Статья 'Практика применения патентной системы налогообложения и пути ее совершенствования (на примере Республики Дагестан)' - журнал 'Налоги и налогообложение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Налоги и налогообложение
Правильная ссылка на статью:

Практика применения патентной системы налогообложения и пути ее совершенствования (на примере Республики Дагестан)

Иманшапиева Мазика Мусабековна

кандидат экономических наук

доцент, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

367014, Россия, г. Махачкала, ул. Дачная, 95

Imanshapieva Mazika Musabekovna

PhD in Economics

Associate Professor of the Department of Taxes and Taxation at Dagestan State University of National Economy

367014, Russia, g. Makhachkala, ul. Dachnaya, 95

Mazika21@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-065X.2019.1.28611

Дата направления статьи в редакцию:

09-01-2019


Дата публикации:

13-02-2019


Аннотация: Целью исследования является выявление направлений по совершенствованию патентной системы налогообложения, с учетом сложившейся практики применения патентной системы налогообложения в российских условиях. В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы развития патентной системы налогообложения с учетом региональных особенностей (на примере Республике Дагестан). Патентная система налогообложения является относительно молодым налоговым режимом, созданным для поддержки индивидуальных предпринимателей и является особой формой инвестиций государства в малый бизнес. Особое внимание автор в статье уделяет преимуществам и недостаткам патентной системы налогообложения над другими специальными режимами. Среди недостатков патентной системы налогообложения автор отмечает такие, как необходимость оплаты стоимости патента авансовом, ограничения по совокупному годовому доходу индивидуального предпринимателя и численности наемных работников, отсутствие возможности возместить сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды и т.д. Автором представлен анализ практики применения патентной системы налогообложения за 2015-2017 годы на региональном уровне в разрезе субъектов СКФО. Исследование основывалось на общенаучных методах исследования (наблюдение, логический анализ, экономический анализ, комплексность, аналогия), также использовались специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка). С учетом проведенного исследования автором предложены рекомендации по совершенствованию патентной системы и поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. Так, автором предлагается дополнить перечень видов деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения, дифференциация предельного размера совокупного дохода индивидуального предпринимателя по субъектам РФ, а также предоставить право индивидуальному предпринимателю возмещать сумму уплаченных страховых взносов.


Ключевые слова:

бизнес, режимы, налог, патент, доход, регион, поддержка, легализация, стимулирование, администрирование

Abstract: The aim of the research is to define areas for improving the patent taxation system taking into account the experience of Russia in applying the patent taxation system. In her article Imanshapieva analyzes modern challenges and prospects of the patent taxation system taking into account regional features (based on the Republic of Dagestan). The patent taxation system has come in use just recently and is intended to encourage entrepreneurs as a special form of investing into small business. The author of the article focuses on advantages and disadvantages of the patent taxation system compred to other special taxation regimes. The disadvantages of the patent taxation system include the need to pay the patent cost in advance, restrictions of the total annual income of an entrepreneur and number of employees, no opportunity to return insurance amounts payable to non-budgetary funds. The author of this article presents the results of her analysis of the experience in applying the patent taxation system during the period since 2015 till 2017 at the regional level in terms of the North Caucasian Federal Districts constituents. The research is based on the use of general research methods (observation, logical analysis, economic analysis, integrated approach, analogy, etc.) and special research methods and procedures (comparison and generalisation, grouping and selection). Based on the results of the research, the author gives recommendations on how to improve the patent taxation system and encourage the development of small entrepreneurship at the regional level. For example, the author suggests to complete the list of activities covered by the patent taxation system, to differentiate between ceiling amounts of consolidated income of an entrepreneur depending on the Russian Federation constituents and to grant the right to an entrepreneur to return insurance amounts paid. 


Keywords:

business, regimes, tax, patent, income, region, support, legalization, incentives, administration

Одним из решающих условий содействия развития российской экономики, обеспечения ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства через систему государственной поддержки их деятельности.

Развитие малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач экономической политики государства [18].

Вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и создание благоприятных условий для его роста и расширения, позволит способствовать переходу его в категорию среднего бизнеса. Именно малый и средний бизнес являются основой экономики многих развитых европейских стран.

На пути экономического развития малого бизнеса в России имеется множество про­блем как финансово-экономического, так организационного характера, которые могут быть решения посредством эффективного использования всей гаммы инструментов государственного регулирования [9].

Важнейшим механизмом государственной поддержки малого предпринимательства является налоговая система. В современной налоговой системе РФ особое внимание уделяется специальным налоговым режимам.

Специальные налоговые режимы направлены на уменьшения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства и оптимизации их налоговых платежей.

Согласно мнению А.В. Залесова и Л.Б. Кореняко «малое предпринимательство – это самая уязвимая форма бизнеса в России, использующая специальные налоговые режимы»[4,6].

В настоящее время к специальным налоговым режимам относятся: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения и система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Патентная система налогообложения является относительно молодым налоговым режимом и является особой формой инвестиций государства в малый бизнес. Отметим, что она применяется в России на базе упрощенной системы налогообложения с 2006 года, и преобразована в самостоятельный налоговый режим с 2013 года.

Патентная система налогообложения – это один из специальных налоговых режимов, созданный для поддержки индивидуальных предпринимателей, за счет упрощения ведения предпринимательской деятельности и освобождения от уплаты ряда налогов.

Патентная система очень перспективна и ее развитие сможет в дальнейшем значительно расширить границы малого бизнеса в России [7]. К преимуществам патента относятся возможность совмещения нескольких видов специальных налоговых режимов одновременно, если предприниматель занимается различными видами предпринимательской деятельности.

К главному преимуществу патентной системы налогообложения относится фиксированная сумма налоговой базы – потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход по определенному виду предпринимательской деятельности.

Кроме того, патент освобождает налогоплательщика от заполнения налоговой декларации и сдачи ее в налоговые органы и предполагает обязанность вести лишь книгу учета своих фактических доходов.

Отметим, что до 2015 года регионом для патентной системы налогообложения признавался субъект РФ - республика, край или область. Закон № 244-ФЗ от 21.07.14 года внес изменения в ст. 346.43 и 346.45 НК РФ, согласно которым с 2015 года регионом для патентной системы налогообложения является муниципальное образование, кроме патентов на автоперевозки и развозную (разносную) розничную торговлю. С одной стороны, благодаря этому изменению, расчет стоимости патента стал более справедливым – дороже в центрах регионов и ниже в малонаселенных пунктах. Но с другой стороны, действие патента теперь ограничивается территорией только этого муниципального образования.

Однако, несмотря на перечисленные выше достоинства, патентная система налогообложения имеет ряд недостатков.

Патентную систему налогообложения в отличие от других специальных режимов налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели и в случае если индивидуальный предприниматель совмещает одновременно несколько видов деятельности, то ему необходимо приобрести несколько соответствующих патентов, а при применении УСН и ЕНВД таких ограничений нет.

Одним из существенных недостатков патента является необходимость его оплаты авансом, то есть до окончания срока патента, если он равен или менее шести месяцев (в отличие от других налоговых режимов).

Если индивидуальный предприниматель не вносит оплату в установленные сроки, то он считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, что также относится к минусам патента.

Многие экономисты в своих дискуссиях о недостатках патента подчеркивают его главный такой недостаток как то, что применение патента в отличие от ЕНВД и УСН, не предполагает возможность возместить свои страховые взносы за себя и своих наемных работников в ПФР и ФОМС.

Существенным минусом патента является то, что значения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливаются каждым субъектом РФ и предпринимателю необходимо тщательно следить за изменением местного законодательства.

Недостатком патента также является ограничение по площади. Так, если видом деятельности предпринимателя является розничная торговля и услуги общепита, то при патенте разрешена на площадь торгового зала или зала обслуживания, не превышающая 50 кв. м. , а при ЕНВД площадь зала значительно шире – 150 кв.м.

Кроме того, законодательством установлены лимиты применения патентной системы налогообложения, которые ставят не в равные условия с другими режимами налогообложения (УСН). Так, предельный размер совокупного дохода индивидуального предпринимателя, применяющего патент не должен превышать 60 млн. руб. в год, а при применении УСН аналогичный показатель составляет 150 млн.руб., а средняя численность наемных работников индивидуальных предпринимателей применяющих патент не должна превышать 15 человек, а при применении УСН ­– 100 человек. Таким образом, в Налоговом кодексе РФ предусмотрены ограничения, являющиеся сдерживающими факторами по применению индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения наряду с другими специальными налоговыми режимами.

Таблица 1

Сравнительная характеристика налогоплательщиков УСН, ЕНВД и патентной системы за 2016-2017 годы в Российской Федерации (тыс руб.)

Налогоплательщики всего,

в том числе:

организации

Индивидуальные предприниматели

2016

2017

2016

2017

2016

2017

УСН

2 874 817

3 056 467

1 451 787

1 472 070

1 423 030

1 584 397

Уд.вес,в %

100

100

50,5

48,2

49,5

51,8

ЕНВД

2 041 853

2 044 154

290 072

275 614

1 751 781

1 768 540

Уд.вес,в %

100

100

14,2

13,5

85,8

86,5

Патент

321606

383 256

-

-

321606

383 256

Итого:

5 238 276

5 483 877

1 741 859

1 747 684

3 496 417

3 736 193

Уд.вес,в %

100

100

33,3

31,9

66,7

68,1

Источник: отчетные данные ФНС России за 2017 г.

Не востребованность среди индивидуальных предпринимателей патентной системы налогообложения наряду с упрощенной системой налогообложения и единым налогом на вмененный доход свидетельствуют данные таблицы 1. Так, за 2017 год число индивидуальных предпринимателей применяющих патент в более чем в 4 раза меньше, чем упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход.

Таблица 2

Динамика налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в рамках применения патентной системы налогообложения в РФ за 2015-2017 годы

2015

2016

2017

Темп роста 2016/ 2015,

в %

Темп роста

2017/ 2016,

в %

сумма, млн.руб

сумма, млн.руб

сумма, млн.руб

Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ

13 720 353

14 386 060

17 197 016

105

120

Поступления по патенту в консолидированный бюджет РФ

5 285,2

7 558,9

11 193,6

143

148

Источник: отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг.

При этом отметим, что в 2017 году сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в консолидированный бюджет РФ относительно предыдущего года увеличилась на 48% и составила 11 193,6 млн. рублей. Для сравнения, рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2017 год составил 20% (таблица 2).

Анализируя, в каких отраслях экономической деятельности, применяется патентная система налогообложения отметим, что согласно отчетным данным налоговых органов за 2017 год наибольшая доля выданных патентов в России приходится на: розничную торговлю через стационарные торговые сети (44,2%), сдачу в аренду жилых и нежилых помещений (9,5%), ремонт жилья и других построек (5%), автотранспортные услуги по перевозке грузов (5,3%) (таблица 3).

Для патентной системы налогообложения характерно ограничение, в части применения ее в отношении определенного перечня услуг. При этом, субъектами РФ указанные в Налоговом кодексе РФ виды деятельности могут быть расширены только бытовыми услугами. В результате субъекты РФ лишены возможности оказывать поддержку приоритетным отраслям экономики. Предлагается предоставить право субъектам РФ расширять перечень видов деятельности по применению патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. Например, в части производства с применением инновационных технологий, оказания консультационных и финансовых услуг и т.д.

Таблица 3

Структура выданных патентов по видам экономической деятельности

в Российской Федерации в разрезе субъектов СКФО за 2017 год

РФ

СКФО

РД

число патентов

Уд. вес

число патентов

Уд. вес

число патентов

Уд. вес

Всего выданных патентов, в т.ч. по:

383 256

100

9 532

100

309

100

розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв.м.

138021

36,0

5131

53,8

50,0

16,2

сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности

36224

9,5

232

2,4

32

10,4

розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети

31262

8,2

1537

16,1

39

12,6

оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом

20232

5,3

171

1,8

31

10,0

ремонту жилья и других построек

19325

5,0

253

2,7

49

15,9

услугам по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ

16644

4,3

135

1,4

5

1,6

парикмахерским и косметическим услугам

13545

3,5

150

1,6

31

10,0

оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом

11807

3,1

182

1,9

9

2,9

услугам по обучения населения на курсах и по репетиторству

10950

2,9

126

1,3

6

1,9

техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования

10191

2,7

183

1,9

4

1,3

Источник: отчетные данные налоговых органов за 2017 год

Для более детального анализа практики применения патентной системы на региональном уровне, проведем исследование на примере Республики Дагестан.

В Республике Дагестан патентная система налогообложения применяется в соответствии с Законом Республики Дагестан от 29.11.2012 года № 79 «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан».

Анализ отчетных данных налоговых органов за 2015-2017 годы, свидетельствует об общей положительной динамики налоговых поступлений от организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе и по патентной системе налогообложения. Так, от налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в бюджеты муниципальных образований республики поступило за 2015 год – 3054 тыс. рублей, за 2016 год – 5629 тыс. рублей, за 2017 год – 8 664 тыс. рублей (таблица 4).

Таблица 4

Динамика налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в рамках применения патентной системы налогообложения в РФ в разрезе субъектов СКФО

за 2015-2017 годы (тыс руб.)

2015

2016

2017

сумма налога

сумма налога

сумма налога

на 1 жителя

руб/чел

Ранг по РФ/СКФО

РФ

5285177

7 558 864

11 193 613

76,6

-

СКФО

69 962

105 993

134 345

13,7

-

Республика Дагестан

3 054

5 629

8 664

2,8

82 / 5

Республика Ингушетия

30 964

33 439

37 370

77,8

10 / 1

Кабардино-Балкарская Республика

1 589

2 272

3 233

28,2

51 / 2

Карачаево-Черкесская Республика

1 033

705

343

3,7

81 / 4

Республика Северная Осетия-Алания

1 772

2 622

3 406

0,7

84 / 7

Чеченская Республика

1 196

1 674

2 349

4,8

80 / 3

Ставропольский край

30 371

59 652

78 980

1,7

83 / 6

Источник: отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг.

Однако, несмотря на положительную динамику налоговых поступлений от патента, налоговые поступления от патента в среднем на 1 жителя существенно ниже, чем в других субъектах СКФО. Так, сумма налоговых поступлений от патента на 1 жителя в среднем по РФ составляет 76, тыс.руб., в СКФО – 13,7 тыс.руб., а в Республике Дагестан всего 2,8 тыс.руб – то есть занимает последнее место по данному показателю среди субъектов СКФО и 82 место среди всех субъектов РФ.

Кроме того, отмечаем, что доля налоговых поступлений от патентной системы налогообложения в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составляет 0,7%, а в налоговых доходах консолидированного бюджета Республики Дагестан – всего 0,03 процента (таблица 4).

Таблица 5

Сравнительная характеристика налогоплательщиков УСН, ЕНВД и патентной системы в Республике Дагестан за 2016-2017 годы (тыс руб.)

Налогоплательщики всего,

в том числе:

организации

Индивидуальные предприниматели

2016

2017

2016

2017

2016

2017

УСН

11 167

11 353

5 240

5 208

5 927

6 145

Уд.вес, в %

100

100

46,9

45,9

53,1

54,1

ЕНВД

18 337

19 096

1 291

1 192

17 046

17 904

Уд.вес, в %

100

100

7,0

6,2

93,0

93,8

Патент

125

309

-

-

125

309

Итого:

29 629

30 758

6 531

6 400

23 098

24 358

Уд.вес, в %

100

100

22,0

20,8

78,0

79,2

Источник: отчетные данные УФНС России за 2017 г.

В части анализа структуры налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы отмечаем, что за 2017 год число налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, патент) относительно предыдущего года увеличилось на 3,8% и составило 30 758 ед, из которых число налогоплательщиков-организаций составило 6400 ед (21%), а налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей – 24358 ед (79%).

При этом, число индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы за 2017 год относительно предыдущего года увеличилось на 5,4% и составило 24 358 ед, из которых число плательщиков УСН составило 73,5%, ЕНВД –25,2%, патентной системы налогообложения –1,3% (Таблица 5).

В Республике Дагестан, несмотря на положительную динамику числа, выданных патентов в рамках применения патентной системы налогообложения развитие патентной системы происходит очень медленно относительно других республик СКФО. Так, для сравнения за 2017 год согласно отчетным данным налоговых органов по Российской Федерации выдано 383 256 патента, по СКФО было выдано 9 532 патента, в Ставропольском крае было выдано 4 527 патента, в Республике Ингушетия было выдано 3762 патента, а по Республике Дагестан число патентов составило лишь 309 (таблица 6).

Таблица 6

Динамика выданных патентов индивидуальным предпринимателям в рамках применения патентной системы налогообложения

в РФ в разрезе субъектов СКФО за 2015-2017 годы (ед.)

2015

2016

2017

РФ

182 198

321606

383 256

СКФО

3 527

6 594

9 532

Республика Дагестан

78

125

309

Республика Ингушетия

1 869

2 834

3 762

Кабардино-Балкарская Республика

88

152

199

Карачаево-Черкесская Республика

17

25

36

Республика Северная Осетия-Алания

83

199

180

Чеченская Республика

77

166

519

Ставропольский край

1 315

3 093

4 527

Источник: отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг

В 2017 году в Республике Дагестан на патентную систему налогообложения перешли 279 индивидуальных предпринимателей, которые купили 309 патентов (в 2016 году - 121 налогоплательщик и 125 патентов), из них наибольшее число патентов по таким видам предпринимательской деятельности как: розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети (50 ед), ремонт жилья и других построек (49 ед), розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (39 ед), сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (32 ед), парикмахерские и косметические услуги (31 ед), оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (31 ед) и т.д. (Таблица 3).

При этом отметим, что востребованность патентной системы налогообложения в Республике Дагестан отличии от среднего показателя по РФ существенно низкая среди таких видов экономической деятельности как: розничная торговля, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв.м., услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования и др. (Таблица 3).

В 2015 году в Республике Дагестан в целях повышения экономической активности субъектов предпринимательства, а также легализации предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без постановки на налоговый учет был принят Закон Республики Дагестан от 01.12.2015 года №108 об установлении нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и (или) патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научных сферах. Указанные «налоговые каникулы» будут действовать в течение двух налоговых периодов до 1 января 2021 года.

Однако, если за 2017 год в рамках налоговых каникул по Российской Федерации выдано более 17 444 патентов, по СКФО 116 патентов, а в Республике Дагестан – 0 (таблица 7).

Таблица 7

Динамика количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в том числе по нулевой налоговой ставке

в РФ в разрезе субъектов СКФО за 2015-2017 годы (ед.)

2015

2016

2017

число патентов

число патентов

число патентов

в том числе по 0 % ставке

РФ

182198

243671

287 766

16146

СКФО

3 527

4 916

6 632

109

Республика Дагестан

78

121

279

0

Республика Ингушетия

1 869

1 851

2 003

0

Кабардино-Балкарская Республика

88

133

167

4

Карачаево-Черкесская Республика

17

20

32

2

Республика Северная Осетия-Алания

83

157

140

0

Чеченская Республика

77

156

482

2

Ставропольский край

1 315

2 478

3 529

101

Источник : отчетные данные ФНС России за 2015-2017 гг.

Таким образом, изучив практику применения патентной системы налогообложения и объемов поступивших денежных средств за прошедшие периоды отметим, что патентная система налогообложения в Республике Дагестан широкое распространения не получила, ее роль в налоговых доходах бюджета Республики Дагестан незначительна (0,03% от налоговых доходов консолидированного бюджета РД), и необходимо дальнейшее ее совершенствование.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства, вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения и содействия выводу из «тени» граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, на взгляд автора, целесообразно снижение размера потенциально возможного дохода предпринимателя при применении патентной системы налогообложения. В частности, предлагается снизить размер потенциально возможного годового дохода для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без наемных работников, за исключением отдельных высокодоходных видов деятельности в Республике Дагестан, а также расширить перечень видов деятельности по применению патентной системы налогообложения, включив в него дополнительные виды бытовых услуг по ОКВЭД, установленных Правительством РФ.

Кроме того, автор полагает целесообразным разделение таких видов деятельности, подпадающих под патентную систему, как «сдача в аренду нежилого недвижимого имущества» и «сдача в аренду жилого недвижимого имущества», а также дифференциацию потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей нежилых помещений с учетом их назначения и вида использования объекта.

Точечное стимулирование микробизнеса – это задача, которую успешно можно решить с помощью ПСН, предоставив региональным властям широкие полномочия в данной области. Так, в целях прогнозирования роста налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей применяющих патент целесообразно предоставить право субъектам РФ зафиксировать на трех летний период значения коэффициента-дефлятора (согласно действующему законодательству он устанавливается ежегодно), что позволит налогоплательщику более эффективно планировать сумму налоговых платежей [18].

В целях объективного определения размера потенциально возможного годового дохода предпринимателя при его расчете автором предлагается субъектам РФ применять корректирующий коэффициент К2 (аналогично как при ЕНВД), который характеризует показатели влияющие на доходность предпринимателя, (сезонность, особенности места ведения деятельности, ассортимент продукции и т.д.).

Как отмечалось выше, главная причина низкой популярности патента заключается в отсутствии возможности уменьшения стоимости патента на сумму уплаченных страховых взносов, в отличие от плательщиков других специальных налоговых режимов.

Так, при применении упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов полностью (сумма страховых взносов для ИП без работников на 2019 год составляет 36238 руб), а если он имеет наемных работников – на сумму не более 50%. Таким образом, обязанность уплачивать страховые взносы существенно увеличивает нагрузку на индивидуальных предпринимателей. В связи с этим, на взгляд автора в целях соблюдения принципа равенства привлекательности всех специальных налоговых режимов целесообразно привести патентную систему налогообложения в соответствии с упрощенной системой налогообложения и единым налогом на вмененный доход, в части возмещения суммы уплаченных страховых взносов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ установлен размер совокупного дохода индивидуального предпринимателя, применяющего патент в сумме 60 млн. рублей, который одинаковый для всех регионов РФ, то есть не учитывается его дифференциация по социально-экономическому положению субъектов РФ. В связи с эти автором предлагается кратно связать указанный показатель дохода предпринимателя с размером средней заработной платы и МРОТ в регионе, что отражают экономическую ситуацию в регионе. Предлагаемый подход можно применить и для других режимов налогообложения.

Кроме того, в целях повышения уровня налогового администрирования налогов от субъектов малого и среднего бизнеса необходимо продолжить работу направленную повышение информированности и налоговой культуры налогоплательщика, повышение эффективности контрольной деятельности фискальных органов и усилению межведомственного взаимодействия фискальных и правоохранительных органов.

Таким образом, патентная система налогообложения является простой для индивидуальных предпринимателей, обладает большинством достоинств, но в тоже время и рядом недостатков, является сравнительно «молодой» системой налогообложения и нуждается в корректировке и совершенствовании. Государство должно создать благоприятные экономические условия для малого бизнеса – его выживания, способности расти и развиваться в современных условиях.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В последнее время государство уделяет особое внимание правовому регулированию деятельности индивидуальных предпринимателей. С точки зрения налогообложения это проявляется в реформировании действующего налогового законодательства, в том числе введении новых и усовершенствование уже действующих специальных налоговых режимов. В связи с этим, исследование практики применения патентной системы налогообложения, представляется весьма актуальным.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе налогового администрирования патентной системы налогообложения в Республике Дагестан.
Методология, использованная автором, основана на следующих методах научного познания: сравнение, статистический анализ, синтез теоретического и практического материала.
Научная новизна исследования заключается в статистическом исследовании показателей налогового администрирования патентной системы налогообложения.
Анализ библиографии позволяет сделать вывод о том, что автор в достаточном объеме изучил современные научные труды, а также действующие документы по исследуемой проблематике.
В качестве замечаний- рекомендаций хотелось бы отметить следующее.
Автор приводит статистические данные по количеству налогоплательщиков, поступлении налогов и сборов от них в бюджетную систему. Однако, на наш взгляд, выводы после таблиц можно считать недостаточными. Следует не только написать на сколько %/ тыс. рублей выросли/уменьшились значения, но и уточнить с чем это связано.
Выводы, к которым приходит автор, требуют уточнений. В частности: 1. «целесообразно снижение размера потенциально возможного дохода» – для того, чтобы считать предложение обоснованным, необходимо рассчитать эффективность такого снижения на конкретном примере. 2. С чем связана необходимость разделения трех указанным автором видов деятельности? 3. Автором предлагается кратно связать показатель дохода предпринимателя с размером средней заработной платы и МРОТ в регионе. Следует уточнить, каким образом будет осуществляться такая взаимосвязь.
Представленный материал может открыть новые перспективы для дальнейших исследований. Он будет интересен тем, кто занимается проблемами налогового администрирования специальных налоговых режимов. Статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и может быть рекомендована к публикации после доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.