Karaganda State University

100028, Kazakhstan, Karagandinskaya oblast', g. Karaganda, ul. Universitetskaya, 28, of. 427

ayagyul@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-065X.2020.1.32344

Дата направления статьи в редакцию:

07-03-2020


Дата публикации:

09-04-2020


Аннотация: Объектом исследования является процесс реформирования налогообложения физических лиц на основе российского, казахстанского и опыта других стран. Предметом исследования является совокупность правовых, организационных и экономических мер реформирования налогообложения физических лиц, направленных на обеспечение справедливости и дальнейшего позитивного развития налоговых систем России и Казахстана. Выявлены закономерности в периодичности проведения реформ, удачи и ошибки при их проведении с точки зрения теории налогообложения, налогового регулирования экономики и теории реформ. Предлагается алгоритм проведения реформы налогообложения, который может служить универсальным инструментом для реформирования, как всей налоговой системы, так и отдельных ее элементов. При написании статьи использовались общенаучные методы познания: исторический и логический методы, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научных абстракций, аналогий, и эмпирические методы, такие как описание и сравнительный анализ. Научная новизна заключается в комплексном исследовании реформирования налогообложения физических лиц на основе опыта России, Казахстана и других стран с 1991 по 2020 гг. в рамках десятилетних циклов, завершающихся кризисами, что позволило выявить удачи и ошибки, и предложить уникальный последовательный алгоритм проведения реформы налогообложения.Постановка и обоснование целей, как желаемого состояния системы налогообложения физических лиц, векторов ее преобразований и развития, требует их четкой формулировки, количественного определения и реализуемости.


Ключевые слова:

налоги, налогообложение физических лиц, индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, налоговые реформы, результаты налоговых реформ, меры налогового реформирования, алгоритм проведения реформ

Abstract: The object of this research is the reform process of taxation of private entities based on the Russian, Kazakh and other foreign experience. The subject of this research is the set of legal, organizational and economic measures pertinent ti the reforms taxation of private entities aimed at ensuring fairness and further positive development of tax system of Russia and Kazakhstan. The author determines the patterns in periodicity of conducting reforms, success and mistakes in their implementation from the perspective of the theory of taxation, tax regulation, and theory of reforms. The article proposes an algorithm for carrying out the reform of taxation, which can serves as a universal instrument for reforms of the entire tax system or its separate elements. The scientific novelty consists in the comprehensive study of the reforms of taxation of private entities based on the Russian, Kazakh and other foreign experience for the period from 1991 to 2020 within the framework of decennial cycle ended with the crises, which allowed detecting the merits and flaws and proposing a unique sequential algorithm for conducting taxation reform. Articulation and substantiation of the goals, as desired state of the system of taxation of private entities, vectors of its transformations and development, requires their precise formulation, quantification and implementation.


Keywords:

taxes, taxation of individuals, personal income tax, property tax, transport tax, land tax, tax reforms, tax reforms results, tax reform measures, reform algorithms

Array


Array

1. Введение

Проблемы налогообложения всегда занимали умы ученых и специалистов. Обладая колоссальным научным наследием в области налогов и налогообложения, современное общество могло бы использовать все позитивное, чему учат те или иные налоговые теории. К сожалению, при разработке налогового законодательства зачастую игнорируются теории о налогах, что вызывает на практике проблемы как экономического, так и социального характера. Поэтому использование налоговых теорий при реформировании налоговых систем, разработке стратегии и тактики налоговых политик является актуальной научной и практической задачей. Вместе с тем, очевидно, что для устойчивого экономического роста, ведущего к повышению благосостояния общества, недостаточны лишь налоговые меры, требуется осуществление сложного комплекса институциональных и структурных мер, формирование модели государственного управления, учитывающей современные тенденции развития общества. В этой связи была поставлена цель в данной статье теоретического обоснования реформирования налогообложения физических лиц с момента распада Советского Союза в 1991 году до настоящего времени с учетом теорий реформ, налогообложения, налогового регулирования экономики, для выявления закономерностей в периодичности, предпосылках и результатах реформ. Для получения обоснованных выводов сравнительный анализ реформирования налогообложения физических лиц проведен на примере России и Казахстана. Выбор именно этих стран обосновывается сходством налоговых систем России и Казахстана, тесными экономическими связями этих стран, участием в совместных проектах межрегионального сотрудничества, соглашениях в разных сферах деятельности и договорах, международных организациях.

Объектом исследования является процесс реформирования налогообложения физических лиц на основе российского, казахстанского и опыта других стран. Предметом исследования является совокупность правовых, организационных и экономических мер реформирования налогообложения физических лиц, направленных на обеспечение справедливости и дальнейшего позитивного развития налоговых систем России и Казахстана.

Научная новизна заключается в комплексном исследовании реформирования налогообложения физических лиц на основе опыта России, Казахстана и других стран с 1991 по 2020 гг. в рамках десятилетних циклов, завершающихся кризисами, что позволило выявить удачи и ошибки, и предложить уникальный последовательный алгоритм проведения реформы налогообложения.

При написании статьи использовались общенаучные методы познания: исторический и логический методы, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научных абстракций, аналогий, и эмпирические методы, такие как описание и сравнительный анализ.

Статья адресована ученым и специалистам в области налогообложения, лицам, принимающим решения, всем, интересующимся проблемами налогообложения физических лиц.

2. Обзор публикаций

Российские исследования в области теоретического обоснования различных аспектов реформирования налогообложения принадлежат И. А. Майбурову в работе «Налоговые реформы. Теория и практика» [2015 г.]. Эффективному налоговому регулированию экономики посвящены исследования О. Гордеевой [2011 г.], Л.Г. Ходова [2004 г.], Харченко Е.В. Вертаковой Ю.В.[2017 г.], Д. С. Петросяна [2017 г.] и др. Современные направления налоговой политики представлены в работах Ш. А. Магомадова, Х-М. Ш. Кадырова [2019 г.], Л. Д. Кузнецова [2018 г.]. Теории и практике налогообложения физических лиц посвящены работы Морозовой Г. В. [2009 г.], А. В. Караваевой [2019 г.], Д. Д. Быковой, Ю. Ю. Косенковой [2015 г.], М. Р. Пинской, И. М. Косарева [2016 г.] и др.

Среди казахстанских ученых известны работы о становлении налоговой системы Республики Казахстан Оспанова М.Т. (1997 г.), Ильясова К.К., Зейнельгабдина А.Б., Ермекбаевой Б.Ж. (1995 г.), Б. О. Туребековой [2006 г.], А.А. Нурумова [2011 г.], о функционировании финансовой системы Республики Казахстан - А.Б. Зейнельгабдина [2013 г.]. Также публикации крупнейшего теоретика финансового права А. И. Худякова [2010 г.], об историческом аспекте международного налогообложения и налоговом регулировании предпринимательской деятельности – Э. К. Идрисовой [1999 г.], о системе подоходного налогообложения в Республике Казахстан - А.С. Дарибековой [2002 г.] и других ученых и специалистов.

Однако комплексных исследований о результатах налоговых преобразований в ретроспективе на примере отечественного и зарубежного опыта, особенно в налогообложении физических лиц, недостаточно. При написании статьи было использовано налоговое законодательство и документы стратегического планирования России и Казахстана за анализируемый период с 1991 по 2020 гг.

3. Методология и данные

Налогообложение физических лиц берет свое начало с древнейших времен. По мере развития и усложнения общественного устройства в разных странах изменялось и налогообложение населения. Наука и практика показывает, что общественное развитие может происходить путем эволюции, как процесс изменения, развития и переход общества от одного состояния к другому, либо революции, как коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, приводящий к переходу от одного исторически отжившего к более прогрессивному строю. Но самый предпочтительный способ общественного развития – реформирование, т. к. это преобразование, нацеленное на коренные изменения, но не уничтожающее основ социально-экономической структуры общества. Недостаток реформ заключается в том, что они требуют больших финансовых затрат, но за провал реформ никто ответственности не несет.

Для оценки результативности и успешности реформ необходимо соблюдать ряд требований: готовить реформы тщате г.)льно, заблаговременно, обеспечивать их легитимность, нацеливаться на серьезные перемены в общественных отношениях, обеспечивать их реализацию высшими органами власти. Для получения обоснованных теоретических выводов о современном состоянии системы налогообложения физических лиц, и оценки их результатов в соответствии с требованиями теории реформ, налогообложения и регулирования экономики, необходим сравнительный анализ не только российского, но и опыта других стран с момента распада Советского Союза в 1991 году до настоящего времени. Выбор для анализа этапов реформирования налогообложения физических лиц с 1991 по 2019 гг. объясняется десятилетними циклами, завершающимися кризисами в 1998 г., 2008 г., 2018 г. Первый этап – с 1991 по 1999 гг.; второй – с 2000 по 2009 гг.; третий – с 2010 по 2019 гг.

Проведем сравнительный анализ реформирования налогообложения физических лиц на примере России и Казахстана, выявим закономерности в периодичности проведения реформ, удачи и ошибки при их проведении с точки зрения теории налогообложения, налогового регулирования экономики и теории реформ.

3.1. Реформирование налогообложения физических лиц в России

Первый период начинается с принятия 7 декабря 1991 года Верховным Советом Закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" №1998-I, который вводился в действие с 1 января 1992, но был опубликован только в марте 1992 года. Необлагаемый минимум был приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) (в I квартале 1992 составлял 342 руб., а со II квартала - 900 руб.). Вместо множества шкал была введена единая прогрессивная шкала (таблица 1.) [1].

Таблица 1. - Ставки подоходного налога с физических лиц в России, установленные с 1 января 1992

Доход, руб./год

Доход, руб./месяц

Ставка налога

до 42.000

до 2.500

12%

42.001- 84.000

2.500- 5.000

5040 + 15% с превышения

84.001-120.000

5.000-10.000

11340 + 20% с превышения

120.001-180.000

10.000-15.000

18540 + 30% с превышения

180.001-300.000

15.000-25.000

36540 + 40% с превышения

300.001-420.000

25.000-35.000

84540 + 50% с превышения

свыше 420.000

свыше 35.000

144540 + 60% с превышения

После проведения деноминации в 1997 году ставки подоходного налога были скорректированы (таблица 2)[1]. В дальнейшем ставки подоходного налога с физических лиц в России почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции.

Таблица 2. - Ставки подоходного налога с физических лиц, установленные ФЗ РФ 159-ФЗ от 01.12.1997 - с учетом деноминации рубля в 1000 раз с 01.01. 1998 г.

Доход, руб./год

Доход, руб./месяц

Ставка налога

до 20.000

до 1 667

12%

20 000-40 000

1 667 – 3 333

2 400 + 15% с превышения

40 000-60 000

3 333 – 5 000

5 400 + 20% с превышения

60 000-80 000

5 000 – 6 667

9 400 + 25% с превышения

80 000-100 000

6 667 – 8 333

14 400 + 30% с превышения

свыше 100 000

свыше 8 333

20 400 + 35% с превышения

В имущественном налогообложении физических лиц изменения связаны с введением налога на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991 г. «О налоге на имущество физических лиц»). Плательщиками признавались собственники объектов налогообложения, ставка составляла 0,1% от инвентаризационной стоимости строений, помещений, сооружений. В соответствии с ФЗ РФ от 17.07.1999 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на имущество физических лиц», ставка по налогу на имущество физических лиц была изменена на прогрессивную шкалу налогообложения (таблица 3) [2].

Таблица 3 - Ставки налога на имущество физических лиц, установленные ФЗ РФ 168-ФЗ от 17.07.1999 г.

Стоимость имущества

Ставка налога

От 300 тыс. руб.

До 0.1%

От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 0.1% до 0.3%

Свыше 500 тыс. руб.

От 0.3 до 2%

Транспортный налог в РФ впервые начал взиматься в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». [3]. Однако в данном Указе не рассматривались специально вопросы налогообложения физических лиц. Налог на транспортные средства взимался в зависимости от мощности двигателя. Первоначально ставки транспортного налога устанавливались в копейках в зависимости от объекта обложения и мощности двигателя. С 01.01.1995 г. в соответствии с ФЗ РФ от 11.08.1994 г. №25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на имущество физических лиц», размеры ставок транспортного налога были установлены в процентах от МРОТ, действующего на дату исчисления налога. Кроме того, ставки легковых автомобилей не выделялись отдельной строкой (таблица 4)[4].

Таблица 4 - Размеры ставок по налогу на транспортные средства в 1991- 1999 гг.

Наименование объекта налогообложения

Размеры ставок налога (коп.)

Размеры налога (%МРОТ на дату начисления налога)

Вертолеты, самолеты, теплоходы с каждой лошадиной силы, или с каждого кВт мощности

50

68

10

13,6

Яхты, катера с каждой лошадиной силы,

или с каждого кВт мощности

30

40,8

5

6,8

Мотосани, моторные лодки и др. ТС с каждой лошадиной силы, или с каждого кВт мощности

15

20,4

3

4,1

Другие ТС, не имеющие двигателей, весельных лодок, велосипедов

-

5

В соответствии с ФЗ РФ от 17.07.1999 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на имущество физических лиц» была реформирована система взимания налога на транспортные средства. Вместо твердых ставок были установлены предельные размеры налога в процентах от МРОТ на дату начисления налога.

Налог с владельцев транспортных средств стал взиматься в соответствии с Законом РФ от 18.10.1999 г. №1759-1 «О дорожных фондах». Отдельно были выделены парусные судна и несамоходные (буксирные суда) (таблица 5)[3].

Таблица 5. - Размеры ставок по налогу на транспортные средства с 18.10.1999 г.

Наименование объекта налогообложения

Размеры налога (%МРОТ на дату начисления налога)

Вертолеты, самолеты, теплоходы с каждой лошадиной силы или с каждого кВт мощности

10

13,6

Яхты, катера и другие ТС (с мощностью двигателя до 100 л.с.) с каждой лошадиной силы или с каждого кВт мощности

5

6,8

Парусные суда с каждого пассажиро-места

30

Мотосани, моторные лодки и др. ТС с каждой лошадиной силы или с каждого кВт мощности

3

4,1

Несамоходные (буксирные суда)

10

Водно-воздушные ТС, не имеющие двигателей, весельных лодок, велосипедов

5

Земельные отношения стали регулироваться Законом РФ от 11.10.1991 г. №1738-1 «О плате за землю», который предусматривал использование принципов платного землепользования в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. При исчислении сумм земельного налога для физических лиц были установлены средние размеры земельного налога с 1 га пашни, ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий; минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий, а также производились коррективы на местоположение земельных участков. Налог за земли городов (поселков) определялся на основе средних ставок, земельного налога в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности населения и экономического района, в котором расположен населенный пункт. Применялись также коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и коэффициенты в зависимости от статуса города, развития его социально-культурного потенциала.

Таким образом, первый период с 1991 по 2000 годы имеет признаки, как революционного, так и реформистского характера, так как происходят коренные преобразования во всей социально-экономической структуре общества, переход к рыночным отношениям, к многообразию форм собственности. В то же время в налоговой сфере осуществляются преобразования, нацеленные на коренные изменения, но не уничтожающие основ уже созданной новой социально-экономической структуры общества. Коренные преобразования в налоговой сфере происходят и во всех странах постсоветского пространства. В новой России принимается Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и около 20 соответствующих законов об основных видах налогов, которые составили базу построения принципиально новой налоговой системы Российского государства.

Необходимость реформы налогообложения физических лиц в этот период была связана с реформированием всей социально-экономической системы государства, разрешением проблем государственного устройства, в т. ч. вопросов финансово-бюджетной, социально-экономической и налоговой политики, формированием соответствующей правовой базы. Эти процессы проходили остро и противоречиво между сформированными в Правительстве РФ группировками, отстаивавшими ужесточение финансово-кредитной политики, либерализацию внешнеэкономической деятельности и проведение приватизации. В результате был выбран антиинфляционный путь развития, предусматривающий в т. ч. антиинфляционные налоговые меры: установление низких налогов в отношении получателей невысоких и средних доходов, немедленно реализующих выгоду и увеличивающих спрос на потребительские услуги и товары.

В ноябре 1998 года был официально признан факт глубокого системного кризиса, обнищания существенной части населения и сокращения налоговых поступлений до уровня, не покрывающего минимально необходимых затрат государства[5].

Оценивая данный период реформы налогообложения физических лиц с точки зрения требований к проведению реформ, не приходится говорить о тщательности и заблаговременности подготовки реформы в условиях слома государственного устройства, отсутствия четкой экономической стратегии, глубокого системного кризиса. Вместе с тем реформа налогообложения была легитимна, сформированные с 1991 года законы и нормативные акты в налоговой сфере с внесенными изменениями и дополнениями, легли в основу первой части Налогового кодекса РФ, приятого 16.07.98 г., и введенного в действие 01.01.99 г.

Налогообложение физических лиц в этот период включало в себя подоходный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог. Налоговая система России характеризовалась высоким налоговым бременем, занижением и уклонением от налогов, ростом теневой экономики, незаконным вывозом капитала за границу. Практиковалось внесение изменений в законы о налогах по 3 - 4 раза в год, что нарушало принцип стабильности. В целом реформа была нацелена на серьезные перемены в общественных отношениях, обеспечивала их реализацию высшими органами власти (1.03.1991 N 943-1 принят Закон РФ «О налоговых органах в РФ»).

Второй этап реформирования налогообложения физических лиц в России с 2000 по 2009 гг. характеризуется следующими изменениями (таблица 6)[6-14] Приложение 1.

Период с 2000 по 2004 гг. в России оценивается как достижение определенной социально-экономической стабилизации. Это время высоких цен на нефть на мировом рынке, рост более 5% среднегодовых темпов ВВП, значительный рост золотовалютных резервов, уменьшение оттока денег за границу. Выведение из тени части доходов населения в связи с установлением в 2001 г. «плоской» шкалы НДФЛ в 13%, повышение собираемости налогов и доходов бюджета. Введение же в 2001 году ЕСН спровоцировало рост косвенного налогообложения, и сохранение в тени зарплат, работодатели вынуждены были платить высокий ЕСН на оплату труда своих работников.

С принятием в октябре 2001 г. нового Земельного кодекса в России официально появилась частная собственность на землю, что способствовало привлечению инвестиций, формированию рынка земли. Налоговые преобразования в данный период можно оценить как взвешенные, нацеленные на достижение цели налогового регулирования экономики: расширение налоговой базы, и создание условий для реализации не только фискальной, но и регулирующей и стимулирующей функций налогов с физических лиц.

Увеличение налоговой нагрузки физических лиц в данный период было невозможно, т. к. 20% населения с семейным доходом в 4000 рублей в месяц и прожиточным минимумом семьи из трех человек в 5000 руб. находились в абсолютной нищете. 20% семей, имея доход от 4 до 6 тысяч рублей в месяц, балансировали на грани бедности и нищеты. 20% семей, имея семейный доход от 6 до 9 тысяч рублей, жили просто бедно. 20% семей, с доходом от 100 до 130 долларов в месяц на каждого члена семьи имели по меркам Госкомстата средний уровень дохода. И только 10% семей имели доход от 135 до 200 долларов в месяц на каждого члена семьи, и могли быть причислены к нижней части российского среднего класса[10].

Основные изменения, внесенные в части первую и вторую НК РФ в 2007–2008 гг. касались налогообложения юридических лиц в отношении акцизов, оценки объектов основных фондов, налоговых режимов. Задачи налогового реформирования заключались в снижении налоговой нагрузки на предприятия, усилении значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также в упрощении налогообложения малого бизнеса.

Финансовый кризис 2008-2009 гг. затронул каждое предприятие и каждого сотрудника, каждую семью. Предприятия вынуждены были сокращать персонал, рабочий день и рабочую неделю. Банки подняли ставки по кредитам, сворачивали ипотечные программы. Произошло резкое снижение доходов населения, девальвация рубля, замещение частного капитала государственным. В то же время наметилось оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров отечественными, разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных, повышение уровня конкуренции и, как следствие, - снижение цен на некоторые товары: на бензин, на недвижимость и землю, сдувание пузырей на разных рынках.

Налоговая сфера не могла не реагировать на данные процессы, в ней продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами налоговиками в отношении предпринимателей, запутанными формами отчетности, противоречием между целями сокращения налогового бремени и обеспечением налоговых обязательств региональных и местных органов власти. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная, хотя и несовершенная налоговая система.

Что касается требований к технологии проведения реформ, на данном этапе отсутствовал глубокий анализ проводимых налоговых изменений, цели реформы не были количественно определены. Административно-правовые, экономические, политические, социальные и другие меры, направленные на сглаживание негативных последствий налоговых изменений, были либо недостаточно проработаны, либо отсутствовали.

Третий этап реформирования налогообложения физических лиц с 2010 по 2020 гг. характеризуется следующими изменениями (таблица 7) Приложение 2.

Анализ реформ налогообложения физических лиц в данный период показывает, что Правительство РФ ориентировалось на сохранение сложившегося уровня налоговой нагрузки, поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала путем выравнивания налоговой нагрузки на доходы от различных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады, реализация имущества), увеличения размеров налоговых вычетов по НДФЛ; поэтапного перехода до 01.01.2020 г. во всех регионах РФ к исчислению налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости. Политику низких налогов, оптимизацию состава и структуры налогов физических лиц, уровня налоговой нагрузки и ставок отдельных налогов, а также использование системы налогового льготирования можно оценить, как результат стремления властей к фискальному, регулирующему и стимулирующему равновесию.

3.2. Реформирование налогообложения физических лиц в Республике Казахстан

Рассмотрим реформирование налогообложения физических лиц в Казахстане в рамках тех же периодов, т. к. десятилетние циклы экономического кризиса протекали во всех странах бывшего СССР. После распада Советского Союза 16 декабря 1991 года Казахстан приобрел независимость, обретя новый статус и новые возможности для построения рыночной экономики и вхождения в мировое сообщество. Налоговая система Казахстана, также как России, и других стран постсоветского пространства, требовала коренных изменений. Уже с 1991 года в Республике Казахстан началась разработка и введение в действие базиса новой налоговой системы. Принимается Закон «О налоговой системе РК» 24 декабря 1991 г., включающей 43 вида налогов: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов. В результате в унитарном государстве создается трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству. Нестабильность законодательства, наличие множества налогов и платежей сделало налоговую систему практически неуправляемой и неэффективной.

В системе налогообложения физических лиц происходят следующие изменения. С 01.01.1991 г. вводятся изменения в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства» с сохранением прогрессивной шкалы и необлагаемым минимум в 600 рублей, а с 01.10.1992 г. 900 рублей[29]. Вводится Закон от №1011-ХII «О земельном налоге», предусматривающий базовые ставки в расчете на один гектар с дифференциацией по качеству почв и целевому использованию[30]. Закон РК «О налоге на имущество физических лиц» от 24 декабря 1991 года № 1045-XII, предусматривающий ставку 0,1 процент инвентаризационной стоимости строений, с широким перечнем льгот для отдельных категорий граждан[31]. С 1993 года страна переходит на национальную валюту тенге.

В 1995 году в системе налогообложения физических лиц происходят существенные изменения, связанные с Указом Президента РК, имеющего силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 № 2235. В подоходном налогообложении физических лиц впервые осуществляется переход от шедулярного налогообложения, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода, вводится индивидуальный подоходный налог (ИПН). В соответствии со статьей 29 «Ставки подоходного налога для физических лиц» Указа Президента РК, имеющим силу Закона РК от 24 апреля 1995 года № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», устанавливаются ставки налогооблагаемого дохода физического лиц (таблица 8) [32, ст.29].

Таблица 8. - Ставки ИПН в РК в соответствии Указом Президента РК, имеющим силу Закона РК от 24 апреля 1995 года № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»

Сумма дохода

Ставка ИПН

1) до 15-кратного

годового расчетного показателя

5 процентов с суммы облагаемого дохода

2) от 15-кратного до 30-кратного

годового расчетного показателя

сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 10 процентов с суммы, превышающей его

3) от 30-кратного до 65-кратного

годового расчетного показателя

сумма налога с 30-кратного годового расчетного показателя + 20 процентов с суммы, превышающей его

4) от 65-кратного

годового расчетного показателя

и свыше.

сумма налога с 65-кратного годового расчетного показателя + 30 процентов с суммы, превышающей его.

Годовой расчетный показатель (ГРП) был равен 9 200 тенге (1 российский рубль по курсу обмена валют, установленному Национальным банком РК, был равен 74,02 тенге)[33].

Период с 1996 по 1998 гг. характеризуется завершением создания национальной суверенной налоговой системы, приспособлением ее к требованиям рыночной экономики.

Оценивая результаты реформирования данного периода, следует отметить, что налоговые преобразования проводились в условиях отсутствия опыта, катастрофического спада производства, либерализации цен, галопирующей инфляции, резкого снижения уровня жизни граждан. Изменения в законодательство вносились по несколько раз в течение года, обусловленные требованиями экономической ситуации в стране в условиях глобального экономического и финансового кризиса. Корректировка и совершенствование налогового законодательства была направлена на обеспечение единого применения налоговых правил на всей территории страны, учёт национальных и территориальных интересов государства, стремление к творческому использованию мирового опыта налогообложения. При этом отсутствовал глубокий анализ проводимых налоговых изменений. Не прогнозировались последствия навязывания представителями и экспертами МВФ, ОЭСР и США стране с переходной экономикой своей модели налогообложения, имевшей многолетний опыт применения.

Главной целью налоговой реформы данного периода было снижение налогового бремени путем сокращения действовавших налогов и платежей, обеспечения социальной защиты малоимущих; создания единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода. Система налогообложения физических лиц данного периода включала в себя индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, налог на землю, налог на транспортные средства, налог на приобретение автотранспортных средств, государственную пошлину, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Начало второго этапа реформирования налогообложения физических лиц с 2000 по 2008 гг. связано с принятием Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 г., и введением его в действие с 01.01.2002 г.

Население Казахстана в 2000-е годы переживает тяжелые времена. Заработную плату ниже средней по стране получали 90% работников сельского хозяйства, 83% образования, 64% обрабатывающей промышленности. Доля работающих бедных (менее 2/3 медианного дохода) составляла соответственно более 45%, 33% 14%[34]. В этой связи вводятся изменения в Налоговый кодекс РК об индивидуальном подоходном налоге (ИПН). Устанавливается минимальная ставка ИПН при облагаемом доходе до 15-кратного размера годового расчетного показателя (ГРП) – 5% от суммы облагаемого дохода, и максимальная от 600-кратного ГРП и выше - сумма налога с 600-кратного ГРП + 20 % с суммы, его превышения.[35, ст.145].

Вносятся изменения по налогу на транспортные средства, нацеленные на рост поступления налога в местные бюджеты, и создание условий для действия регулирующей функции транспортного налога. Ставка устанавливается в размере от 4 до 117 минимального расчетного показателя (МРП), и предусматриваются поправочные коэффициенты в зависимости от срока службы транспортного средства от 1 до 0,1.[35, ст.347].

С 01.01.2002 г. государство делает акцент на фискальную и регулирующую функции налога на имущество. Устанавливаются прогрессивные ставки в размере от 0,05% при стоимости объекта обложения до 1 млн. тенге, 05% от стоимости недвижимого имущества до 23 300 тенге + 0,5% с суммы, превышающей 10 000 000 тенге при стоимости объекта обложения свыше 10 млн. тенге[35, ст.365].

В 2007 году происходит переход налогообложения ИПН с прогрессивной шкалы налогообложения на плоскую шкалу 10% и налогообложение доходов в виде дивидендов, полученных из источников в РК, по ставке 5 процентов. Ранее минимальная ставка составляла 5%, годовой доход работника, облагаемый у источника выплаты, не превышающий 12-кратного размера минимальной зарплаты, подлежал обложению по нулевой ставке[36]. Данное нововведение явилось для налогоплательщиков увеличением налоговой нагрузки. Государство же преследовало цель совершенствования законодательства в части налогообложения доходов физических лиц, увеличения доходов государственного бюджета и снижения теневых доходов, сглаживания неравенства в доходах населения. Доля населения, живущего за чертой бедности в Казахстане в 2006 году, составляла 18,2%, увеличилось неравенство доходов.[37].

В тоже время происходит совершенствование налогового законодательства, разрабатывается и принимается новая редакция Налогового кодекса РК от 10 декабря 2008 г. N 99-IV ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)", и с 01.01. 2009 г. вступает в силу. Изменения были необходимы для упорядочения многочисленных льгот отдельным категориям налогоплательщиков, создания условий для выхода бизнеса из теневого сектора экономики путем снижения налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков, создания реальных налоговых механизмов для снижения зависимости экономики страны от мировых цен на энергоносители.

С точки зрения теории налогообложения и технологии проведения реформ в данный период, очевидно, что нарушался принцип стабильности, т. к. законодательство изменялось в течение финансового года. Реформа проводилась спонтанно без тщательной подготовки в ответ на возникающие проблемы, отсутствовало социально-психологическое сопровождение реформы. Цели реформы доводились до налогоплательщиков с опозданием по факту введения в действие. Основными результатами реформы налогообложения в данном периоде стали сокращение льгот и преференций, постепенное снижение ставок по основным налогам в долгосрочной перспективе, оптимизация налоговой отчетности (приближение к международным стандартам).

Третий этап реформирования налогообложения физических лиц с 2009 по 2019 гг. характеризуется следующими изменениями (таблица 9)[38].

Таблица 9. - Изменения в налогообложении физических лиц в Республике Казахстан в 2009-2019 гг.

Период

Меры

Результат

01.01.

2009 г.

В Налоговый кодекс РК введено понятие «Налоговая политика».

Совершенствование налогового администрирования.

01.01.

2009 г.

Базовая ставка налога на придомовые земельные участки, устанавливается в размерах от 0,2 до 6,0 тенге за 1 кв. м

Стимулирование рационального использования земли по целевому назначению, достижение фискального, регулирующего и стимулирующего равновесия.

01.01.

2009 г.

Изменение ставок налога на имущество от 0,05% при стоимости объекта обложения до 2 млн. тенге; 05% от стоимости недвижимого имущества до 23 300 тенге + 0,5%с суммы, превышающей 10 000 000 тенге при стоимости объекта обложения свыше 450 млн. тенге.

Корректировка ставок налога на имущество в соответствии с ростом рыночной стоимости имущества.

Реализация фискальной и регулирующей функций налога на имущество. Увеличение налоговой нагрузки собственников имущества.

01.01.

2009г.

Снижение ставок налога на транспортные средства в зависимости от объема двигателя легковых автомобилей от 1 МРП для 1100 см3 до 9МРП для 4000 см3. Отмена поправочных коэффициентов для легковых автомобилей со сроком эксплуатации более 6 лет.

Стимулирование рынка недорогих автомобилей, ориентация на выполнение требований Концепции устойчивого экономического развития: сокращение выбросов СО2, утилизация отходов. Реализация регулирующей, стимулирующей и экологической функций налога.

01.01.

2014 г.

Изменение ставок налога на транспортные средства в зависимости от объема двигателя легковых авто свыше 3000см3 от 1 до 117 МРП. Для произведенных или ввезенных в РК после 31.12.2013 г. – от 35 до 200 МРП[38].

Совершенствование налогового законодательства. Увеличение доходов бюджета, выполнение принципов социальной справедливости, выполнение регулирующей, фискальной функций налога.

01.09.

2014 г.

31.12.

2016 г.

Введение налоговой амнистии: освобождение от пени, штрафов, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков[39].

Совершенствование налогового администрирования; реализация принципа экономичности.

01.01.

2018 г.

Расширение перечня принципов Налоговой системы РК: введен принцип добросовестности налогоплательщика[40,ст.4].

Развитие теории налогообложения. Совершенствование налогового администрирования

01.01.

2019 г.

Увеличение размера минимальной заработной платы, применяемой при вычетах при исчислении ИПН с 28 284 тенге в 2018 г. до 42 500 тенге в 2019 г.[41]. Исключение из налогообложения 90% дохода работника при доходе менее 25 МРП, снижение ставки до 1% от начисленных доходов[40, ст.341, п. 49].

Совершенствование законодательства в части ИПН, реализация принципа справедливости налогообложения, снижение налоговой нагрузки, обеспечение стимулирующей и регулирующей функции ИПН.

01.01.

2019 г.

Предельные ограничения в Налоговом кодексе РК определены в МРП вместо МЗП. При исчислении ИПН:

- стандартный вычет в размере 75-кратного МЗП определяется в размере 882-кратного размера МРП (в 2019 году - 2 227 050 тенге); - налоговый вычет на медицину в размере не > 8-кратного МЗП определяется в размере не > 94-кратного размера МРП, определенного за календарный год (в 2019 году - 237 350 тенге)[40, ст.346,348].

Изменения в пользу налогоплательщика, в 2019 г. МЗП - 42 500 тенге, МРП - 2 525 тенге. За счет увеличения кратности МРП увеличены вычеты. Реализация принципа справедливости, регулирующей функции ИПН, уменьшение суммы годового дохода физического лица, с которого взимается ИПН; индексация предела необлагаемого налогом дохода. Перераспределение бюджетных средств на поддержку социально не защищенных слоев населения.

16.07.

2019 г.

Проведение налоговой амнистии для физических лиц по списанию начисленных пеней по ЗН, ТН, налогу на имущество при условии уплаты основного долга по налогам до конца 2019 г.[42].

Совершенствование налогового администрирования; реализация принципа экономичности.

Составлено авторами по указанным источникам

На данном этапе реформирование налогообложения физических лиц и налоговой системы Казахстана в целом основывается на сформировавшейся законодательной базе. В стране разрабатываются документы стратегического планирования и прогнозирования на текущий и перспективный период, включающие разделы, посвященные налогообложению и налоговой политике государства. В них оценивается современное состояние налоговой системы, обосновываются существующие проблемы, определяются цели, мероприятия и механизмы их реализации. С точки зрения технологии проведения реформ, это обязательное условие, способное обеспечить успех в достижении результатов реформы. Принят обновленный Налоговый кодекс РК, предусматривающий защиту интересов добросовестного налогоплательщика, внедрения стимулирования и упрощения администрирования. При этом законодательная база все еще состоит из множества инструкций, писем, разъяснений, которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу, и требуется дальнейшее ее совершенствование.

В целях антикризисного управления осуществляется периодическая корректировка налоговых ставок. В тоже время постоянные корректировки, вносимые в законодательство, создают обстановку нестабильности как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, методикам исчисления, срокам и порядку введения налогов в действие. В качестве ограничительных мер используется дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот. Позитивным моментом является работа Налогового комитета МФ РК в рамках «электронного правительства» по совершенствованию налогового администрирования с применением информационных технологий.

4. Заключение

Проведенный теоретический и эмпирический анализ реформирования налогообложения физических лиц показал, что революционный характер налоговых преобразований, как в России, так и в Казахстане, осуществлялся в период с 1991 по 1999 гг. в условиях смены существующей социально-экономической структуры общества. Потребовалась разработка пакета налоговых законов и нормативных актов, создания новой налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Последующие этапы, каждый из которых завершался тяжелым экономическим кризисом, носили характер реформирования, нацеленного на коренные преобразования, но с учетом изменения экономических условий.

Учитывая удачи и ошибки в проведении реформирования налогообложения физических лиц в России и Республике Казахстан, предлагаем разработанный авторский последовательный алгоритм проведения реформы налогообложения (рисунок 1).

Для обеспечения успешности мероприятий реформы налогообложения необходимо последовательное выполнение всех этапов.

ЭТАП 1. Анализ состояния системы налогообложения физических лиц: выявление существующих проблем; принятие решения о проведении реформы.

ЭТАП II. Обоснование совокупности четко сформулированных, количественно определенных и реализуемых целей реформы.

ЭТАП III. Разработка сценариев развития налогообложения физических лиц с учетом мероприятий реформы и изменения среды в перспективе, выбор наилучшего сценария.

ЭТАП IV. Разработка системы защиты людей от негативных воздействий реформы (прожиточный минимум, МРОТ, тарифы на услуги естественных монополий, инструменты денежно-кредитной политики)

ЭТАП V. Социально-психологическое, правовое, кадровое, организационное обеспечение реформы.

ЭТАП VI. Разработка механизмов, обеспечивающих практическую реализацию реформы (административно-правовых, экономических, политических, социальных и других мер воздействия).

ЭТАП VII. Определение запасных вариантов (отходных путей) в случае неудачи.

Рисунок 1. - Алгоритм проведения реформы налогообложения физических лиц

На первом этапе обязателен анализ состояния системы налогообложения физических лиц. Он должен проводиться периодически и отражаться в рабочем документе Правительства, Программе социально-экономического развития соответствующих территорий. Выявленные проблемы в зависимости от их важности и сложности являются основанием для принятия решения о проведении реформы или решении этих проблем программными методами.

На втором этапе необходима постановка и обоснование целей, как желаемого состояния системы налогообложения физических лиц, векторов ее преобразований и развития. Обязательное условие постановки целей - их четкая формулировка, количественное определение и реализуемость.

На третьем этапе разрабатываются сценарии (варианты реформы), это необходимо в силу воздействия внутренних и внешних факторов и изменения среды в перспективе.

Четвертый этап должен предусматривать комплекс мер для защиты людей от негативных воздействий реформы в области индексации цен, тарифов на услуги естественных монополий, прожиточного минимума, МРОТ, инструментов денежно-кредитной политики.

Пятый этап связан с обязательной заблаговременной подготовкой населения, путем разъяснения через СМИ целей намечаемой реформы, механизмов ее реализации и ожидаемых результатов. Легитимность реформы обеспечит разработка пакета законов и нормативных актов с учетом требований комплексного подхода к сопредельным объектам.

Шестой этап требует соответствующей подготовки специалистов (семинары, тренинги, курсы), которые будут участвовать в реализации мероприятий реформы и разработки механизмов их реализации.

Седьмой этап рекомендуется предусматривать, т. к. в случае неудачи для предотвращения социальных конфликтов необходимо продумать запасные варианты (отходные пути).

Предложенный алгоритм может служить универсальным инструментом для реформирования, как всей налоговой системы, так и отдельных ее элементов. Он наглядно показывает, что лишь налоговые меры недостаточны для устойчивого экономического роста. Необходим комплекс институциональных и структурных мер, формирование модели государственного управления, учитывающей современные тенденции развития общества.

Приложения

Приложение 1.

Таблица 6. – Изменения в налогообложении физических лиц в России с 2000 по 2009 гг.

Изменения

Результат

01.01.2001 г

Введена фиксированная ставка НДФЛ в размере 13% при отсутствии минимального не облагаемого налогами размера доходов. Отменены льготы по уплате НДФЛ военнослужащими и приравненными к ним лицами[6].

Перераспределение налоговых доходов региональных бюджетов. Рост поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет регионов. Постепенное решение задачи вывода из тени реальных доходов населения. Усиление неравенства в доходах населения.

01.01.2001 г.

Введен единый социальный налог (ЕСН) вместо отчислений в социальные внебюджетные фонды по ставке от 34,5% в 2001 г. до 32% в 2004 году[6, Гл. 24].

Усложнение налогового администрирования (каждый взнос был «закреплен» за отдельным фондом); снижение качества налогового контроля. Проседание бюджета Пенсионного фонда РФ (300 млрд. руб. в 2004 г.) из–за нежелания предпринимателей выводить зарплаты «из тени».

2001-2005 гг.

Введение Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001[7] и Главы 3 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ 01.01.2005 г[8]. Установление кадастровой стоимости земельного участка взамен использовавшейся площади земельного участка в качестве налоговой базы.

Возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога с учетом целевого использования земель и рентной составляющей. Сокращение количества базовых ставок ЗН. Формирование рынка земли и новой социальной структуры общества.

01.01.2002 г.

Увеличение инвентаризационной стоимости имущества физических лиц за счет повышения коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений с

1,48 до 15. Установление ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости (до 300 тыс. руб. - до 0,1%; от 300 до 500 тыс. руб. - от 0,1 до 0,3% и свыше 500 тыс. руб. - от 0,3 до 2%). Предоставление права органам МСУ определять дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям[9].

Дифференциация стоимости имущества создавала условия для реализации фискальной и регулирующей функций налога, а использование повышающих коэффициентов – стимулирующей функции. Значительный

разрыв инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по сравнению с их реальной стоимостью оправдан в связи с тяжелым финансовым положением подавляющей части населения[10].

01.01.2003 г.

Замена налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог[11].

Прекращение арбитражных споров об установлении объекта налогообложения (либо выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг); либо разница между продажной и покупной ценами реализованных товаров.

01.01.2003 г.

Отмена налога на покупку валюты в связи с низкой долей поступления этого налога в бюджет и несопоставимо высокими затратами на его администрирование[12].

Выход валютно-обменного бизнеса из тени. Выравнивание курса обмена валют во всех банках и обменных пунктах, значительное перераспределение клиентских потоков по валютно-обменным операциям. Восстановление принципа экономичности.

01.01.2006 г.

Отмена Закона РФ от 1991 года "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" с 01.01.06 г. Одновременно в главу 23 НК РФ были внесены изменения, вводящие даримое имущество как новый объект налогообложения доходов физических лиц[13].

Компенсация потерь доходов бюджета путем расширения налоговой базы. Расширен перечень объектов обложения НДФЛ: недвижимость, транспортные средства, акции, доли, паи. Рост расходов граждан на совершение нотариальных услуг при дарении и наследовании имущества.

01.01.2008 г.

Увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей[14].

Антикризисная мера для активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам.

01.01.2009 г.

Увеличены размеры налоговых вычетов по НДФЛ. Сумма дохода, дающая налогоплательщику право на налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, имеющих детей - с 600 до 1000 рублей, а сумма дохода с 40 000 рублей, начисленных нарастающим

С одной стороны – это недополученные налоги в бюджет, с другой, - в условиях нестабильности, низких доходов значительной части населения страны, - это создание благоприятных условий для снижения налогового бремени социально незащищенных слоев населения, исправление этических пороков

итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей[15].

существующего социального и экономического неравенства в обществе, предупреждение социальных конфликтов.

Составлено авторами по указанным источникам

Приложение 2.

Таблица 7. – Изменения в налогообложении физических лиц в России с 2010 по 2020 гг.

Изменения

Результат

01.01 2010 г.

Увеличены размеры государственной пошлины на ряд юридически значимых действий: приобретение гражданства или выход из него, а также с въезд или выезд из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий.[6, Гл.25.3]

Усиление роли госпошлины как инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги, значимого фискального характера. Придания госпошлине регулирующей функции за счет установления льгот для отдельных категорий граждан и видов государственных услуг. Создание условий для обеспечения баланса фискальной и регулирующей функций госпошлины.

01.01.2010 г.

Увеличены средние ставки транспортного налога в два раза, при сохранении действующего минимального уровня налоговых ставок, с правом разрешения органам власти субъектов РФ уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.[6, ст.361]

Усиление фискальной функции налога для пополнения доходной части региональных бюджетов. Реализация целевой функции транспортного налога: расходуется региональным дорожным фондом на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог.

01.01.2010 г.

Отменен единый социальный налог (ЕСН), и установлены страховые взносы, уплачиваемые работодателями от фонда оплаты труда по ставке 26%, из них 20% в ПФ РФ, 2.9% в ФСС РФ, 1,1% в ФФОМС и 2% в ТФОМС[6, Гл.34].

Переход обязательного социального страхования на цивилизованные принципы страхования. Усиление косвенного налогообложения: страховые взносы относятся на себестоимость товаров, работ, услуг, и оплачиваются конечным потребителем.

01.01.2011 г.

Базовая ставка транспортного налога (ТН) для автотранспортных средств снижена в два раза. Изменен срок уплаты транспортного налога физическими лицами: не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом[6,ст.361].

Сокращение ставки ТН потребовало увеличения акцизов на нефтепродукты во избежание дефицита в дорожных фондах, соответственно привело к увеличению цен на топливо, и как следствие – к росту цен на ТНП, росту инфляции и снижению реальных располагаемых доходов граждан.

01.01.2012 г.

Изменен размер стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на 1-го и 2-го ребенка с 1000 до 1400 руб., а на третьего и каждого последующего ребенка - до 3000 руб. Порядок получения стандартных вычетов на детей не изменился (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Отменен ежемесячный стандартный вычет по НДФЛ в размере 400 руб.[16].

Социальная поддержка физических лиц, имеющих детей, стимулирование рождаемости (численность населения России с 2004 по 2012 г. сократилась на 2,8 млн. чел.). Усложнение перерасчета льгот налоговыми агентами, а также необходимость предоставления пакета документов для получения вычетов. Лишение работающего населения минимального вычета в 400 рублей при отсутствии необлагаемого минимума.

01.01.2012 г.

Реализация пилотного проекта на период с 2012 по 2014 гг. в Республике Татарстан, Кемеровской, Тверской, Калужской областях по введению налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Разработаны «Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда» для целей налогообложения, утвержденные приказом Минэкономразвития России [17].

Анализ результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости показал необходимость учета факторов, влияющих на кадастровую стоимость: технические характеристики объекта оценки, престижность района, состояние двора, наличие парковки и др.; применение вычетов; использование льгот только по одному объекту недвижимости; постепенный рост налоговой нагрузки – в течение 5-ти лет.

01.01.2013 г.

Расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ: по расходам на лечение, по дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, оплата организацией или ИП лечения усыновленных детей

работников в возрасте до 18 лет, бывших работников, которые уволились в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности. [6, ст.224].

Снижение налоговой нагрузки физических лиц, перераспределение расходов на здравоохранение, развитие человеческого капитала, поддержка инвестиций.

Уменьшение разрыва в качестве жизни между различными социальными слоями

общества, поддержка малообеспеченных семей.

01.01.2014 г.

Повышен размер имущественного налогового вычета по НДФЛ до 2 000 000 рублей. Имущественный вычет по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение жилья ограничен по размеру не более 3 000 000 руб.[18].

Помощь физическим лицам в приобретении недвижимости, улучшении жилищных условий, развитие рынка недвижимости и рынка ипотечного жилищного кредитования.

Реализация регулирующей и стимулирующей функций НДФЛ.

01.01.2014 г.

Конкретизирован перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами, при осуществлении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок[6, Ст.226.1].

Улучшение налогового контроля, обеспечение поступлений налогов в бюджет за счет законодательного закрепления доходов от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами, а также гарантия выплат по ЦБ российских эмитентов.

01.01.2014 г.

Применение повышающего коэффициента в отношении отдельных категорий легковых автомобилей при исчислении транспортного налога[6,ст.362, п.2].

Реализация не только фискальной, но и регулирующей функции транспортного налога. Повышающий коэффициент в зависимости от стоимости ТС от 3 до 15 млн. руб.

01.01.2015 г.

Поэтапный переход до 01.01.2020 г. во всех регионах РФ к исчислению налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимости с момента регистрации в ЕГРП. Предусмотрены вычеты с 20 кв. м квартиры, 10 кв. м комнаты и 50 кв. м дома. Отказ от налога на недвижимость.[19].

Формирование перечня объектов недвижимости, распределение их на ценовые зоны для кадастровой оценки, создание единой системы налогообложения. Резкое увеличение сумм налога на имущество физических лиц. Невозможность самостоятельно рассчитать налог, большие расходы в случае оспаривания кадастровой стоимости недвижимости.

01.01.2015 г.

Изменен порядок получения имущественного вычета по НДФЛ при продаже недвижимости, находящегося в собственности с 3-х лет до 5-ти лет[6, ст.217.1, п.5].

Пресечение сделок по перепродаже недвижимости; уход рынка недвижимости в тень (занижение стоимости для уменьшения налога); существенное уменьшение налогооблагаемой базы НДФЛ; реализация его регулирующей и стимулирующей функций.

01.01.2015 г

Введение налоговой амнистии в отношении физических лиц, у которых недоимка и задолженность по пеням и штрафам образовалась до 01.01.2015 г. по транспортному, земельному и налогу на имущество без градации физических лиц[6, ст.217, п.72].

Совершенствование налогового администрирования; реализация принципа экономичности.

01.01.2016 г.

Изменение предельной величины заработной платы для вычета по НДФЛ на ребенка с 280 000 до 350 000 руб. С месяца, когда доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13%, станет больше 350 тыс. руб. вычет не предоставляется. Увеличение вычетов на детей-инвалидов для родителей и усыновителей с 3 до 12 тыс. руб. на каждого ребенка[20].

Совершенствование законодательства в части налогообложения доходов физических лиц. Уменьшение суммы годового дохода физического лица, с которого взимается НДФЛ; индексация предела необлагаемого налогом дохода. Перераспределение бюджетных средств на поддержку социально не защищенных слоев населения, детей-инвалидов. Реализация регулирующей функции НДФЛ.

01.01.2017 г.

Введение налога на машино-место, признанного отдельным видом имущества.[21].

Введение налога на нежилые строения на садовых и дачных участках. Введение штрафов за не предоставление сведений в налоговые органы о наличии недвижимого имущества и транспортных средств[22].

Расширение налогооблагаемой базы с целью повышения доходов бюджета.

Увеличение налоговой нагрузки физических лиц. Усиление налогового контроля, воспитание налоговой культуры физических лиц. Реализация фискальной и регулирующей функции налога на имущество и транспортного налога.

01.01.2017 г.

Введение курортного сбора на территории 4-х субъектов РФ в Крыму, Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях[23].

Реализация фискальной и стимулирующей функции курортного сбора. Сохранение и развитие внутренних курортов, повышение качества обслуживания населения.

Снижение коэффициента (до 1,1) для расчета транспортного налога в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3-х до 5-ти млн. руб. [24].

Поддержка состоятельной части населения; развитие рынка дорогих автомобилей.

01.01.2019 г.

К доходам в виде дивидендов приравнена разница между доходом, который получен при выходе из компании или при ее ликвидации, и расходами на приобретение акций, долей, паев[25].

Расширение налогооблагаемой базы, ликвидация пробелов в налоговом законодательстве, реализация фискальной и регулирующей функций НДФЛ.

01.01.2019 г.

Постепенное увеличение ставки налога на имущество физических лиц, и переход к единому порядку ее определения по кадастровой стоимости с момента внесения сведений в ЕГРН. Изменения в составе объектов налогообложения. Введение вычета на отдельные категории недвижимого имущества. Реализация права оспорить плательщиком кадастровую стоимость. Расширение списка льготников. Появлению обязанности к уплате жителями Крыма[26].

Совершенствование имущественного налогообложения физических лиц, расширение налоговой базы, увеличение сумм налога и соответственно доходов местных бюджетов, но увеличение налоговой нагрузки физических лиц. Реализация фискальной и регулирующей функций налогов. Наличие социально-психологического, правового, организационного обеспечения реформы имущественного налогообложения.

01.08.2019 г.

Освобождение от уплаты НДФЛ материальной выгоды от экономии процентов на ипотечных каникулах. Освобождение от уплаты госпошлины за внесение изменений в записи ЕГРН в связи с реализацией права на ипотечные каникулы. Размер соответствующей госпошлины для физических лиц составлял 200 рублей[27].

Снижение налоговой нагрузки, создание условий для реализации регулирующей и стимулирующей функций НДФЛ. Нарушение принципа стабильности (налоговое законодательство не должно меняться в течение года).

17.06.2019 г.

Исключение из ст. 219 НК РФ правительственного перечня лекарств, означающее, что социальный вычет будет предоставляться на все лекарства, которые назначил доктор[28].

Совершенствование законодательства в части НДФЛ, реализация принципов социальной справедливости, но нарушение принципа стабильности налогообложения, увеличение объема работы налоговых органов по пересчету.

15.04.2019 г.

Введение поправки по транспортному налогу: отмена уплаты налога за угнанные, не снятые с учета и прекращенные к розыску не ранее 2018 года автомобили[6, Гл.25].

Совершенствование законодательства по транспортному налогу, снижение налоговой нагрузки, обеспечение регулирующей функции транспортного налога.

Составлено авторами по указанным источникам

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования
Предметом исследования является опыт реформ налогообложения физических лиц в России и Республике Казахстан.

Методология исследования
В статье подробно описывается опыт реформ налогообложения в двух странах. Серьезным недостатком работы является то, что автор не описывает методы своего исследования. Рекомендуется включить данный пункт в отдельный раздел статьи, в частности обозначить, что исследование базируется на анализе законодательных актов, используется метод сравнения и т.д..

Актуальность
В статье рассматривается актуальная тема, посвященная реформам налогообложения физических лиц в России и Республике Казахстан. При этом автор не уделяет внимание описанию актуальности темы исследования. Рекомендуется включить данный вопрос во введении.

Научная новизна
В статье рассматривается не только опыт налогообложения России, но также приводится сравнительный анализ российского опыта с опытом других стран с момента распада Советского Союза. Автор также уделяет внимание разным периодам времени для анализа, связывая их с десятилетними циклами, завершающимися кризисами (первый этап – с 1991 по 1999 гг.; второй – с 2000 по 2009 гг.; третий – с 2010 по 2019 гг.). Такой комплексный взгляд на рассмотрение темы статьи наглядно демонстрирует научную новизну статьи. Кроме этого, автором предлагается уникальный последовательный алгоритм проведения реформы налогообложения.

Стиль, структура, содержание
В статье допущены повторения и орфографические ошибки. Например, на первой странице дублируется фраза «во всей» («…развития и переход общества от одного состояния к другому, либо революции, как коренной переворот во всей во всей социально-экономической структуре общества…»). В ряде случаев шрифт в тексте не совпадает, например, в названии таблицы 6 «Изменения в налогообложении физических лиц в России с 2000 по 2009 гг.». Автору необходимо исправить все ошибки.
Рекомендуется четко выделить структуру статьи, в частности обозначить введение отдельным пунктом работы. В статье отсутствует структурированная информация по ключевым работам по теме исследования, нет описания структуры работы. В структуре работы рекомендуется выделить отдельно теоретическую часть с обзором литературы и аналитическую часть, связанную с рассмотрением законодательных актов. Также рекомендуется выделить отдельно пункты, где анализируется российская и казахстанская практика налогообложения. Настоятельно рекомендуется добавить заключение в статью.
Стоит отметить, что по ходу статьи автор делает вывод по каждому периоду и определяет, какой характер носило налогообложение (революционный или реформистский). Тем не менее, автор не дает критерии, по которым тот или иной опыт можно отнести к революционному или реформистскому. Автор лишь косвенно упоминает эти термины в начале статьи. Рекомендуется дать более содержательное пояснение этим понятиям.
Большие таблицы рекомендуется вынести в приложение, например таблицы 6 и 7. В тексте статьи оставить только самые важные выводы по этим таблицам.
Нарушена нумерация таблиц. Так, после таблицы 7 следует таблица 1.8.. Таблицы в тексте следует оформить в такой вид, чтобы весь текст был доступен для чтения (например, в таблице 1.8. частично часть текста не видно).

Библиография
Среди источников литературы есть разнообразные источники информации, включающие законодательные акты. В статье нарушена нумерация источников литературы. Требуется это исправить.

Выводы, интерес читательской аудитории
Статья может быть интересна широкому кругу читателей. Тем не менее, она может быть опубликована только после доработки.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования: особенности реформирования налогообложения физических лиц на примере России и Республики Казахстан.
Методология исследования: научный поиск, систематизация, аксиомизация, теоретический анализ, математический анализ, обобщение, интерпретация, прогнозирование.
Актуальность: налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства неразрывно связан с острыми противоречиями и компромиссами.
Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране. В налоговой практике вопросы обложения физических лиц являются одними из наиболее острых. В развивающихся экономиках, типа России и Республики Казахстан, поступления в бюджет от налогообложения физических лиц очень существенны и могут конкурировать с поступлениями от бизнеса. Развитие рыночных отношений, рост цен, повышение оплаты труда - все это, меняя условия формирования и использования доходов, требует большой подвижности налогов. В этой связи своевременным следует признать введение российских поправок к подоходному налогу, корректировку налогообложения совокупных доходов физических лиц: единого налога при упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны, и одним из приоритетных направлений является продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.
Научная новизна: заключается в систематизации основного опыта по реформированию налогообложения физических лиц в России и Республике Казахстан. Статья носит обзорный характер.
Стиль, структура, содержание: статья написана в целом научным языком с примесью публицистического стиля, имеет четкую структуру, содержание соответствует выбранной тематике.
Основные замечания:
1. Не требуется во введении обозначать объект исследования, научную новизну и методы. Это делается в специальных полях формы подачи статьи на сайте.
2. В обзоре публикаций при ссылке на авторов требуется указание не года, а номера по списку библиографии.
3. В 3 пункте - "тщате г.)льно".
4. В названии таблиц после слова Таблица и ее номера ставится либо точка, либо тире, но не все сразу.
5.Информация, например, в таблицах 1-5 носит справочный характер, в дальнейшем не интерпретируется достаточно автором. Поэтому возникает вопрос по необходимости ее представления в полном виде.
7. Таблица не могут иметь сквозную нумерацию для внутритекстовых и размещенных в приложении. После таблицы 8 не понятен текст крупными буквами.
8. Представленные авторский рисунок 1 как таковым не является - это лишь текст. Не совсем понятно из чего сделан вывод о жизнеспособности данного алгоритма. Ранее представленная информация не дает никаких предпосылок для формирования такого алгоритма. Этапы не достаточно четко определены по содержанию, практическая ценность сомнительна.
9. Пункты 3.1 и 3.2 нуждаются не только в констатации фактов, но и демонстрации авторского видения с позиции приращения научного знания - новые выводы, новая интерпретация и т.п.
10. Не раскрыта заявленная в начале статьи сравнительная характеристика, системы России и Республики Казахстан рассматриваются раздельно.
Библиография: несмотря на большое количество источников, недостаточная. Научная статья не аналог практической, в ней большее внимание уделяется научным трудам других ученых по рассматриваемой тематике. Тем более автор проводил обзор литературы, о большинство из него не включено в библиографию, зато включены законы и большое количество сомнительных ненаучных ресурсов.
Апелляция к оппонентам: в статье абсолютно не развита научная дискуссия. Автор предпочитает использовать информацию из СМИ взамен исследованию мнений ученых.
Выводы, интерес читательской аудитории: статья написана на актуальную тематику, представляет читательский интерес, однако оформление статьи нуждается в глубокой корректировке (название статьи дублируется в тексте, во введении размещены неверные элементы, обзор публикаций не согласуется с библиографией, неверное расположение графического материала, описки и опечатки). После исправления оформления и формирования более расширенных выводов, имеющих научную новизну, статья может быть рекомендована к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.