Статья 'Стереотипы и стереотипизация межличностных и межгрупповых отношений ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Стереотипы и стереотипизация межличностных и межгрупповых отношений

Камалова Оксана Максимовна

Студент магистратуры Института иностранных языков Российского университета дружбы народов

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 9, корпус 4

Kamalova Oksana Maksimovna

Student at the Institute of Foreign Languages of the Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya str., 9, building 4

mak-kom25@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2023.1.40027

EDN:

CHOKXS

Дата направления статьи в редакцию:

17-03-2023


Дата публикации:

24-03-2023


Аннотация: В статье проанализированы сущностные характеристики устойчивости и изменчивости стереотипов, формирование и функционирование социальных и профессиональных стереотипов. Представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих понимание термина «Стереотипы» в межличностных и межгрупповых отношениях и их социально-психологические особенности. Изучены примеры возникновения, изменения и исчезновения социальных стереотипов, а также формирование и причины возникновения негативных стереотипов. Рассмотрено видение человеком социальной реальности и препятствующие адекватному взаимопониманию людей и интеграции как межгрупповых, так и межличностных отношений, которое приводит к усилению межличностной напряженности при взаимодействии между людьми. Основными выводами проведенного исследования является то, что социальные стереотипы являются результатом полученной информации посредством различных источников и являются только обобщенными представлениями о социальной действительности. В условиях дефицита информации, социальный стереотип играет консервативную роль, формируя ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс интерпретации и характер межличностного взаимодействия. Формирование и функционирование стереотипов напрямую зависят от информированности человека о социальной и профессиональной действительности. При взаимодействии людей друг с другом стереотипизация несет на себе оценочную нагрузку и преимущественно является негативным феноменом. Искаженное видение социальной реальности препятствует адекватному взаимопониманию людей и интеграции как межгрупповых, так и в межличностных отношениях, что приводит к усилению межличностной и межгрупповой напряженности.


Ключевые слова:

стереотип, стереотипизация, социальный стереотип, межличностные отношения, межгрупповые отношения, совместная деятельность, восприятие, представления, взаимодействие, социальное образование

Abstract: The author analyzes the essential characteristics of the stability and variability of stereotypes, the formation and functioning of social and professional stereotypes. Various points of view of domestic and foreign scientists are presented, revealing the understanding of the term "Stereotypes" in interpersonal and intergroup relations and their socio-psychological features. Examples of the emergence, change and disappearance of social stereotypes, as well as the formation and causes of negative stereotypes are studied. The author considers a person's vision of social reality and hinders adequate mutual understanding of people as well as the integration of both intergroup and interpersonal relationships, which leads to increased interpersonal tension in the interaction between people. The main conclusions of the study are that social stereotypes are the result of information received through various sources and are only generalized representations of social reality. In conditions of information scarcity, the social stereotype plays a conservative role, forming people's misconceptions about what is happening, deforming the process of interpretation and the nature of interpersonal interaction. The formation and functioning of stereotypes directly depend on a person's awareness of social and professional reality. When people interact with each other, stereotyping carries an evaluative burden and is mainly a negative phenomenon. A distorted vision of social reality prevents adequate mutual understanding of people and integration of both intergroup and interpersonal relationships, which leads to increased interpersonal and intergroup tension.


Keywords:

stereotype, stereotyping, social stereotype, interpersonal relationships, intergroup relations, Team work, perception, representation, interaction, social education

В целях познания окружающего мира и соблюдения правил поведения в социуме человек ежедневно сталкивается со стереотипами при межличностном и межгрупповом взаимодействии, которые в свою очередь оказывают влияние на успешную деятельность человека и гарантируют стабильность в развитии отношений. Стереотипы являются неотъемлемым свойством психики человека имеющую объективную природу, которая формируется на основе обобщенных представлений о событиях и фактах предыдущего жизненного опыта.

Отечественными и зарубежными учеными такими, как В.С. Агеев, Г.М. Андреева, В. Дуаз, А.А. Бодалевым, У. Липпманом, Г. Тешфел, Т. Шибутани, В.А. Ядовым и другими учеными проведены исследования в области изучения особенностей возникновения, функционирования и исчезновения стереотипов.

По мнению У. Липпмана, стереотип - это заранее принятое представление о предметах и явлениях действительности, состоящее из собственного жизненного опыта, возникающего на основе опосредованного восприятия человека. Кроме того, стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права» [6, с. 95].

Г. Тешфел под стереотипами понимает восприятие людей, их групповую принадлежность и полагает, что изменение стереотипов возможно лишь через изменение межгрупповых отношений [7, с. 122].

По мнению В. Дуаз, существует четыре уровня развития стереотипов:

1. Индивидуально-психологические представления человека о своей социальной среде;

2. Представления - социальное образование, складывающиеся в ситуации межличностного взаимодействия.

2. 3. Коллективные представления - социальные образования, формирующиеся в межгрупповом отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне.

2. 4. Высший уровень - идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие [3, с. 244].

В.С. Агеев отмечает, что нерасчлененное представление о социальных и психологических функциях социального стереотипа, обусловлено смешением уровней научного анализа, которое приводит к однозначно негативной оценке социальных стереотипов, как явления не только социального, но и психологического характера. Содержание межгрупповых представлений отражает часть объективных характеристик позиции группы в ближайшем социальном окружении [1, с. 56].

На необходимость замены деструктивных, негативных стереотипов такими, которые не активизировали бы межгрупповую агрессию и не препятствовали бы установлению взаимоотношений по использованию компромиссных стратегий при принятии решений, и, таким образом, «защищали» от стереотипов, т.е. не ликвидировали стереотипы, а заменяли их на конструктивные и лояльные, в своих работах указывает Г.М. Андреева [3, с. 274].

В процессе познания людьми друг друга стереотипы приводят к упрощению процесса познания и являются упрощенным подходом познания человеком мира основанных на предшествующем социальном опыте и представляют собой картину социальной реальности. Кроме того, они осуществляют защитную функцию, позволяющую облегчить процессы взаимодействия.

Стереотипы можно разделить на положительные и негативные:

Положительные стереотипы – имеют в своей основе жизненный опыт предшествующих поколений, помогающих ускорить восприятие человеком окружающего мира сформированных на социальных ценностях. Чаще всего положительные стереотипы направлены на общественно-полезные ценности и выполняют положительные функции, которые поддерживают межличностные и межгрупповые отношения.

Негативные стереотипы – это иррациональные составляющие индивидуального и общественного сознания, формирующие ложное знание и оказывающие негативное влияние на познание окружающего мира человеком. Стереотипы с негативной окраской приводят человека в заблуждение и к возникновению предубеждений, ведущих к определенному поведению, кроме того, оказывают отрицательное воздействие на психологическое состояние человека: настроение, эмоциональное состояние, установки, ожидания.

Возникновение стереотипов в межличностных и межгрупповых отношениях оказывают влияние на формирование убеждений человека в различных сферах его жизнедеятельности. Так, в межличностных отношениях стереотипы имеют эмоциональную природу и возникающие на основе определенных чувств, которые люди испытывают при взаимодействии друг с другом. В межгрупповых отношениях стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-либо группе. Представления людей друг о друге формируется при межличностном и межгрупповом взаимодействии и выступает в качестве социальных стереотипов. Целью формирования социальных стереотипов является формирование у людей упрощенного подхода к социальным явлениям, которые упрощают, схематизируют, а то и прямо искажают видение социальной реальности. Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей [6, с. 295].

Чаще всего социальные стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека и рассматриваются как черты, присущие всякому представителю той или иной профессии, под воздействием личного опыта, убеждений и предпочтений. Стоит отметить, что все эти три параметра являются сугубо личными, то есть субъективными. Формирование и изменение социальных стереотипов происходит на различных уровнях межгруппового и межличностного взаимодействия, которые в свою очередь зависят от длительности развития и опыта межгрупповых отношений, строящихся в процессе восприятия человека человеком, а именно в процессе стереотипизации.

Актуальность изучения социальных стереотипов прежде всего возникает при рассмотрении особенностей их возникновения, функционирования и исчезновения. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом полученной информации посредством различных источников и являются только обобщенными представлениями о социальной действительности. В условиях дефицита информации, социальный стереотип чаще всего оказывается ложным и играет консервативную роль, формируя ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс интерпретации и характер межличностного взаимодействия. Любой социальный стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации может оказаться неверным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачи ориентировки личности в окружающем социальном мире.

Склонность человека к формированию устойчивого образа при оценке людей, использование клише по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.) приводит к стереотипизации. Стереотипизация это восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей социальной группы на основе определенных представлений — стереотипов социальных [6, с. 295]. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности. При взаимодействии людей друг с другом стереотипизация приводит к определенному упрощению процесса познания и несет на себе оценочную нагрузку от принятия до непринятия человека. Сложная природа процесса межличностных отношений говорит о необходимости исследования восприятия человека человеком. В современных условиях стереотипизация в социально-психологическом плане рассматривается как чувство социальной солидарности, сплоченности, поэтому они часто не поддаются изменению или коррекции.

Проблема стереотипизации в межличностных и межгрупповых отношениях возникает в процессе деятельности человека, в которой формируются стереотипы и определяется уровень стереотипизации как группы, так и личности. С развитием информационно-телекоммуникационных технологий стереотипы в настоящее время являются преимущественно негативными, искажающими видение социальной реальности и препятствующими адекватному взаимопониманию людей. Негативные стереотипы препятствуют интеграции как межгрупповых, так и межличностных отношений и приводят к усилению межличностной напряженности.

В процессе жизнедеятельности человека важная роль отводится профессиональным стереотипам, дающим обобщенное представление о членах какой-либо профессиональной группы. Канадский психолог Ж. Годфруа считает, что стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, а также из средств массовой информации, обычно дающих упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы располагаем недостаточными сведениями [5, с. 137]. Многие профессиональные стереотипы возникают благодаря полученной когда-то информации и появляются не только в качестве вредоносных образований, но и выполняют полезные функции. В сложной ситуации применение стереотипов при взаимодействии с представителями других профессиональных групп предоставляет обобщенные стандарты и объяснения о той или иной профессии.

На основании проведенного анализа можно заключить, что изначально стереотип является субъективной информацией человека об объекте познания, отражая только поверхностные качества объекта и формируются у человека в процессе его мыслительной деятельности на основе жизненного опыта, и принимаемый в процессе взаимодействия с другими людьми.

В целях изучения социальных и профессиональных стереотипов в современном обществе и их влияния на межличностные и межгрупповые отношения в организации была разработана авторская анкета, с помощью которой на базе противопожарной службы было проведено анкетирование.

В анкетирование приняло участие 40 пожарных-спасателей (мужчин) в возрасте от 25 до 50 лет и 9 сотрудников административного аппарата отряда противопожарной службы (3 мужчин и 6 женщин). Результаты исследования стереотипного восприятия пожарными-спасателями представителей административного аппарата представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Стереотипизация пожарных-спасателей

в отношении административного аппарата

пп

Стереотипы

Согласен

%

Не согласен

%

Затрудняюсь ответить

%

1

Сотрудники административного аппарата получают больше привилегий и поощрений, чем пожарные-спасатели (заработная плата, премии т.д.)

82,3

15,3

2,4

2

Сотрудники административного аппарата не в полном объеме выполняют свои профессиональные обязанности

54,4

44,3

1,3

3

Сотрудники административного аппарата, предъявляют завышенные требования по отношению к пожарным-спасателям

28,6

56,3

15,1

4

Сотрудники административного аппарата высокомерны, равнодушны, раздражительны

17,3

73,3

9,4

5

Деятельность пожарных-спасателей отличается сложностью и ответственностью по сравнению с работой сотрудников административного аппарата

44,1

47,4

8,5

6

Женщина не может руководить пожарной части

89,9

0

10,1

Рис.1. Стереотипизация в отношении административного аппарата

Пожарные-спасатели (100% - мужчин) считают, что женщина не может быть руководителем пожарной частью - 89,9% и 10,1% - затруднились с ответом. Комментируя этот вопрос, они пояснили, что в связи со сложностью профессиональной деятельности (часто действия происходят в экстремальных условиях) предполагается, что руководство личным составом должно быть строго мужчинами-руководителями, так как профессиональная деятельность требует от них физической выносливости, быстроты реакции в принятии решений, четкости, логичности и требовательности к подчиненным при выполнении поставленных задач. По мнению, пожарных-спасателей (мужчин) эти качества больше присущи мужчинам.

Результаты анкетирования также показали, что 82,3% пожарных-спасателя согласны со стереотипом, что сотрудники административного аппарата получают больше привилегий и поощрений, чем пожарные- спасатели (заработная плата, премии т.д.). В тоже время 15,3 % спасателей не согласны с этим мнением, а 2,4 % - затруднились с ответом.

54,4% респондентов согласны с утверждением о том, что сотрудники административного аппарата не в полном объеме выполняют свои профессиональные обязанности. Вместе с тем 44,3 % респондентов не согласны с этим мнением и 1,3 % - затруднились с ответом.

Отвечая на вопрос о требованиях по отношению к пожарным-спасателям, 56,3% пожарных-спасателей не согласились с утверждением, что сотрудники административного аппарата предъявляют завышенные требования по отношению к пожарным-спасателям при выполнении ими служебных обязанностей, затруднились ответить 15,1% респондентов и согласны с этим мнением 28,6 %.

При оценке этических качеств работников административного аппарата 73,3% респондентов не согласны с утверждением, что сотрудники административного аппарата высокомерны, равнодушны, раздражительны, 9,4% затруднились ответить и 17,3 % - считают, что сотрудники административного аппарата высокомерны, равнодушны, раздражительны.

Отвечая на вопрос о своей деятельности, пожарные-спасатели, сравнивая свою работу с работой сотрудников административного аппарата, 47,4 % не считают свою работу сложной и ответственной, 44,1% - Отмечают, что работа спасателей сложнее работы администрации и 8,5% затруднились ответить.

Таким образом, представления пожарных-спасателей имеют высокий показатель стереотипизации по отношению к административному аппарату, т.е. они считают свою работу более сложной, но имеющей меньше привилегии, чем работа административного аппарата.

Изучение стереотипного восприятия административным аппаратом работников противопожарной части (пожарные-спасатели) представлено в таблице 2 и рисунке 2.

Таблица 2

Стереотипизация сотрудниками административного аппарата пожарных спасателей

пп

Стереотипы:

Согласен

%

Не согласен

%

Затрудняюсь ответить

%

1

Пожарные-спасатели получают больше привилегий и поощрений чем сотрудники административного аппарата (заработная плата, премии т.д.)

1,4

85,3

13,3

2

Пожарные-спасатели не в полном объеме выполняют свои профессиональные обязанности

3,2

94,3

2,5

3

Пожарные-спасатели не в полном объеме выполняют требования административного аппарата

5,2

86,7

8,1

4

Пожарные-спасатели отличаются грубостью, раздражительностью

11,4

43,3

45,3

5

У пожарных-спасателей больше работы и ответственности чем у административного аппарата

1,2

94,2

4,6

6

Женщина не может руководить пожарной частью

87,5

12,5

0

Рис.2. Стереотипизация в отношении пожарных спасателей

Результаты исследования административного аппарата (женщины -60%) показали следующие результаты, так 87,5% работников считают, что женщина не может быть руководителем противопожарной частью. Сотрудники административного аппарата пояснили, что профессиональная деятельность пожарного-спасателя связана с риском для жизни и осуществляется в чрезвычайных условиях, и поэтому женщина не может быть руководителем противопожарной части. В тоже время 12,5 % считают, что эту работу могут выполнять и женщины.

85,3% сотрудников административного аппарата не согласны с таким стереотипом, как пожарные-спасатели получают больше привилегий и поощрений чем сотрудники административного аппарата (заработная плата, премии т.д.). Однако, 1,4 % считают, что пожарные-спасатели имеют больше привилегий и 13,3% - затруднились с ответом.

86,7 % респондентов не согласны с утверждением о том, что пожарные-спасатели не в полном объеме выполняют требования административного аппарата, 8,1% - воздержались. 5,2% - согласны с утверждением, что пожарные-спасатели не в полном объеме выполняют требования административного аппарата.

С утверждением, как у пожарных-спасателей больше работы и ответственности чем у административного аппарата, не согласны - 94,2%, однако, 1,2% - согласны с утверждением и затруднились с ответом 4,6%. В ходе беседы сотрудники административного аппарата пояснили, что работа пожарного-спасателя в экстремальных условиях носит эпизодический характер и в остальное время они относительно свободны по сравнению с деятельностью административного аппарата, осуществляющего ежедневную работу.

Работники административного аппарата (94,3%) согласны с утверждением, что пожарные спасатели в полном объеме выполняют свои профессиональные обязанности, и лишь 3,2 % считают, что пожарные-спасатели не в полном объеме выполняют свои обязанности и 2,5 % респондентом затруднились с ответом.

При оценке этических качеств пожарных спасателей 43,3% респондентов не согласны с утверждением, что пожарные-спасатели отличаются грубостью, раздражительностью, при этом 45,3% работников административного аппарата затруднились ответить. Однако, 11,4 % считают, что пожарные спасатели часто бывают грубы и раздражительны.

Результаты проведенного исследования показали, что стереотипные представления у административного аппарата по отношению к пожарным-спасателям имеют низкий показатель наличия стереотипов. В то же время в ответах административного аппарата и у пожарных-спасателей восприятие женщины-руководителя – стереотипно.

Таким образом, по результатам исследования можно заключить, что наличие высоких показателей социальных стереотипов у пожарных-спасателей, являются результатом дефицита информации о профессиональной деятельности административного аппарата и перечне выполняемых должностных обязанностей. Низкие показатели наличия стереотипов у административного аппарата говорят о высоком уровне осведомленности и информированности о специфике профессиональной деятельности пожарных-спасателей.

Показатель же социальных стереотипов пожарных-спасателей говорит о том, что у них ошибочные представления о деятельности административного аппарата. Представители административного аппарата осуществляют координацию профессиональной деятельности противопожарной части, их деятельность отличает ответственностью в организации деятельности организации в целом, материально-техническом обеспечении работы, в документационном обеспечении пожарной части и т.д.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что формирование и функционирование стереотипов напрямую зависят от информированности человека о социальной и профессиональной действительности, так отсутствие либо ложная информация затрудняют процесс межличностного и межгруппового взаимодействия.

При взаимодействии людей друг с другом стереотипизация несет на себе оценочную нагрузку и возникает в процессе профессиональной деятельности человека, являясь преимущественно негативным феноменом. Искаженное видение социальной реальности препятствует адекватному взаимопониманию людей и интеграции как межгрупповых, так и в межличностных отношениях, что приводит к усилению межличностной и межгрупповой напряженности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Стереотипы и стереотипизация в межличностных и межгрупповых отношений».
Предмет исследования. Предметом исследования являются стереотипы и стереотипизации в межличностных и межгрупповых отношений. Автором было проведено исследование на выборке пожарных-спасателей и респондентов административного аппарата.
Методология исследования. Рассмотренные подходы позволили автору предложить понятие, которое заключается в том, что изначально стереотип является субъективной информацией человека об объекте познания, отражая только поверхностные качества объекта, и формируются у человека в процессе его мыслительной деятельности на основе жизненного опыта, и принимаемый в процессе взаимодействия с другими людьми.
Для проведения исследования автором была разработана авторская анкета для респондентов, которые работают в противопожарной службе. В исследовании приняло участие 40 спасателей разного возраста, а также 9 сотрудников-администраторов.
Актуальность исследования не вызывает сомнения. Автором отмечается, что в социуме человек постоянно встречается со стереотипами в межличностном и межгрупповом взаимодействии. Это влияет на успешную деятельность человека, гарантируя стабильность в развитии отношений. Стереотипы являются неотъемлемым свойством психики человека, отличаются объективной природой, которая формируется на основе обобщенных представлений о событиях и фактах предыдущего жизненного опыта..
Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты продемонстрировали особенности стереотипных представлений у административного аппарата в отношении к пожарным-спасателям, которые отличаются низким показателем наличия стереотипов. Административный аппарат и в ответах пожарных-спасателей наблюдается, что восприятие женщины-руководителя является стереотипным.
Автором было отмечено, что высокие показатели социальных стереотипов у пожарных-спасателей - результат дефицита информации о профессиональной деятельности административного аппарата.
Низкий уровень наличия стереотипов администрации свидетельствует о высоком уровне осведомленности и информированности о специфике профессиональной деятельности пожарных-спасателей.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный.
Структура работы четко прослеживается.
В начале статьи представлено небольшое описание актуальности исследования, исторический экскурс исследований, посвященных затронутой проблеме. Автор рассмотрел основные подходы к феноменам "стереотипы" и "стереотипизация" (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, В. Дуаз, А.А. Бодалевым, У. Липпманом, Г. Тешфел, Т. Шибутани, В.А. Ядовым и др.). Центральный раздел работы посвящен описанию исследования, его результатов и выводов. Заканчивается работа небольшим обобщающим заключением.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 8 отечественных источников, издания за последние три года среди источников литературы отсутствуют. В списке представлены научно-исследовательские статьи, учебники, монографии. Источники информации не все оформлены корректно.
Апелляция к оппонентам.
Поставленные автором цель и задачи реализованы. Рекомендуется:
1). Провести анализ современных источников, поскольку в последние годы появилось значительное количество работ, которые были посвящены данной тематики. В работе не были рассмотрены источники последних лет.
2). Необходимо уточнить наименование статьи, поскольку особенности стереотипов и стереотипизации в межличностных и межгрупповых отношениях исследованы на небольшой выборке и в определенной профессиональной сфере.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна исследователям. Работа может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.