Статья 'Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности

Рубцова Надежда Евгеньевна

доктор психологических наук

Главный специалист Управления координации научных исследований Российской академии образования

170008, Россия, г. Тверь, ул. Ильиной, 21

Rubtsova Nadezhda Evgen'evna

Doctor of Psychology

170008, Russia, g. Tver', ul. Il'inoi, 21

urpu.rao.60@rambler.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2012.3.4755

Дата направления статьи в редакцию:

16-02-2012


Дата публикации:

1-3-2012


Аннотация: Современная отечественная система профессиографического изучения труда и используемые в ее рамках существующие психологические классификации профессиональной деятельности представляют собой, скорее, не систему, а системный комплекс, не обеспечивая полного и непротиворечивого выполнения всех возложенных на них функций и достижения соответствующих системных целей. Представлена систематизированная концепция нового, интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности. Проанализированы структура и содержание данного подхода. Интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности включает комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, направленных на построение, изучение и прикладное применение обобщенной психологической классификации сферы современной профессиональной деятельности. Важная закономерность функционирования данной классификации состоит в том, что как традиционные, так и новые или трансформирующиеся виды профессиональной деятельности находят в ней свое адекватное место и представление, определяющее соответствующие требования к субъекту труда, которые можно использовать при психологическом сопровождении всех этапов профессионального становления – от профессиональной ориентации и профессионального самоопределения до выхода из профессии.


Ключевые слова:

Психология, профессиональная деятельность, субъект труда, психологическая классификация, концепция, подход, интеграция, типология, системный комплекс, психологические типы

Библиография
1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

2. Величковский, Б. М. Когнитивная психология: Основы психологии познания: в 2 т. [Текст] / Б. М. Величковский. – М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2006. – Т. 1, 2.

3. Голиков, Ю. Я. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности / Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин // Проблемность в профессиональной деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. – С. 6-79.

4. Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики / А. В. Карпов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 504 с.

5. Мазилов, В. А. Теория и метод в психологии / В. А. Мазилов. – Ярославль: МАПН, 1998. – 356 с.

6. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

8. Леньков, С. Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в условиях информатизации: Монография [Текст] / С. Л. Леньков. – Тверь: Лилия Принт, 2002. – 190 с.

9. Лоос, В. Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников [Текст] / В. Г. Лоос // Вопр. психол. 1974. № 5. – С. 121-129.

10. Рубцова, Н. Е. Проблема построения психологической классификации современной профессиональной деятельности: Монография / Н. Е. Рубцова. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2010. – 352 с.

11. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

12. Чебышева, В. В. Классификация профессий и профориентация [Текст] / В. В. Чебышева // Вопр. психол. 1971. № 4. – С. 143-148.

13. 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник [Текст]. – Минск: Белорусская советская энциклопедия, 1986. – 462 с.

14. V Международная научно-практическая конференция «Человек – образование – профессия». 6-8 июля 2009 года [Текст] / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: ПИ РАО; МГППУ, 2009. – 303 с.

15. Holland, J. L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. 2nd ed. [Текст] / J. L. Holland. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985. – 211 p.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.