Статья 'Правовое регулирование оленеводства' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

Правовое регулирование оленеводства

Куделькин Николай Сергеевич

кандидат юридических наук

ведущий научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Kudelkin Nikolai

PhD in Law

Leading Scientific Associate, Department of Environmental, Land and Agrarian Law, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

119019, Russia, Moscow, Znamenka str., 10

nkkix@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-8809.2022.1.38547

EDN:

WNPWLP

Дата направления статьи в редакцию:

01-08-2022


Дата публикации:

25-08-2022


Аннотация: Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления оленеводства. Целью работы является формулирование на основе анализа федерального и регионального законодательства, документов стратегического планирования, а также информации и данных, касающихся оленеводства, осуществляемого на территории России, выводов и предложений по совершенствованию правового регулирования в данной сфере. В процессе работы использовались общенаучные, частные и специальные методы. В том числе: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, формально-юридический и другие методы. Об актуальности темы исследования говорит то, что в России оленеводство относится к одному из наиболее распространенных видов традиционной хозяйственной деятельности.   Его значение высоко не только для северных регионов, но и для всей России, оленеводство по праву относят к одному из резервов укрепления продовольственной безопасности страны. Кроме этого, поддержка традиционной хозяйственной деятельности, к которой относится и оленеводство, способствует сохранению материальной и духовной культуры коренных народов. Данные факты говорят об актуальности вопросов, связанных с правовым регулированием оленеводства. В работе делается ряд выводов, касающихся развития законодательства в данной сфере, так, в качестве одной из мер, направленных на поддержку оленеводства, предлагается на законодательном уровне установить приоритет осуществления традиционного природопользования перед другими видами хозяйственной деятельности.


Ключевые слова:

оленеводство, традиционная хозяйственная деятельность, коренные малочисленные народы, Арктика, государственная поддержка, конфликт интересов, продовольственная безопасность, животноводство, охрана окружающей среды, промышленное освоение

Abstract: The subject of the work is the legal norms regulating social relations arising in the process of reindeer husbandry. The purpose of the work is to formulate conclusions and proposals for improving legal regulation in this area based on the analysis of federal and regional legislation, strategic planning documents, as well as information and data related to reindeer husbandry carried out in Russia. In the process of work, general scientific, private and special methods were used. Including: analysis, synthesis, analogy, deduction, induction, formal legal and other methods. The relevance of the research topic is indicated by the fact that in Russia reindeer husbandry belongs to one of the most common types of traditional economic activity. Its importance is high not only for the northern regions, but also for the whole of Russia, reindeer husbandry is rightfully attributed to one of the reserves for strengthening the country's food security. In addition, the support of traditional economic activities, which includes reindeer husbandry, contributes to the preservation of the material and spiritual culture of indigenous peoples. These facts indicate the relevance of issues related to the legal regulation of reindeer husbandry. The paper draws a number of conclusions concerning the development of legislation in this area, so, as one of the measures aimed at supporting reindeer husbandry, it is proposed at the legislative level to prioritize the implementation of traditional nature management over other types of economic activity.


Keywords:

reindeer husbandry, traditional economic activity, indigenous peoples, Arctic, state support, conflict of interest, food security, animal husbandry, environmental protection, industrial development

В соответствии с Конституцией РФ в России гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. При этом государство берет на себя обязанность по защите культурной самобытности всех народов и этнических общностей, проживающих на ее территории (ч. 1, 2 ст. 69).

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208) к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таким образом, законодателям установлен ряд критериев, которые должны быть соблюдены для того, чтобы народ можно было отнести коренным малочисленным. Среди этих критериев присутствует и необходимость осуществления традиционной хозяйственной деятельности, к которой в полной мере относится и оленеводство. Так, согласно п. 1 Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р (СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493), к такой деятельности относится животноводство в том числе и кочевое оленеводство, а также переработка продукции животноводства (п. 2). Таким образом, сохранение и поддержка оленеводства будут способствовать поддержанию самобытной культуры многих коренных народов.

Как отмечается в научной литературе, поддержка традиционной хозяйственной деятельности способствует сохранению материальной и духовной культуры коренных народов, поскольку сохранение этнической одежды, предметов обихода, фольклора и даже языка во многом поддерживается ведением традиционной хозяйственной деятельности [1, с. 26].

В России оленеводство относится к одному из наиболее распространенных видов традиционной хозяйственной деятельности. Наша страна обладает одним из самых больших в мире поголовий северного оленя – приблизительно 1,9 млн голов [2, c. 45].

Например, в Республике Саха (Якутия) оленеводство наряду со скотоводством и табунным коневодством относятся к основным отраслям сельского хозяйства региона [3, с. 107]. В литературе отмечается, что оленеводство во многом определяет экономику хозяйств коренных народов, наиболее ярко это проявляется в арктических районах Якутии. Данный вид деятельности является основным поставщиком мясной продукции, кроме этого, олени используются в качестве транспортного средства. Однако несмотря на высокое значение оленеводства для населения, состояние данной отрасли хозяйства в Республике Саха оценивается как тревожное. Наблюдается уменьшение поголовья оленей приблизительно на 3,7% в год [3, с. 109].

Значение северного оленеводства чрезвычайно высоко не только для северных регионов, но и для всей России, его относят к одному из резервов укрепления продовольственной безопасности страны. При этом оленеводство полностью базируется на природной кормовой базе – оленьих пастбищах [4, с. 143]. Данный факт говорит, с одной стороны, о полной зависимости данного вида деятельности от состояния окружающей среды, с другой – о том, что оленеводство само способно оказать серьезное негативное воздействие на природу. Например, на Ямале неконтролируемое оленеводство привело практически к полному исчезновению лишайниковых пастбищ, вызвало снижение фитомассы и численности диких животных, запустило процессы опустынивания территорий. Кроме того, как отмечается в литературе, при увеличении давления, вызываемого оленеводством, на экосистему в ней начинают действовать механизмы, направленные на сокращение поголовья оленей, например, вспышки инфекционных заболеваний (эпизоотии). Так, в 2016 г. в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа произошла вспышка сибирской язвы, которую связывают с чрезмерным ростом поголовья оленей [5]. Таким образом, становится очевидным, что оленеводство нуждается в надлежащем правовом регулировании, направленным, с одной стороны, на развитие данной отрасли традиционного природопользования, а с другой – на обеспечение охраны окружающей среды при его осуществлении.

Отметим, что специального федерального законодательства об оленеводстве в Российской Федерации нет. Однако общим вопросам осуществления традиционного природопользования, к которым в полной мере относится и оленеводство, уделено определенное внимание как в документах стратегического планирования, так и в федеральном законодательстве.

Например, согласно пп. е п. 5 Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 (СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1317) (далее – «Основы»), защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ), относится к одним из основных национальных интересов России в Арктике. По сути, данное положение должно говорить, по крайней мере, о необходимости соблюдения баланса между интересами населения, традиционно проживающего в АЗРФ и занимающегося исконными видами деятельности, такими как оленеводство, и интересами, связанными с интенсивным промышленным освоением северных территорий.

Подпункт а п. 9 «Основ» относит к одной из целей осуществления государственной политики в Арктике повышение качества жизни населения, проживающего в АЗРФ, включая малочисленные народы. В соответствии с пп. з, и п. 12 «Основ» сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйствования, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к малочисленным народам, а также обеспечение доступа таких лиц к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционного природопользования, относятся к основным задачам в сфере экономического развития АЗРФ. При этом в пп. б п. 27 «Основ» декларируется, что реализация государственной политики России в Арктике обеспечит среди прочего и опережающий общероссийские темпы рост качества жизни и доходов представителей малочисленных народов, проживающих в АЗРФ. Здесь следует сказать, что для решения задач и достижения целей, названных выше, необходимо и совершенствование специального законодательства, посвященного традиционному природопользованию в целом или отдельным его видам, таким как оленеводство.

Согласно пп. с п. 11 Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 (СЗ РФ. 2020. № 44. Ст. 6970), обеспечение сохранения и популяризации культурного наследия, развития традиционной культуры, сохранения и развития языков малочисленных народов включено в перечень мер, реализация которых должна способствовать решению задач в сфере социального развития АЗРФ. Как уже говорилось выше, традиционное природопользование во многом обеспечивает сохранение культуры малочисленных народов, соответственно развитие и сохранение оленеводство должно способствовать и социальному развитию АЗРФ.

В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р (СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510), отмечается, что для решения задачи государственного содействия экологизации гражданского общества необходимо в том числе и создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов. Также в рассматриваемом документе говорится о необходимости поддержания традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности в целях обеспечения устойчивого природопользования. Стоит обратить внимание на формулировку, которая используется в рассматриваемой Доктрине применительно к традиционной хозяйственной деятельности, а именно «экологически сбалансированное природопользование», это может подчеркивать, с одной стороны, то, что, как правило, традиционное природопользование не перегружает экологическую систему (системы), в которой оно осуществляется, не превышает возможность такой системы к самовосстановлению, с другой – то, что даже традиционное природопользование может стать нерациональным и привести к нарушениям в природе. Что, в свою очередь, подтверждает тезис о необходимости надлежавшего законодательного регулирования традиционного природопользования, в том числе и оленеводства.

Как видно, во всех рассмотренных стратегических документах идет речь в том числе и о необходимости поддержки традиционного природопользования. Учитывая тот факт, что оленеводство активно осуществляется в АЗРФ, интересным в контексте рассматриваемой проблемы является Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (СЗ РФ. 2020. № 29. Ст. 4503) (далее – Закон № 193-ФЗ). Основными целями указанного Закона являются экономическое развитие АЗРФ, стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в АЗРФ, а также создание экономической основы для опережающего социального развития и улучшения качества жизни в АЗРФ (п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 193-ФЗ).

Вопросам государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в АЗРФ, посвящена ст. 28 Закона № 193-ФЗ. Частью 1 рассматриваемой статьи предусматривается утверждение Правительством РФ Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (далее – Программа). Она утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 978-р (СЗ РФ. 2021. № 17. Ст. 3007). Программа определяет цели, задачи и основные механизмы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в АЗРФ, и направлена на их устойчивое развитие. Разделом IV Программы установлен ряд механизмов государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности. Представляется логичным рассмотреть их подробнее. Так, в целях развития промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов среди прочего планируется реализовать такие мероприятия, как разработка стандарта кочевого жилья для работников, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса с участием лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на приобретение и модернизацию оборудования для глубокой переработки продукции оленеводства и т.д. Для продвижения на внутреннем и внешнем рынке товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, планируется формирование системы поддержки производства и экспорта товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности. К одному из механизмов государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности Программой отнесено и развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Здесь можно отметить, что организация туризма в местах осуществления традиционного природопользования, в том числе и оленеводства, может представлять интерес для любителей природного туризма и способствовать распространению знаний об особенностях быта народов Севера.

В рамках подготовки кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов планируется в том числе и разработка мероприятий по повышению имиджа профессий, характерных для сферы традиционной хозяйственной деятельности. Следует отметить, что для сохранения оленеводства, как, впрочем, и других традиционных промыслов, необходимо повышать интерес молодежи к такой деятельности, и если в обществе будет сформировано устойчивое положительное отношение к традиционным профессиям, это позволит не только поддерживать и развивать сами промыслы, но и обеспечит сохранение культуры коренных народов. Также Программой запланировано установление дополнительных бюджетных мест в образовательных организациях, открывающих новые направления подготовки, в том числе «Оленевод-механизатор», «Хозяйка чума».

Предусматривается рассматриваемой Программой и проведение работы по совершенствованию нормативного правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности, включающей среди прочего установление особенностей регулирования порядка производства и реализации лекарственного сырья, получаемого в рамках осуществления северного оленеводства.

В приложении к Программе содержится план мероприятий по ее реализации (далее – План). Многие из таких мероприятий касаются и оленеводства, в их числе обеспечение родовых общин передвижными вагонами, домиками для оленеводов; реализация проекта «Молодой оленевод», предусматривающего выплаты молодым оленеводам на приобретение (строительство) жилья и др.

Предусматривается Планом и внедрение в традиционное природопользование, в том числе и оленеводство, современных технологий. Например, обеспечение всех жилых помещений оленеводов по Республике Саха (Якутия) возобновляемыми источниками энергии, оснащение оленеводческих бригад беспилотниками для уменьшения непроизводительного отхода оленей, облегчения осуществления оленеводами поиска отколовшихся оленей на территории АЗРФ. По данному поводу можно сказать, что современные технологии могут не только положительно сказаться на повышении эффективности ведения оленеводства и комфорта жизни лиц, занимающихся такой деятельностью, но и, как в случае с использованием альтернативных источников питания, снизить негативное воздействие на окружающую среду, что особенно важно и актуально для северных территорий.

Возвращаясь к положениям Закона № 193-ФЗ, посвященным государственной поддержке традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, следует обратить внимание на ч. 3 ст. 28, согласно которой подлежит утверждению стандарт ответственности резидентов Арктической зоны во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами России, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в АЗРФ. Такой стандарт утвержден Приказом Минвостокразвития России от 23 ноября 2020 г. № 181 (документ опубликован не был). Данный Стандарт содержит ряд принципов, которыми рекомендуется руководствоваться резидентам Арктической зоны при организации взаимодействия с коренными малочисленными народами. Как пишет О. А. Самончик, рассматриваемый стандарт ответственности, несмотря на рекомендательный характер, может способствовать формированию баланса интересов бизнеса, направленных в первую очередь на освоение природных ресурсов АЗРФ, и интересов коренных малочисленных народов, заключающихся в сохранении исконной среды обитания и повышении качества жизни [6]. Следует согласиться с мнением автора и подчеркнуть, что соблюдение подобного баланс интересов не просто желательно, а жизненно необходимо, в том числе и для сохранения и развития оленеводства в АЗРФ. Следует обратить внимание на то, что различные антропогенные факторы, сопутствующие интенсивному промышленному освоению северных территорий, например, механическое воздействие, загрязнение, в том числе шумовое, и т.д., оказывают негативное влияние на пастбища, существенно снижая их качество, создают преграды на пути сезонных миграций оленей [7]. Таким образом, очевидно, что промышленное освоение в случае его осуществления без учета интересов коренных народов может крайне негативно сказаться на традиционном природопользовании. В данном контексте следует добавить и то, что учет интересов коренных народов при осуществлении промышленного освоения АЗРФ будет способствовать и охране окружающей среды Арктики, сохранение которой является важной задачей для всего человечества, и Российская Федерация способна внести существенный позитивный вклад в ее решение.

В связи с тем, что оленеводство – это деятельность, привязанная к определенным территориям, в субъектах Российской Федерации, в которых традиционно занимаются данным видом природопользования, действует специальное законодательство. Например, Закон Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2016 г. № 275-ОЗ «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 декабря 2016 г.),Закон Мурманской области от 14 января 2003 г. № 380-01-ЗМО «О северном оленеводстве Мурманской области» (Сборник законов Мурманской области. 1994–2005. Т. 12. С. 94–101),Закон Забайкальского края от 10 октября 2012 г. № 713-ЗЗК «О северном домашнем оленеводстве» (Забайкальский рабочий. 2012. 19 окт. № 210),Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З № 179-I «О северном домашнем оленеводстве» (Якутские ведомости. 1997. 26 июля. № 25),Закон Магаданской области от 10 июня 2003 г. № 361-ОЗ «Об оленеводстве в Магаданской области» (приложение к газете «Магаданская правда». 2003. 24 июня. № 70(19143)) и ряд других.

Анализ регионального законодательства, посвященного оленеводству, говорит о в целом схожих подходах к правовому регулированию данной деятельности. Например, в законах используется практически идентичный понятийный аппарат. Однако законы отличаются как по объему, так и по содержанию.

В заключение целесообразно сформулировать несколько точек зрения относительно регламентации оленеводства в России. Так, для целей унификации действующего в данной сфере правового регулирования можно разработать федеральный закон, который будет учитывать все основные аспекты, необходимые для эффективного ведения оленеводства. Также ввиду того, что оленеводство является не единственным видом традиционного животноводства, осуществляемым в Российской Федерации, более логичным может быть принятие федерального закона «О традиционном животноводстве». С другой стороны, логичным представляется тезис о том, что ввиду того, что оленеводство, осуществляемое в каждом отдельном субъекте Федерации, обладает своими особенностями и проблемами, то и регулироваться данная деятельность должна в основном на региональном уровне. Но наиболее рациональным представляется комплексный подход к данной проблеме, заключающийся в разработке федерального закона, регулирующего наиболее важные аспекты оленеводства (или традиционного животноводства), такие как права и обязанности лиц, занимающихся данной деятельностью, вопросы государственной поддержки, вопросы, связанные с предоставлением пастбищ, охраной окружающей среды, возмещением вреда, юридической ответственностью, и т.д. При этом наиболее важной задачей для правового регулирования на федеральном уровне является обеспечение сохранения и развития традиционного природопользования при промышленном освоении территорий, темпы которого в настоящее время возрастают, особенно в АЗРФ. Одной из наиболее эффективных мер для решения названной задачи может стать установление приоритета осуществления традиционного природопользования перед другими видами хозяйственной деятельности, кроме того, такая мера будет способствовать и дополнительной охране окружающей среды от избыточного антропогенного давления. В региональном же законодательстве предлагается непосредственно учитывать особенности территорий, где осуществляется традиционная хозяйственная деятельность, в рассматриваемом случае – оленеводство.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Правовое регулирование оленеводства».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам нормативно-правовой регламентации отношений по поводу оленеводства в России. Автор рассматривает нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня по предложенной теме. В качестве предмета исследования выступили эмпирические данные (прежде всего, статистика по вопросам, связанным с тематикой исследования), правовые нормы действующего российского законодательства, мнения ученых.

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о действующем правовом регулировании оленеводства в России и перспективах его развития. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из материалов эмпирических данных.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (норм федерального и регионального законодательства РФ). Например, автор рассматривает действующее законодательство субъектов Российской Федерации, среди которого выделены «Закон Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2016 г. № 275-ОЗ «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 декабря 2016 г.) ,Закон Мурманской области от 14 января 2003 г. № 380-01-ЗМО «О северном оленеводстве Мурманской области» (Сборник законов Мурманской области. 1994–2005. Т. 12. С. 94–101) ,Закон Забайкальского края от 10 октября 2012 г. № 713-ЗЗК «О северном домашнем оленеводстве» (Забайкальский рабочий. 2012. 19 окт. № 210) ,Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З № 179-I «О северном домашнем оленеводстве» (Якутские ведомости. 1997. 26 июля. № 25) ,Закон Магаданской области от 10 июня 2003 г. № 361-ОЗ «Об оленеводстве в Магаданской области» (приложение к газете «Магаданская правда». 2003. 24 июня. № 70(19143)) и ряд других».
Следует положительно оценить возможности эмпирического метода исследования, связанного с изучением различных данных и практики. В частности, в целях решения юридических задач автор использует экономические данные, что позволяет понять необходимость и перспективу правовых преобразований. Так, отмечено, «в Республике Саха (Якутия) оленеводство наряду со скотоводством и табунным коневодством относятся к основным отраслям сельского хозяйства региона [3, с. 107]. В литературе отмечается, что оленеводство во многом определяет экономику хозяйств коренных народов, наиболее ярко это проявляется в арктических районах Якутии. Данный вид деятельности является основным поставщиком мясной продукции, кроме этого, олени используются в качестве транспортного средства. Однако несмотря на высокое значение оленеводства для населения, состояние данной отрасли хозяйства в Республике Саха оценивается как тревожное. Наблюдается уменьшение поголовья оленей приблизительно на 3,7% в год».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории следует уяснить особенности правового регулирования оленеводства. Они связаны, прежде всего, с особой ролью регионального законодательства. Причем, как показывает автор, его значимость имеется только в небольшом количестве регионов России, что подчеркивает необходимость фрагментарного подхода к научному изучению таких правовых актов. С практической стороны следует признать, что необходимы научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере. Предложения, сделанные автором, могут иметь определенную роль и значимость в дальнейшем.
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«для целей унификации действующего в данной сфере правового регулирования можно разработать федеральный закон, который будет учитывать все основные аспекты, необходимые для эффективного ведения оленеводства. Также ввиду того, что оленеводство является не единственным видом традиционного животноводства, осуществляемым в Российской Федерации, более логичным может быть принятие федерального закона «О традиционном животноводстве». С другой стороны, логичным представляется тезис о том, что ввиду того, что оленеводство, осуществляемое в каждом отдельном субъекте Федерации, обладает своими особенностями и проблемами, то и регулироваться данная деятельность должна в основном на региональном уровне. Но наиболее рациональным представляется комплексный подход к данной проблеме, заключающийся в разработке федерального закона, регулирующего наиболее важные аспекты оленеводства (или традиционного животноводства), такие как права и обязанности лиц, занимающихся данной деятельностью, вопросы государственной поддержки, вопросы, связанные с предоставлением пастбищ, охраной окружающей среды, возмещением вреда, юридической ответственностью, и т.д.».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены идеи по обобщению регионального законодательства в сфере оленеводства.
Приведенный вывод может быть актуален и полезен для правотворческой деятельности. В частности, обобщения могут быть использованы региональными представительными органами государственной власти при решении вопросов совершенствования законодательства субъектов РФ.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Сельское хозяйство», так как она посвящена правовым проблемам, возникающим при осуществлении определенного вида сельского хозяйства – оленеводства.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Нистен-Хаарала С., Гладун Е.Ф., Тулаева С.А., Захарова О.В., Ефимов И.П., Калитин Р.Р., Тарасов М.Е., Тарасова-Сивцева О.М. и другие). Обращает на себя внимание тот факт, что непосредственно работ по теме правового регулирования оленеводства автором в библиографии не представлено. При этом подобное положение дел может быть справедливым, ведь работ по предложенной тематики фактически нет в России.
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к перспективам развития и совершенствования законодательства России в области животноводства.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.