Статья 'Формирование рынка питьевой и минеральной воды Приморского края: социально-экологические аспекты' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

Формирование рынка питьевой и минеральной воды Приморского края: социально-экологические аспекты

Мартышенко Наталья Степановна

кандидат экономических наук

профессор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41

Martyshenko Natal'ya Stepanovna

PhD in Economics

Professor, the department of International Marketing and Trade, Vladivostok State University of Economics and Service

690014, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Gogolya Street 41

natalya.martyshenko@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Мартышенко Сергей Николаевич

кандидат технических наук

профессор, кафедра Математики и моделирования, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, пр. Красного Знамени, 96, кв. 17

Martyshenko Sergei Nikolaevich

PhD in Technical Science

Professor at the Department of Mathematics and Modeling of Vladivostok State University of Economics and Service

690014, Russia, Primorskii krai, g. Vladivostok, pr. Krasnogo Znameni, 96, kv. 17

sergey.martishenko@vvsu.ru

DOI:

10.7256/2453-8809.2018.2.28282

Дата направления статьи в редакцию:

06-12-2018


Дата публикации:

08-01-2019


Аннотация: Качество воды – это неотъемлемая составная часть качества жизни. Предметом исследования являются условия и факторы формирования рынка бутилированной воды Приморского края. Актуальность проблемы производства бутилированной воды возрастает с ростом антропогенного воздействия человека на природную среду. Низкое качество водопроводной воды в каре в большой степени обусловлено высокой изношенностью систем водоснабжения и водоотведения. В этих условиях важно сформировать культуру потребления населением воды, основанную на осознанном выборе и структуре потребления бутилированной воды. Поэтому в работе особое внимание уделяется исследованию уровня осведомленности населения о качестве и воздействии потребляемой воды на здоровье. Исследование основано на анализе данных анкетных онлайн-опросов населения Приморского края. Анкетные формы разрабатывались на базе платформы Google. Большинство респондентов отмечают ухудшение экологической ситуации в последние годы в регионе. Результаты опроса показали высокую значимость для респондентов ухудшение экологической обстановки за счет загрязнения водоемов. Проведенные исследования подтвердили низкую информированность населения о качестве потребляемой воды и влиянии его на здоровье человека. Делается вывод о необходимости повышения ответственности производителей и поставщиков бутилированной воды в крае за качество воды. Обосновывается необходимость реализации в крае программы по обустройству родников и облагораживанию прилегающих к ним территорий.


Ключевые слова: рынок питьевой воды, минеральная вода, качество воды, экологическая ситуация, культура потребления воды, источники питьевой воды, анкетный опрос, качество жизни, здоровье населения, профилактика заболеваний

Abstract: The quality of water is an essential part element of the quality of life. The research subject is the conditions and factors of the bottled water market formation in Primorsky krai. The urgency of the problem of bottled water production increases along with the rise in anthropogenic influence on the natural environment. The poor quality of tap water in the krai is determined to a large extent by the extremely worn-out state of water supply and water disposal systems. Under such circumstances it is important to form the culture of water consumption by the population based on the conscious choice and the structure of bottled water consumption. Therefore, the authors give special attention to the study of the level of awareness of the population about the quality and the impact of the consumed water on health. The research is based on the analysis of the online surveying of the population of Primorsky krai. The questionnaires were based on the Google platform. Most respondents have noted the deterioration of the ecological situation in the region in recent years. The results of the survey show that the deterioration of the ecological situation as a result of contamination of water bodies is very significant for the respondents. The research has proved low awareness of the population about the quality of the consumed water and its impact on health. The authors conclude about the necessity to raise the responsibility of producers and suppliers of bottled water for the quality of water. The authors bear out the necessity to  implement the programme aimed at the construction of spring-wells and aesthetic improvement of surrounding areas.
 



Keywords:

quality of life, questionnaire, sources of drinking water, culture of water consumption, ecological situation, water quality, mineral water, drinking water market, public health, disease prevention

Введение

Питьевая вода является основным элементом жизнеобеспечения человека. По объему она составляет большую часть в рационе потребления человека. Потеря уже 12 % воды в организме человека влечет его гибель. Качество воды во многом определяет состояние здоровья населения и уровень санитарно-эпидемиологического благополучия региона.

Темпы роста потребления пресной воды более чем в два раза превышают прирост населения планеты. По данным ООН, уже через 15 лет потребность населения планеты в пресной воде превысит на 40% ее запасы. Ряд стран уже достигли предельных возможностей использования своих водных ресурсов. В XXI веке вода станет важнейшим стратегическим ресурсом, даже более значимым, чем нефть и газ. Россия обладает всеми необходимыми предпосылками для того, чтобы войти в число ведущих мировых экспортеров бутилированной воды. Наша страна занимает второе место в мире по запасам пресной воды в мире (после Бразилии).

Мировой рынок бутилированной воды показывает очень высокие темпы роста. Актуальность проблемы производства бутилированной воды возрастает с ростом антропогенного воздействия человека на природную среду, которое приводит к загрязнению источников питьевой воды. Объем производства питьевой бутилированной воды в мире в 2015 году составил $170 млрд. По оценкам экспертов в 2024 годуобъем рынка возрастет до $310 млрд. В настоящее время в странах Западной Европы и США потребление бутилированной воды превышает 100 л в год на душу населения. Динамика потребления и цен на бутилированную воду в России представлена на рис. 1.

В России минеральная и бутилированная питьевая вода в списки жизненно важных продуктов питания пока не входит. Покупать бутилированную воду могут далеко не все россияне, а лишь семьи с достатком от 15–25 тыс. руб. на человека.

Основными факторами, определяющими рост рынка бутилированной воды в России, являются:

– социально-экологические факторы (загрязнение окружающей среды);

– социально-биологические факторы (распространение заболеваний);

– низкое качество водопроводной воды во многих регионах РФ, повышенное содержание тяжелых металлов в воде;

– экономические факторы (удорожание и экономное использование);

– рост популярности здорового образа жизни (лечебные цели и профилактика заболеваний);

– рост культуры потребления питьевой воды (падение спроса на газированные напитки с большим содержанием сахара);

– рост офисного потребления бутилированной воды.

Рис. 1. Динамика потребления минеральной и питьевой воды на душу населения в РФ (л)

Различные аспекты, влияющие на формирование рынка питьевой и минеральной воды, рассматриваются в публикациях российских ученых. В большинстве публикаций подчеркивается необходимость учитывать экологическую ориентированность при комплексном решении социально-экономических проблем регионов страны. В структуре проблемы качества воды можно выделить следующие основные типы проблем: технические, экономические, нормативно-правовые, экологические и социальные. Особого внимания заслуживают работы, посвященные значимости классов опасности присутствия различных веществ в интегральной оценке качества воды [1]. Анализ опыта использования международных стандартов качества питьевой воды в европейских странах представлен в работе [2]. Гигиенические нормы и требования к качеству питьевой воды в централизованных системах питьевого водоснабжения и бутилированной воды рассматриваются в работах [3, 4]. Проблемы защиты и обустройства родников рекреационных и охраняемых зон поднимаются в работе [5]. Анализу качественного и количественного состава различных видов воды, представленных на рынке РФ, посвящена работа [6]. Риски, связанные с химическим составом тары бутилированной воды, рассматриваются в работе [7]. Основные концепции прогнозируемого развития рынка ресурсов пресной воды и формирования цивилизованного рынка ресурсов пресной воды представлены в работе [8]. Влияние бренда на спрос бутилированной воды рассмотрено в работах [9, 10]. Важность мониторинга мнений потребителей воды в торговых сетях региона подчеркивается в работах [11, 12].

Качество воды – это неотъемлемая составная часть качества жизни, определяемого как совокупность факторов, обеспечивающих (или не обеспечивающих) комплекс здоро­вья человека – личного и общественного, т. е. соответствие среды жизни человека его материальным и культурным потребностям.

Основная часть

Ситуацию с питьевой водой во Владивостоке и во всем Приморском крае нельзя назвать благополучной. Значительные риски по водоснабжению столицы Приморского края г. Владивостока связаны с тем, что город получает воду из поверхностных источников. Сам путь воды в городе по водопроводным трубам не отвечает современным требованиям в связи с высокой степенью их износа. В 2017 году потери в системе водоснабжения края составили 32,4%, изношенность систем водоснабжения и водоотведения – 61% [13]. В наличии большого количества примесей в воде легко убедиться и без сложных лабораторных анализов по темному осадку на стенках сосуда и неприятному запаху после отстаивания водопроводной воды в течение нескольких дней. Проблема изношенности водопроводной и водоотводящей сети является актуальной и для многих других регионов. В среднем по стране ее износ составляет 30–40% и более [14]. Кроме того, в крупных городах Приморского края накопилось много проблем экологического характера [15].

Вода в Приморском крае является ультрапресной с выраженным дефицитом таких необходимых для человека химических элементов, как кальций и магний. Относительно кальция водопроводная питьевая вода содержит только 33% от рекомендуемой физиологической нормы ее суточного потребления [16]. В связи с износом трубопровода в Приморском крае в питьевой воде превышена предельно допустимая концентрация железа. Длительное потребление такой воды отрицательно сказывается на здоровье человека. Частые наводнения в крае несут риск эпидемиологических заболеваний. Поэтому проблема снабжения населения Приморского края качественной питьевой водой вызывает обоснованное беспокойство населения и является весьма актуальной.

Для оценки восприятия населением экологической ситуации в Приморском крае и влияния ее на формирование рынка питьевой и минеральной воды был организован анкетный онлайн-опрос. В опросе приняли участие 600 респондентов. Для обработки анкетных данных использовались специальные компьютерные технологии, предназначенные для обработки массовых опросов населения [17].

Интерес к экологическим проблемам региона отражает уровень осведомленности населения о состоянии экологической ситуации в регионе. Для оценки уровня осведомленности использовался следующий вопрос анкеты: «Как вы оцениваете уровень своей осведомленности об экологической ситуации в регионе, где вы проживаете?».

Почти четверть респондентов (23%) отмечают низкий уровень своей осведомленности об уровне экологической обстановки в крае (рис. 2). Примерно столько же респондентов оценивают уровень своей осведомленности как хороший (22%) или очень хороший (6%).

Рис. 2. Оценка уровня осведомленности населения Приморского края об экологической ситуации в регионе

Большинство респондентов (более 60%) считают, что властные структуры умышленно не информируют население о состоянии экологической ситуации в регионе. При оценке экологической ситуации 15% опираются на собственные наблюдения, 5% полагаются на мнение родственников и знакомых. Наиболее массовым источником информации является информация, почерпнутая в интернет. На нее ссылаются более 35% респондентов.

Оценивая изменение экологической ситуации в последние годы в регионе, 44% респондентов считают, что обстановка ухудшается и только 7% считают, что экологическая ситуация улучшается (рис. 3).

Рис. 3. Оценка изменения экологической ситуации в целом в регионе

Для оценки наиболее значимых экологических проблем для населения Приморского края использовался следующий вопрос анкеты: «Какие из экологических проблем в регионе беспокоят вас более всего? (указать не более 2-х проблем)». Сравнительная оценка населением экологических проблем представлена на рис. 4.

Рис. 4. Сравнительная оценка населением Приморского края экологических проблем

Результаты опроса показали высокую значимость для респондентов ухудшение экологической обстановки за счет загрязнения водоемов (38%). Плохое качество воды отметили среди важнейших экологических проблем региона 23% респондентов. Необходимо учитывать, что к водоемам в данном случае население относит не только водоемы с пресной водой, но и акваторию и морские бухты, которые используются для отдыха. В летний период многие пляжи признаются непригодными для купания из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Жители портового города Находки отмечают дополнительно среди важных экологических проблем загрязнение атмосферы за счет перегрузки угля в портах города.

В большой степени в связи с не совсем благополучной экологической обстановкой в крае все меньше жителей уверены в безопасности использования водопроводной воды для приготовления пищи. Степень доверия населения к качеству водопроводной воды оценивалась с помощью вопроса: «Какую воду вы используете для приготовления пищи?».

Только около 28% населения используют нефильтрованную водопроводную воду для приготовления пищи (рис. 5). Большинство жителей для приготовления пищи используют фильтрованную водопроводную воду. Однако, по мнению экспертов из медицинского сообщества, использование фильтров для доочистки водопроводной воды далеко не всегда делает воду безопасной для здоровья, а зачастую даже несет больше вреда, чем пользы. Полезная роль фильтров слишком преувеличена производителями оборудования, играющими на стремлении потребителей обезопасить себя от потребления некачественной воды.

Рис. 5. Оценка структуры использования населением Приморского края питьевой воды для приготовления пищи

Важно знать, какие факторы являются определяющими при покупке воды для приготовления пищи. Оценка факторов производилась на основе ответов на следующий вопрос анкеты: «Укажите 2-а наиболее важных для вас фактора, которые являются определяющими при покупке (заказе) воды для приготовления пищи?». Респондентам предлагалось выбрать ответы из списка 7-ми предложенных вариантов (рис. 6). Этот список был сформирован на основании предварительного опроса ограниченной выборки. Большинство респондентов полной выборки высказались, что для них главную роль играет «качество воды». Категория «качество» в большой степени носит субъективный характер и требует уточнения в дальнейших исследованиях. Категория «нравится на вкус» тоже основана на субъективных ощущениях. То есть субъективное мнение потребителя, не основанное на каких-то фактических характеристиках, преобладает (в сумме два указанных ответа составляют 50%). Цена и доверие к марке для потребителей имеют приблизительно одинаковое значение (19%и 18% соответственно). Результаты анализа данных опросов подтверждают гипотезу о том, что в обществе пока не сложилась определенная культура потребления питьевой воды, основанная на фактической объективной информации ее качества.

Рис. 6. Оценка значимости факторов, являющихся определяющими при покупке (заказе) воды для приготовления пищи населением Приморского края

В последние несколько лет произошел значительный рост цен на минеральную и питьевую воду. Некоторые марки подорожали в среднем на 100%. Такой рост цен трудно объяснить только ростом издержек производителей. К сожалению, государственные структуры не придают должного внимания этому важнейшему сегменту жизненно необходимых для здоровья населения продуктов потребления.

Для оценки повышения цен на уровень покупки бутилированной воды респондентам был предложен следующий вопрос: «Как отразилось повышение цен на покупке вами бутилированной воды?». При ответе респондентам предлагалось осуществить выбор из 4-х альтернативных ответов (рис. 7). Большинство респондентов отмечают, что с ростом цен они не изменили объем потребления бутилированной воды (76%). Только 3% респондентов утверждают, что стали покупать гораздо меньше бутилированной воды. Если сравнивать с основными продуктами питания, доля потребителей, сохранивших свое потребление в данном сегменте, оказывается самой высокой. Это говорит о высокой значимости, придаваемой населением данному продукту.

Рис. 7. Оценка влияния роста цен на уровень потребления бутилированной воды

Сходные результаты по влиянию цены на минеральную воду на уровень ее потребления были получены при обработке данных ответов на вопрос анкеты: «Приходится ли вам экономить на покупке минеральной воды?». На покупке минеральной воды не экономят 73% респондентов (рис. 8). Часто экономят на покупке минеральной воды 5% респондентов.

Рис. 8. Оценка влияния цены на уровень потребления минеральной воды

Стоит отметить, что минеральную воду нельзя заменить другим видом продукта. Поэтому при повышении цен ее потребление не сокращается пропорционально. Цель состоит не в сохранении рынка питьевой и минеральной воды, а в расширении рынка. В связи высокой значимостью рынка воды для здоровья населения рост рынка должен происходить не любой ценой, а путем повышения культуры потребления. Для этого необходимо увеличить информированность населения о свойствах различных видов воды, представленных на рынке региона. Качество и заявленные характеристики должны быть гарантированы государственными структурами. Расширение рынка воды должно происходить, в первую очередь, за счет продуктов, призванных восполнить недостающие компоненты в обычной водопроводной воде.

Заключение

Рынок минеральной и питьевой воды в Приморском крае в настоящее время находится в процессе формирования. Постоянно увеличивается количество потребителей, предпочитающих приобретать бутилированную воду не только для питья, но и для приготовления пищи. Постепенно население приходит к пониманию важности не только сохранения экологической среды в регионе, но и влияния ее на качество питьевой воды и качество жизни.

Проведенные исследования подтвердили низкую информированность населения о качестве потребляемой воды и влиянии его на здоровье человека. Производители часто пользуются низким уровнем культуры потребления населения минеральной и питьевой воды. В настоящее время назрела необходимость повышения степени ответственности производителей воды за качество поставляемой продукции на потребительский рынок региона.

В Приморском крае необходимо реализовать программу изыскания новых природных источников питьевой и целебной воды. Необходимо изменить отношение и к сохранению действующих природных источников и родников. Многие ранее открытые источники в настоящее время заброшены и не используются по своему прямому назначению. Известные источники питьевой воды должны проходить постоянную паспортизацию, результаты которой должны быть открыты для широкого доступа населения.

Необходимо привлечь внимание широких слоев общественности к сохранению, обустройству родников и облагораживанию прилегающих к ним территорий. Обустройство родников позволит превратить их в прекрасные места отдыха. Реализация на базе природных источников проектов ландшафтного дизайна, послужит украшением города и края. На базе таких источников могут быть созданы туристские объекты. Для решения проблемы необходимы консолидированные усилия общественности, науки, бизнеса, административных структур.

Необходимо проводить воспитательную работу с подрастающим поколением, формировать уважительное отношение к природным источникам, являющимся общественным достоянием.

В Приморском крае открыто множество целебных источников минеральной воды, которые могут быть использованы не только для обеспечения края, но и для ее поставки за рубеж. Приморье должно стать экспортером бутилированной воды в сопредельные государства. Для организации такого производства необходимы относительно невысокая величина стартовых инвестиций. Главной компетенцией для развития такого бизнеса является эффективное продвижение продукции местных производителей [18]. Поставка на экспорт бутилированной воды является важным элементом общего имиджа региона как производителя натуральных, высококачественных продуктов питания.

Библиография
1.
Красовский Г.Н., Рахманин Ю.А., Егорова Н.А. Гигиеническое обоснование оптимизации интегральной оценки питьевой воды по индексу качества воды // Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94. – № 5. – С. 5-10.
2.
Джолочиева М.К. К проблеме безопасности и качества питьевой воды // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. – 2017. – № 4. – С. 49-54.
3.
Рахманин Ю.А., Михайлова Р.И. Нормативная база питьевых и минеральных вод: терминологические и сущностные различия //Вопросы питания. – 2016. – Т. 85. – №. S2. – С. 116-116.
4.
Сокрутина Т.А. Эколого-гигиеническая оценка качества питьевой воды // Эпомен. – 2018. – № 13. – С. 128-134.
5.
Курбанов С.О., Малкарова Р.Р., Канкулова Л.И. Родники рекреационных зон и проблемы их защиты и обустройства Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 132. – С. 1342-1353.
6.
Овчаренко М.Ю., Сыроедова И.А. Сравнительный анализ питьевой и минеральной воды // Поиск (Волгоград). – 2016. – № 1 (3). – С. 129-131.
7.
Осин Л. Бутилированная питьевая вода: экология, химический состав, токсикология // Энергия: экономика, техника, экология. – 2015. – № 5. – С. 71-77.
8.
Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Экологические основы формирования международного рынка ресурсов пресной воды //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2014. – №. 4 – С. 85-98.
9.
Тимофеева О.А., Хацкелевич А.Н., Аракелян А.М. Бутилированная питьевая вода: потребитель покупает качество или бренд? //Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – №. 5. – С. 41-49.
10.
Халаимова А.К., Мацакова Н.В., Шаззо А.Ю. Маркетинговые исследования потребительского рынка питьевой воды // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. – 2016. – № 14. – С. 383-388.
11.
Бойкова Ю.М., Боровкова В.А., Тестина Я.С. Контроллинг в торговле. Коллективная монография – СПб.: Астерион, 2012. – 126 с.
12.
Шаталов М.А. Формирование инструментария мониторинга и прогнозирования устойчивого развития региональных экономических систем // Russian Journal of Management. – 2017. – Т. 5. – № 3. – С. 364-371.
13.
Подпрограмма «Чистая вода Приморского края» требует дополнительных бюджетных вливаний. [Электронный ресурс] – URL: https://primamedia.ru/news/695070/ (дата обращения: 5.12.2018).
14.
Павлов Ю.Н., Кузьминский Р.А. Проблема дефицита питьевой воды и пути ее решения // Наука и техника транспорта. – 2018. – № 1. – С. 69-72.
15.
Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Применение когнитивной модели для управления качеством жизни в регионе //Вестник НГИЭИ. – 2016. – №. 9 (64) – С. 98-107.
16.
Ковальчук В.К., Иванова И.Л. Особенности обеспеченности кальцием, магнием и фосфором населения Приморского края // Гигиена и санитария. – 2011. – № 1. – С. 61-66.
17.
Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Инструментальные средства обработки анкетных данных в EXCEL // Информационные технологии моделирования и управления. – 2007. – № 1 (35). – С. 112-120.
18.
Мартышенко Н.С. Маркетинг формирования инвестиционной среды Приморского края //Вестник НГИЭИ. – 2016. – №. 7 (62) – С. 73-88
References (transliterated)
1.
Krasovskii G.N., Rakhmanin Yu.A., Egorova N.A. Gigienicheskoe obosnovanie optimizatsii integral'noi otsenki pit'evoi vody po indeksu kachestva vody // Gigiena i sanitariya. – 2015. – T. 94. – № 5. – S. 5-10.
2.
Dzholochieva M.K. K probleme bezopasnosti i kachestva pit'evoi vody // Vestnik KGMA im. I.K. Akhunbaeva. – 2017. – № 4. – S. 49-54.
3.
Rakhmanin Yu.A., Mikhailova R.I. Normativnaya baza pit'evykh i mineral'nykh vod: terminologicheskie i sushchnostnye razlichiya //Voprosy pitaniya. – 2016. – T. 85. – №. S2. – S. 116-116.
4.
Sokrutina T.A. Ekologo-gigienicheskaya otsenka kachestva pit'evoi vody // Epomen. – 2018. – № 13. – S. 128-134.
5.
Kurbanov S.O., Malkarova R.R., Kankulova L.I. Rodniki rekreatsionnykh zon i problemy ikh zashchity i obustroistva Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2017. – № 132. – S. 1342-1353.
6.
Ovcharenko M.Yu., Syroedova I.A. Sravnitel'nyi analiz pit'evoi i mineral'noi vody // Poisk (Volgograd). – 2016. – № 1 (3). – S. 129-131.
7.
Osin L. Butilirovannaya pit'evaya voda: ekologiya, khimicheskii sostav, toksikologiya // Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya. – 2015. – № 5. – S. 71-77.
8.
Suzdaleva A.L., Goryunova S.V. Ekologicheskie osnovy formirovaniya mezhdunarodnogo rynka resursov presnoi vody //Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. – 2014. – №. 4 – S. 85-98.
9.
Timofeeva O.A., Khatskelevich A.N., Arakelyan A.M. Butilirovannaya pit'evaya voda: potrebitel' pokupaet kachestvo ili brend? //Marketing v Rossii i za rubezhom. – 2017. – №. 5. – S. 41-49.
10.
Khalaimova A.K., Matsakova N.V., Shazzo A.Yu. Marketingovye issledovaniya potrebitel'skogo rynka pit'evoi vody // Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. – 2016. – № 14. – S. 383-388.
11.
Boikova Yu.M., Borovkova V.A., Testina Ya.S. Kontrolling v torgovle. Kollektivnaya monografiya – SPb.: Asterion, 2012. – 126 s.
12.
Shatalov M.A. Formirovanie instrumentariya monitoringa i prognozirovaniya ustoichivogo razvitiya regional'nykh ekonomicheskikh sistem // Russian Journal of Management. – 2017. – T. 5. – № 3. – S. 364-371.
13.
Podprogramma «Chistaya voda Primorskogo kraya» trebuet dopolnitel'nykh byudzhetnykh vlivanii. [Elektronnyi resurs] – URL: https://primamedia.ru/news/695070/ (data obrashcheniya: 5.12.2018).
14.
Pavlov Yu.N., Kuz'minskii R.A. Problema defitsita pit'evoi vody i puti ee resheniya // Nauka i tekhnika transporta. – 2018. – № 1. – S. 69-72.
15.
Martyshenko S.N., Martyshenko N.S. Primenenie kognitivnoi modeli dlya upravleniya kachestvom zhizni v regione //Vestnik NGIEI. – 2016. – №. 9 (64) – S. 98-107.
16.
Koval'chuk V.K., Ivanova I.L. Osobennosti obespechennosti kal'tsiem, magniem i fosforom naseleniya Primorskogo kraya // Gigiena i sanitariya. – 2011. – № 1. – S. 61-66.
17.
Martyshenko S.N., Martyshenko N.S., Kustov D.A. Instrumental'nye sredstva obrabotki anketnykh dannykh v EXCEL // Informatsionnye tekhnologii modelirovaniya i upravleniya. – 2007. – № 1 (35). – S. 112-120.
18.
Martyshenko N.S. Marketing formirovaniya investitsionnoi sredy Primorskogo kraya //Vestnik NGIEI. – 2016. – №. 7 (62) – S. 73-88
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"