Статья 'Наследственная и средовая обусловленность психического развития близнецов' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Наследственная и средовая обусловленность психического развития близнецов

Рубцова Надежда Евгеньевна

доктор психологических наук

доцент, кафедра психологии и философии, Тверской государственный технический университет (г. Тверь), главный специалист, управление координации научных исследований, Российская академия образования (г.Москва), профессор кафедры психологии, Тверской филиал Московского гуманитарно-экономического института

170026, Россия, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, 22

Rubtsova Nadezhda

Doctor of Psychology

chief specialist at Committee for coordinating the scientific work of the Russian Academy of Sciences, associate professor of the Department of Psychology and Philosophy at Tver State Technical University

170026, Russia, Tverskaya oblast', g. Tver', nab. Afanasiya Nikitina, 22

hope432810@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2012.3.4756

Дата направления статьи в редакцию:

16-02-2012


Дата публикации:

1-3-2012


Аннотация: Предметом исследования является наследственной и средовой обусловленности психического развития близнецов в плане формирования их базовых личностных свойств «Большой пятерки» (нейротизма, экстраверсии, открытости опыту, дружелюбия и сознательности). Цель работы состоит в выявлении и сравнительном анализе средово-генетических моделей, наиболее адекватных для каждого из данных свойств. В эмпирической части исследования, проведенного на выборке из 319 монозиготных и дизиготных близнецов, представляющих города Бишкек, Ижевск и Тверь, использовались классический близнецовый метод, при применении которого, помимо зиготности, дополнительно контролировались пол, возраст, национальность и ряд других демографических и анамнестических параметров близнецов и их родителей. С помощью метода структурного моделирования для каждого из рассматриваемых базовых свойств личности впервые в отечественных близнецовых исследованиях выделена наиболее адекватная средово-генетическая модель, оценивающая вклады генотипа и среды в фенотипические различия. Полученные результаты показывают дифференцированность генотип-средовой детерминации шкал «Большой пятерки». Для шкал «Нейротизм», «Дружелюбие» и «Сознательность» наиболее подходящими оказались модели, включающие аддитивные генетические факторы и индивидуальную среду; при этом вклады генетических факторов находятся в пределах от 50 до 59%. Шкалам «Экстраверсия» и «Открытость опыту» соответствует средовая модель, в которой вклады общей и индивидуальной среды разделились примерно поровну. С помощью анализа внутрипарных корреляций выявлены нелинейные взаимовлияния генотипа, пола и возраста. Уточнена и конкретизирована специфика проявления личностных свойств «Большой пятерки» в группах монозиготных и дизиготных близнецов, различающихся по факторам пола и возраста.


Ключевые слова:

Психология, психогенетика, близнецовый метод, личность, развитие, "Большая пятерка", наследственность, среда, структурное моделирование, внутрипарные корреляции

Библиография
1. Егорова, М. С. Генотип. Среда. Развитие / М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, О. В. Паршикова, С. Д. Пьянкова, Ю. Д. Черткова. – М.: ОГИ, 2004.

2. Малых, С.Б. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте / С. Б. Малых, Е. Д. Гиндина, В. В. Надысева // Психол. журнал. 2004. № 6. С. 29-40.

3. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С. Б. Малых, М. С. Егорова, Т. А. Мешкова. – М., 1998.

4. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования / А. Д. Наследов. – СПб., 2004.

5. Орел, В.Е. Личностные опросники NEO-PI-R и NEO-FFI. Руководство по применению / В. Е. Орел, И. Г. Сенин. – 2-е изд-е. Ярославль, 2008.

6. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика / И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2008.

7. Abrahamson, A.C. Rebellious Teens? Genetic and environmental influences on the social attitudes of adolescents / A. C. Abrahamson, L. A. Baker, A. Caspi // J. Pers. Soc. Psychol. 2002. V. 83 (6). P. 1392–1408.

8. Neale, M.C. Methodology for genetic studies of twins and families / M. C. Neale, L. R. Cardon. – Dordrecht, the Netherlands: Kluwer Academic, 1992.

9. O'Connor, T.G. A twin study of attachment in preschool children / T. G. O'Connor, C. M. Croft // Child Dev. 2001. V. 72. P. 1501–1511.

10. Schaffner, K.F. Behavior: Its nature and nurture / K. F. Schaffner // E. Parens, A. R. Chapman, N. Press (eds). Wrestling with behavioral genetics. Part 1. – Baltimore, USA: The Johns Hopkins Univ. Press, 2006. P. 3–39.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.