Статья 'Особенности и перспективы развития рынка автострахования в России' - журнал 'Транспортный вестник' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Транспортный вестник
Правильная ссылка на статью:

Особенности и перспективы развития рынка автострахования в России

Буркальцева Диана Дмитриевна

доктор экономических наук

доцент, профессор, кафедра финансов предприятий и страхования, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

298109, Россия, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Челнокова, 62, оф. Б

Burkaltseva Diana Dmitrievna

Doctor of Economics

Professor, the department of Finances of Enterprises and Insurance, Institute of Economics and Administration, Branch of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University

298109, Russia, the Republic of Crimea, Feodosia, Chelnokova Street 62, office B

di_a@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Костень Дмитрий Геннадьевич

основатель компании "3D Business Solutions"

11375, США, г. Нью Йорк, ул. Greenway Terrace, Forest, 10

Kosten Dmitri

Founder of the company, 3D Business Solutions

11375, USA, New York, Greenway Terrace Street, Forest 10

dkosten@me.com
Ковалёва Ирина Николаевна

доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук

профессор, кафедра системного анализа и информатизации, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4

Kovalyova Irina Nikolaevna

Professor, the department of Systemic Analysis and Informatization, Branch of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University

295007, Russia, the Republic of Crimea, Simferopol, Prospekt Vernadskogo 4

kovaleva.irina69@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Борщ Людмила Михайловна

доктор экономических наук

профессор, кафедра финансов предприятий и страхования, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4

Borsch Lyudmila

Doctor of Economics

Professor, the department of Corporate Finances and Insurance, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky

295007, Russia, the Republic of Crimea, Simferopol, Prospekt Vernadskogo 4

l-borsh49@mail.ru
Блажевич Олег Георгиевич

кандидат экономических наук

старший преподаватель, кафедра финансов предприятий и страхования, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4

Blazhevich Oleg

PhD in Economics

Senior Educator, the department of Corporate Finances and Insurance, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky

295007, Russia, the Republic of Crimea, Simferopol, Prospekt Vernadskogo 4
, 4

blolge@rambler.ru

DOI:

10.7256/2453-8906.2017.1.20134

Дата направления статьи в редакцию:

17-08-2016


Дата публикации:

12-02-2017


Аннотация: Предмет, цель работы: В странах с развитой экономикой успешно разработан и реализуется процесс возмещения экономического ущерба лицам, пострадавшим в результате использования своих автомобилей или от его угона – автострахование. Данный вид транспортного страхования возмещает различные убытки не только участникам автотранспортного движения, но и третьим лицам, которые случайно становятся жертвами дорожно-транспортного происшествия. Учитывая текущее состояние и перспективы развития автотранспортного парка в России, можно предположить, что в ближайшие годы автострахование станет ведущей отраслью национального рынка страхования. В связи с этим потребуется своевременное решение имеющихся в этой области проблем как институционального, организационно- правового, так и социально-экономического характера. Предметом исследования являются особенности тенденций в автостраховании. Целью статьи является изучение особенностей и перспектив развития рынка автострахования в России на современном этапе. Метод проведения работы: анализ позволил раскрыть сущность изучаемого рынка автострахования; метод дедукции использован при изучении общих вопросов автострахования; методом обобщения делался вывод об общих свойствах рынка автострахования, результатов и перспектив его деятельности. Результаты работы: Выявлены основные тенденции автострахования в Российской Федерации. Показано число происшествий, погибших и раненых на автотранспорте. Определены особенности автострахования в России на примере ОСАГО, КАСКО. Выделены проблемы и пути решения автострахования в России. Область применения результатов; новизна: С учетом выявленных основных тенденций, особенностей и проблем автострахования в Российской Федерации предложена разработка стратегии институционализации безопасности системы социально-экономических отношений. Выводы: Автострахование самый распространенный вид страхования, при этом демпинг, завышение комиссионных, недобросовестное поведение отдельных игроков и неудовлетворенность клиентов качеством выплат, заставляют быть крайне осторожными в прогнозах его будущего развития. Рынок автострахования в России представлен большим количеством страховщиков. Поэтому основной задачей автовладельцев является правильный выбор страховой компании. Выписаны этапы концепции стратегии институционализации безопасности системы социально-экономических отношений: крипто-алгоритмы и инфраструктура; организация бизнес моделей на базе новых одноранговых отношений и тюринговых технологий; развитие практических решений под бизнес модели нового поколения. Дальнейшие исследования необходимо направить превентивные условия и институциональный подход в борьбе с недобросовестными клиентами.


Ключевые слова:

автострахование, дорожно-транспортное происшествие, институционализация, экономическая безопасность, страховой фонд, блокчейн, одноранговые отношения, тюринговые технологии, стратегия, страховые услуги

УДК:

368.01

Abstract: The economically developed countries successfully realize vehicle insurance – the process of financial compensation for damage to the individuals suffered as a result the use of their vehicle or its theft. Such type of insurance compensates for various damages not only to the participants of motor vehicle traffic, but also to the third parties who accidently become the victims of the road traffic accidents. Considering the currents status and development prospects of the motor vehicle pool in Russia, it can be suggested that in near future, car insurance will become a leading branch of the national insurance market. Due to this fact, the timely solution for the existing in this sphere issues of institutional, organizational-legal, and socioeconomic character will be required. The subject of this research is the peculiarities of trends in car insurance. The goal is the examination of these peculiarities alongside the prospects of development of the car insurance market in Russia at the present stage. The author determines the main trends in car insurance in the Russian Federation, as well as demonstrates the number of accidents and their victims. The specificities of car insurance in Russia are being revealed on the example of OSAGO and KASKO. Taking into account the main trends and issues in car insurance in the Russian Federation, the author proposes the development of strategy aimed at institutionalization of the system of socioeconomic relations. The stages of the concept of strategy on institutionalization of safety of the system of socioeconomic relations consist in the following: cryptographic algorithms and infrastructure; organization of business models based on the new peer relations and touring technologies; development of practical solutions for the new generation business models. The car insurance market in Russia is represented by multiple companies, thus the main goal of car owners is to make the right choice of their insurance provider.


Keywords:

car insurance, car accident, institutionalization, economic security, insurance fund, blockchain, peer relationships, computing technologies, strategy, insurance services

1. Основные тенденции автострахования в Российской Федерации

В современных условиях развития общества России страхование является индикатором экономического и социального его благополучия. Рынок страховых услуг является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. И по своим функциям ранок страховых услуг тесно связан с рынками производства, потребительских товаров, труда и рабочей силы, рынком капитала и ценных бумаг[1].

Автострахование в странах с развитой экономикой – это процесс возмещения экономического ущерба лицам, пострадавшим в результате использования своих автомобилей или от его угона. Автострахование возмещает убытки участникам автотранспортного движения, третьим лицам, которые случайно становятся жертвами дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП)[1].

Деятельность любого субъекта хозяйственной деятельности, подвержена действию внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных, которые могут привести к значительным убыткам этого субъекта. Поэтому главной целью услуги автострахования является возмещение в связи с наступлением страхового случая.

В России пропорционально увеличивает количество аварий на дорогах количество автомобилей. И своевременно оформленное автострахование транспортного средства в случае аварии может оказать незаменимую помощь водителям. Автострахование поможет избежать значительных финансовых потерь, чтобы получить страховые выплаты, требуемые законодательством.

Автострахование – это отдельный процесс, который является обязательным в процессе приобретения транспортного средства. Не каждый водитель хочет застраховать свой автомобиль, так как это влечет за собой определенные затраты[2].

КАСКО и ОСАГО самые популярные виды автострахования. Каждый из видов страхования, активно используются многими автомобилистами и в то же время, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки[3].

В настоящее время ОСАГО, его преимущества оценили большинство владельцев автомобилей, учитывая, что полис дает гарантию, что в случае любого ущерба жизни, здоровью или имуществу, он будет возмещен точно. Для оформления автополиса ОСАГО, необходимо предоставить паспорт владельца, водительское удостоверение, ПТС.

Даже если произойдет несчастный случай, и человек является его виновником, полис ОСАГО позволяет быстро выплатить компенсацию потерпевшей стороне[3].

Имеется возможность оформления полиса ОСАГО через Интернет, что очевидно является его преимуществом, экономя время.

Количество договоров, формализованных таким образом, во много раз превышает количество полисов, оформленных в оффлайне[3].

Основные критерии, по которым определяется окончательная цена страховки (рисунок 1):

1) риски, которые подлежат страхованию;

2) размер франшизы и цели, с которыми используется конкретное транспортное средство;

3) возраст владельца автомобиля, опыт вождения, место регистрации автомобиля и конкретно срок, на который оформляется страховка ОСАГО.

_1_04

Рис. 1. Основные критерии, по которым определяется цена страховки ОСАГО

Источник: составлено авторами по [3]

ОСАГО преимущественно выступает одним важным документом для ответственного владельца транспортного средства. И бесспорно, лучше иметь полис ОСАГО, который при необходимости защитит от всякого рода неприятностей всех участников дорожного движения в случае ДТП.

В таблице 1 выделены преимущества и недостатки ОСАГО, КАСКО.

Можно выделить преимущества ОСАГО: страховые полисы предоставляют компенсацию за ущерб, причиненный участникам дорожно-транспортного происшествия, случившегося по вашей вине (сумма выплат составляет 400000 рублей); неограниченное количество страховых случаев.

Расчет стоимости ОСАГО производит отдельно каждая страховая компания, она не фиксирована и зависит от таких факторов: мощность двигателя транспортного средства; область, в которой зарегистрировано транспортное средство; стаж и возраст водителей, которые имеют право на использование автомобиля (рисунок 2).

Страховщики имеют свои сайты, где специальный калькулятор может произвести приблизительный расчет стоимости полиса ОСАГО для каждого конкретного случая.

Скидка на ОСАГО составляет 5% за каждый год безубыточной езды. То есть, если в течение двух лет владелец автомобиля никогда не был участником аварии, в третьем году скидка на ОСАГО составит 10%[4].

Таблица 1

Преимущества и недостатки видов автострахования ОСАГО, КАСКО

Вид автострахования

Преимущества

Недостатки

ОСАГО

-низкая стоимость;

-доступно для автовладельцев любой категории транспортных средств и разных территорий;

-фиксированные тарифные ставки;

-возмещение ущерба за виновника ДТП;

-возможность заключить дополнительное страхование здоровья и жизни пассажиров и владельца авто;

-подсчет компенсационной выплаты производит калькулятор ОСАГО

-не включает возмещение ущерба при случаях: стихийных бедствий, краж, случайной порчи транспортного имущества;

-отсутствует выплата виновнику;

-выплата компенсации ограничена.

КАСКО

-возмещение ущерба в полном объеме (соответственно стоимости нового транспортного средства);

-ущерб возмещается независимо от виновности участников ДТП;

-включает в себя всевозможные риски.

-при наличии страховки КАСКО возможно заключать с банками договоры автокредитования;

-возможность самостоятельно подсчитать размер компенсационной выплаты с помощью онлайн-калькулятора КАСКО

-стоимость высока – полис доступен владельцам солидных транспортных средств, когда цена страховки оправдывает затраты на ремонт;

-не подлежат страхованию отечественные транспортные средства при сроке эксплуатации выше 5 лет и иностранные транспортные средства при сроке эксплуатации выше 7 лет.

Источник: составлено авторами по материалам [5]

_2_03

Рис. 2. Факторы, влияющие на расчет стоимости ОСАГО

Источник: составлено авторами по [4]

На территории Российской Федерации, предполагается административное наказание, если движение транспортного средства осуществляется без полиса ОСАГО.

Недостатки ОСАГО заключаются в том, что полис не включает возмещение ущерба при стихийных бедствий, кражах, случайной порчи транспортного имущества; выплата компенсации ограничена; отсутствует выплата виновнику.

В дополнение к ОСАГО, большинство страховых компаний предлагают добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО). Выплаты по ДСАГО производятся только в случае отказа страховых выплат по обязательному страхованию компенсации за ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также на случай наступления ответственности, не имеющий отношения к страховому риску в соответствии с договором обязательного страхования[6].

КАСКО среди владельцев транспортных средств становится более популярными. Полис КАСКО гарантирует компенсацию в случае наступления страхового случая. В этом случае выплата страховки может происходить как в денежном выражении, так и в проведении своевременного ремонта[6].

Преимуществом КАСКО является получение компенсации в случае повреждения автомобиля в результате аварии, ущерба, причиненного в результате стихийных бедствий, в случае угона или кражи транспортного средства.

Существует такие виды КАСКО: полное, частичное (рисунок 3). Частичное КАСКО не включает в себя страхование от угона или кражи. Полное КАСКО предоставляет полный спектр страховых услуг. Полное КАСКО предпочтительнее, так как каждый владелец транспортного средства может пострадать от возникновения различных страховых случаев.

_3_03

Рис. 3. Виды страховых услуг КАСКО

Источник: составлено авторами по [6]

Недостатком КАСКО является:

– не регулируемость со стороны государства, когда страховая компания имеет право предоставлять свои условия заключения страховых договоров свои тарифные расценки.

Ответственность за полис КАСКО не страхуется, однако, покрыты огромным количеством рисков, связанных с повреждением вашего ТС[6].

– стоимость КАСКО будет изменяться между различными страховыми компаниями и в различных регионах России;

– невозможность застраховать иностранное транспортное средство старше 7 лет, либо автомобиль отечественного производства старше 5 лет;

– высокая стоимость.

Однако в случае грамотного подхода в выборе страховой кампании, программ страхования, перечню требований, предъявляемых к страховой компании, возможно минимизировать недостатки полиса КАСКО.

В современной России мошенничество является проблемой в автостраховании транспортных средств.

За время существования государственной системы страхования случаи мошенничества были относительно редки. Это связано с наличием монопольного страховщика, ограниченным спектром предлагаемых полисов, наличие стандартных условий страхования, строгой системы управления, наличие достаточного количества квалифицированного персонала[7].

Образование большого числа страховщиков предлагают различные виды страховых услуг, а также сопровождается появлением мошенничества.

Со стороны страхователей это выражается в искажении информации о страховых случаях, а также в предоставлении фиктивных документов, полученных в характеристике рисков.

Рост интенсивного дорожного движения, который сопровождается количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и самих транспортных средств. Владение автотранспортным средством, его эксплуатация связаны с большими рисками, чем владение имуществом другого рода.

Рынок автострахования в России представлен большим количеством страховщиков. Поэтому основной задачей автовладельцев является правильный выбор страховой компании.

2. Особенности автострахования в России на примере ОСАГО, КАСКО

КАСКО – это страхование только транспортного средства и не включает в себя страхование гражданской ответственности, страхование от несчастных случаев водителя или пассажиров. На стоимости данного вида страхования влияет множество факторов, как, например, марка и год выпуска автомобиля, его охранные устройства[8].

В 2016 году продолжится сокращение объемов рынка страхования автокаско за счет падения продаж автомобилей и отказа части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене. При этом эффект от повышения тарифов не сможет перекрыть эффект от сокращения спроса. Сопутствующий рост убыточности будет оказывать негативное давление на уровни рейтингов страховых компаний[9].

По данным таблицы 2 был построен график аварийности на автомобильном транспорте за I квартал 2015 и 2016 гг.

Таблица 2

Аварийность на автомобильном транспорте

Число происшествий, единиц

Число погибших,
человек

Число раненых,
человек

I квартал 2016г.


I квартал 2015г.

I квартал 2016г.


I квартал 2015г.

I квартал 2016г.


I квартал 2015г.

На автомобильных дорогах и улицах

132

163

23

41

163

189

в том числе с участием детей в возрасте до 16 лет

10

11

0

3

11

8

Источник: [10]

На рисунке 4 представлено количество происшествий, погибших и раненных на транспорте.

_4_03

Рис. 4. Число происшествий, погибших и раненых на автотранспорте

Источник: составлено авторами по [10]

В I квартале 2016 года на автомобильных дорогах зарегистрировано 132 ДТП, в том числе с участием детей – 10 (7,6% от общего числа), в которых пострадало 163 человека, в том числе 11 детей (6,75%). По сравнению с I кварталом 2015г. количество случаев ДТП уменьшилось на 19%, численность раненых и погибших сократилась на 13,76 % и на 43,9% соответственно.

Факторы стоимости договора КАСКО:

1) Возраст водителя. Стандартным является возраст от 21 до 65 лет. Если водитель не подпадает под эти условия, стоимость КАСКО будет увеличена;

2) Водительский стаж. Данный фактор наоборот будет понижающим — чем больше стаж водителя, тем меньше стоит страховка;

3) Срок эксплуатации и год выпуска авто. Чем старше авто, тем больше цена договора. На практике страховые компании практически не заключают договор, если авто выпущено более 10 лет назад. И, наоборот, стоимость КАСКО на новый автомобиль будет минимизирована;

4) Технические характеристики авто — класс, марка, модель. Всё это влияет на стоимость запчастей и соответственно коррелирует стоимость страховки. Также данный фактор учитывается в таком ключе — какие модели более популярны у автогонщиков, что также складывается в стоимости договора;

5) Сигнализация (противоугонная система) — понижающим фактором будет не только наличие таковой системы, но и её технологичность;

6) Франшиза — определённая сумма, которая выплачивается не страховой компанией, а владельцем авто (чаще всего это определённый процент). Наличие пункта про франшизу обычно значительно снижает цену страховки;

7) Дополнительные факторы — не обязательные факторы, однако их наличие или отсутствие в некоторых случаях может повлиять на стоимость договора[11]:

– охраняемая стоянка либо личный гараж;

– каким образом был приобретён автомобиль — наличными либо в кредит;

– был ли водитель прежде клиентом других страховых компаний. Обычно наличие такого фактора может снизить стоимость договора до 30 процентов.

Принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», введение ОСАГО в России является логичным следствием и необходимым инструментом проводимых в нашей стране рыночных реформ, конечная цель которых в построении приближенных к общемировым стандартам цивилизованных отношений между обществом, государством и его гражданами. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – это цивилизованный способ защиты интересов участников дорожного движения во всем мире и одна из важнейших составляющих вступления России в Европейское сообщество[12].

В 2016 году в условиях стабилизации экономической ситуации, с учетом возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет (значение показателя будет равно 102%). Кроме того, повышение лимитов по ОСАГО окажет негативное влияние на темпы прироста ДСАГО и страхование автокаско[13].

«Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов. Корректировка условий обязательного страхования должна происходить своевременно и не зависеть от политической конъюнктуры. Необходимость повышения тарифов и уровень их повышения зависит от следующих факторов:

– изменение средней стоимости запчастей, материалов и ремонта в справочнике;

– изменение судебной практики (развитие ситуации с переуступкой пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юристам);

– изменение реальной убыточности ОСАГО за счет изменения других ключевых параметров рынка[13].

Для повышения эффективности рынка ОСАГО необходимо установить специальные и формализованные требования к компаниям, занимающимся этим социально значимым видом страхования. Для допуска компаний на рынок ОСАГО должны предъявляться повышенные требования к надежности и финансовой устойчивости, в том числе к минимальному уровню рейтинга[13].

За счет исчерпания эффекта от повышения тарифов в 2016 г. произойдет резкое замедление темпов прироста взносов по ОСАГО.

На всей территории России установлена единая стоимость страхования в рамках международной системы страхования «Зеленая карта».

«Международный вариант ОСАГО — «Зелёная карта» (GreenCard):

– оформляется в обязательном порядке при выезде за границу;

– страхует риск гражданской ответственности водителя по обязательствам, которые могут возникнуть вследствие причинения вреда при управлении машиной на территории иностранного государства;

– страховщик должен быть членом Российского страхового бюро (структура, входящая в состав Российского союза автостраховщиков);

– лимит страхового покрытия довольно высокий»[14].

Тарифы утверждаются Российским бюро «Зеленая карта» и согласовываются с Министерством финансов России.

Стоимость полиса «Зеленая карта» зависит от трех параметров (рисунок 5):

– срока действия полиса (от 15 дней до 12 месяцев);

– типа транспортного средства (7 типов);

– территории страхового покрытия (использования ТС) (два варианта: «Украина, Республика Беларусь и Республика Молдова» или «Все страны»[15].

_5_03

Рис. 5. Основные параметры стоимости полиса «Зеленая карта»

Источник: составлено авторами по [15]

В таблице 3 показана стоимость полисов «Все страны системы « Зеленая карта».

Таблица 3

Цены для территории действия «Все страны системы «Зеленая карта», руб.

Тип транспортного средства

Срок страхования, месяцев

15 дней

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Легковые автомобили

2450

4670

8670

12230

15120

16460

17790

18680

19570

20460

21130

21570

22 240

Прицепы к легковым автомобилям

730

1400

2590

3660

4520

4 920

5320

5590

5850

6120

6320

6450

6 650

Грузовые автомобили, тягачи

4 080

7790

14480

20410

25240

27470

29690

31180

32660

34150

35260

36000

37120

Прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям и тягачам

820

1560

2900

4090

5060

5500

5950

6250

6550

6840

7070

7220

7 440

Автобусы

7 000

12560

20850

29130

37420

45700

53980

62260

70550

78830

87120

95400

103680

Мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски и мопеды

1 220

2340

4340

6 120

7 560

8 230

8 900

9 340

9 790

10230

10570

10790

11 120

Сельскохозяйственная и строительная техника

1 490

2850

5290

7470

9230

10050

10860

11400

11950

12490

12900

13170

13580

Источник: составлено авторами по материалам [15]

До вступления России в международную систему «Зеленая карта» стоимость полиса зависела от того, из какой страны иностранный страховщик продавал ее на российском рынке – цена определялась по тарифам, утвержденным в стране-эмитенте конкретного полиса [15].

Каждая страна, входящая в международную систему «Зеленая карта», сама устанавливает тарифы и цены на «Зеленую карту» для своих граждан.

Таблица 4

Факторный анализ убыточности по ОСАГО, млрд. руб.

Фактор

2015 год

2016 год

Выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью, млрд. рублей

12

18

Выплаты по риску причинения вреда имуществу, млрд. рублей

181

217

Прогноз совокупных выплат, млрд. рублей

193

235

Прогноз совокупных взносов, млрд. рублей

261

315

Прогноз коэффициента выплат, %

74

75

Прогноз скорректированного комбинированного коэффициента убыточности-нетто, %

101

102

Источник: составлено авторами по материалам [16]

В результате, уровень выплат в ОСАГО в 2015 году составил 74%, в 2016 году составит – 75%. Реальная убыточность страховщиков, принимая во внимание затраты на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составило 101%, в 2016 году значение показателя будет равно 102%. С учетом повышения тарифов по ОСАГО в 2015 году ситуация стабилизируется, убытки страховщиков от операций по ОСАГО будут минимальны [16].

В 2016 году с точки зрения стабилизации экономической ситуации в отношении возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей (при расчете показателя учтено повышение средней стоимости в 2015 году на 5%), материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет, страховые компании начнут получать убытки по ОСАГО. В случае реализации негативного прогноза, со значительным снижением продаж автомобилей, реальная убыточность по ОСАГО будет расти еще сильнее – на рынке вновь начнется кризис [16].

Увеличивается риск перераспределение долей рынка ОСАГО в связи с появлением сайтов – агрегаторов (сайтов, специализирующихся на собирании и сортировке информации, связанной с конкретными предложениями (каких-либо товаров, услуг)) от крупных и надежных компаний к страховщикам, чья финансовая устойчивость находится на низком уровне. Через Интернет доступность полисов этих компаний повысится.

В то же время обращение к клиентам будет высоким за счет предложения такими компаниями минимальных тарифов. С учетом обязательности прямого урегулирования убытков, при наступлении страхового случая, страхователи, которые при покупке полиса не обращали внимания на их финансовую устойчивость страховщика, а сосредотачивались лишь на минимальную цену, могут столкнуться с трудностями в получении выплат[16].

3. Проблемы автострахования в России

Одной из главных проблем которую можно затронуть, это проблема мошенничества в автостраховании, которая является наиболее обсуждаемой и важной на страховом рынке. От 15 до 20% всех страховых выплат уходит мошенникам по данным страховых компаний.

Главное в этой проблеме – это снижение доверия и растущее недовольство потребителей страховых услуг, на которых ложится бремя повышения тарифов, более интенсивного и длительного рассмотрения страховыми компаниями страховых случаев [17].

В первые годы после введения системы ОСАГО основными случаями мошенничества являлись (рисунок 6):

– приписки ущерба при ДТП;

– страхование транспортных средств с уже имеющимся ущербом;

– сокрытие водителя, находящегося в момент ДТП в алкогольном или наркотическом опьянении [17].

_6_04

Рис. 6. Основные случаи мошенничества страхования услуг ОСАГО

Источник: составлено авторами по [17]

Перечислим схемы мошенничества: страхование «задним числом»; инсценировка ДТП, когда имеют место мошенничества с «подменой» водителей и с деталями; объявления «Автомобиль под ОСАГО», когда за определенную плату готовы предоставить автомобиль, чтобы организовать «аварию»; махинации с документами и бланками полисов.

На рисунке 7 представлены самые распространенные способы мошенничества в ОСАГО: использование похищенных бланков полисов; намеренная порча бланков и их списание – «полис напрокат»; занижение агентом суммы премии по полисам (по сговору со страхователем); применение поддельных бланков и печатей, фальсификация результатов технической экспертизы после ДТП; оформление полиса задним числом»[17].

_7_03

Рис. 7. Распространенные способы мошенничества в страховании услуг ОСАГО

Источник: составлено авторами по [17]

Источником поддельных полисов являются недобросовестные компании, ушедшие с рынка, такие как: «Свод», «ЛК-сити», «Гранит», «Конда», «Доверие» и другие. За каждой из этих компаний числятся тысячи чистых бланков полисов, которые они должны были сдать в РСА (как положено по закону в случае отзыва лицензии), но не сделали этого.

4. Перспективы в автостраховании

На основании предыдущих исследований [1,2,18-25] дальнейшие исследования необходимо направить на институционализацию безопасности системы социально-экономических отношений в транспортном страховании, с учетом динамики дорожных происшествий, их причин, правонарушений со стороны страховых кампаний, дилеров, страхователей; апробировать принцип использования технологий блокчейн.

Здесь все глубже. Большая идея это имплементация системы умных контрактов для отдельно взятой индустрии, например, автострахования, или группы индустрий. Здесь необходимо формировать консорциум(ы), для определения межиндустриальной стандартизации, взаимного использования технологий и т.д. Первоначальные исследования должны отразить данный концепт и выступить в качестве основы для дальнейшей деятельности. Безусловно, стоит начать со страховой индустрии т.к. там самые сложные процессы обслуживания контракта, а потом те же наработки легко перекладывать в другие области, например, регистрация недвижимости (Росреестр).

В техническом плане Д.Костень [25] предлагает делать это в три этапа.

Первый этап – это крипто-алгоритмы и инфраструктура на чем все держится. Задача большая, нетривиальная. Этим должны заниматься Московский физико-технический институт [26], Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук [27], Институты Стандартизации, Структуры безопасности, федеральные вузы с госзаданиями [28] и т.д.

Второй этап – это организация бизнес моделей на базе новых одноранговых отношений и тюринговых технологий. Задача также не тривиальная. Этим этапом необходимо заниматься в партнерстве с зарубежными игроками, такими как IBM, возможно McKinsey & Company 2[9], и другие в партнерстве с Институтом философии Российской академии наук [30] (кафедра по улучшению эффективности производства) и другие.

Третий этап – развитие практических решений под бизнес модели нового поколения. Третий этап должен работать напрямую со вторым этапом, т.е. организация бизнес моделей. Здесь и частично во втором этапе авторы видят применение своих сил. Сюда же возможно привлечь к сотрудничеству IBM, и других зарубежных партнеров. У IBM есть теоретическая framework – IAA (Insurance Application Architecture) [31], которая теоретически расписывает концепции моделирования продуктов и бизнес процессов под финансовую индустрию.

То есть это все видение большой стратегии институционализации экономической безопасности системы социально-экономических отношений.

Выводы.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, вследствие чего эксплуатация на территории РФ транспортных средств, хозяин которых не застраховали риск своей гражданской ответственности, не возможно.

Автострахование весьма важный вид страхования, требующий значительных усилий со стороны страховщиков, связанных, как с оказанием услуг по страхованию автомобилей, так и с урегулированием убытков.

С каждым годом все больше людей понимают преимущество страхования. Следовательно, чем больше людей будет страховать автотранспорт, тем больше будет конкуренция между страховыми компаниями, тем выше будет качество предоставляемого сервиза.

Автострахование самый распространенный вид страхования, при этом демпинг, завышение комиссионных, недобросовестное поведение отдельных игроков и неудовлетворенность клиентов качеством выплат, заставляют быть крайне осторожными в прогнозах его будущего развития.

Рынок автострахования в России представлен большим количеством страховщиков. Поэтому основной задачей автовладельцев является правильный выбор страховой компании.

Выписаны этапы концепции стратегии институционализации экономической безопасности системы социально-экономических отношений: крипто-алгоритмы и инфраструктура; организация бизнес моделей на базе новых одноранговых отношений и тюринговых технологий; развитие практических решений под бизнес модели нового поколения.

Дальнейшие исследования необходимо направить превентивные условия и институциональный подход в борьбе с недобросовестными клиентами.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.