Статья 'Динамика ценностных представлений курсантов Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Динамика ценностных представлений курсантов Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова

Ятманов Алексей Николаевич

кандидат медицинских наук

МНС, ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия"

194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6

Yatmanov Aleksei Nikolaevich

PhD in Medicine

Junior Researcher, Military Education and Scientific Center of the Navy "Naval Academy"

194044, Russia, Saint Petersburg, Saint Petersburg, Akademika Lebedeva str., 6

yan20220@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2017.4.24803

Дата направления статьи в редакцию:

22-11-2017


Дата публикации:

16-01-2018


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы изучения динамики и структуры ценностных представлений курсантов Военного учебного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия» в период обучения. Ценностные представления курсантов определяли с помощью методики «Семантический дифференциал». Применен набор из 12 биполярных шкал, которые оценивались по семибалльной шкале. В исследовании приняло участие 302 курсанта в возрасте от 17 до 26 лет. Из них n=53 обучаются на первом, n=80 - на втором, n=87 - на третьем, n=48 - на четвертом, n= 34 - на пятом курсах. Методология исследования основана на проведении сравнительного анализа в группах. Для определения ценностно-мотивационной структуры курсантов использован факторный анализ методом главных компонент с применением вращения Varimax normalized. Ведущими ценностями для курсантов являются семья, карьера и успешное будущее. Свое я-идеальное курсанты связывают с военной службой, сопряженной с ней дисциплиной, ответственностью и нахождением в воинском коллективе. Я-реальное курсанты ассоциируют с семьей и будущим, карьерой и связанной с ней материальным благополучием.


Ключевые слова:

ценность, мотивация, семантический дифференциал, курсант, развитие, ценностно-мотивационная структура, Военно-морской флот, семантическое пространство, латентный признак, факторный анализ

Abstract: The article is devoted to the dynamics and structure of values of N.G. Kuznetsov Naval Academy students demonstrated during their attendance of the University. Students' values were defined using the Semantic Differential Inventory. The test was based on 12 bipolar seven-point scales. The research involved 302 students aged 17 - 26 years old including 53 first-, 80 second-, 87 third-, 48 fourth-, and 34 fifth-year students. The research methodology is based on comparative analysis of these groups. To deffine values and motivation of students, the author has used factor analysis of main components using Varimax normalized rotation. The leading values of students appeared to be family, career and successful future. Students related their ideal Self to military service and discipline, responsibility and being in a military environment associated with military service. As for real Self, they associated it with family and future, career and material prosperity. 


Keywords:

value, motivation, semantic differential, cadet, development, value-motivational structure, Navy, semantic space, latent attribute, factor analysis

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации [2, 6]. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие ценностные ориентации лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им [8, 10]. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей [11].

Личностные ценности, по А.Г. Асмолову, относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации [1, 9]. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом [3, 5].

Цель исследования: определить структуру и динамику изменений ценностных представлений курсантов за период обучения в Военно-морской академии им.Н.Г. Кузнецова.

Материал и методы исследования. Обследовано 302 курсанта Военного учебного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия». Из них n=53 обучаются на первом, n=80 – на втором, n=87 – на третьем, n=48 – на четвертом, n= 34 – на пятом курсах. Использована методика «Семантический дифференциал». Применен набор из 12 биполярных шкал, которые оценивались по семибалльной шкале.

Статистический анализ выполняли с помощью пакета программ Statistica 10. Сравнительный анализ проводили с использованием t критерия Стьюдента. Использован факторный анализ методом главных компонент с применением вращения Varimax normalized.

Результаты и их обсуждение. При построении семантического пространства выявлено, что курсанты к отрицательному полюсу отнесли такие понятия как ложь (2,73±1,23), наркотики (2,10±1,24), нарушение закона (2,93±1,38). К положительному полюсу отнесены: дисциплина (5,53±0,87), ответственность (5,82±0,88), материальное благополучие (5,66±1,11), карьера (5,78±0,86), я идеальное (5,57±0,99), военная служба (5,74±1,06), Я реальное (5,67±0,98), будущее (5,94±0,92), семья (6,27±0,76), воинский коллектив (5,67±1,13). Нейтральное значение имеют риск (4,90±1,12), алкоголь (3,07±1,22) и индифферентное понятие геометрические фигуры (4,99±1,06).

Динамика ценностных представлений курсантов по курсам обучения представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика ценностных представлений курсантов по курсам обучения

Показатель

Курс обучения

1

2

3

4

5

Дисциплина

5,67±0,9

5,71±0,8

5,48±0,9

5,24±0,8

5,45±0,9

Ответственность

5,92±0,9

5,80±0,9

5,68±1,1

5,47±0,9

5,66±0,8

Геометрические фигуры

5,06±0,9

5,27±1,2

4,94±1,2

4,57±0,9

4,92±0,9

Алкоголь

3,03±1,1

2,93±1,3

2,87±1,2

3,43±1,1*

3,44±1,1

Материальное благополучие

5,78±1,0

5,59±1,2

5,84±1,1

5,38±1,2*

5,54±0,9

Нарушение закона

2,93±1,4

3,01±1,5

2,70±1,4

3,09±1,2

3,14±1,3

Карьера

5,99±0,7

5,81±0,9

5,80±1,0

5,73±0,6

5,75±0,9

Я-идеальное

5,56±0,9

5,64±0,9

5,60±1,1

5,43±1,0

5,54±1,1

Военная служба

5,85±1,0

5,94±1,1

5,76±1,1

5,26±1,1*

5,66±0,9

Я-реальное

5,66±0,9

5,85±0,9

5,62±1,2

5,46±0,8

5,66±1,0

Будущее

6,05±0,7

6,16±0,7

5,89±1,1

5,61±1,0

5,82±0,9

Семья

6,33±0,6

6,32±0,7

6,19±0,9

6,26±0,7

6,28±0,8

Ложь

2,57±1,1

2,61±1,3

2,81±1,4

2,96±1,0

2,75±1,2

Наркотики

2,00±1,0

1,78±0,9

2,23±1,5*

2,25±1,1

2,46±1,6

Риск

4,90±1,1

5,22±1,1

4,87±1,2

4,68±1,1

4,56±1,1

Воинский коллектив

5,80±1,2

6,04±0,9

5,60±1,1*

5,21±1,2

5,40±1,0

Примечания: * - р<0,05 по сравнению с предыдущим годом обучения.

Показано, что на третьем курсе по сравнению со вторым личное эмоциональное отношение к понятию «Наркотики» статистически значимо (р<0,05) улучшилось, а к понятию «Воинский коллектив» ухудшилось. На четвертом курсе по сравнению с третьим статистически значимо (р<0,05) улучшилось личное эмоциональное отношение к понятию «Алкоголь», а к понятиям «Военная служба» и «Материальное благополучие» ухудшилось.

Таким образом, можно предположить, что к 3-му и 4-му курсу обучения у курсантов снижается позитивная оценка военной службы, снижается ценность материального благополучия, они более позитивно относятся к экзогенным факторам снижения нервно-психического напряжения.

Отсутствие достоверных различий в группах курсантов первого и второго, а так же четвертого и пятого курсов подтверждает теорию В.А. Корзунина об этапах формирования профессионально-важных качеств в процессе обучения в военном вузе [4, 7]. Таким образом допустимо объединить курсантов первого и второго курсов в группу «Младшекурсников». Четвертого и пятого в группу «Старшекурсников».

С целью группировки понятий в разные семантические поля использован факторный анализ методом главных компонент с применением вращения Varimax normalized.

Для проверки применимости факторного анализа к выбранным переменным используется мера выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина и критерий сферичности Барлетта. Мера выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина = 0,876 – данные безусловно адекватны для применения факторного анализа. Критерий сферичности Бартлетта – критерий многомерной нормальности для распределения переменных. Значение p, меньшее 0,05, указывает на то, что данные вполне приемлемы для проведения факторного анализа.

Выделено 4 фактора на основе интерпретации их содержания, критерия Р. Кеттелла, в соответствии с которым количество факторов определяется по точке перегиба на графике до его выхода на пологую прямую после резкого спада собственных значений, выделенные факторы объясняют более 60% общей дисперсии анализируемых показателей, собственные значения выделенных факторов больше 1 (табл. 2).

Таблица 2

Матрица повернутых компонент

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Дисциплина

0,690

0,016

0,414

0,022

Ответственность

0,618

0,108

0,533

0,061

Алкоголь

-0,358

-0,543

-0,053

-0,041

Материально благополучие

0,165

-0,047

0,780

-0,149

Нарушение закона

-0,100

-0,687

-0,216

0,311

Карьера

0,388

0,106

0,753

-0,020

Я-идеальное

0,521

0,145

0,484

-0,073

Военная служба

0,736

0,243

0,286

0,066

Я-реальное

0,494

0,240

0,539

0,200

Будущее

0,125

0,278

0,693

0,333

Семья

0,091

0,331

0,725

0,226

Ложь

-0,342

-0,731

-0,169

0,030

Наркотики

-0,003

-0,851

-0,083

-0,095

Риск

0,019

-0,103

0,073

0,871

Воинский коллектив

0,582

0,189

0,264

0,335

Общ.дис.

3,163

2,452

3,405

1,232

Доля общ.

0,198

0,153

0,213

0,077

У изучаемого «фактора-1» нагрузка распределилась на показатели: дисциплина (0,690), ответственность (0,618), я-идеальное (0,521), военная служба (0,736), воинский коллектив (0,582). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 19,8 %. Его название, осознанное через его содержание «Военная служба».

У изучаемого «фактора-2» нагрузка распределилась на следующие показатели: алкоголь (-0,543), нарушение закона (-0,687), ложь (-0,731), наркотики (-0,851). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 15,3 %. Его название «Делинквентность».

У изучаемого «фактора-3» нагрузка распределилась на следующие показатели: материально благополучие (0,780), карьера (0,753), я-реальное (0,539), будущее (0,693), семья (0,725). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 21,3 %. Его название «Личностные ценности».

Четвертый «фактор» – «Риск» объясняет 7,7% дисперсии исходных признаков и включает показатель риск.

Выводы.

1. Ведущими ценностями для курсантов являются семья, карьера и успешное будущее.

2. К 3-му и 4-му курсу обучения у курсантов снижается позитивная оценка военной службы, снижается ценность материального благополучия, они более позитивно относятся к экзогенным факторам снижения нервно-психического напряжения.

3. Свое я-идеальное курсанты связывают с военной службой, сопряженной с ней дисциплиной, ответственностью и нахождением в воинском коллективе.

4. Я-реальное курсанты ассоциируют с семьей и будущим, карьерой и связанной с ней материальным благополучием.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.